«Маркетинг бессилен, если продукт слабый»: история продакт-менеджера Фарруха Хакимова
Стремясь понять причины провалов успешных маркетинговых кампаний, Фаррух освоил продакт-менеджмент, а затем нашёл работу по новой профессии.
Скриншот: личный архив Фарруха Хакимова
Фаррух Хакимов
Узбекистан, Ташкент
Пройденные курсы
Достижения
Устроился на работу в крупную телекоммуникационную компанию продакт-менеджером в отдел B2C-маркетинга.
Фаррух рассказал:
- как построил успешную карьеру в маркетинге и продажах и пришёл к продакт-менеджменту;
- каким полезным инструментам научился на курсе;
- тяжело или легко ему дался поиск работы;
- как развивается на новой работе и применяет знания с курса;
- какими качествами, на его взгляд, должен обладать хороший продакт;
- что изменилось внутри него вместе со сменой профессии.
«В идее обучиться продакт-менеджменту меня поддержал друг»: как всё начиналось
После университета, где я получил образование в сфере бизнес-администрирования с уклоном в маркетинг, я успешно развивался в профессии — руководил отделом маркетинга и отделом продаж в частном университете.
За короткий срок в должности я собрал достаточное количество успешных кейсов и обрёл уверенность в себе как руководитель. Однако чем дольше я работал, тем больше меня мучил один вопрос: почему при одинаковых маркетинговых стратегиях и бюджетах одни продукты или бизнесы взлетают, а другие нет?
Постепенно я пришёл к выводу, что дело в самом продукте — в том, как он разрабатывался изначально. Осознав это, я понял, что если хочу и дальше профессионально расти и впоследствии открыть свой успешный бизнес, то должен глубже разобраться в теме создания продуктов.
Своими мыслями я поделился с другом, который уже освоил профессию продакт-менеджера и теперь работал в одном из крупных частных банков Узбекистана. Он поддержал меня в моём начинании, сказав, что с моими компетенциями и интересами, мне действительно стоит обучиться управлению продуктом. Более того — друг даже подобрал для меня подходящий курс.
«Учёбу с работой совмещал без проблем»: об обучении и интересных продуктовых концепциях
Итак, помня о своей большой цели — запуске собственного бизнеса, — я планировал основательно разобраться в продуктовом менеджменте и понять, как устроена работа с продуктами в больших компаниях.
Моя мотивация была проста: я совсем не хотел совершать классические ошибки предпринимателей, которые, полагаясь лишь на энтузиазм, вкладываются в какую-то идею, а потом надеются, что она выстрелит.
Кроме того, помимо масштабной цели, прямо перед началом обучения я поставил перед собой ещё одну, промежуточную — найти новую работу. Задачи на прежнем месте мне наскучили, я чётко ощущал внутренний запрос — сменить деятельность, обстановку, научиться новому. Всё это, чтобы в итоге выйти на новый уровень.
Несмотря на то что сфера продуктового менеджмента в целом близка к моей специализации, я хотел изучить этапы и методы создания продукта как можно глубже.
Учёбу с работой совмещал без проблем: смотрел лекции, читал теорию и выполнял практические задания в любое свободное время. Я вообще так устроен: для меня обучение не в тягость, если я вижу в нём чёткую необходимость. Так и тут: я точно знал, какие навыки хочу приобрести, и это двигало вперёд. Лени не испытывал.
Особенно интересно в рамках учёбы было анализировать рынок, исследовать клиентский опыт, проводить CustDev и глубинные интервью. Словом, делать всё новое.
А ещё было очень полезно изучить концепцию создания продуктов Jobs To Be Done (JTBD), а также научиться строить customer journey map (CJM) и service blueprint. Именно этих инструментов, систематизирующих взаимодействие клиента с продуктом, мне так не хватало в маркетинге и продажах. Без них сложно сделать путь клиента максимально удобным и прибыльным для компании.
Обычно в практической части курса студентам либо предлагают решать кейсы от реальных заказчиков, либо выбирать из придуманных, но максимально приближённых к реальности. Однако я пошёл по другому пути и с самого начала сказал куратору, что буду прорабатывать свой продукт — курс по дополнительному профессиональному образованию.
Его идея возникла, когда я ещё работал в частном университете. Я заметил, что выпускники вузов очень часто боятся претендовать на вакансии крупных компаний. И неспроста: программы многих вузов нередко оторваны от реальности, в результате чего выпускникам не хватает уверенности, знаний и практических навыков для успешного трудоустройства.
Проанализировав это, я решил сделать свой учебный курс по «добору» необходимых компетенций для выпускников вузов. В течение всего курса я разрабатывал программу, которая бы помогла молодым людям получить необходимые хард- и софт-скиллы для старта успешной карьеры.
«Я получил несколько офферов, но решил работать в большой компании»: о поиске работы
Работу я начал искать вскоре после начала обучения. Так быстро, потому что руководство компании, где я работал до этого, неожиданно сообщило о её закрытии, а мне надо было содержать семью. В течение двух недель я рассылал резюме и ходил на собеседования — прошёл около десяти.
Важно отметить, что я откликался не только на позиции продакт-менеджера, но и на вакансии руководителя отдела маркетинга и продаж. Рассматривал это как временный, промежуточный вариант.
На собеседованиях всегда чувствовал себя уверенно и в итоге получил сразу несколько офферов. Но… отказался от всех топовых позиций вроде руководителя по продажам и маркетингу и даже коммерческого директора в пользу работы рядовым продакт-менеджером в одной из самых крупных телекоммуникационных компаний Узбекистана.
Почему я выбрал эту компанию? Ответ прост: потому что это крупная организация, где я смогу многому научиться, где я чётко вижу свой будущий рост. Мне повезло попасть к хорошим руководителям, дающим мне много полезных наставлений и обратной связи. И ещё — повезло работать с большим массивом данных для аналитики и расчёта бизнес-кейсов в ежедневных задачах.
А вот почему компания выбрала меня, новичка без опыта в продакт-менеджменте и работы в больших компаниях? Это хороший вопрос, который в свой первый же рабочий день я задал руководителю. Он сказал, что основной причиной стало моё неподдельное стремление учиться.
В сопроводительном письме я рассказывал об обучении в Skillbox, и, думаю, это стало дополнительным плюсом в глазах моих будущих руководителей. Также во время собеседования я показал сильное желание развиваться в новой области, применять на практике полученные на курсе знания и фреймворки и, конечно, рассказал об опыте на предыдущих местах работы.
«В крупном бизнесе всё системно и стабильно»: о работе в новой компании
В апреле 2024 года я принял оффер от крупной телекоммуникационной компании и попросил немного времени, чтобы завершить дела на предыдущем месте работы. И вот с середины мая вышел на новую позицию.
Отдел, в котором я работаю, отвечает за разработку тарифных планов, акций, интернет-пакетов и различных мероприятий, создающих дополнительную ценность для абонентов.
Моя ключевая задача — создание тарифных планов для B2C-сегмента (цифровые услуги, интернет-пакеты, тарифные планы). Я изучаю исторические данные и анализирую, как «вели себя» определённые тарифы (как старые, так и действующие), их аудитория, а также продукты конкурентов и зарубежных компаний. На основе этих данных я разрабатываю концепцию новых решений, обсуждаю её с моим руководителем, который затем идёт на защиту перед коммерческим директором и командой финансистов.
Далее я приступаю к разработке самого продукта, то есть его технической части. Объясняю разработчикам, как должен выглядеть и функционировать продукт: какие опции у него должны включаться-выключаться и прочее. Параллельно передаю команде маркетинговой коммуникации задачи по продвижению продукта.
С начала моей работы здесь прошло почти полгода, и за это время я убедился, что работать в больших компаниях во многом легче, чем в средних и маленьких. По ряду причин. Во-первых, здесь есть своя школа — всех новичков обучают, помогают адаптироваться. Во-вторых, в структуре и процессах компании всё намного понятнее и стабильнее, чем в турбулентных небольших бизнесах.
Наконец, все процессы здесь систематизированы. Например, есть выверенная и отлаженная схема по созданию продукта: можно брать и идти прямо по ней. При этом всё довольно гибко: при необходимости я могу предложить к рассмотрению те изменения, которые посчитаю нужными для повышения ценности продукта и выручки.
Вот, допустим, сейчас мы работаем над новым тарифным планом. При его разработке команда опиралась на проверенные инструменты для сбора и анализа данных по рынку и пользователям. Однако для подкрепления выводов я также предложил провести серию углублённых телефонных интервью. Идею поддержали, и результаты интервью ещё раз подтвердили выводы, сделанные на основе других данных.
Такой подход — спуститься к клиенту, задать ему вопрос, пообщаться — я усвоил на курсе. Также именно там меня научили грамотной постановке задачи разработчикам — я всегда пишу её чётко по фреймворку DoD (definition of done). Например, если это цифровой продукт, то описываю, как вижу приложение в финальном виде, как оно работает, какие фичи в него внедрены, что происходит, когда я нажимаю на кнопку A, а что — когда на кнопку B.
«Это многозадачный, но эмпатичный сотрудник»: о профессии продакт-менеджера
Продуктовый менеджер — это многозадачный и многогранный специалист. Он должен всегда учитывать сразу множество факторов одновременно: думать и о потребностях клиентов, и о бизнес-целях компании. Стремиться к хорошей выручке, но не забывать проверять техническую сторону продукта и, конечно, заботиться о его продвижении.
Ключевое качество продуктового менеджера, на мой взгляд, — это эмпатия. Способность понимать и чувствовать потребителя, видеть продукт его глазами.
Продакт-менеджер также должен обладать аналитическим мышлением, уметь работать с большими данными и хотя бы на базовом уровне разбираться в финансах. Без этого понимания продуктовый менеджер может создать продукт, который, по сути, окажется нерентабельным.
«Изменились и я сам, и моё мышление»: о метаморфозах в жизни и планах
С тех пор как я начал изучать продуктовый менеджмент, я заметил перемены в себе — изменился и я сам, и мой образ жизни. Я понял, что мне есть куда расти, и теперь эта мысль изо дня в день вдохновляет меня работать дальше.
Кроме того, сейчас моя работа стала более сбалансированной, чем прежде. Я связываю это с тем, что лучше понимаю свои задачи на рабочем месте и набираю опыт.
Наконец, после выхода на новое место в целом изменилось моё мышление. Оно масштабировалось — всё-таки теперь я работаю в международной компании. Тут другой калибр и амбициозные цели. Теперь я и сам всё чаще задумываюсь над тем, чтобы жить и работать не только в Узбекистане.
Моя главная цель на сегодня — и дальше развивать свои навыки в продуктовом менеджменте, чтобы очень скоро дорасти по меньшей мере до мидла. А потом уже приступить к созданию своего бизнеса и его масштабированию.
Как-никак работа в роли продакта повышает насмотренность в бизнесе. Уже сейчас я иногда консультирую знакомых и друзей по поводу разработки продукта. Например, недавно рассказал сестре, которая работает в другом частном университете и планирует с коллегами запустить там новый продукт, с чего им лучше начать — провести опрос клиентов, а затем создать MVP и не торопиться с разработкой полной версии продукта.