«Рекрутер — тот же менеджер по продажам»: история HR-менеджера Марии
Из ретейла и проджекта — в сферу HR: Мария нашла работу мечты и освободила больше времени для себя.
 
 

Мария Ходырева
Россия, Обнинск
Пройденные курсы
Достижения
Нашла дело своей мечты, сменила профессию и наладила work-life balance.
Мария рассказала:
- как опыт в ретейле помог ей освоиться в HR;
- почему не нужно рассчитывать только на HeadHunter при поиске работы;
- как ей удалось сменить профессию, будучи мамой троих детей;
- почему не всегда стоит оценивать кандидата по резюме.
«Я, по сути, уже выполняла эйчарские задачи»: как прийти в HR через ретейл и проджект-менеджмент
— До HR ты работала в бизнесе. Что мотивировало тебя сменить профессию?
— Изначально я работала в магазине одежды, где прошла путь от продавца-консультанта до управляющего. Карьера шла в гору, пока мы с мужем не переехали. После Москвы небольшой город воспринимался контрастно — там было всего два торговых центра, где все управленческие позиции уже были заняты.
Офлайн-работы не было, поэтому я решила попробовать себя на удалёнке. Начала с позиции ассистента предпринимателя, где мне сразу дали задачи рекрутера. Сперва я работала одна и на ощупь, но постепенно я собрала команду из трёх ассистентов и научилась выстраивать воронки и придумывать тестовые задания.
Только позднее я поняла, что выполняла типичные эйчарские задачи, и мне это очень понравилось.
Я проработала с этим предпринимателем четыре месяца, после чего он отпустил меня со словами: «У тебя большие амбиции, Мария, развивайся дальше!» Через пару недель я оказалась в маркетинговом агентстве уже в роли проджект-менеджера. Управляла командой два месяца, но поняла, что мне всё же ближе HR-менеджмент. Я люблю работать с людьми, помогать им найти работу или подходящего сотрудника, и у меня это получается.
Так я и определилась, что точно хочу развиваться в подборе персонала. До этого я попробовала две других профессии на Skillbox, а потом по совету менеджера прошла тест на профориентацию, который окончательно убедил меня в том, что HR — это моё.
— А какие профессии ты пробовала до этого?
— Когда я пошла работать ассистентом предпринимателя, я взяла курс по интернет-маркетингу. Не знаю, почему, просто ткнула пальцем в небо. Несмотря на случайность выбора, мне действительно было интересно учиться.
Моя главная ошибка заключалась в том, что я одновременно и училась, и работала. В итоге я с головой уходила в рабочие проекты, а обучение стояло на месте.
Потом я решила попробовать себя в роли методиста образовательных программ, но уже через два месяца поняла, что методология — не моё.
В третий раз я решила подойти к выбору курса со всей серьёзностью. Прошла профориентационный тест и бесплатный курс по выбору профессии, а потом заполнила рабочую тетрадь — записала, что я умею, чего хочу и что у меня действительно получается.
Интересно то, что результаты теста показали: моя идеальная профессия — продакт- или проджект-менеджер. Ни один тест не направлял меня в сторону HR — подозреваю, что они могут быть просто не настроены на это. Но результаты в любом случае задали правильный вектор: что HR-, что продакт- или проджект-менеджмент — про управление и про людей.
Во всех этих сферах нужны одни и те же софт-скиллы: эмпатия, открытость, готовность общаться с незнакомыми людьми, умение решать конфликты и выстраивать коммуникацию.
Осенью 2024 года я наконец начала официально учиться на HR-менеджера. Мне настолько нравилось, что руки чесались как можно скорее найти работу в новой сфере. Но я вовремя себя остановила, вспомнив, что уже много раз в спешке меняла профессию и что ничего хорошего из этого не вышло. Поэтому я поставила перед собой цель сначала доучиться и только потом заняться трудоустройством. Это решение оказалось правильным.
— Как твой прошлый опыт в ретейле и управлении проектами помог тебе в освоении профессии?
— Ещё со времён работы в ретейле я отлично разбираюсь в таблицах и CRM-системах. В целом я быстро могу освоить любую программу, что очень важно в HR-сфере, так как у каждого агентства свои платформы.
Так что особых сложностей с учёбой у меня не возникало. Поначалу я даже думала, что либо задания слишком лёгкие, либо кураторы проверяют их для галочки, потому что мои работы принимались без единой правки. Но уже на этапе дипломного проекта ситуация поменялась: куратор давал много советов по оформлению и содержанию и несколько раз возвращал проект на доработку. Тогда я поняла, что до этого мои работы принимали быстро не потому, что кураторы ленивые, а потому, что я действительно неплохо разбираюсь в предмете.
Наверное, влиться помогло то, что, будучи управляющей в магазине, я сама отбирала и нанимала продавцов и так получила свой первый опыт в HR.

Читайте также:
— Кстати, про дипломный проект. Со стороны может быть непонятно, какой может быть онлайн-практика на курсе HR. Расскажешь, как она выглядела?
— Это был своего рода HR-стимулятор, где действующие эйчары разных компаний давали реальные задания. Больше всего мне понравилось то, что в таком формате ты работаешь не на одну фирму с конкретной спецификой, а прокачиваешься сразу в нескольких сферах: сегодня ищешь айтишника, завтра — продавца-консультанта.
Любовь к разнообразию стала одной из причин, из-за которой после выпуска я пошла работать именно в кадровое агентство, — мне нравилось искать специалистов из совершенно разных сфер.

Фото: личный архив Марии Ходыревой

Фото: личный архив Марии Ходыревой

Фото: личный архив Марии Ходыревой
«Не думайте из-за отказов, что вы никому не нужны»: как найти работу и освоиться в новой сфере
— Здорово, что ты нашла подходящую работу в новой сфере. С какими сложностями ты столкнулась во время поиска?
— Поначалу был страх. Думаю, он есть у всех выпускников — пока учишься, у тебя есть ощущение успеха и занятости, а потом ты остаёшься один на один с вопросом: «И куда теперь идти?»
Когда я только начинала искать работу, то я наивно думала, что сейчас откликнусь на три-четыре вакансии — и всё получится. Но в итоге я получала одни отказы, причём в основном автоматизированные. Честно говоря, руки опускались. Было особенно грустно от бездушности автоответов — из двадцати откликов пятнадцать пришли с одинаковым шаблонным текстом: «Спасибо, но мы пока не можем рассмотреть вашу кандидатуру».
Стало понятно, что моё резюме даже не доходит до эйчаров. И дело в алгоритмах, а не в моём опыте.
Тогда я изменила стратегию и начала отправлять резюме не через HeadHunter, а через сайты конкретных компаний.
Искала почты и соцсети потенциальных работодателей, писала им в Telegram. Однажды мне сразу ответили: «Присылайте резюме», — и с этого начался настоящий, живой диалог без автоматизированных отписок.
Поэтому хочу донести до тех, кто сейчас в поиске: не думайте, что если вам приходит двадцать отказов, то вы никому не нужны. Часто проблема не в вас, а в алгоритмах, которые фильтруют резюме. Да, иногда действительно нужно доработать резюме, но важно не останавливаться только на HeadHunter. Живое общение всегда работает лучше — можно даже прийти в офис понравившейся компании и попробовать представить себя вживую.
Ещё один совет: не бойтесь включать в портфолио свои учебные работы. Обязательно подчёркивайте на собеседовании: «Я не просто прослушал тридцать часов лекций, а практиковался — вот мои учебные проекты». Работодатели воспринимают это как преимущество.
— Многие бы сдались, получив десятки отказов. Что мотивировало тебя не опускать руки?
— Психологически меня очень поддерживала мысль о том, что я всегда могу обратиться в Центр карьеры Skillbox за помощью, если возникнут проблемы в самостоятельном поиске.
— Ты упомянула, что писала работодателям напрямую. По каким критериям ты отбирала подходящие тебе компании?
— В первую очередь я рассматривала только удалённый формат работы. За пять лет я привыкла работать из дома, и этот формат оказался для меня гораздо комфортнее офиса. Плюс за это же время я родила троих детей, поэтому мне было важно, чтобы график был нормированным — без переработок и форс-мажоров.
Кстати, именно из-за наличия детей некоторые работодатели отказывали мне в трудоустройстве. Конечно, это меня расстраивало, но, немного поплакав, я всегда брала себя в руки и настраивала себя на то, что обязательно найду компанию, для которой женщина с тремя детьми — не табу.
Так у меня появился ещё один важный критерий — лояльное отношение к семейным обстоятельствам.
В итоге мне повезло найти компанию, которая соответствует всем моим требованиям. Это кадровое агентство, в котором работают в основном женщины с детьми. Помимо того, что там удалённый формат работы и демократичное отношение, там ещё и прекрасно выстроен work-life balance.
Нам важно не просиживать за компьютером определённое количество часов, а показывать результат. Человек может провести за работой четыре часа, а может — девять, и результат всё равно будет одинаковым. Эту мысль важно доносить до работодателей.
Если я вижу, что заказчик открыт к диалогу, я всегда объясняю ему, что удалёнка — это не про жёсткий график и количество часов, и бессмысленно требовать от удалёнщика сидеть за компьютером с 10:00 до 19:00. Настоящая удалёнка предполагает фокус на результат и возможность поддерживать баланс между работой и личной жизнью.

Читайте также:
— Ты многодетная мать. Как тебе удавалось совмещать материнство, поиск работы и учёбу? Звучит как сверхзадача!
— Прекрасно удавалось. Старший учится в школе, средний был в саду и сейчас тоже пошёл в школу, младший — в саду. С 9:00 до 17:00 я свободный и опрятный человек. И только после 17:00 вхожу в роль мамы с волосами, собранными в хвост.
На самом деле много женщин успешно совмещают даже офисную работу и материнство. Но это не для меня. Мне важно сохранить баланс между семьёй и работой. Удалёнка позволяет это сделать: в два часа дня я могу спокойно забрать ребёнка из школы, отвезти на кружок и вернуться к своим делам.

Фото: личный архив Марии Ходыревой
— Классно, что работа позволяет тебе уделять время семье! А как ты устроилась в эту компанию?
— Отправила резюме по контактам, указанным на сайте, и стала ждать отклика. Он не заставил себя ждать — я даже дошла до финального собеседования с непосредственным руководителем, но настолько сильно заболела, что потеряла голос и не могла говорить. Мы перенесли созвон, а когда я выздоровела, мне сообщили, что рекрутер уже не нужен, но со мной свяжутся, если позиция вновь освободится.
Мне было безумно обидно потерять такую возможность из-за какой-то болезни. Но, к счастью, всё закончилось хорошо: уже через неделю мне перезвонили и предложили работу. На следующий день я приступила к своим обязанностям, а через два дня наняла первого ассистента — всё получилось!
— Как ты себя ощущала в первые недели работы? Возникали ли трудности или ты чувствовала себя хорошо подготовленной к новым задачам?
— Да, сложности были. Несмотря на то, что это кадровое агентство, процесс адаптации новых сотрудников там был практически не выстроен. Да, был наставник, но общение с ним работало только в формате «вопрос — ответ»: ты задаёшь вопрос, он отвечает, но никогда не вводит в курс дела сам.
А вопросов, когда ты только приступаешь к работе, миллион — от того, как общаться с коллегами, до того, как оформлять протоколы взаимодействия с заказчиками.
Так что училась я в основном через наблюдение за коллегами. Освоившись, я инициировала внедрение системы сбора обратной связи в компании, чтобы упростить процесс адаптации для будущих сотрудников.
— Получается, что ты улучшила процессы в компании! А какими ещё своими рабочими результатами ты гордишься?
— Изначально я пришла в эту компанию на оплачиваемую стажировку, которая длилась пять дней. И уже на третий день я вывела своего первого стажёра. Для меня это был вау-результат: я только начала работать и вот уже через два дня нашла подходящего кандидата.
Ещё одно достижение — то, что мне удалось найти подход к менеджерам по продажам, которых я раньше просто ненавидела. Если при наборе кадрового резерва написать условному методисту, то он поблагодарит и разрешит включить себя в базу контактов. Если же связаться с менеджером по продажам, он в лучшем случае не ответит, а в худшем — грубо откажет со словами вроде «вот когда будет работа, тогда и пишите».
Теперь я понимаю, как с ними работать, и больше не испытываю неприязни — наоборот, только обожание! Самый сложный кейс был с поиском продажника для «Академии красоты» — ниша мягкая, зарплаты низкие, кандидаты не хотят работать с «холодными» клиентами… Но в итоге я справилась и нашла подходящего сотрудника.
— Как тебе это удалось?
— Когда я училась и только начинала работать рекрутером, мне казалось, что делов-то, размещаешь вакансию на том же HeadHunter, получаешь кучу откликов, разбираешь их и находишь «того самого» кандидата. А на деле всё совсем иначе — рекрутеры сами с утра до вечера ищут кандидатов, рассылают сообщения и «продают» вакансию.
Один мой знакомый, у которое есть своё агентство недвижимости, как-то сказал мне: «Рекрутер — это тот же менеджер по продажам».
Я долго отнекивалась, но теперь понимаю, что так оно и есть. Мы «прогреваем» кандидатов, «упаковываем» вакансию.
— Какие рекрутерские фишки ты выработала для себя за время работы?
— В первую очередь — делать ставку на «холодный» поиск. Да, может быть надежда на тёплый поиск, но этот метод не должен быть основным. Если не получилось найти кандидата в базах с кадровым резервом, обязательно нужно разместить вакансию на HeadHunter, LinkedIn и других площадках. И даже там никогда не стоит полагаться только на отклики, лучше искать самостоятельно.
Второй лайфхак довольно очевидный — нужно уметь находить подход к разным кандидатам. Есть сферы, с экспертами в которой довольно легко найти контакт, а есть те, где нужно постараться заинтересовать человека и буквально «продать» ему вакансию.
Третий совет — никогда не судить кандидата по оформлению резюме. Оно может быть некрасивым, но его обладатель может быть настоящим бриллиантом. У меня были такие случаи: я назначала собеседование с кандидатами, у которых было не очень яркое резюме, а в ходе беседы выяснялось, что они редкие специалисты своего дела.

Фото: личный архив Марии Ходыревой

Фото: личный архив Марии Ходыревой

Фото: личный архив Марии Ходыревой
«Раз работа занимает большую часть жизни, то она должна приносить удовольствие»: как не бояться перемен
— Ты наконец-то нашла работу себе по душе. Как это изменило твою жизнь?
— Скажем так, я всегда к этому стремилась. У меня жизненная позиция: раз работа занимает большую часть нашей жизни, то она должна приносить удовольствие. Конечно, деньги тоже важны, но даже 200 тысяч в месяц не стоят моих страданий.
Из-за своих принципов я долго искала своё дело и нашла его только к 35 годам. Но это абсолютно нормально — рынок нуждается в специалистах любого возраста.
Не нужно ставить на себе крест и бояться перемен. Главное — выбрать правильную профессию.
Если вы не знаете, кем хотите быть, пройдите профориентационный тест, обратитесь к консультантам. Они помогут выявить ваши сильные стороны и понять, что у вас получается хорошо и чего вы хотите. Работа мечты — это когда «хочу», «могу» и «надо» сходятся.
— Как ты видишь своё развитие в HR дальше?
— Я очень хочу развиваться в нише адаптации и обучения сотрудников. Думаю, это желание уходит корнями во времена моей работы в ретейле. Тогда, будучи продавцом-консультантом, я была поражена тем, как наш HR-отдел по-настоящему заботился о сотрудниках. Со временем мне захотелось самой быть человеком, который умеет создать комфортную рабочую атмосферу.
Тем более в нашей стране крайне мало компаний, которые приоритизируют сотрудников. Обычно все заботятся о клиентах и прибыли.
Я хочу дать отпор этой тенденции и фокусироваться на сотрудниках: проводить для них качественный онбординг, способствовать их адаптации, заниматься карьерным сопровождением.
Я стремлюсь обучать, выявлять точки роста, рекомендовать траектории развития и курсы. В общем, хочу помогать людям раскрывать свой потенциал.
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    