12 инструментов для оценки юзабилити сайта
Вы можете создать идеальный сайт, но какой в этом толк, если пользователь не может найти нужный раздел? Рассказываем, как провести анализ юзабилити.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/969/969f70c0a91a186cac32cee4af7ba2ad/4263a64bdd65a4b733eea12372648d96.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/969/969f70c0a91a186cac32cee4af7ba2ad/4263a64bdd65a4b733eea12372648d96.png)
vlada_maestro / shutterstock
Онлайн-сервисы для проведения юзабилити-тестирований подойдут компаниям, которые из-за нехватки времени или денег не могут позволить себе услуги UX-лаборатории.
Доступные инструменты для того, чтобы проанализировать юзабилити сайта, есть под рукой у каждого интернет-маркетолога, ведь исследовать поведение пользователей можно с помощью инструментов, входящих в привычные Google Analytics и «Яндекс.Метрику».
«Вебвизор»
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/f3d57f77c2fb938a4ee08f03f5e4b7ccc8a6e5cb.png)
Подключите этот инструмент «Яндекса», чтобы собрать данные о том, как пользователи перемещают курсор по экрану. «Вебвизор» создает видеоролик, в котором видны клики, выделения мышкой и процесс заполнения форм. Вы будете видеть, что делал и что пытался найти пользователь, а в какой момент он потерял интерес.
Имея на руках эти данные, вы увидите пробелы в прохождении пользователем страниц. На их основе UX-специалист сможет предложить улучшения, которые помогут вам увеличить конверсию.
Карта кликов
Это инструмент, который показывает статистику по кликам на всем сайте, конкретной странице или в разделе. «Метрика» подсвечивает нажатия мышкой разными цветами в зависимости от интенсивности.
Данные выгружаются в нескольких вариантах.
«Тепловая карта», в которой теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) означают частые клики, а холодные (синий, голубой, зеленый) — редкие.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/ca83484ae63ae99d3c6abe74e82d583bd2645a04.png)
«Монохромная карта» — карта одного цвета, где насыщенный оттенок означает частые клики.
«Клики по ссылкам и кнопкам» — в этом варианте вы увидите на карте только статистику по этим элементам.
«Карта прозрачности» — страница сайта выглядит так, словно ее затянуло туманом. Точки, в которых сосредоточены клики, проступают сквозь него.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/fe103f3cb6bda3cbd68dbcf50abf8ba254b35d07.png)
«Карта элементов», на которой отражены все элементы сайта.
Карта скроллинга
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/43a1806cabe6b51fe4c832a15ece2f88235797b7.png)
Инструмент, который помогает выбрать оптимальную длину страницы и верно разместить графические элементы. На «тепловой карте» или «карте прозрачности» отображается среднее время, которое юзер провел на определенном участке сайта.
Аналитика форм
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/ff081f3dd1532c45023951876c3f14bb9c3869a9.png)
Инструмент «Метрики», который покажет, как именно пользователь взаимодействует со строкой поиска или формой обратной связи. Вы увидите, с какой периодичностью посетители просматривают эти элементы, как часто они заполняют формы и какие поля игнорируют.
Content Experiments
Это инструмент для анализа юзабилити от Google Analytics. С его помощью можно провести бесплатное А/В-тестирование и сравнить эффективность начального и отредактированного варианта страницы.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/dfd407e7c2741b0a5a194e292eb3aba466c2838d.png)
Кроме сервисов «Яндекса» и Google, есть и другие платные и бесплатные инструменты, с помощью которых можно анализировать поведение пользователя и проводить юзабилити-тесты.
UsabilityHub
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/66e2f5e98a95ed5ccb58538995f7cfa5b41d61de.png)
Популярная онлайн-платформа для общения дизайнеров, разработчиков, аналитиков и тестировщиков. Эксперты по юзабилити проверяют работу друг друга и зарабатывают рейтинг. Есть бесплатный вариант и подписки за $79, $199 и $396.
Предлагается несколько вариантов тестов.
Five Second Test
Вы загружаете скрин страницы, пользователи UsabilityHub смотрят на нее пять секунд и дают оценку.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/f554fa6967d6dadd6a9fa223060e5c494c7d9b43.png)
Click Test
Принцип почти тот же: коллеги непродолжительное время пользуются вашим сайтом, а вы получаете тепловую карту кликов.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/860518a077dac3be473d166ebfd0dab453387dbc.png)
Navigation Test
Тест для анализа навигации ресурса.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/76753b8ef9bec849fa347840aac39c31e6845f51.png)
Preference Test
Вариант для сравнения. Вы загружаете несколько вариантов дизайна, а пользователи голосуют за понравившийся.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/5044f12f182a59d76b2e432c129c3e84275a0aff.png)
Usabilla
Инструмент для юзабилити-анализа сайтов, мобильных приложений и email-рассылок. Оценку ресурсам здесь дают реальные пользователи.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/df5f452a5022cadc2ea99ea0cb87e5876f5f032a.png)
У Usabilla есть демоверсия, в которой 10 участников проведут бесплатный анализ юзабилити двух ваших продуктов. Фиксированного прайса на платную подписку нет, администраторы рассматривают заявку и определяют цену индивидуально.
Feng-GUI
Приложение, в основе которого лежит алгоритм, имитирующий взгляд пользователя в первые пять секунд. Чтобы проанализировать страницу, нужно загрузить скриншот. За $25 в месяц можно сделать 25 тестов, еще есть вариант за $50 (50 скринов на 3 месяца) и 275 проверок в год за $250.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/48d90e931019c483f8b6fe730e772a1501f1ae86.png)
Ovo Solo
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/946d0b04bfc23b2cefaf6cc7036ef72090f7604d.png)
Приложение для работы с респондентами от юзабилити-лаборатории Ovo Studios. Сервис стоимостью $99 записывает видео со звуком в тот момент, когда юзер работает с вашим сайтом или приложением. Чтобы наблюдать за этим в режиме реального времени, на второй компьютер устанавливается бесплатная версия Ovo Solo.
Testograf
Российский сервис, с помощью которого можно провести опрос, чтобы напрямую выяснить мнение пользователей о вашем сайте. В архив залиты готовые шаблоны для оценки сайтов или ПО.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/ebf98974753ae5d8ca5d32bedec2ec32c2bbc5a6.png)
У Testograf есть бесплатная пробная версия. Если решите пользоваться им постоянно, можно выбрать из разных вариантов: проведение опроса в течение 60 дней стоит 5 тысяч рублей, а годовая лицензия — от 25 до 50 тысяч рублей.
Qualarro
Сервис для обратной связи с посетителями сайта. С его помощью можно задать пользователю любой вопрос с вариантами ответа или без.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/f754aa6e054b84747439071fd8dd048bcfd8a426.png)
Допустим, вы рассказываете про тур в экзотическую страну и боитесь, что упустили важные детали, которые могут повлиять на решение клиента. Разместите внизу страницы форму с вопросом: «Есть ли еще какая-то информация об этой поездке, которую вам важно узнать?» Возможно, кто-то спросит, можно ли отправиться в путешествие с маленьким ребенком, или задаст вопросы о местной кухне.
У Qualarro есть бесплатная двухнедельная версия. Месячная подписка — $99.
GTmetrix
Онлайн-платформа, которая анализирует скорость загрузки страниц и причины ее снижения. После диагностики сервис дает советы о том, как исправить ошибки и улучшить ваш ресурс.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/2e5532e2723e222473ccfb7fffc3f42e954fe294.png)
Ссылки загружаются на главной странице GTmetrix. Бесплатно можно проверить три URL, расширенная версия обойдется в $15, $50 и $150 в месяц.
Заключение
Юзабилити-тестирования помогают лучше понять пользователей и выяснить, соответствует ли ваш сайт их ожиданиям и потребностям. Неважно, применяете вы самые простые бесплатные инструменты или покупаете дорогие программы — и те, и другие принесут пользу только тому, кто умеет анализировать данные.
На практическом 16-недельном курсе «UX-аналитик» вы подробней познакомитесь с юзабилити-тестированиями и другими способами исследования пользовательского опыта. Во время обучения вас научат выбирать респондентов, проводить очные интервью и удаленные опросы и анализировать данные.