5 неочевидных способов сбора семантики
Увы, сейчас схема «выписать 30 жирных запросов в Яндексе и продвигаться по ним» уже не работает. Нужно максимально широкое семантическое ядро.
vlada_maestro / shutterstock
«Подбор слов» от Яндекса или Wordstat — инструмент, известный каждому, кто начинал хотя бы знакомиться с SEO. Все видели популярные запросы с десятками и сотнями тысяч показов вроде «купить …», «… цена», «… недорого», «… москва». Но этих так называемых высокочастотных ключей недостаточно для полноценного поискового маркетинга.
Ещё в 2016 году Яндекс опубликовал исследование, и оказалось, что топ-10 популярных запросов занимает только 4,6% поискового потока на десктопах. А на мобильных устройствах — ещё меньше: 3,5%. Сейчас, скорее всего, эти доли ещё меньше, в том числе в связи с ростом голосовых запросов.
К тому же статистика Яндекса — не единственный источник ключевых слов и фраз. Рассказываем о малоизвестных для новичков и не самых очевидных способах сбора семантики. По каждому даём сторонние вспомогательные онлайн-инструменты, которые помогут минимизировать рутину.
Ключевые слова Google
Да, у нас ищут не только в Яндексе, об этом многие забывают. Пользователи Google могут писать запросы немного по-другому, алгоритмы поисковиков, естественно, тоже разные. То есть интернет-маркетолог может получить более разнообразную семантику, работая с ключевыми словами обеих систем. Само собой, будут полностью одинаковые запросы, но дубли легко удалить с помощью привычного Excel.
У Google есть похожий на Вордстат инструмент — Keyword Planner или «Планировщик ключевых слов». Есть выбор региона, настройка временного периода, блок с рекомендациями по расширению поиска (аналог похожих запросов в Wordstat). Сервис бесплатный, нужна только регистрация в Google Ads.
Инструменты для ускорения и автоматизации сбора Google-семантики:
- Keyword Tool. Платный, от 69 долларов в месяц. Ограничение бесплатной версии — 750 запросов.
- Serpstat. Платный, тарифы от 55 долларов в месяц. Удобно подбирать информационные запросы («как …», «где …»).
- Ubersuggest. Бесплатный инструмент от Нила Пателя. Бонус: анализ топ-100 выдачи Google.
А узнать, по каким запросам Google у вашего сайта есть уже показы и переходы, можно с помощью Search Console («Эффективность») или Google Analytics («Источники трафика» → «Search Console» → «Запросы»).
Поисковые подсказки Яндекса, Google и YouTube
Поисковые подсказки — слова и фразы, которые поисковики предлагают в ответ на то, что пользователь начинает вводить в поисковой строке. Они экономят время, так как выдаются с учётом региона, предыдущих запросов и актуальных тенденций.
По сравнению с Яндекс.Вордстатом и Планировщиком Google Ads, подсказки дают гораздо больше низкочастотных и трендовых запросов, только набирающих популярность. Их точно стоит использовать для расширения семантического ядра.
Кроме очевидных Яндекса и Google, обратите внимание и на YouTube. Это второй по посещаемости ресурс в мире и №4 — в России. Пользователи не только развлекаются, но и ищут новости, решения жизненных проблем, обзоры товаров, образовательный контент. Это ценный источник семантики.
Если проект небольшой и бюджета мало, можно собрать подсказки вручную. Единственное, что тогда их не получится копировать-вставлять, только переписывать. Это неудобно и долго.
Гораздо проще будет со специальными инструментами, например:
- Pixel Tools. Платный, подписка от 2 000 рублей в месяц. Есть бесплатный тариф, ограничен 250 доступными операциями (лимитами) в день. Их также можно покупать разово. Работает с выдачей Яндекса, Google и YouTube.
- SE Ranking. Платный, сбор одной подсказки стоит 0,05 рубля. Парсит Google и Яндекс.
- Rush Analytics. Платный, подписка от 1 000 рублей. Ищет подсказки Яндекса и Google. Ещё здесь есть сбор ключевых слов Google Ads.
- JustMagic. Платный, 0,1 рубля за подсказку, но дешевле, если купить подписку (от 1 000 рублей в месяц). Только Яндекс.
Ещё подсказки могут собрать вышеупомянутые Serpstat (Яндекс, Google) и Keyword Tool (YouTube).
Важно!
В процессе сбора могут попадаться автоматические подсказки, которыми никто не пользуется, — надо обязательно проверять их частотность. Это можно сделать в Вордстате вручную или воспользоваться платными сервисами вроде Rush Analytics и JustMagic.
Фразы-ассоциации поисковых систем
Фразы-ассоциации — семантика, которая показывается поисковиками под результатами естественной выдачи. Это блоки «Вместе с … ищут», «Также ищут», «Поиск по похожим запросам».
Тут могут быть и дополненные запросы, как в подсказках, и синонимичные фразы, и слова из соседних тематик. Потому что фразы-ассоциации предназначены для тех, кто ничего не нашёл в выдаче, — поисковики стараются удержать их всеми способами. Логика такая: если другие пользователи вбивают такие запросы помимо вашего, то и вы, скорее всего, тоже заинтересуетесь.
Запросы, которые также ищут, можно использовать не только для семантического ядра, но и в качестве идей для перелинковки и нового контента, выявления потребностей целевой аудитории и даже поиска новых ниш в бизнесе.
Вручную фразы-ассоциации проще собирать, чем подсказки, но лучше воспользоваться для этой цели вспомогательными сервисами:
- Click.ru или Promopult. Платный, от 0,02 рубля за сбор одной фразы Яндекса или Google. Чем больше задач всего, тем дешевле одна задача. Бесплатно дают 50 лимитов. Кстати, тут же можно спарсить Wordstat и собрать поисковые подсказки.
Ещё такой инструмент есть у Pixel Tools, этот SEO-сервис мы уже упоминали.
Метатеги и заголовки тематических сайтов
Многие оптимизируют метатеги (title, description) и заголовки (H1–H6) под поиск, поэтому там можно найти много годных ключевых слов (да и просто тем для контент-плана).
Вручную искать их через поисковики или исходный код нет смысла, потому что есть много удобных инструментов:
- SEMTools. Бесплатный. Это надстройка для Excel.
- Парсер от Arsenkin. Условно-бесплатный. Подписка от 300 рублей в месяц позволяет работать и с Яндексом, и с Google.
Также инструмент парсинга метатегов и заголовков имеется у сервиса Click.ru из предыдущего раздела. В отличие от фраз-ассоциаций, бесплатно можно использовать до 500 запросов. Стоит от 0,01 рубля за задачу.
Метатеги и заголовки можно парсить не только с чужих сайтов. Этот способ хорошо подходит и для внутренней SEO-оптимизации. В процессе работы над сайтом легко допустить ошибки: проставить неуникальные тайтлы или нарушить иерархию заголовков.
Ключевые слова по доменам и рекламе конкурентов
Логично: если конкуренты уже продвигаются по определённым словам и фразам, может, стоит попробовать и нам. Заодно можно получить некоторые инсайты об их бюджетах, позиционировании, целевой аудитории.
Делать эту работу руками, пожалуй, ещё более трудозатратно, чем в других вариантах сбора семантики. Помочь могут такие инструменты:
- SEMRush. Платный, подписка стоит от 100 долларов в месяц. Сравнивает конкурентов и собирает ключевые слова, проводит SEO-аудиты и многое другое.
- Bukvarix. Условно-бесплатный, бизнес-тариф 695 рублей в месяц. Есть подбор семантики по нескольким доменам, сравнение ядер, поиск ключей в базе 2+ млрд запросов.
- SpyWords. Платный, тарифы от 2 000 рублей в месяц. Анализирует и органическую выдачу, и контекстную рекламу Яндекса и Google. Есть инструмент сравнения доменов и собственный подборщик ключевых слов.
Аналогичная функциональность есть у Serpstat, SE Ranking, Promopult. Ещё бесплатный Keyword Planner от Google Ads тоже умеет собирать ключи по указанному сайту.
Хотите стать настоящим гуру в сборе семантического ядра, аудите сайтов, анализе конкурентов? Тогда не откладывайте обучение на онлайн-курсе «SEO-специалист с нуля до PRO». Трёхмесячная программа подходит для новичков, заниматься можно в любое удобное время. Доступ к материалам — навсегда.