Стал руководителем, а что делать дальше? 6 первых шагов в новой должности
Разбираемся, как вести себя после повышения, чтобы не потерять доверие коллектива.

Рекомендациями поделилась
Мария Калабухина
Коуч International Coaching Federation (ICF).
Свеженазначенный руководитель не должен сразу устраивать радикальные реформы. Зато он точно должен уже в первые дни правильно выстроить отношения с командой и распределить задачи между сотрудниками. Нередко на этом этапе новые руководители сталкиваются с сопротивлением: неловко ставить задачи бывшим коллегам и спрашивать с них результат.
В этой статье мы расскажем о шести шагах, которые помогут вам освоиться в новой роли и успешно начать работу в качестве руководителя.
- Расскажите команде об изменениях
- Распределите роли и зоны ответственности
- Научитесь делегировать задачи
- Рационально подходите к неожиданному поведению команды
- Создайте условия для доверительных отношений
- Обозначьте личные границы
Шаг 1
Расскажите команде о том, что изменилось
Людям проще воспринимать новости о больших изменениях в неформальной обстановке. Поэтому соберите своих подчинённых вместе и, опережая корпоративную рассылку или приказ, расскажите о своём назначении.
Вот о чём стоит рассказать команде:
- какие теперь у вас задачи, за что вы будете отвечать;
- кто возьмёт на себя ваши прежние обязанности, будете ли вы расширять штат или распределите задачи между текущими сотрудниками;
- по каким вопросам и как к вам обращаться, с чем вы можете помочь.
Также стоит узнать у коллег, есть ли у них вопросы. Полученный фидбэк поможет заново наладить связь с командой уже с позиции руководителя.
Важно, чтобы после встречи все сотрудники чётко понимали, как будут выглядеть рабочие процессы.

Шаг 2
Грамотно распределите роли и зоны ответственности внутри команды
Многие конфликты происходят из-за недопонимания. Поэтому важно сразу распределить роли и ответственность в команде, обеспечив прозрачность организационной структуры для всех участников. Это можно сделать как на встрече, где вы объявите о своём повышении, так и после неё, основываясь на обратной связи от подчинённых.
У начинающих руководителей есть преимущество при распределении ролей, ведь ещё недавно они общались с коллегами на равных и знают их предпочтения. Это поможет определить, какие изменения стоит внести в текущую структуру, чтобы эффективность работы и вовлечённость выросли.
Шаг 3
Сразу начните делегировать
Делегирование — один из важнейших навыков в управлении. Однако часто начинающие руководители сомневаются, сможет ли кто-то выполнить задачу лучше них самих. Они думают: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам», «Только я знаю, как лучше», «Всё работает, только пока я на работе». Важно разобраться в причинах такого недоверия.
Вот вопросы, которые помогут грамотно делегировать:
- Какие ключевые задачи, напрямую влияющие на бизнес-результаты, я должен оставить на себе, а с какими справится и команда?
- Какие промежуточные результаты будут для меня показателем, что сотрудник справляется с задачей?
- Что я буду делать, если команда не справится?
Шаг 4
Рационально подходите к неожиданному поведению команды
Реакция коллег на ваши действия может быть разной. Будьте готовы к их несогласию с вашими решениями и поручениями или даже к эмоциональным репликам вроде «Ты же раньше сам так говорил!», «Быстро ты переобулся!».
Чтобы сохранить спокойствие, важно рационально оценивать происходящее и не воспринимать рабочие конфликты на свой счёт.
Упражнение на самопомощь в стрессовых ситуациях
Чтобы простое недопонимание не перешло в затяжной конфликт, заранее выпишите себе несколько поддерживающих установок. Примеры:
- Мой коллега так отреагировал не на меня, а на ситуацию.
- Это не конфликт, а рабочие моменты.
- У нас с командой общие цели, а значит, мы в любом случае найдём общее решение.
- Я принял решение во благо компании, а не чтобы причинить дискомфорт команде.
Шаг 5
Создайте условия для доверительных отношений
Как рядовой сотрудник вы могли спокойно общаться с коллегами на любые темы. После повышения ситуация изменится — как минимум они больше не смогут посплетничать с вами о начальстве. Но важно постараться сохранить доверительные отношения.
Для этого следует регулярно проводить индивидуальные встречи с каждым членом команды в формате открытого диалога. В такой обстановке сотрудники охотнее и честнее делятся обратной связью.

Шаг 6
Обозначьте личные границы
Руководителю важно отстаивать границы, чтобы сотрудники не перекладывали на него свои обязанности и соблюдали субординацию.
Для этого нужно определить, какое поведение допустимо, а какое нет. Разделите взаимодействие с людьми на три категории:
- Со мной так можно.
- Со мной так можно только при условии…
- Со мной так нельзя.
Добавьте несколько примеров для каждой категории и опишите план действий на случай нарушения границ. О том, что для вас допустимо, а что — нет, лучше поговорить с коллегами лично.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто хочет грамотно руководить
- Кто такой лидер и что такое лидерство: рассказываем главное и разрушаем мифы
- Почему управлению нужно непрерывно учиться: отвечают руководители из «Газпром нефти», VK, «Технониколя» и других компаний
- Стили лидерства в менеджменте: какие бывают, чем различаются и как выбрать свой
- Какие качества нужны руководителю и как их развивать
- Управление конфликтами между сотрудниками: большой гайд для руководителей
