Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Маркетинг
#статьи

Чем занимается коммерческий директор и как им стать

Обзор одной из самых высокооплачиваемых профессий в России.

Кадр: фильм «Предел риска» / Lionsgate

Коммерческий директор (chief commercial officer, CCO) — топ-менеджер, от которого зависит, будет ли бизнес зарабатывать. Он отвечает за продажи, выручку и развитие — то есть за всё, что превращает работу компании в прибыль. Неудивительно, что эта профессия входит в четвёрку самых высокооплачиваемых в России: в 2025 году комдир зарабатывает около 300 тысяч рублей в месяц и больше.

В этой статье редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываем главное о профессии.

Разобраться в особенностях профессии помогла экс коммерческий директор Skillbox Евгения Шашева.

Чем занимается коммерческий директор: основные обязанности

Главная задача коммерческого директора — обеспечить рост выручки компании. Он отвечает за то, чтобы бизнес работал эффективнее, зарабатывал больше и развивался. Вот какие задачи он выполняет:

  • Разрабатывает и реализует стратегию продаж. Для этого комдир анализирует рынок, конкурентов и тренды. На основе анализа находит точки роста и определяет, куда бизнесу двигаться дальше.
  • Контролирует финансовые показатели. Он формирует цели и KPI по выручке, рентабельности и другим важным финансовым метрикам.
  • Координирует работу отделов продаж и маркетинга. Задача комдира — настроить процессы так, чтобы эти отделы выполняли планы и эффективно взаимодействовали между собой. Кроме руководителей этих отделов, коммерческому директору могут подчиняться руководители отделов закупок и логистики.
  • Взаимодействует с ключевыми клиентами и партнёрами. Строит долгосрочные отношения с важными клиентами, заключает крупные сделки, общается с инвесторами.
  • Оптимизирует бизнес-процессы и развивает коммерческое направление. Ищет способы повысить прибыль за счёт улучшения внутренних процессов. Занимается привлечением новых клиентов, поиском новых ниш для развития, повышением маржинальности бизнеса и увеличением LTV клиента.

Хороший коммерческий директор — это одновременно управленец, переговорщик и стратег. Он должен видеть картину бизнеса целиком и при этом разбираться в деталях каждого этапа его работы.

Чем коммерческий директор отличается от финдиректора и руководителя отдела продаж

Коммерческий директор, финансовый директор и руководитель отдела продаж (РОП) работают в команде, но отвечают за разные аспекты бизнеса. Комдир — за доходную часть, финдиректор — за финансовую отчётность и планирование. РОП — за объём продаж.

Проще говоря, комдир определяет, что, кому и по какой цене продавать (стратегия), РОП — обеспечивает выполнения планов продаж (реализация), финдиректор анализирует финансовый результат этих действий (оценка результата).

В некоторых компаниях роль коммерческого директора совмещена с ролью руководителя отдела продаж. Чаще это встречается в малом бизнесе, где объём продуктовой матрицы и выручки небольшой. Но по мере роста бизнеса эти роли лучше разделять: один должен заниматься стратегией и развитием, второй — реализовывать текущие бизнес-планы.

Что должен знать и уметь коммерческий директор: хард- и софт-скиллы

Коммерческий директор — не просто управленец с планом продаж. Это человек, который принимает стратегические решения, анализирует рынок, выстраивает работу отделов и ведёт переговоры. Чтобы справляться с этим, нужны как профессиональные навыки, так и личностные характеристики. Давайте разбираться.

Основные хард-скиллы коммерческого директора:

  • Стратегическое мышление — необходимо, чтобы выстраивать долгосрочные цели и принимать обоснованные решения.
  • Умение смотреть на ситуацию «сверху» (helicopter view) — оценивать картину целиком: от рыночной ситуации до внутренних процессов компании.
  • Навыки рыночного анализа — отслеживать изменения в отрасли, чтобы адаптировать стратегию и находить новые возможности.
  • Переговорные навыки — договариваться с партнёрами, инвесторами и привлекать клиентов.
  • Управленческие навыки — выстраивать слаженную работу отделов продаж и маркетинга, ставить задачи, контролировать их выполнение.

Основные софт-скиллы коммерческого директора:

  • Проактивность — действовать на опережение, самостоятельно находить точки роста и предлагать решения.
  • Адаптивность — быстро реагировать на изменения и менять тактику, при необходимости.
  • Лидерские качества и умение работать в команде — вести команду вперёд, уметь организовать, вдохновить, выстроить взаимодействие.
  • Аналитический склад ума — обрабатывать информацию, выявлять закономерности и принимать обоснованные решения.

