Маркетинг
#статьи

Что такое геомаркетинг и как он помогает маркетологам продвигать бизнес

Разбираем на реальном кейсе.

Когда нам нужно найти какой-то товар, услугу или сервис, которые есть рядом с нами, мы спрашиваем об этом Яндекс или Google, смотрим 2ГИС. А они отвечают нам с использованием геосервиса — анализируют наше местоположение и дают точные ответы, показывают ближайшие и самые удобные варианты того, что нам нужно.

Обычно мы не задумываемся, почему какая-то компания показывается в списке выше других, отчего где-то указано неверное время работы, да и о том, кто вообще добавляет всю эту информацию. А это отдельное направление маркетинговой работы, называющееся геомаркетингом. С его помощью можно рассказать о своём продукте или услуге локальной аудитории — то есть тем людям, которые находятся поблизости.

Как работает геомаркетинг

Геомаркетинг похож одновременно на SEO и SMM.

Это тоже работа с поисковыми системами, просто специфичными. Но устроено всё так же: пользователь вводит запрос, а система показывает результат, который больше всего ему подходит. Более того, результаты геозапросов показываются не только в самих «Яндекс.Картах» или Google Maps, но и в основной выдаче, причём в самом верху.

Результаты из «Яндекс.Карт» находятся выше, чем все остальные сайты. В Google результат аналогичный. Скриншот: Skillbox Media

Маркетолог влияет на результат выдачи, корректируя карточку в геосервисе. Это похоже на то, чем занимаются SEO-специалисты.

Ещё на выдачу и мнение клиентов о компании влияют отзывы. Компания, которая следит за своей репутацией, должна работать с отзывами, отвечать на них и стимулировать клиентов чаще их оставлять. И это тоже работа геомаркетолога.

Кому нужен геомаркетинг

Он необходим бизнесу, у которого есть офис или магазин, куда приходят клиенты. Такой тип бизнеса называется локальным. Это:

  • магазины — от киоска с журналами до крупных магазинов;
  • HoReCa — рестораны, кафе, кофейни и так далее;
  • аптеки и медицинские центры;
  • банки, микрофинансовые организации, страховые компании;
  • развлечения: детские центры, клубы, кинотеатры и так далее;
  • оказание услуг «на месте» — от салонов красоты до автосервисов.

Геомаркетинг подходит и малому, и среднему бизнесу. Дело в том, что тут требуется немного усилий, это условно-бесплатно, а результат получается большой.

Другие маркетинговые инструменты — контекстная и таргетированная реклама, SEO, SMM — стоят дорого и могут себя не окупить. А вот с геомаркетингом можно начать работать, даже если у вас почти нет бюджета.

Но и крупному бизнесу, у которого 10+ филиалов, геомаркетинг облегчит работу и поможет привлечь новых клиентов.

Допустим, в Екатеринбурге недавно открылось кафе-мороженое «Ай, как вкусно». Главная задача и владельца, и маркетолога малого бизнеса в том, чтобы о новом заведении узнали жители города. В это же время в Ярославле открылся сотый магазин сети «АБВ»: владельцы крупного бизнеса хотят, чтобы клиенты выбирали только «АБВ» (вне зависимости от города).

И маленькому кафе, и большой сети магазинов важно, чтобы клиенты легко их находили. Также им нужно следить за репутацией, которую часто формируют отзывы клиентов. Поэтому маркетологи занимаются геомаркетингом, который помогает локальной аудитории узнать о компании и приблизить её к покупке.

Давайте разберём всё это на кейсе.

Кейс компании Etam по работе с геомаркетингом

Еtam — французский бренд нижнего белья и домашней одежды. В России он представлен сетью из 33 магазинов. В сентябре 2020 года начал работать с геомаркетингом с помощью платформы по управлению онлайн-присутствием RocketData.

Как Etam запустил работу с геосервисами

Шаг 1. Для начала компания проверила, у всех ли магазинов есть карточки в «Google Мой бизнес» и «Яндекс.Справочнике» и верная ли в них указана информация. Важно было увидеть, сколько карточек уже создано в этих геосервисах и все ли они подтверждены владельцем. Если карточка не подтверждена, любой пользователь может присвоить её и изменить данные, а это недопустимо для бизнеса.

Шаг 2. Потом проверили карточки на актуальность данных. Исправили ошибки: где-то были указаны неактуальный адрес и телефон, добавлены неподходящие фотографии. Чтобы клиенты могли найти ближайший к их локации магазин и поехать туда, маркетологи обновили информацию в Google и Яндексе.

Теперь пользователи всегда приходят в магазины Etam по верным адресам и в актуальное время работы.

Шаг 3. Следующий шаг — добавить компанию в популярные геосервисы, в которых раньше не было карточек. Например, в 2ГИС.

Ежедневно пользователи 2ГИС делают 2,2 млн поисковых запросов, а значит, компании, которые размещают там свои карточки, получают маркетинговое преимущество. Скриншот: Skillbox Media

Кроме 2ГИС, данные компании отправили в популярные навигаторы, а в Facebook* и Instagram* создали локальные страницы — страницы, которые соответствуют отдельному адресу каждого филиала и показываются при поисковом запросе пользователя с учётом его геолокации.

Мало кто знает, но сегодня пользователи строят маршруты даже из социальных сетей. Вот как это выглядит. Источник: Skillbox Media

Шаг 4. Для того чтобы пользователи находили компанию в геосервисах, недостаточно просто добавить точки компании. Важно заполнить карточки в соответствии с правилами геосервисов: правильно указать координаты, подобрать верные категории бизнеса, указать атрибуты, добавить фотографии.

Поисковые механизмы в геосервисах анализируют каждую карточку: полноту и корректность указанных данных, близость к пользователю, рейтинг карточки, отзывы в ней и другие параметры. По этим данным геосервис ранжирует карточки, то есть сортирует и выбирает, какие организации показывать выше других.

Карточка магазина Etam, заполненная в соответствии с правилами «Google Мой бизнес». Скриншот: Skillbox Media

Карточки в локальной выдаче заменяют пользователю сайт компании. Чем больше необходимой информации получает пользователь, тем быстрее он принимает решение обратиться в компанию.

Шаг 5. Финальный шаг — выстроить работу с отзывами в геосервисах.

Если компания вовремя не обработает негатив или не ответит на позитив, её репутация может пострадать. Быстрый ответ на отзыв способен решить проблему клиента и изменить его мнение о компании. Поэтому компаниям важно отслеживать отзывы клиентов и вовремя отвечать на них.

Etam получает уведомления о новых отзывах, которые клиенты оставляют в карточках геосервисов, и оперативно отвечает на них, вовремя нивелирует негатив и поддерживает лояльность покупателей.

Пример оперативного и вежливого ответа Etam на отзыв клиента. Скриншот: Skillbox Media

Александра Данилова, e-commerce manager Etam

«Сейчас мы работаем с информацией в каждом геосервисе из единого кабинета на платформе RocketData, что экономит время и делает работу эффективнее: можно быстро исправить информацию в карточках, отметить время работы в праздничные дни, ответить на отзыв клиента и устранить проблему, если получили негативный отзыв».

Результаты работы Etam через полгода после внедрения геомаркетинга

1. Каждый магазин Etam представлен в популярных геосервисах, карточки верно заполнены. Можно увидеть, как Google предлагает пользователю выбрать любой удобный ему геосервис, чтобы найти магазин компании:

Скриншот: Skillbox Media

2. То, что карточки заполнили верно, отразилось на ранжировании. Уже через полгода видимость Etam в Google Search выросла на 47%, а в Google Maps — на 57%:

Скриншот: Skillbox Media

Это говорит о том, что Etam обходит конкурентов в локальной выдаче.

3. Через полгода после внедрения геомаркетинга увеличилось количество взаимодействий пользователей с карточками компании: люди стали охотнее звонить и строить маршруты к магазинам прямо из них.

Изменения в Google:

  • +44% построенных маршрутов;
  • +48% звонков;
  • +85% переходов на сайт.

Так изменилось количество действий пользователей в карточках Яндекса:

Скриншот: Skillbox Media

Александра Данилова, e-commerce manager Etam

«Внедрение геомаркетинга позволило нам не только взять под контроль информацию о нашей компании, но и в целом повысить видимость бренда в геосервисах. В нашем случае в каждом из популярных геосервисов мы добились роста взаимодействий пользователей: звонков, просмотров фото, отзывов и, самое главное, — построенных маршрутов. Каждый построенный из карточки маршрут — ваш потенциальный клиент в точке продаж».

Основные выводы

  • Геомаркетинг — хороший инструмент маркетолога и владельца бизнеса, с помощью которого бизнес может заявить о себе локальной аудитории.
  • Геомаркетинг необходим локальному бизнесу, клиенты которого приходят в точку продаж, чтобы получить услугу или купить товар.

Геомаркетинг может решить три важных задачи бизнеса:

  • помочь вашей компании всегда быть рядом с потенциальным клиентом;
  • сообщать потенциальным клиентам верную и актуальную информацию;
  • увеличивать пешеходный трафик в ваши точки продаж.

В этой статье я рассказала только о малой части геомаркетинга. На самом деле у него намного больше возможностей:

  • можно управлять карточками, чтобы повысить их видимость в поисковых системах;
  • настроить георекламу, чтобы привлекать новых клиентов прямо из карт;
  • работать с отзывами, чтобы повысить доверие к компании и мотивировать клиентов оставлять больше отзывов.

Всему этому мы учим на курсе по геомаркетингу. Приходите!

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована