Стать ассистентом французского артиста и освоить музыкальный менеджмент: путь Натальи
Шесть лет Наталья Губарева ассистирует Дидье Маруани, а теперь готовится стать музыкальным продюсером и издателем.
 
 

Наталья Губарева
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Освоила музыкальный менеджмент и получила возможность сотрудничать с французским лейблом
Наталья рассказала:
- как видео на YouTube помогло ей стать ассистентом Дидье Маруани;
- как её работа впечатлила французский дом моды Yves Saint Laurent;
- почему ассистентство — отличная база для выбранной ею профессии;
- какими качествами должен обладать хороший музыкальный менеджер.
От танцев под группу Arabesque до личного знакомства с её лидером: как превратить детское хобби в профессию
— С чего началось твое увлечение музыкой?
— Впервые я заинтересовалась музыкой в три года. Это было в 1990 году. У нас дома был проигрыватель и хорошая коллекция виниловых пластинок. Я была из тех детей, кого никогда не водили в детский сад, поэтому я всё детство до школы провела дома, наблюдая за тем, как мама слушает пластинки. Довольно быстро я научилась вставлять их в проигрыватель сама.
Мне очень нравилось танцевать под хиты Sandra, Arabesque, Джо Дассена и других известных артистов. С тех пор музыка является неотъемлемой частью моей жизни.
Кстати, сейчас я лично знакома с лидером группы Arabesque Микаэлой Роуз, и мы иногда общаемся.
— А ещё ты теперь ассистент французского композитора и лидера группы Space Дидье Маруани. Расскажи, как ты пришла к этому?
— Моя карьера до этого никак не была связана с музыкой. В июне 2010 года я окончила Московский экономико-финансовый институт по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». Параллельно с учёбой в МЭФИ я прошла экспресс-обучение по программе «Менеджер в сфере туризма» в РУДН. Тогда же, в 2010 году, я успешно сдала экзамен по французскому DELF на уровень B1 после обучения во Французском культурном центре при Посольстве Франции.
После выпуска я работала по специальности — помощником бухгалтера и менеджером в туристической фирме. Последним моим местом работы перед тем, как я пришла к музыке, стал Пенсионный фонд России, где я была главным специалистом в Управлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
С Дидье мы познакомились как раз после того, как я ушла из фонда. Это было в 2015 году. Мы переписывались, и однажды я показала ему видео, в котором сравнивались припевы песен «A Symphonic Space Dream» Дидье Маруани и «Жестокая любовь» Филиппа Киркорова. Сходство было очевидно. Дидье сразу понял, что его песня была сплагиачена Киркоровым.
Тогда я собрала весь необходимый материал для проведения музыкальной экспертизы, которая в итоге подтвердила факт плагиата. Экспертиза была проведена присяжным экспертом при Парижском апелляционном суде Оливье Дёлаландом, который заключил, что сходство припевов песен составляет 71%.
После этого Дидье нанял адвокатов, которые занялись подготовкой иска для подачи в суд. Вскоре в российских СМИ стали появляться многочисленные публикации по делу, и я начала переводить их для Дидье на французский язык. Таким образом, я держала его в курсе происходящего и даже помогала в работе его адвокатам. Дело о плагиате по-прежнему открыто и будет продолжено в ближайшее время — на это есть веские основания.

Фото: личный архив Натальи Губаревой
Собственно, так я и стала ассистенткой Дидье Маруани, проявив стрессоустойчивость, умение слушать и предугадывать потребности артиста, а ещё эмоциональный интеллект.
Я всегда умею поддержать его в трудную минуту и выдерживаю тактичный и дипломатичный тон в общении с фанатами, журналистами и партнёрами. Я очень рада, что Дидье поверил в меня и дал возможность поработать вместе.
Сотрудничество с этим уникальным артистом стало моим первым и единственным опытом музыкального ассистентства — Дидье настолько тактичный, мудрый и разумный шеф, что мне не хочется работать ни с кем другим. У нас полная гармония и взаимопонимание во всём.
— Что стало для тебя самым сложным в работе ассистента, а что — наиболее приятным и увлекательным?
— Когда начинаешь заниматься чем-то новым и к тому же понимаешь, какая огромная ответственность сопряжена с работой с такими именитыми артистами, как Дидье Маруани, самое сложное поначалу — работать в быстром темпе и молниеносно отвечать на поступающие запросы.
Когда в прессе каждый день стали появляться десятки публикаций по поводу дела о плагиате (только за три дня набралось больше 200 материалов), мне нужно было успевать переводить практически каждую из них, чтобы Дидье был в курсе ситуации.
Потом от меня требовалось переводить для Дидье все судебные материалы, включая документы от адвокатов и ответчиков, протоколы слушаний, записи заседаний и так далее. Затем появилось ещё одно дело о защите чести, достоинства и деловой репутации — его материалы я тоже своевременно переводила на французский.
А самым замечательным в работе стало абсолютное доверие Дидье ко мне. Я понимаю, что не имею права его подвести, как не могу подвести свою семью. Это огромная, но приятная ответственность.
— Здорово, что между вами сложилось такое доверительное сотрудничество! А какими своими достижениями в работе с Маруани ты гордишься больше всего?
— Однажды Дидье обратился ко мне с необычным поручением. Парижский дом Yves Saint Laurent выбрал его композицию Velvet Rape для показа коллекции зима 2020 — весна 2021. Мне нужно было взять фрагмент с дефиле и органично вписать в него логотипы группы Space и YSL. До этого я никогда не занималась монтажом, но ни на секунду не задумалась о том, чтобы отказаться от задачи, и почти сразу же разобралась со всеми нужными инструментами. Кстати, ролик высоко оценил не только Дидье, но и руководство Yves Saint Laurent.
Я очень горжусь тем, что не побоялась обучиться чему-то новому. Позитивная реакция артиста на мою работу точно стоила того!
«Захотелось перейти на новый уровень»: зачем успешная ассистентка известного артиста освоила музыкальный менеджмент
— У тебя уже была успешная карьера ассистента с именитым артистом. Почему ты решила обучиться музыкальному менеджменту?
— Мне стало тесно в рамках своей должности. В какой-то момент я просто уперлась в потолок. Захотелось перейти на новый уровень, где я смогу выполнять более широкий спектр обязанностей и получить менеджерский профессиональный опыт. Плюс в команде Дидье наметились перемены: менеджер может смениться, и на его место потребуется новый специалист, которому Дидье сможет доверять как самому себе.
Есть ещё один момент: у меня появилась возможность поработать с французским лейблом, с которым сотрудничает Дидье и его группа Space. Они предложили мне выполнить тестовое задание, и я решила, что перед этим стоит пройти полноценное обучение, чтобы вооружиться знаниями и повысить свои шансы на трудоустройство.
Наконец, стало окончательно понятно, что в ближайшие 2–3 года группа Space точно не сможет провести тур в России. Поэтому и мне как ассистентке в стране делать нечего. Обучение музыкальному менеджменту — инвестиция в том числе в то, чтобы я смогла переехать во Францию и работать там.

Читайте также:
— Интересно, какие навыки, которые ты получила за время работы ассистентом, помогли тебе в освоении музыкального менеджмента?
— Ассистентство — мощная школа для будущего музыкального менеджера. Работая с Дидье, я освоила огромный спектр задач — от логистики и планирования встреч до ведения документооборота и юридических нюансов. Научилась общаться с агентами, организаторами, журналистами — и даже помогала заключать контракты. Этот опыт стал для меня настоящей практикой управления в музыкальной индустрии.
Помимо этого, я готовила контент для соцсетей, участвовала в разработке SMM-стратегии и продвижении, взаимодействовала с продюсерами и лейблами. Работа ассистентом дала мне понимание внутренней кухни шоу-бизнеса, а это очень важно для музыкального менеджера.
— А что стало для тебя в обучении совершенно новым, несмотря на опыт в музыкальной сфере?
— Наверное, то, что касается маркетинговых инструментов. Например, я узнала, как работает таргетированная реклама, и научилась корректно настраивать параметры целевой аудитории.
А ещё разобралась в рекламных интеграциях — Дидье никогда раньше не снимался в рекламе, но после того, как я поделилась с ним находками с обучения, сказал, что он был бы рад рассмотреть предложения.
Применить новые знания я смогу уже после переезда во Францию — только там будут актуальны эксклюзивные материалы, связанные с Дидье и группой Space. Я жду этого шага, чтобы полноценно сопровождать артиста как менеджер. Но перемены в нашем сотрудничестве чувствуются уже сейчас: Дидье всё больше мне доверяет и поддерживает в новых задачах.

