Управление Маркетинг
#истории

«Руководитель хотел строить бизнес по законам девяностых, но меня это не устраивало»

Яна прошла курс по операционному менеджменту, чтобы написать бизнес-план для работодателя, но потом решила уволиться и открыть собственное дело.

Иллюстрация: G-Stock Studio / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Яна Кустарева

Россия, Екатеринбург



Достижения

Прошла шесть курсов, ушла из «токсичной» компании и теперь развивает собственный бизнес.


Яна рассказала:


Недавно я посчитала и поняла, что прошла шесть курсов в Skillbox. Может возникнуть вполне логичный вопрос: «Зачем столько учиться?» В шутку всегда отвечаю, что страдаю манией, зависимостью: меня натурально тянет получать новые знания и добавлять в копилочку полезные навыки. Почему нет? Мы первое поколение, имеющее столько возможностей для удалённой учёбы и освоения десятков профессий всего за одну жизнь. Я считаю, этим надо пользоваться 🙂

Шесть курсов — не предел: об обучении

Всё началось с курса по маркетплейсам. Я несколько лет работала руководителем на производстве картин и предметов интерьера. Именно там я впервые столкнулась с профессиональным вызовом: в разгар пандемии многие офисные сотрудники ушли на удалёнку или уволились, и мне пришлось заново отлаживать процессы и брать на себя чужие задачи. В частности, работу с маркетплейсами, о которых я почти ничего не знала.

Так как я довольно педантичный человек и предпочитаю делать либо идеально, либо никак, решила подойти к делу максимально ответственно и пройти профильное обучение. Выбрала специализированный курс от Skillbox: онлайн-платформа подкупила масштабом, структурированностью информации и хорошими отзывами.

Сайт компании по производству картин, где работала Яна
Скриншот: «Опт-картина»

Мне так понравился процесс обучения (легко воспринимать информацию, понятная обратная связь), что захотелось пройти что-нибудь ещё. Задумалась: «Каких навыков мне не хватает? Что будет полезно?» Ответ пришёл быстро: раз я работаю на производстве картин, было бы неплохо прокачать общее понимание дизайна. Взяла два курса: по Photoshop и по созданию сайтов на Tilda.

Но на этом не остановилась. Как руководитель, я хотела углубиться в бизнес-администрирование, тщательнее в нём разобраться, но не понимала, с чего стоит начать. Обратилась к профориентологу Skillbox, и та подобрала мне курс по операционному менеджменту.

Возможность получить консультацию профориентолога очень ценна: иногда сложно взглянуть со стороны на свой путь, навыки и знания и сопоставить их с желаемыми целями — здесь взгляд специалиста выручает.

Это было именно то, что я искала! Наконец-то я получила и разложила по полочкам необходимые знания: от старта производства до проработки маркетинга, от бизнес-планирования до продаж. Я узнала, как оптимизировать рабочий процесс, создавать воронку продаж, оценивать инициативы, управлять качеством.

«Курс стал моей дорожной картой»: как я использовала знания в работе

Так удачно совпало, что, пока я проходила курс, владелец компании, где я работала, задумал перепрофилировать бизнес. Он хотел сменить сферу деятельности: уйти от производства картин в нишу, более устойчивую к кризисам. Появилась идея открыть завод газобетонных блоков для строительства. Всё-таки стройматериалы нужны всегда 🙂

На меня возложили написание бизнес-плана, составление расчётов и другие операционные хлопоты. Прежде я никогда не работала с таким сложным продуктом, но решила не падать духом и во что бы то ни стало справиться с поставленной задачей. Причём сделать это красиво и по правилам.

Курс пришёлся как нельзя кстати: запуск завода газобетонных блоков я превратила в итоговый проект, а всю теорию из программы моментально применяла на практике.

Курс стал моим путеводителем, своеобразной дорожной картой, на которую я ориентировалась.

«Круто, когда преподают практики, а не теоретики»

Больше всего учиться меня мотивировал внутренний интерес. Думаю, именно благодаря искреннему любопытству я ни разу не столкнулась с прокрастинацией или выгоранием.

Да, иногда трудности возникали, но они были скорее экономического или аналитического характера. Например, мне тяжело давался расчёт рабочего цикла, юнит-экономики, затрат на производство и реализацию. Коллеги могли сделать подобные задания за полчаса, а я сидела над ними по несколько часов! Зато я отлично коммуницировала с людьми и оптимизировала процессы 🙂

В усвоении информации мне особенно помогали «живые» вебинары. Skillbox приглашал руководителей реальных компаний, и те делились опытом, читали лекции, отвечали на наши вопросы. Круто, когда тебя курируют не теоретики, а настоящие практики. Вузовские преподаватели, к сожалению, часто дальше учебника ничего не видели.