Есть ли разница в требованиях к комдиру в разных сферах? Да, в разных областях требуется разный опыт. Например, в диджитал-сфере важнее навыки онлайн-продаж, аналитические навыки и знания о технологиях для эффективной работы с аудиторией в онлайне. В офлайне своя специфика привлечения клиентов и продаж. В B2B- и B2C-сегментах разный цикл сделки, подход к продажам и удержанию клиентов.

Но если коммерческий директор быстро схватывает детали и вникает в особенности новой среды, он может адаптировать предыдущий опыт и даже предложить свежий взгляд на устоявшиеся процессы.

Курс Skillbox

  • «Коммерческий директор» — на курсе учат разрабатывать стратегию продаж, анализировать рынок, оптимизировать процессы, управлять отделом. Подходит предпринимателям, руководителям отделов продаж и маркетинга, директорам любого звена.

Сколько зарабатывает коммерческий директор

По данным агентства «КАУС», во втором квартале 2025 года средняя зарплата комдира в Москве составляла 272–369 тысяч рублей в месяц. По данным портала «ГородРабот.ру», модальная зарплата комдира по России за первые полгода 2025 года — 200 тысяч рублей в месяц.

Зарплата комдира зависит от масштаба компании, в которой он работает, и от уровня его ответственности. Например, в малом бизнесе с небольшим штатом коммерческий директор может зарабатывать около 150 тысяч рублей в месяц.

А в крупных компаниях с миллиардами в обороте зона ответственности комдира может охватывать несколько регионов — в таких случаях его зарплата может превышать 300–400 тысяч рублей в месяц.

В некоторых компаниях доход компании напрямую влияет и на доход коммерческого директора: в систему мотивации включён бонус или процент от выручки, валовой или чистой прибыли бизнеса. Это стимулирует коммерческого директора влиять на финансовые результаты компании.

Как стать коммерческим директором

Чаще всего путь к должности коммерческого директора начинается с работы в продажах или маркетинге. Специалисты с опытом в этих сферах хорошо понимают рынок, разбираются в поведении клиентов и механизмах, влияющих на выручку компании.

Со временем они становятся руководителями отделов, получают управленческие навыки, а затем начинают отвечать за коммерческую стратегию и переходят на позицию комдира.

Однако это не единственный путь. Например, позицию комдира также могут занять специалисты с опытом в управлении продуктом — особенно если у них развито стратегическое мышление и есть бизнес-жилка.

Для этой должности важен разнообразный опыт: понимание принципов продаж и маркетинга, знание основ финансов, управленческие компетенции. Высшее образование обычно требуется — чаще всего в области экономики, менеджмента, маркетинга или в технической сфере (в зависимости от отрасли компании).

Можно ли стать комдиром без опыта в маркетинге и продажах? Теоретически — да, особенно если у вас сильный управленческий или аналитический бэкграунд. Но на практике понимание рынка и клиентов необходимо почти всегда: без этого сложно отвечать за коммерческий результат бизнеса.

Если вы планируете развиваться в этой сфере, вот несколько рекомендаций:

  • Изучайте рынок и следите за трендами.
  • Анализируйте потребности и поведение клиентов.
  • Осваивайте различные маркетинговые инструменты, экспериментируйте и не бойтесь рисковать (предварительно сделав оценку рисков).
  • Практикуйтесь в продажах.
  • Развивайте навыки аналитики, стратегического мышления и коммуникации.
  • Не бойтесь проявлять инициативу и брать на себя ответственность.
  • Не бойтесь ошибаться — ошибки тоже дают опыт и знания.

Главное о профессии коммерческого директора в 5 пунктах

  • Коммерческий директор — топ-менеджер, который отвечает за то, чтобы бизнес работал эффективнее, зарабатывал больше и развивался.
  • Комдир разрабатывает и реализует стратегию продаж бизнеса, контролирует финансовые показатели, координирует работу отделов продаж и маркетинга, взаимодействует с ключевыми клиентами и партнёрами, оптимизирует бизнес-процессы.
  • Иногда коммерческого директора путают с финансовым директором или РОПом. Эти специалисты работают в команде, но отвечают за разные аспекты бизнеса. Комдир отвечает за доходную часть, финдиректор — за финансовую отчётность и планирование, а РОП — за объём продаж.
  • Зарплата комдира зависит от масштаба компании, в которой он работает, и от уровня его ответственности. В небольших компаниях коммерческий директор может зарабатывать около 150 тысяч рублей. А в крупном бизнесе — от 300 тысяч рублей.
  • Чаще всего коммерческими директорами становятся специалисты с опытом в продажах или маркетинге. Иногда на эту позицию приходят из продуктового менеджмента. В большинстве случаев комдиру требуется высшее образование — в области экономики, менеджмента, маркетинга или в технической сфере.

Эти статьи Skillbox Media могут быть вам полезны



Научитесь: Коммерческий директор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована