Что такое геомаркетинг и как он помогает маркетологам продвигать бизнес
Разбираем на реальном кейсе.
Когда нам нужно найти какой-то товар, услугу или сервис, которые есть рядом с нами, мы спрашиваем об этом Яндекс или Google, смотрим 2ГИС. А они отвечают нам с использованием геосервиса — анализируют наше местоположение и дают точные ответы, показывают ближайшие и самые удобные варианты того, что нам нужно.
Обычно мы не задумываемся, почему какая-то компания показывается в списке выше других, отчего где-то указано неверное время работы, да и о том, кто вообще добавляет всю эту информацию. А это отдельное направление маркетинговой работы, называющееся геомаркетингом. С его помощью можно рассказать о своём продукте или услуге локальной аудитории — то есть тем людям, которые находятся поблизости.
Как работает геомаркетинг
Геомаркетинг похож одновременно на SEO и SMM.
Это тоже работа с поисковыми системами, просто специфичными. Но устроено всё так же: пользователь вводит запрос, а система показывает результат, который больше всего ему подходит. Более того, результаты геозапросов показываются не только в самих «Яндекс.Картах» или Google Maps, но и в основной выдаче, причём в самом верху.
Маркетолог влияет на результат выдачи, корректируя карточку в геосервисе. Это похоже на то, чем занимаются SEO-специалисты.
Ещё на выдачу и мнение клиентов о компании влияют отзывы. Компания, которая следит за своей репутацией, должна работать с отзывами, отвечать на них и стимулировать клиентов чаще их оставлять. И это тоже работа геомаркетолога.
Кому нужен геомаркетинг
Он необходим бизнесу, у которого есть офис или магазин, куда приходят клиенты. Такой тип бизнеса называется локальным. Это:
- магазины — от киоска с журналами до крупных магазинов;
- HoReCa — рестораны, кафе, кофейни и так далее;
- аптеки и медицинские центры;
- банки, микрофинансовые организации, страховые компании;
- развлечения: детские центры, клубы, кинотеатры и так далее;
- оказание услуг «на месте» — от салонов красоты до автосервисов.
Геомаркетинг подходит и малому, и среднему бизнесу. Дело в том, что тут требуется немного усилий, это условно-бесплатно, а результат получается большой.
Другие маркетинговые инструменты — контекстная и таргетированная реклама, SEO, SMM — стоят дорого и могут себя не окупить. А вот с геомаркетингом можно начать работать, даже если у вас почти нет бюджета.
Но и крупному бизнесу, у которого 10+ филиалов, геомаркетинг облегчит работу и поможет привлечь новых клиентов.
Допустим, в Екатеринбурге недавно открылось кафе-мороженое «Ай, как вкусно». Главная задача и владельца, и маркетолога малого бизнеса в том, чтобы о новом заведении узнали жители города. В это же время в Ярославле открылся сотый магазин сети «АБВ»: владельцы крупного бизнеса хотят, чтобы клиенты выбирали только «АБВ» (вне зависимости от города).
И маленькому кафе, и большой сети магазинов важно, чтобы клиенты легко их находили. Также им нужно следить за репутацией, которую часто формируют отзывы клиентов. Поэтому маркетологи занимаются геомаркетингом, который помогает локальной аудитории узнать о компании и приблизить её к покупке.
Давайте разберём всё это на кейсе.
Кейс компании Etam по работе с геомаркетингом
Еtam — французский бренд нижнего белья и домашней одежды. В России он представлен сетью из 33 магазинов. В сентябре 2020 года начал работать с геомаркетингом с помощью платформы по управлению онлайн-присутствием RocketData.
Как Etam запустил работу с геосервисами
Шаг 1. Для начала компания проверила, у всех ли магазинов есть карточки в «Google Мой бизнес» и «Яндекс.Справочнике» и верная ли в них указана информация. Важно было увидеть, сколько карточек уже создано в этих геосервисах и все ли они подтверждены владельцем. Если карточка не подтверждена, любой пользователь может присвоить её и изменить данные, а это недопустимо для бизнеса.
Шаг 2. Потом проверили карточки на актуальность данных. Исправили ошибки: где-то были указаны неактуальный адрес и телефон, добавлены неподходящие фотографии. Чтобы клиенты могли найти ближайший к их локации магазин и поехать туда, маркетологи обновили информацию в Google и Яндексе.
