«Высокоспекулятивное нечто»: криптовалюты и проблемы с развитием криптобизнеса в России
Рассказываем о нашем бизнес-опыте на криптовалютном рынке, проблемах этого рынка и что с ними делать.
vlada_maestro / shutterstock
Валерий Свириденко
эксперт
об авторе
Технический директор платёжного сервиса PayKassa и эксперт по криптовалютам. Начинал программистом на С++ в Москве.
В 2017 году мы решили заработать на криптовалютах и создали платёжный агрегатор PayKassa. Тогда мы даже представить не могли, сколько проблем возникает у предпринимателей в этой сфере.
Первые клиенты
До выхода на криптовалютный рынок у нас была своя веб-студия. Дизайн, разработка сайтов и так далее — достаточно стандартный набор. Но и нестандартные задачи мы тоже брали. Особенно от постоянных клиентов. Так получилось и с криптовалютным агрегатором. Клиент попросил — мы сделали.
Он хотел для «галочки», а нам было интересно попробовать себя в этой сфере. Это было ещё до криптовалютного бума, так что агрегатор после разработки отправился в долгий ящик. Вспомнили про него, когда криптовалюта выросла в десятки раз.
За пару месяцев сервис из полузабытого стал одним из основных для компании. Хоть и не сказать, что на первых порах он привлекал достаточно внимания. К моменту запуска у нас уже было много конкурентов: крупные, которые сейчас работают с IT-гигантами вроде Microsoft или Amazon, и мелкие, которым мы бы никогда не доверили свои деньги. Крупные как раз и помогли нам найти своих первых клиентов. Многие из них работали с нами долго и приносили хорошую прибыль, а некоторые работают до сих пор.
Агрегатор Coincap забанил несколько крупных ICO, и те в поисках альтернативы нашли наш сервис. Мы тогда активно продвигали агрегатор через криптофорумы, расширяли количество поддерживаемых монет и развивали сервис. Сейчас нашим сервисом пользуются более 2300 мерчантов, которые знают, что мы ни при каких обстоятельствах их не отключим.
Проблемы с криптовалютой
С первыми клиентами нам сильно повезло. Больше таких подарков от конкурентов не было. Так или иначе нам пришлось придумывать, где и как искать новых клиентов. И чем дольше мы этим занимались, тем больше завидовали фиатным агрегаторам вроде «Яндекс Кассы». Рынок у них гораздо более конкурентный, но они работают с обычными деньгами и поэтому более понятны пользователям. Это их преимущество.
А наш бизнес ассоциируется у людей с чем-то нехорошим и малопонятным.
За словами «экспертов», которые называют биткоины «пузырём» и «средством финансирования мирового терроризма», немногие способны разглядеть выгоду и возможности криптовалют.
Из-за этого и возникает целый ряд проблем: от банального непонимания, что такое криптовалюты и как они работают, до юридических вопросов.
Проблема №1
В России нет необходимого законодательства
Это самая сложная проблема, и ее решение от нас не зависит.
По мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной криптовалюты — это «высокоспекулятивное, высоковолатильное нечто».
С тех пор, как выстрелили криптовалюты, прошло два года. Одни страны за это время успели легализовать оборот криптовалют, другие запустили или начали разрабатывать национальные криптовалюты. В России законопроект о цифровых активах со скрипом подбирается только ко второму чтению в Госдуме. И многие участники рынка не очень-то и верят, что его принятие
что-то изменит к лучшему.
Впрочем, что не запрещено, то разрешено. И пока уголовной или административной ответственности за приём криптовалюты в России не было. Например, фермерский стартап LavkaLavka принимал оплату биткоином в своих торговых точках. Прокуратура проводила проверку, но никаких нарушений не нашла.
И всё равно большая часть предпринимателей не будет рисковать и привлекать к себе лишнее внимание, работая с криптовалютой. Даже если бы им это было выгодно.
Что делать с проблемой?
Тут остаётся только ждать решения государства, чтобы хотя бы понимать, как будут регулировать криптовалюты. Ну, и продолжать искать клиентов, которые хотят работать с криптовалютой. Таких на самом деле тоже немало. И, как мы уже писали, никто их не преследует. Надеемся, что и после принятия закона это не изменится.
Проблема №2
В России криптовалюта никому не интересна
Эта проблема вытекает из предыдущей. Нет правовой базы — нет интереса к этой сфере со стороны крупного бизнеса. А значит, нет и людей, которые этим интересуются.
Что делать с проблемой?
На криптовалютный сервис не обратят внимания, если про него даже не знают. Криптовалюты никому не будут нужны, если не рассказывать про их преимущества. Эту проблему мы решаем, работая с разными бизнес-изданиями через Pressfeed и рассказывая о том, в чем разбираемся.
Также мы сейчас разрабатываем специальную программу по сбору пожертвований в криптовалюте для помощи благотворительным фондам. Это ещё один шаг, который поможет доказать, что в криптовалютах нет ничего страшного. Во всём мире с ними работают, и у России тут нет особого пути.
Проблема №3
Запрет на контекстную и таргетинговую рекламу
Ещё одна проблема, которой у более традиционного бизнеса никогда бы не возникло. Конечно же, все эсэмэмщики и таргетологи сталкиваются с отказами в рекламном кабинете, но у нас процент отказов просто зашкаливает. Причём на всех рекламных площадках.
К криптовалютам относятся насторожённо вообще все. Сфера новая, и чувствуется, что у рекламных площадок пока нет какой-то единой политики на этот счёт. Модераторы в VK могут неделями банить без разбора все наши объявления, а потом вдруг разрешить. У Google запрещена реклама криптовалют и ICO — и модераторы не особо вникают в то, что наш сервис не является ни тем, ни другим. Раз есть слова «биткоин» и «криптовалюта», то надёжнее просто запретить.
Что делать с проблемой?
Нам на руку играет время и развитие криптоиндустрии. Еще в 2017–2018 годах на Facebook* было невозможно рекламировать наш сервис. А потом Марк Цукерберг объявил о разработке собственной криптовалюты Libra. После этого модераторы, видимо, прозрели и банить рекламу перестали.
Надо понимать, что все объявления смотрят люди. В том же VK отлично работает способ закидывания модераторов однотипными объявлениями.
Например, для запуска рекламы одного конкурса у нас уходит около недели. После сорока отказов объявления с разными настройками, его могут вдруг согласовать. Не исключено, что наши объявления попадаются модератору-криптоэнтузиасту.
За время продвижения агрегатора мы также выяснили, что есть целый ряд стоп-слов, которые лучше не указывать. «Биткоин», «криптовалюта», «эфир» и другие сразу идут под нож. Чаще всего мы их заменяем английскими аббревиатурами BTC, XRP и подобными. Вероятность, что такое объявление пропустят, тут же повышается.
Заключение
Любой бизнес продвигать сложно. Только в нашем случае против нас работает гораздо больше факторов. Но отказываться от работы в России мы не хотим, ведь в какой-то мере мы уже ветераны крипторынка. И точно знаем, что криптовалюты нужны всем.
Криптовалюты — это конкурентное преимущество, которое бизнес может получить прямо сейчас и выиграть на этом в будущем. Рано или поздно они станут массовыми и на российском рынке. И мы хотим быть теми, благодаря кому это произошло.