3 лайфхака для всех, кто работает с маркетплейсами
Выполняем объёмные задачи за пять минут.

Лайфхаками поделился консультант и менеджер-аналитик в сфере e-commerce, проверяющий куратор на курсах Skillbox «Быстрый старт на маркетплейсах» и «Как стать продавцом на Ozon» Евгений Новиков.
Дефицит времени и ресурсов — обычное дело для селлера или менеджера по работе с маркетплейсами. В потоке задач особенно важно уметь находить простые, но эффективные инструменты для их решения.
В этом материале поделюсь тремя лайфхаками, которые ускорят и упростят работу. Расскажу:
- как провести анализ целевой аудитории за пять минут;
- как быстро оценить перспективы товара;
- как провести «продвижение наоборот» и улучшить позиции карточек в выдаче.
Как провести анализ целевой аудитории за пять минут
Обработка обратной связи о продукте — важный элемент успешных продаж. Основная форма обратной связи на маркетплейсах — отзывы и вопросы клиентов. С помощью анализа можно улучшить продукт, оптимизировать работу с браком или создать какой-то другой, принципиально новый товар.
На всех маркетплейсах можно выгрузить отзывы клиентов, отсортировать их и изучить самостоятельно. Но это может отнять много времени — а в результате инсайтов по улучшению и доработке товара всё равно не будет. Чтобы ускорить процесс, используйте нейросети: выгрузив файл с отзывами и правильно сформировав промпт, можно получить полноценное кастдев-исследование за пять минут.
Выгружаем файл с отзывами. Это можно сделать в личном кабинете на маркетплейсе. На Wildberries, например: в разделе «Товары и цены» → «Отзывы и вопросы». Нажмите на кнопку «Сформировать файл», а затем на «Сохранить файл».

Скриншот: Wildberries / Евгений Новиков

Скриншот: Wildberries / Евгений Новиков
На Ozon есть свой ИИ-инструмент для анализа отзывов. Но у него есть недостаток: он плохо генерирует гипотезы и работает с минусами продукта. Поэтому лучше использовать стороннюю нейросеть. Выгрузить отзывы на Ozon можно во вкладке «Товары» → «Отзывы покупателей». Нажмите на «Скачать отчёт с AI» — и получите файл.

Скриншот: Ozon / Евгений Новиков

Скриншот: Ozon / Евгений Новиков
Делегируем работу нейросети. Для анализа можно использовать большинство популярных нейросетей — я работаю в DeepSeek. Загрузите файл и укажите следующий промпт.
Проанализируй отзывы клиентов о товаре во вложенном файле.
- Сделай сводную таблицу по каждому продукту с плюсами, минусами и развёрнутыми точками роста.
- Проанализируй целевую аудиторию: пол, возраст, манеру написания отзывов.
- Сформируй подробные выводы: приведи 3–4 гипотезы по улучшению каждого продукта и/или созданию нового продукта, дополняющего существующий, учитывая целевую аудиторию.
Можно скопировать результат, вставить в текстовый документ — и наслаждаться полученными инсайтами.
Как быстро оценить перспективы товара
Анализ товарной ниши и исследование конкурентной среды — обязательный этап вывода продукта на рынок. Но не всегда есть возможность использовать дорогостоящие сервисы аналитики или внимательно в них разбираться, а гипотезу нужно проверить быстро.
Для верхнеуровневого быстрого анализа тоже можно использовать нейросети. Понадобится ключевой для продукта запрос — например, «беспроводные наушники», «подушка для беременных», «лежанка для кошки».
Вставьте ключевой запрос в поисковую строку маркетплейса, для которого хотите сделать анализ. Затем скопируйте адресную строку страницы с поисковой выдачей.

Скриншот: Wildberries / Евгений Новиков
Перейдите в нейросеть, которой вы привыкли пользоваться, и укажите следующий промпт.
Проведи комплексный анализ поисковой выдачи [ссылка]. Отрази данные в форме таблицы: уровень конкуренции, основные бренды, ценовые сегменты, сезонность. Оцени перспективы запуска товара в этой категории и основные риски.
Нейросеть проведёт верхнеуровневый анализ. Его не хватит, чтобы полноценно оценить ситуацию, но на его основе можно принять решение: использовать более глубокую аналитику или рассмотреть другие товарные ниши.
Как провести «продвижение наоборот» и улучшить позиции карточек в выдаче
При «продвижении наоборот» мы смотрим не на факторы, которые улучшают позиции, а на факторы, из-за которых маркетплейсы пессимизируют карточки — намеренно понижают их позиции в поисковой выдаче.
Есть несколько очевидных проблем, которые приводят к пессимизации: отсутствие товара, долгий срок доставки, переоптимизация карточки ключевыми словами, негативные отзывы, низкий рейтинг, высокая доля возвратов. А есть неочевидные — если решить их, можно улучшить позиции.
Одна из самых распространённых неочевидных проблем — «склейка» большого количества карточек. Это ситуация, когда в одной карточке есть много товаров одной категории с разными характеристиками, часто противоположными.

Скриншот: Wildberries / Евгений Новиков
В рассматриваемой «карусели» платьев абсолютно разные цвета, фасоны, материалы. У каждой модели разные показатели остатка товара, разное SEO, разный рейтинг.
Бесконечно добавлять карточки в «склейку» уже не работает. Карточки с плохими метриками могут потянуть на дно карточки с высоким рейтингом и хорошим SEO.
Поэтому иногда, чтобы улучшить позиции, достаточно поэкспериментировать с «расклейкой». Одно это может принести буст в выдаче хорошим карточкам — и не придётся тратить деньги на рекламу и бесконечное проведение A/B-тестов.
Интересуетесь торговлей на маркетплейсах? Прочитайте эти статьи редакции «Маркетинг» Skillbox Media
- Торговля на нескольких маркетплейсах одновременно: большое руководство для селлеров
- Ozon или Wildberries: большой гайд по выбору площадки для продавцов
- Камни-компаньоны и палки для битья крапивы: зачем на маркетплейсах продают странные товары
- Нейросети для маркетплейсов: 4 сервиса, которые ускорят работу в несколько раз
- Как работать на маркетплейсе и не выгорать: 5 советов селлерам