Стать ассистентом французского артиста и освоить музыкальный менеджмент: путь Натальи
Шесть лет Наталья Губарева ассистирует Дидье Маруани, а теперь готовится стать музыкальным продюсером и издателем.


Иллюстрация: pngtree / Sebmarouani / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media

Наталья Губарева
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Освоила музыкальный менеджмент и получила возможность сотрудничать с французским лейблом
Наталья рассказала:
- как видео на YouTube помогло ей стать ассистентом Дидье Маруани;
- как её работа впечатлила французский дом моды Yves Saint Laurent;
- почему ассистентство — отличная база для выбранной ею профессии;
- какими качествами должен обладать хороший музыкальный менеджер.
От танцев под группу Arabesque до личного знакомства с её лидером: как превратить детское хобби в профессию
— С чего началось твое увлечение музыкой?
— Впервые я заинтересовалась музыкой в три года. Это было в 1990 году. У нас дома был проигрыватель и хорошая коллекция виниловых пластинок. Я была из тех детей, кого никогда не водили в детский сад, поэтому я всё детство до школы провела дома, наблюдая за тем, как мама слушает пластинки. Довольно быстро я научилась вставлять их в проигрыватель сама.
Мне очень нравилось танцевать под хиты Sandra, Arabesque, Джо Дассена и других известных артистов. С тех пор музыка является неотъемлемой частью моей жизни.
Кстати, сейчас я лично знакома с лидером группы Arabesque Микаэлой Роуз, и мы иногда общаемся.
— А ещё ты теперь ассистент французского композитора и лидера группы Space Дидье Маруани. Расскажи, как ты пришла к этому?
— Моя карьера до этого никак не была связана с музыкой. В июне 2010 года я окончила Московский экономико-финансовый институт по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». Параллельно с учёбой в МЭФИ я прошла экспресс-обучение по программе «Менеджер в сфере туризма» в РУДН. Тогда же, в 2010 году, я успешно сдала экзамен по французскому DELF на уровень B1 после обучения во Французском культурном центре при Посольстве Франции.
После выпуска я работала по специальности — помощником бухгалтера и менеджером в туристической фирме. Последним моим местом работы перед тем, как я пришла к музыке, стал Пенсионный фонд России, где я была главным специалистом в Управлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
С Дидье мы познакомились как раз после того, как я ушла из фонда. Это было в 2015 году. Мы переписывались, и однажды я показала ему видео, в котором сравнивались припевы песен «A Symphonic Space Dream» Дидье Маруани и «Жестокая любовь» Филиппа Киркорова. Сходство было очевидно. Дидье сразу понял, что его песня была сплагиачена Киркоровым.
Тогда я собрала весь необходимый материал для проведения музыкальной экспертизы, которая в итоге подтвердила факт плагиата. Экспертиза была проведена присяжным экспертом при Парижском апелляционном суде Оливье Дёлаландом, который заключил, что сходство припевов песен составляет 71%.
После этого Дидье нанял адвокатов, которые занялись подготовкой иска для подачи в суд. Вскоре в российских СМИ стали появляться многочисленные публикации по делу, и я начала переводить их для Дидье на французский язык. Таким образом, я держала его в курсе происходящего и даже помогала в работе его адвокатам. Дело о плагиате по-прежнему открыто и будет продолжено в ближайшее время — на это есть веские основания.

