Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Маркетинг
#статьи

3 лайфхака для всех, кто работает с маркетплейсами

Выполняем объёмные задачи за пять минут.

Фото: StockRocket / iStock

Лайфхаками поделился консультант и менеджер-аналитик в сфере e-commerce, проверяющий куратор на курсах Skillbox «Быстрый старт на маркетплейсах» и «Как стать продавцом на Ozon» Евгений Новиков.

Дефицит времени и ресурсов — обычное дело для селлера или менеджера по работе с маркетплейсами. В потоке задач особенно важно уметь находить простые, но эффективные инструменты для их решения.

В этом материале поделюсь тремя лайфхаками, которые ускорят и упростят работу. Расскажу:


Как провести анализ целевой аудитории за пять минут

Обработка обратной связи о продукте — важный элемент успешных продаж. Основная форма обратной связи на маркетплейсах — отзывы и вопросы клиентов. С помощью анализа можно улучшить продукт, оптимизировать работу с браком или создать какой-то другой, принципиально новый товар.

На всех маркетплейсах можно выгрузить отзывы клиентов, отсортировать их и изучить самостоятельно. Но это может отнять много времени — а в результате инсайтов по улучшению и доработке товара всё равно не будет. Чтобы ускорить процесс, используйте нейросети: выгрузив файл с отзывами и правильно сформировав промпт, можно получить полноценное кастдев-исследование за пять минут.

Выгружаем файл с отзывами. Это можно сделать в личном кабинете на маркетплейсе. На Wildberries, например: в разделе «Товары и цены» → «Отзывы и вопросы». Нажмите на кнопку «Сформировать файл», а затем на «Сохранить файл».

На Ozon есть свой ИИ-инструмент для анализа отзывов. Но у него есть недостаток: он плохо генерирует гипотезы и работает с минусами продукта. Поэтому лучше использовать стороннюю нейросеть. Выгрузить отзывы на Ozon можно во вкладке «Товары» → «Отзывы покупателей». Нажмите на «Скачать отчёт с AI» — и получите файл.

Делегируем работу нейросети. Для анализа можно использовать большинство популярных нейросетей — я работаю в DeepSeek. Загрузите файл и укажите следующий промпт.

Проанализируй отзывы клиентов о товаре во вложенном файле.

  • Сделай сводную таблицу по каждому продукту с плюсами, минусами и развёрнутыми точками роста.
  • Проанализируй целевую аудиторию: пол, возраст, манеру написания отзывов.
  • Сформируй подробные выводы: приведи 3–4 гипотезы по улучшению каждого продукта и/или созданию нового продукта, дополняющего существующий, учитывая целевую аудиторию.

Можно скопировать результат, вставить в текстовый документ — и наслаждаться полученными инсайтами.

Как быстро оценить перспективы товара

Анализ товарной ниши и исследование конкурентной среды — обязательный этап вывода продукта на рынок. Но не всегда есть возможность использовать дорогостоящие сервисы аналитики или внимательно в них разбираться, а гипотезу нужно проверить быстро.

Для верхнеуровневого быстрого анализа тоже можно использовать нейросети. Понадобится ключевой для продукта запрос — например, «беспроводные наушники», «подушка для беременных», «лежанка для кошки».

Вставьте ключевой запрос в поисковую строку маркетплейса, для которого хотите сделать анализ. Затем скопируйте адресную строку страницы с поисковой выдачей.

Нажмите сюда и скопируйте URL
Скриншот: Wildberries / Евгений Новиков

Перейдите в нейросеть, которой вы привыкли пользоваться, и укажите следующий промпт.

Проведи комплексный анализ поисковой выдачи [ссылка]. Отрази данные в форме таблицы: уровень конкуренции, основные бренды, ценовые сегменты, сезонность. Оцени перспективы запуска товара в этой категории и основные риски.

Нейросеть проведёт верхнеуровневый анализ. Его не хватит, чтобы полноценно оценить ситуацию, но на его основе можно принять решение: использовать более глубокую аналитику или рассмотреть другие товарные ниши.

Как провести «продвижение наоборот» и улучшить позиции карточек в выдаче

При «продвижении наоборот» мы смотрим не на факторы, которые улучшают позиции, а на факторы, из-за которых маркетплейсы пессимизируют карточки — намеренно понижают их позиции в поисковой выдаче.

Есть несколько очевидных проблем, которые приводят к пессимизации: отсутствие товара, долгий срок доставки, переоптимизация карточки ключевыми словами, негативные отзывы, низкий рейтинг, высокая доля возвратов. А есть неочевидные — если решить их, можно улучшить позиции.

Одна из самых распространённых неочевидных проблем — «склейка» большого количества карточек. Это ситуация, когда в одной карточке есть много товаров одной категории с разными характеристиками, часто противоположными.

На скриншоте — пример карточки, в которой много разных товаров
Скриншот: Wildberries / Евгений Новиков

В рассматриваемой «карусели» платьев абсолютно разные цвета, фасоны, материалы. У каждой модели разные показатели остатка товара, разное SEO, разный рейтинг.

Бесконечно добавлять карточки в «склейку» уже не работает. Карточки с плохими метриками могут потянуть на дно карточки с высоким рейтингом и хорошим SEO.

Поэтому иногда, чтобы улучшить позиции, достаточно поэкспериментировать с «расклейкой». Одно это может принести буст в выдаче хорошим карточкам — и не придётся тратить деньги на рекламу и бесконечное проведение A/B-тестов.

Интересуетесь торговлей на маркетплейсах? Прочитайте эти статьи редакции «Маркетинг» Skillbox Media





Практический курс: «Менеджер маркетплейсов» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована