Что нужно знать, чтобы эффективно работать с SEO в 2025 году
Про изменения в поисковой выдаче, тренды и навыки, необходимые SEO-специалисту.


Иллюстрация: «Яндекс Станция» / «Яндекс» / DALL-E / Annie для Skillbox Media

Статью подготовила SEO-специалист ГК Webit Ольга Виниченко.
Поисковые системы всё ещё остаются одним из основных источников трафика. Основы SEO — оптимизированные метатеги, бесперебойная работа сайта и чёткая организация контента — продолжают работать. Но вместе с тем SEO меняется — и, чтобы продолжать эффективно привлекать трафик, нужно адаптироваться к этим изменениям.
В этом материале расскажу об изменениях, которые повлияют на работу SEO-специалистов в 2025 году.
- Почему нужно уметь работать с нейросетями
- Как подстраиваться под голосовой поиск
- Что делать, чтобы попадать в zero-click-выдачу
- Как обеспечить пользователю удобство
- Как работать с репутацией
- Как создавать качественный контент
- Зачем осваивать новые инструменты
- Как различается отношение к белому SEO у «Яндекса» и Google
Почему нужно уметь работать с нейросетями
Использование искусственного интеллекта и нейросетей — самый очевидный тренд. Если ещё в прошлом году их в работе применяли немногие, теперь это мастхэв.
Почему? Потому что сейчас нейросети отлично автоматизируют рутинные задачи, ускоряют процессы и освобождают время для задач, которые будут стратегически важны в развитии проекта. Качество и количество нейросетей поражает — с их помощью можно собирать и кластеризовать запросы, анализировать сайты конкурентов, мониторить поисковую выдачу и делать много что ещё. Если вы не используете их, начните это делать.

Скриншот: Ольга Виниченко
Как подстраиваться под голосовой поиск
Голосовой поиск — ещё один тренд. Его развитие ускоряют прогресс AI, рост качества распознавания речи и частоты использования умных устройств.
Чтобы в будущем не терять трафик, нужно подстраиваться под голосовой поиск уже сейчас. Это значит использовать формат «вопрос — ответ» и адаптировать контент под разговорный стиль. Ведь, задавая вопросы голосом, пользователи часто формируют их в виде длинных предложений: вместо «семейное кафе Москва» говорят «где около моего дома семейное кафе с детской игровой».

Скриншот: «Яндекс» / Skillbox Media
Также нужно работать с локальным SEO: заполнять карточки в «Яндекс Бизнесе» и Google My Business, оптимизировать страницы под геозависимые запросы. Ведь пользователи при использовании голосовых помощников часто хотят узнать информацию о местонахождении компании — например, задают запрос «где рядом продуктовый магазин».
Помните об удобстве для пользователя. Голосовой поиск чаще всего используют на ходу, когда нужно быстро найти ответ. Поэтому пользователь не будет, например, долго ждать загрузки контента или искать информацию в непонятном интерфейсе.
Что делать, чтобы попадать в zero-click-выдачу
Теперь у поисковых систем есть конкуренты в лице нейросетей: ИИ может ответить на вопрос здесь и сейчас, и пользователю не приходится переходить на сайт и искать нужный контент. Чтобы не отставать от ИИ, поисковые системы формируют zero-click-выдачу, или нейроответы. Это ответы на запрос пользователя, созданные на основе контента на сайтах в выдаче.

Скриншот: «Яндекс» / Skillbox Media
Чтобы увеличить шансы на попадание в zero-click-выдачу, сосредоточьтесь на создании контента, который максимально чётко и подробно ответит на вопросы вашей целевой аудитории. Если контент даёт ёмкий ответ на запрос, высока вероятность, что поисковые системы используют именно его, а не контент конкурентов.
Zero-click-поиск уменьшает количество переходов на сайт, что может негативно сказаться на метриках, но только на первый взгляд. На деле пользователь всё равно видит ваш логотип, домен и контент в поисковой выдаче, а это в итоге укрепляет доверие аудитории к бренду.
Как обеспечить удобство для пользователя
Работа над удобством пользователей — неотъемлемая часть SEO-стратегии. Пользователи привыкли к тому, что могут быстро найти ответ на вопрос, и, если ресурс не позволяет этого делать, доля отказов растёт и позиции в выдаче снижаются.
Чтобы сайт был удобен для пользователей, обеспечьте высокую скорость загрузки, сделайте понятный интерфейс и адаптируйте ресурс под мобильные. Принцип mobile first уже давно лежит в основе SEO, потому что большинство пользователей посещает сайты со смартфонов. Так, по статистике «Яндекс Радара», около 70% визитов на сайты приходится на мобильный трафик.