Теперь пользователи всегда приходят в магазины Etam по верным адресам и в актуальное время работы.
Шаг 3. Следующий шаг — добавить компанию в популярные геосервисы, в которых раньше не было карточек. Например, в 2ГИС.
Кроме 2ГИС, данные компании отправили в популярные навигаторы, а в Facebook* и Instagram* создали локальные страницы — страницы, которые соответствуют отдельному адресу каждого филиала и показываются при поисковом запросе пользователя с учётом его геолокации.
Шаг 4. Для того чтобы пользователи находили компанию в геосервисах, недостаточно просто добавить точки компании. Важно заполнить карточки в соответствии с правилами геосервисов: правильно указать координаты, подобрать верные категории бизнеса, указать атрибуты, добавить фотографии.
Поисковые механизмы в геосервисах анализируют каждую карточку: полноту и корректность указанных данных, близость к пользователю, рейтинг карточки, отзывы в ней и другие параметры. По этим данным геосервис ранжирует карточки, то есть сортирует и выбирает, какие организации показывать выше других.
Карточки в локальной выдаче заменяют пользователю сайт компании. Чем больше необходимой информации получает пользователь, тем быстрее он принимает решение обратиться в компанию.
Шаг 5. Финальный шаг — выстроить работу с отзывами в геосервисах.
Если компания вовремя не обработает негатив или не ответит на позитив, её репутация может пострадать. Быстрый ответ на отзыв способен решить проблему клиента и изменить его мнение о компании. Поэтому компаниям важно отслеживать отзывы клиентов и вовремя отвечать на них.
Etam получает уведомления о новых отзывах, которые клиенты оставляют в карточках геосервисов, и оперативно отвечает на них, вовремя нивелирует негатив и поддерживает лояльность покупателей.
Александра Данилова, e-commerce manager Etam
«Сейчас мы работаем с информацией в каждом геосервисе из единого кабинета на платформе RocketData, что экономит время и делает работу эффективнее: можно быстро исправить информацию в карточках, отметить время работы в праздничные дни, ответить на отзыв клиента и устранить проблему, если получили негативный отзыв».
Результаты работы Etam через полгода после внедрения геомаркетинга
1. Каждый магазин Etam представлен в популярных геосервисах, карточки верно заполнены. Можно увидеть, как Google предлагает пользователю выбрать любой удобный ему геосервис, чтобы найти магазин компании:
2. То, что карточки заполнили верно, отразилось на ранжировании. Уже через полгода видимость Etam в Google Search выросла на 47%, а в Google Maps — на 57%:
Это говорит о том, что Etam обходит конкурентов в локальной выдаче.
3. Через полгода после внедрения геомаркетинга увеличилось количество взаимодействий пользователей с карточками компании: люди стали охотнее звонить и строить маршруты к магазинам прямо из них.
Изменения в Google:
- +44% построенных маршрутов;
- +48% звонков;
- +85% переходов на сайт.
Так изменилось количество действий пользователей в карточках Яндекса:
Александра Данилова, e-commerce manager Etam
«Внедрение геомаркетинга позволило нам не только взять под контроль информацию о нашей компании, но и в целом повысить видимость бренда в геосервисах. В нашем случае в каждом из популярных геосервисов мы добились роста взаимодействий пользователей: звонков, просмотров фото, отзывов и, самое главное, — построенных маршрутов. Каждый построенный из карточки маршрут — ваш потенциальный клиент в точке продаж».
Основные выводы
- Геомаркетинг — хороший инструмент маркетолога и владельца бизнеса, с помощью которого бизнес может заявить о себе локальной аудитории.
- Геомаркетинг необходим локальному бизнесу, клиенты которого приходят в точку продаж, чтобы получить услугу или купить товар.
Геомаркетинг может решить три важных задачи бизнеса:
- помочь вашей компании всегда быть рядом с потенциальным клиентом;
- сообщать потенциальным клиентам верную и актуальную информацию;
- увеличивать пешеходный трафик в ваши точки продаж.
В этой статье я рассказала только о малой части геомаркетинга. На самом деле у него намного больше возможностей:
- можно управлять карточками, чтобы повысить их видимость в поисковых системах;
- настроить георекламу, чтобы привлекать новых клиентов прямо из карт;
- работать с отзывами, чтобы повысить доверие к компании и мотивировать клиентов оставлять больше отзывов.
Всему этому мы учим на курсе по геомаркетингу. Приходите!