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева

Изображение: Наталья Губарева
«Курировать творчество артиста без вмешательства в его свободу»: о тонкостях профессии и планах
— Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать хороший музыкальный менеджер?
— На мой взгляд, он должен сочетать в себе развитые профессиональные, личностные и коммуникативные навыки, чтобы наиболее эффективно продвигать артиста, управлять его карьерой и строить долгосрочную стратегию.
К ключевым профессиональным навыкам я бы отнесла знание музыкальной индустрии и понимание того, как работает рынок, — лейблы, издательства, стриминги, PR. Не менее важно разбираться и в правовых аспектах: авторских и смежных правах, договорах, лицензиях.
Потребуется стратегическое и продюсерское мышление, чтобы выстроить карьерный план, оценить потенциальные риски и возможности, не теряться в нюансах звукозаписи, релизов и бюджетирования, а ещё уметь курировать творчество артиста без вмешательства в его свободу.
Конечно, хороший музыкальный менеджер также должен уметь управлять проектами: следить за таймингами, а также организовывать релизы, концерты и промокампании.
Из личностных качеств я бы выделила эмпатию, психологическую устойчивость, умение адаптироваться к быстрым изменениям в индустрии и кризисным ситуациям, а также надежность и этичность — отношения с артистом, как правило, долгосрочные, поэтому должны основываться на доверии. Кроме этого, необходима креативность, чтобы участвовать в принятии визуальных и концептуальных решений.
Естественно, хороший музыкальный менеджер должен быть профессионалом в коммуникации: уметь выстраивать нетворкинг, слышать артиста и презентовать его творчество в медиа и на переговорах.
— Ты уже многого добилась в музыкальной индустрии. Какие ещё цели ты ставишь перед собой?
— В первую очередь я хочу продолжить работу династии Маруани. Это легендарная семья знаменитых французских импрессарио, работавших с многочисленными французскими звёздами, которые внесли огромный вклад во французскую культуру и музыку. Отец Дидье Морис Маруани был импресарио Мишеля Леграна, Жюльет Греко, Жильбера Монтанье и Мишеля Дельпеша.
Братья Мориса Маруани Шарле и Жильбер тоже работали в музыкальной индустрии: Шарле был импресарио таких артистов, как Жак Брель, Джо Дассен, Анри Сальвадор, Клод Нугаро и Барбара, а Жильбер — продюсером Джонни Холлидея и Мишеля Польнареффа. А ещё он был известным музыкальным издателем в 1960-1970-х годах.
Работать с наследием такой семьи — огромная честь и ответственность. Собственно, в том числе ради этого я и решила пройти обучение.
Помимо музыкального менеджмента, меня интересует сфера издания музыки — управление авторскими правами на музыкальные произведения и их коммерческое использование. Издательство не выпускает записи, но работает с самими песнями — с мелодиями, текстами, партитурами, правами, лицензиями, роялти и так далее.
Мне уже доводилось выполнять некоторые из этих задач от имени музыкального издательства Дидье Маруани Bastien Music по его же поручениям, поэтому следующая моя цель — стать директором Bastien Music. Тем более Дидье очень рад тому, что я начинаю лучше ориентироваться в документах и договорах.
Осталось переехать во Францию, чтобы сделать мои мечты и цели возможными.
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    