Скриншот: «Яндекс Радар» / Skillbox Media
Как работать с репутацией бренда в выдаче
Значимость репутации бренда постоянно растёт. Пользователи всё чаще оценивают отзывы и рейтинг компании — иногда даже до того, как знакомятся с продуктом. Поэтому SEO-специалистам важно следить за репутацией бренда в Сети.
Как это делать? Использовать SERM, в первую очередь работать с отзывами о компании в поисковой выдаче. Если отзывы негативные и у компании низкий рейтинг, у неё вряд ли будут покупать. Если отзывы положительные и рейтинг высокий, это увеличит вероятность покупок. Поэтому первоочередная задача — сделать так, чтобы пользователи видели положительные отзывы.

Скриншот: «Яндекс Карты» / Skillbox Media
Не забывайте и о социальных сетях. Если компания будет присутствовать в соцсетях и работать там с негативом, если её будут рекомендовать реальные пользователи, ей будут больше доверять.
Как создавать качественный контент
Без качественного контента в SEO делать нечего. Алгоритмы поисковых систем способны оценивать ценность и качество контента, а современные технологии позволяют им лучше понимать контекст запросов и анализировать, решает ли текст проблемы пользователей. Поэтому поверхностные статьи и SEO-тексты — те, что написаны только ради поисковых запросов, — уже не работают.
Чтобы создавать качественный контент, глубоко анализируйте запросы пользователей в вашей нише и создавайте материалы, которые помогут решить их задачи. Например, если компания продаёт смесители, можно подготовить материал о том, как правильно установить смеситель, — сделать пошаговую инструкцию без лирических отступлений.
Зачем осваивать новые инструменты
Освоение новых инструментов — наверное, самый неочевидный тренд. Но он есть.
На рынке постоянно появляются новые инструменты. Но часто SEO-специалисты не следят за ними и пользуются своим проверенным набором. Если вы уже несколько лет не меняли этот набор и не изучали новые сервисы, скорее всего, вы решаете задачи не так эффективно, как могли бы.
Понятно, что не все инструменты имеют то качество, которое мы хотели бы видеть, но иногда на арене появляются достойные игроки. Не упустите их.
Как различается отношение к белому SEO у «Яндекса» и Google
Напоследок хочется сказать о том, что Google в сравнении с «Яндексом» даёт белым SEO-специалистам преимущество. Обе поисковые системы учитывают поведенческие факторы при ранжировании, но «Яндекс» больше фокусируется на них, при этом не отслеживая накрутку активно.
То, что «Яндекс» ориентируется на поведенческие факторы, ясно из утечек внутренних документов, в которых зашкаливает упоминание кликов. А то, что «Яндекс» не борется с накруткой поведенческих факторов, становится понятно, если посмотреть выдачу, например, в нише продвижения сайтов: в топе находится большое количество ноунеймов, очевидно, использующих накрутку.
Белые SEO-специалисты надеются, что «Яндекс» возьмёт пример с Google и научится эффективно отсекать трафик от ботов. Но пока накрутка поведенческих факторов работает.
Также отмечу, что органическая выдача в «Яндексе» затерялась и стала почти незаметной из-за обилия рекламных блоков и интеграций маркетплейсов. Динамическая реклама и партнёрские программы маркетплейсов занимают значительную часть SERP, что усложняет продвижение.

Скриншот: «Яндекс» / Skillbox Media
Google же демонстрирует более чистую органическую выдачу. Это делает продвижение белыми методами более эффективным.
Белые SEO-специалисты верят, что со временем и «Яндекс», и Google придут к единому стандарту борьбы с накруткой. Но пока Google предлагает более благоприятные условия для белого SEO.
Изучаете SEO? Прочитайте эти материалы Skillbox Media
- Как использовать поисковые подсказки в продвижении сайта: кейсы и рекомендации
- Зачем проверять уникальность текста и правда ли она влияет на SEO
- Тренды маркетинга в 2025 году: что будет с ИИ, SEO, видео- и инфлюенс-маркетингом
- Разбор факторов ранжирования в «Яндексе» и Google. Что это, как они работают и какие бывают
- Почему SEO-специалистам нужны навыки разработки сайтов и какие языки стоит изучить