Управление
#истории

«Моя мечта — открыть в Петербурге классное и полезное детское пространство»

История о том, как Елена Келлерманн, 20 лет проработавшая в fashion-ретейле, создаёт из дореволюционного Дома культуры креативный кластер для детей.

Фото: личный архив Елены Келлерманн

Елена Келлерманн

Россия, Санкт-Петербург



Краткая справка

Елена 20 лет проработала в fashion-ретейле: была директором бренда befree, затем Zarina. В последнее время она разрабатывает детское креативное пространство в бывшем Доме культуры Санкт-Петербурга.


Достижения за последний год

Разработала концепцию детского креативного пространства в Петербурге и уже приступила к её реализации.


Елена рассказала:


Об идее креативных пространств

Каждый год в России открывается всё больше креативных пространств в индустриальных зданиях (фабриках, заводах), первичная функция которых уже устарела, и теперь им нужно найти новое применение.

Этот тренд идёт от европейских городов: уже в шестидесятые годы прошлого века промышленные предприятия там переезжали за город, а их помещения в центре становились пустыми. На огромных освободившихся площадях открывались клубы, галереи и креативные зоны, и очень скоро этот формат получил государственную поддержку.

От индустрии моды к творческому проекту в старинном здании

Двадцать лет я занималась модой: последние десять — была директором бренда Zarina. Работа в fashion-ретейле научила меня концептуальному видению и организации вдохновлённой команды.

Не так давно я решила, что пора поработать над значимым творческим проектом не из сферы моды. Пришла идея открыть креативное образовательное пространство для детей. Так сложилось, что помещением для него стало старинное дореволюционное здание — памятник архитектуры с театральным залом внутри.

Дух культуры, образования и просвещения витал там более ста лет: оставалось лишь модернизировать его. Мы с командой решили вдохнуть в пространство новую жизнь и подарить городу полезный и многофункциональный объект.

Референс того, каким я вижу своё креативное пространство внутри
Изображение: «Электротеатр Станиславский»

Как появилась идея детского пространства

«Взрослые» творческие пространства с современным дизайном и множеством видов деятельности в Петербурге есть, а вот детских — нет. В Москве разнообразия больше: например, есть детские студии в «Гараже», школа креативных технологий TUMO.

В первый раз я столкнулась с этим дефицитом, организуя внешкольные занятия для двух дочек. Да, в городе сильные музыкальные и художественные школы, балетные училища — но если ребёнок находится в поиске и не хочет погружаться только в один предмет, его выбор невелик. Я объездила весь Петербург в поиске прогрессивного центра, расспросила десятки людей, и никто из них не вспомнил большого современного многофункционального творческого пространства для школьников.

Я видела настрадавшихся родителей: чтобы отвести ребёнка с одного кружка на другой, им приходилось преодолевать настоящий логистический квест. Дело в том, что обычно в помещениях детских занятий не предусмотрены места ожидания, и в результате родители бесполезно проводят время в машине.

Так и появилась моя мечта: создать современное пространство, куда захотят прийти не только дети, но и их родители. В Санкт-Петербурге, например, есть классический дворец пионеров — Аничков дворец. Концептуально он прекрасен: кружки разных направлений собраны под одной крышей в центре города, но ему не хватает современности, вдохновения и хорошего дизайна.

К тому же мне было интересно отойти от классики и академичности, добавить вариативности, чтобы дети попробовали себя в современных направлениях: изучали джаз, исполняли современный танец, знакомились с современными художниками. Чтобы они получали знания о бережном использовании ресурсов, экологии, современной архитектуре и подобном.

Референс того, каким я вижу своё креативное пространство внутри
Изображение: Second Home

«Сфера недвижимости на самом деле недвижима»

Любой проект начинается с концепции. Я была уверена, что эта тема мною хорошо изучена, — не зря ведь я много лет работала с брендингом. Но я ошиблась.

Оказалось, что брендинг в сфере моды и брендинг, привязанный к объекту недвижимости, нельзя сравнивать. Сфера fast fashion зациклена на скорости: мы быстро создавали продукт, быстро продавали. С недвижимостью всё иначе: решения и договорённости принимаются медленно — проекты просчитываются, созревают и видоизменяются ещё на этапе создания.

Сама я человек быстрый: только приступив к работе, уже представляла, как через год дети будут заниматься в стенах нашего пространства. Однако чем дальше я развивала идею, чем больше встречалась с разными людьми — строителями, инженерами, архитекторами, — тем сильнее убеждалась, что на реализацию проекта времени уйдёт в три раза больше запланированного. Сейчас мы говорим о конце 2023 года, но уже и этот срок кажется мне оптимистичным.

«Многие думают, что дизайн помещения — решающий фактор. Пожалуй, это не так»

Буквально за полгода активной деятельности у меня накопилась масса документов и расчётов, а ещё — много хаоса в голове. Мне хотелось систематизировать все свои знания, создать чёткую структуру и не упустить важные детали.

Подруга рассказала о курсе «Управление креативным пространством», и после прочтения программы я осознала, что он мне нужен. Важным фактором стало то, что лекции читают практикующие специалисты — основатель, директор по регионам и кураторы дизайн-завода «Флакон».

Меня удивило большое количество людей в нашем студенческом чате. Казалось, что управление креативным пространством — редкая и непопулярная тема, а в итоге я стала 120-й студенткой курса.

Всё же мой проект немного отличался от обычных креативных кластеров. Во-первых, ранее он уже имел культурную функцию, а не индустриальную. Во-вторых, был довольно большим: около 5000 квадратных метров. И в-третьих, являлся историческим памятником.

Многие думают, что дизайн помещения — решающий фактор. Пожалуй, это не так. Логистика, связанная с потоком посетителей, и инженерные коммуникации идут в приоритете и требуют очень тщательной проработки. За год я сменила несколько архитектурных бюро, пока мы наконец не достигли понимания как стилистического (концепция, видение), так и рабочего (сроки, бюджеты).

Фото: личный архив Елены Келлерманн

«Вспомнить, как это — учиться»: о самодисциплине и лени

Учёба на курсе стала моим первым опытом в онлайн-обучении. Важнейшим навыком оказалась самодисциплина: дело в том, что у программы нет жёсткой временной привязки — каждый проходит курс в своём темпе. Безусловно, гибкость важна для современного мира, но меня она излишне расслабляла. Мне были необходимы дедлайны в виде конкретных дат, поэтому я придумывала их себе сама.

Решила, что пройду курс за три месяца. Сначала была удивлена, когда куратор советовала на каждое домашнее задание отводить по неделе: «Целая неделя? Странно, у меня уже столько сделано, и очень понятный объект», — думала я. Ошиблась: на то, чтобы собраться, преодолеть лень, облечь свои идеи в форму (а порой и переделать их) еле-еле хватало недели.

Окончить курс за три месяца у меня так и не получилось. Однако, когда на горизонте появилась первая фиксированная дата защиты дипломной работы, я мобилизовалась и ускорила темп. Даже проводила ночи над домашними работами и написанием диплома — совсем как в студенчестве :) Я выпустилась самой первой на курсе и очень этим довольна.

Неожиданные ответы потенциальных клиентов

Мой куратор всегда помогала посмотреть на будущее креативное пространство под разными углами, глазами реальной и разнообразной целевой аудитории, чтобы точнее сформулировать миссию и ценности проекта. Это дало результат.

Одним из домашних заданий было провести опрос потенциальной ЦА. В моём случае — мам детей школьного возраста. Как мне казалось, все их ответы мне были заранее известны. Однако и здесь я заблуждалась: при опросе некоторые мамы говорили, что мечтают водить ребёнка на занятия не дальше, чем во двор, чтобы избегать любого транспорта, а дизайн помещения не играет важной роли при выборе студии. Благодаря общению с живой аудиторией я переосмыслила многие моменты концепции и переформулировала миссию своего пространства.

О важных элементах креативного кластера

Наш креативный кластер будет составлен из разных направлений: ядром станет частная школа и детский сад, другими составляющими — площадка для разных событий, танцевальная и музыкальная школа, а также около 20 творческих студий, кафе и музей здания.

Я хочу создать такой образовательный центр, где личность ученика важнее оценок. Безусловно, срок окупаемости творческого детского объекта гораздо дольше, чем у коворкинга или бизнес-центра, но я верю в то, что классный и нужный объект со временем обязательно принесёт свои плоды.

«Основа гражданского общества: если можешь — помоги»

Давным-давно я подсмотрела одну классную благотворительную идею у петербургского арт-пространства «Музей варежки», теперь закрытого. Родители оплачивали для своего ребёнка творческое занятие по цене чуть выше средней. За счёт этого организация привозила на кружки ребят из детских домов: чтобы они занимались в обычной среде, вместе с ребятами из семей.

Эта инициатива вдохновила меня: в своём креативном пространстве я также планирую ввести квоту для детей с ограниченными возможностями и оплачивать их пребывание на совместных занятиях.

Референс того, каким я вижу своё креативное пространство
Изображение: Foolscap Studio

«Хочу открыть пространство к 2023 году!»

Этот проект — моя мечта. Создать его — важная веха в жизни. Каждодневная работа над ним, встреча с новыми людьми, которые помогают мне в реализации, дают заряд энергии и вдохновения и никогда не опустошают.

И напоследок: «Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие» Колина Элларда — эту книгу я советую прочесть каждому, не только тем, кто занимается креативными пространствами.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Управление в креативных индустриях Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована