«Я люблю управлять масштабными и сложными проектами»: история Натальи Клементьевой
Наталья занималась стратегическим планированием в госструктурах, а также руководила разными бизнес-проектами. Теперь готовится к новому витку карьеры.
Фото: личный архив Натальи Клементьевой
Наталья Клементьева
Россия, Ханты-Мансийск
Пройденные курсы
Достижения
Пять лет в управлении проектами. На курсе усилила уже имеющиеся навыки и узнала о новых инструментах.
Наталья рассказала:
- как строила карьеру в проектном управлении;
- что полезного ей дало обучение на курсе по управлению проектами;
- какие хард- и софт-скиллы необходимы менеджеру проектов;
- что думает о сложностях с поиском работы людьми старше сорока;
- какие планы на будущее строит.
«Ушла с госслужбы в бизнес»: о карьере в проектном управлении
У меня большой стаж государственной гражданской службы — 19 лет. Всё это время я занималась стратегическим планированием. Однако в последние годы на госслужбе я всё чаще чувствовала, что делаю что-то не то, что мне не нравится моя работа.
Я столкнулась с настолько сильным профессиональным выгоранием, что просто хотела убежать куда угодно, даже в никуда. Но мне повезло: обстоятельства сложились так, что самой мне предпринимать ничего не пришлось — на работе началась реорганизация.
Всех сотрудников нашей структуры увольняли, чтобы потом заново принять в другую структуру. Я же поймала себя на мысли, что хочу пройти только первый этап — уволиться, а вот в новую структуру не хочу. И честно сказала об этом руководству.
Как итог — меня сократили, а я убила двух зайцев одним выстрелом: и с надоевшей работы ушла, и компенсацию за три месяца получила 🙂
И всё же, несмотря на общую усталость, увольняться с госслужбы было безумно страшно — в конце концов, я проработала там полжизни.
Мне предстояло распрощаться со стабильностью, понятными и знакомыми процессами и шагнуть в неизвестность. Чтобы сделать это, пришлось порушить немало «заборов» в своей голове.
Благо в тот период меня сильно приободрила учёба — я тогда погрузилась в аналитику (меня всегда очень интересовало это направление) и все страхи отошли на второй план.
Новую работу я нашла довольно быстро и последние пять лет занималась проектным управлением. Сначала — в крупной судоходной компании: там я управляла масштабным проектом по строительству и приобретению пассажирских теплоходов. Проект длился несколько лет.
Было сложно, я работала очень много, но зато — видела результаты своего труда, и это давало мотивацию трудиться дальше.
Но… даже самый крупный и амбициозный проект однажды заканчивается и дальше начинается рутина. Ощутив её, я решила вновь сменить работу и по предложению давнего знакомого взяла себе в управление проект по аналитике для органов исполнительной власти.
Проект, правда, оказался маловат и скучноват для меня. К тому же приходилось постоянно делать много однообразных отчётов и проводить всяческие мониторинги. И хоть коллектив там был прекрасный, я всё же приняла решение уволиться.
Работодателя об этом предупредила. Я вообще всегда стараюсь уходить по‑человечески, без обид и недомолвок. Считаю, что для любого руководителя это ценно — когда сотрудник даёт время найти себе замену.
Мне замену уже нашли. Пока я временно в отпуске и ищу новую работу.
«Я узнала о новых инструментах и усилила уже имеющиеся навыки»: об обучении
Наверное, мой случай нетипичен: учиться в Skillbox в конце 2023 года меня отправил мой бывший работодатель. Он считал важным, чтобы все сотрудники проходили дополнительное обучение по своим направлениям.
Я была только за такую инициативу и, поскольку руководила проектами, пошла учиться на соответствующий курс.
Я вообще постоянно учусь — прохожу минимум один курс в год.
Тема курса была мне близка, поэтому особых сложностей в процессе обучения у меня не возникало. Кажется, я лишь однажды задала какой-то вопрос куратору 🙂
Мне понравилось, что программа давала чёткое понимание того, как лучше выстраивать проект и проходить все этапы: от разработки концепций до анализа результатов. В процессе обучения я освежила в памяти некоторые моменты по оценке и экономике проекта, которые не практикую регулярно.
Да и в целом было полезно усилить уже имеющиеся навыки и узнать о новых инструментах, которые с большой вероятностью пригодятся мне в будущем в реализации сложных проектов.
Например, матрица ответственности RACI. Когда я познакомилась с ней, то очень пожалела, что не слышала о ней раньше, — она бы очень пригодилась мне на прошлом проекте, в судоходной компании.
Менеджеру проекта постоянно нужно повышать квалификацию и узнавать о новых инструментах. А то обычно наш набор весьма ограничен: у меня это доска Miro и таблицы Excel. Ну и ещё диаграмма Ганта — нестареющая классика.
«Нужно быть максимально многозадачным»: взгляд на управление проектами
Руководитель проекта не просто командует людьми и раздаёт указания, как думают многие. Нет, такой специалист должен глубоко погружаться во все процессы и понимать, за что именно отвечает каждый человек и сколько времени занимает выполнение его задач. Только это позволит грамотно распределить нагрузку и получить предсказуемый результат.
А ещё менеджер должен сам хотя бы поверхностно разбираться в технической стороне проекта, чтобы представлять, с какими подводными камнями может столкнуться команда.
Если специалист не будет обладать всеми перечисленными компетенциями, высока вероятность частых ошибок и несбыточных обещаний заказчикам. Особенно это касается сроков.
Придётся много работать своими руками — вот настоящие реалии управления проектами.
Я, например, когда была руководителем, очень многое делала сама: сама писала инвестиционную программу, финансово-экономическое обоснование и всё это защищала. Перепроверяла за подчинёнными технические задания и много что ещё.
А, и ещё: чёткого разделения на работу с людьми и бумагами у менеджера проектов нет. Бумажной работой придётся заниматься много. При этом успевая и командой управлять, и за сроками следить, и переговоры вести.
Ну и, конечно, куда менеджеру проектов без сильных софт-скиллов? Один из основных — умение грамотно и выигрышно вести переговоры с заказчиками и контрагентами. Если ту же бумажную работу иногда ещё можно кому-то перепоручить, то переговоры уже никак не делегируешь.
Умение договариваться — краеугольный камень в ведении проектов.
Когда я реализовывала большой проект, связанный с теплоходами, мне приходилось вести довольно тяжёлые переговоры. Нужно было договориться с разными сторонами, имеющими противоположные интересы: заказчиком (госорганом — поскольку проект осуществлялся через государственное субсидирование), лизингодателем и самим судостроительным предприятием. Не сразу, но мне всё же удалось найти точки взаимодействия.
С командой тоже бывает непросто договориться: всё-таки у каждого человека свой характер, не все «белые и пушистые» и играют по твоим правилам, и это нормально. Нужно уметь слушать и слышать людей.
Даже если я не согласна с сотрудником, я пытаюсь услышать его и найти компромисс. Без этого навыка не получится довести до результата ни один проект.
«Продвинутый английский — сегодня необходимость»: о поиске работы и проблеме входа в IT
Уйдя с предыдущего места работы, я почти сразу начала искать новое. Уже даже получила один неплохой оффер, но пока не тороплюсь на него соглашаться и продолжаю поиски.
Я хочу найти такую позицию, которая подойдёт под все мои критерии. Самый основной — интерес. Задачи должны по-настоящему меня заряжать и быть амбициозными, перспективными. Также я бы очень хотела попробовать себя в управлении IT-проектами.
В моём подходе меня поддерживает муж. Да и вообще, вся моя семья — это мой надёжный тыл. Наверное, будь я одна с детьми, я бы не позволила себе раздумывать и рисковать, уходя с работы в неизвестность.
Что касается самого поиска, поделюсь наблюдениями. Несмотря на то что я довольно гибко подхожу к мониторингу (ищу вакансии не только в своём городе, но и в других странах, смотрю не только офис, но и удалёнку, и гибрид), войти в управление IT-проектами оказалось не так-то просто.
Этому есть несколько причин.
Во-первых, возраст. Кто бы что ни говорил, он имеет большое значение при отборе кандидатов. Я знаю, что некоторые эйчары устанавливают на HeadHunter фильтр и в результате просто не видят резюме людей старше 40 лет — как будто нас нет.
Во-вторых, релевантный опыт. Мой послужной список внушителен и, на мой взгляд, соответствует основным требованиям (долгие годы руководства, образование и опыт работы в аналитике данных), но даже здесь время от времени требуют «что-то другое».
И наконец, сегодня в IT-проекты очень часто ищут людей с высоким уровнем английского. Причём это не прихоть руководства, а реальная необходимость. Я столкнулась с этой проблемой не так давно, когда проходила собеседование на одну интересную позицию за пределами России, в Казахстане.
Компания вела дела с иностранными партнёрами, и руководителю проектов требовалось свободно с ними общаться на профессиональные темы. К сожалению, мне с уровнем B1 это оказалось недоступно.
«Важно, чтобы мне было интересно»: о мечтах и планах
Управлять IT-проектом — это большая мечта, но я не ограничиваюсь только ей. Если найду интересный мне производственный проект, то с радостью возьмусь и за него.
Для меня самое главное — вдохновляться целями, задачами, предполагаемым результатом. И понимать, что в них есть перспектива: что проект не закончится через год или не скатится в рутину, а, наоборот, приведёт к чему-то большому, получит новое развитие.
Интерес двигает вперёд. Если я найду такой амбициозный проект, как описала, то приму оффер и пойду на должность руководителя, даже несмотря на невысокую зарплату. А пока — продолжаю поиски.
Ведение проекта для меня — это маленькая жизнь: его рождение (планирование, распределение ролей), развитие (переговоры с заказчиками, поэтапная подготовка) и завершение (приёмка и оценка работ) — всё это очень волнительно.
Пока готовилась эта статья, Наталья устроилась на новое место работы — в крупную энергетическую компанию на должность начальника отдела стратегического планирования.