Фото: личный архив Натальи Губаревой
Собственно, так я и стала ассистенткой Дидье Маруани, проявив стрессоустойчивость, умение слушать и предугадывать потребности артиста, а ещё эмоциональный интеллект.
Я всегда умею поддержать его в трудную минуту и выдерживаю тактичный и дипломатичный тон в общении с фанатами, журналистами и партнёрами. Я очень рада, что Дидье поверил в меня и дал возможность поработать вместе.
Сотрудничество с этим уникальным артистом стало моим первым и единственным опытом музыкального ассистентства — Дидье настолько тактичный, мудрый и разумный шеф, что мне не хочется работать ни с кем другим. У нас полная гармония и взаимопонимание во всём.
— Что стало для тебя самым сложным в работе ассистента, а что — наиболее приятным и увлекательным?
— Когда начинаешь заниматься чем-то новым и к тому же понимаешь, какая огромная ответственность сопряжена с работой с такими именитыми артистами, как Дидье Маруани, самое сложное поначалу — работать в быстром темпе и молниеносно отвечать на поступающие запросы.
Когда в прессе каждый день стали появляться десятки публикаций по поводу дела о плагиате (только за три дня набралось больше 200 материалов), мне нужно было успевать переводить практически каждую из них, чтобы Дидье был в курсе ситуации.
Потом от меня требовалось переводить для Дидье все судебные материалы, включая документы от адвокатов и ответчиков, протоколы слушаний, записи заседаний и так далее. Затем появилось ещё одно дело о защите чести, достоинства и деловой репутации — его материалы я тоже своевременно переводила на французский.
А самым замечательным в работе стало абсолютное доверие Дидье ко мне. Я понимаю, что не имею права его подвести, как не могу подвести свою семью. Это огромная, но приятная ответственность.
— Здорово, что между вами сложилось такое доверительное сотрудничество! А какими своими достижениями в работе с Маруани ты гордишься больше всего?
— Однажды Дидье обратился ко мне с необычным поручением. Парижский дом Yves Saint Laurent выбрал его композицию Velvet Rape для показа коллекции зима 2020 — весна 2021. Мне нужно было взять фрагмент с дефиле и органично вписать в него логотипы группы Space и YSL. До этого я никогда не занималась монтажом, но ни на секунду не задумалась о том, чтобы отказаться от задачи, и почти сразу же разобралась со всеми нужными инструментами. Кстати, ролик высоко оценил не только Дидье, но и руководство Yves Saint Laurent.
Я очень горжусь тем, что не побоялась обучиться чему-то новому. Позитивная реакция артиста на мою работу точно стоила того!
«Захотелось перейти на новый уровень»: зачем успешная ассистентка известного артиста освоила музыкальный менеджмент
— У тебя уже была успешная карьера ассистента с именитым артистом. Почему ты решила обучиться музыкальному менеджменту?
— Мне стало тесно в рамках своей должности. В какой-то момент я просто уперлась в потолок. Захотелось перейти на новый уровень, где я смогу выполнять более широкий спектр обязанностей и получить менеджерский профессиональный опыт. Плюс в команде Дидье наметились перемены: менеджер может смениться, и на его место потребуется новый специалист, которому Дидье сможет доверять как самому себе.
Есть ещё один момент: у меня появилась возможность поработать с французским лейблом, с которым сотрудничает Дидье и его группа Space. Они предложили мне выполнить тестовое задание, и я решила, что перед этим стоит пройти полноценное обучение, чтобы вооружиться знаниями и повысить свои шансы на трудоустройство.
Наконец, стало окончательно понятно, что в ближайшие 2–3 года группа Space точно не сможет провести тур в России. Поэтому и мне как ассистентке в стране делать нечего. Обучение музыкальному менеджменту — инвестиция в том числе в то, чтобы я смогла переехать во Францию и работать там.

Читайте также:
— Интересно, какие навыки, которые ты получила за время работы ассистентом, помогли тебе в освоении музыкального менеджмента?
— Ассистентство — мощная школа для будущего музыкального менеджера. Работая с Дидье, я освоила огромный спектр задач — от логистики и планирования встреч до ведения документооборота и юридических нюансов. Научилась общаться с агентами, организаторами, журналистами — и даже помогала заключать контракты. Этот опыт стал для меня настоящей практикой управления в музыкальной индустрии.
Помимо этого, я готовила контент для соцсетей, участвовала в разработке SMM-стратегии и продвижении, взаимодействовала с продюсерами и лейблами. Работа ассистентом дала мне понимание внутренней кухни шоу-бизнеса, а это очень важно для музыкального менеджера.
— А что стало для тебя в обучении совершенно новым, несмотря на опыт в музыкальной сфере?
— Наверное, то, что касается маркетинговых инструментов. Например, я узнала, как работает таргетированная реклама, и научилась корректно настраивать параметры целевой аудитории.
А ещё разобралась в рекламных интеграциях — Дидье никогда раньше не снимался в рекламе, но после того, как я поделилась с ним находками с обучения, сказал, что он был бы рад рассмотреть предложения.
Применить новые знания я смогу уже после переезда во Францию — только там будут актуальны эксклюзивные материалы, связанные с Дидье и группой Space. Я жду этого шага, чтобы полноценно сопровождать артиста как менеджер. Но перемены в нашем сотрудничестве чувствуются уже сейчас: Дидье всё больше мне доверяет и поддерживает в новых задачах.

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева
«Курировать творчество артиста без вмешательства в его свободу»: о тонкостях профессии и планах
— Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать хороший музыкальный менеджер?
— На мой взгляд, он должен сочетать в себе развитые профессиональные, личностные и коммуникативные навыки, чтобы наиболее эффективно продвигать артиста, управлять его карьерой и строить долгосрочную стратегию.
К ключевым профессиональным навыкам я бы отнесла знание музыкальной индустрии и понимание того, как работает рынок, — лейблы, издательства, стриминги, PR. Не менее важно разбираться и в правовых аспектах: авторских и смежных правах, договорах, лицензиях.
Потребуется стратегическое и продюсерское мышление, чтобы выстроить карьерный план, оценить потенциальные риски и возможности, не теряться в нюансах звукозаписи, релизов и бюджетирования, а ещё уметь курировать творчество артиста без вмешательства в его свободу.
Конечно, хороший музыкальный менеджер также должен уметь управлять проектами: следить за таймингами, а также организовывать релизы, концерты и промокампании.
Из личностных качеств я бы выделила эмпатию, психологическую устойчивость, умение адаптироваться к быстрым изменениям в индустрии и кризисным ситуациям, а также надежность и этичность — отношения с артистом, как правило, долгосрочные, поэтому должны основываться на доверии. Кроме этого, необходима креативность, чтобы участвовать в принятии визуальных и концептуальных решений.
Естественно, хороший музыкальный менеджер должен быть профессионалом в коммуникации: уметь выстраивать нетворкинг, слышать артиста и презентовать его творчество в медиа и на переговорах.
— Ты уже многого добилась в музыкальной индустрии. Какие ещё цели ты ставишь перед собой?
— В первую очередь я хочу продолжить работу династии Маруани. Это легендарная семья знаменитых французских импрессарио, работавших с многочисленными французскими звёздами, которые внесли огромный вклад во французскую культуру и музыку. Отец Дидье Морис Маруани был импресарио Мишеля Леграна, Жюльет Греко, Жильбера Монтанье и Мишеля Дельпеша.
Братья Мориса Маруани Шарле и Жильбер тоже работали в музыкальной индустрии: Шарле был импресарио таких артистов, как Жак Брель, Джо Дассен, Анри Сальвадор, Клод Нугаро и Барбара, а Жильбер — продюсером Джонни Холлидея и Мишеля Польнареффа. А ещё он был известным музыкальным издателем в 1960-1970-х годах.
Работать с наследием такой семьи — огромная честь и ответственность. Собственно, в том числе ради этого я и решила пройти обучение.
Помимо музыкального менеджмента, меня интересует сфера издания музыки — управление авторскими правами на музыкальные произведения и их коммерческое использование. Издательство не выпускает записи, но работает с самими песнями — с мелодиями, текстами, партитурами, правами, лицензиями, роялти и так далее.
Мне уже доводилось выполнять некоторые из этих задач от имени музыкального издательства Дидье Маруани Bastien Music по его же поручениям, поэтому следующая моя цель — стать директором Bastien Music. Тем более Дидье очень рад тому, что я начинаю лучше ориентироваться в документах и договорах.
Осталось переехать во Францию, чтобы сделать мои мечты и цели возможными.