«Для итоговой работы я взяла реальный рабочий кейс»

В рамках своего итогового проекта я написала бизнес-план по производству газобетонных блоков и разложила весь производственный процесс на этапы. Было непросто расписать каждый цикл и рассчитать, сколько времени он займёт, сколько людей потребуется задействовать на каждом этапе, к какому заработку при максимальной загрузке мы будем стремиться. Но всё получилось.

Выполняя то или иное задание, я понимала: это не просто учёба, это моя работа. От результата зависят мои перспективы и успехи!

Помню, что перед презентацией проекта ужасно волновалась. Прямо как на сессии, когда впереди — важный экзамен. Головой вроде понимала, что всё пройдёт хорошо, работа выполнена качественно и вдумчиво, преподаватели заваливать не будут, но всё равно переживала. Оказалось, зря: меня внимательно слушали, каверзных вопросов не задавали.

«Мир меняется, работать по старым законам больше нельзя»: об увольнении

И вот, наконец, диплом защищён, проект готов! Я радостно несу его владельцу бизнеса и… встречаю непонимание. Оказывается, руководитель совсем иначе представлял развитие нового направления. Ему не пришлись по душе расчёты и расходы, которые я отразила в документе.

Фото: личный архив Яны Кустаревой

Подход к бизнесу, который он транслировал, во многом отсылал к девяностым: «Вот деньги — делай дело». В те времена было трудно найти хоть какую-то работу, поэтому люди соглашались на любые условия. Вот дельцы и привыкли: главное, что сотрудник получает деньги, а всё остальное неважно. Кадровая политика, система мотивации, развитие персонала — без всего этого можно обойтись. О маркетинге они, наверное, вообще не слышали 🙂

Руководитель оспаривал все мои предложения. Я пыталась донести простую мысль: «Чтобы производство приносило прибыль, всем должно быть комфортно на нём работать», но он не слышал. Не хотел нанимать штат, запускать рекламу, мотивировать персонал. В итоге передо мной встал выбор: принять его сторону или уволиться.

Я выбрала второе. Я знала, что всё сделала правильно, что мой проект был грамотно и корректно составлен, что его принципы соответствовали реалиям XXI века. А то, что предлагал директор, уже отжило своё. Как я узнала позже, я оказалась права: со своим подходом компания не смогла добиться хороших результатов.

«Я больше не хочу делать всё и сразу»: о планах

Уходить было страшно: боялась, что не найду новую работу. Меня вновь выручила профориентолог Skillbox, к которой я обратилась за советом. Она подбодрила меня, сказав, что на рынке много соответствующих моему опыту вакансий, посоветовала несколько направлений. Я решилась и ни разу не пожалела.

На прежнем месте я брала на себя слишком много задач. Уволившись, почувствовала свободу, словно вышла из токсичных отношений, и поняла, что больше не хочу делать всё и сразу. Лучше точечно и нацеленно.

После увольнения несколько месяцев работала сначала в одной компании, потом в другой, но ничего не приходилось по душе. В итоге осознала, что просто работа в найме — больше не моё. Хочу работать на себя! Сейчас задумываюсь об открытии собственного бизнеса и применении всех полученных знаний.

Фото: личный архив Яны Кустаревой

Думаю, продолжу развиваться в уже знакомой мне сфере товаров для дома и декора. Уйду от массовых продуктов, сконцентрируюсь на узкой нише и буду развивать личный бренд. К счастью, основной доход я получаю благодаря семейному бизнесу грузоперевозок, поэтому на жизнь мне хватает. Есть время и возможности для развития.

«Руководитель — напарник, только более опытный»: три мысли о процессе руководства

Из своего опыта работы руководителем я извлекла три главных урока. Уверена, они обязательно пригодятся мне в дальнейшем.

1. Не всегда нужно менять устоявшиеся процессы. Работать над проблемами стоит точечно, по мере их поступления. Попытки без веской причины изменить привычный ход работы, складывающийся годами, могут привести к конфликтам и падению работоспособности.

2. Создавать команду — задача руководителя. Чтобы вся команда работала эффективно, каждый участник должен ощущать свою важность и ценность для процесса. Руководителю следует напоминать о большой цели, к которой стремится компания, чтобы деньги не становились единственной мотивацией.

Микроменеджмент — зло. Руководителю не следует контролировать каждый шаг. Помогать лучше, когда эту помощь запрашивают.

3. Человеку, который управляет процессами, просто необходимо находить время на себя. Это поможет сохранять концентрацию и работоспособность. Я, например, открыла для себя медитацию: теперь занимаюсь ей каждый день во время обеда. Это помогает набираться сил и энергии.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Операционный менеджмент и непрерывные улучшения Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована