Стал руководителем, а что делать дальше? 6 первых шагов в новой должности
Разбираемся, как вести себя после повышения, чтобы не потерять доверие коллектива.
Кадр: фильм «Ранэвэйс» / Blackheart Films
Рекомендациями поделилась
Мария Калабухина
Коуч International Coaching Federation (ICF).
Свеженазначенный руководитель не должен сразу устраивать радикальные реформы. Зато он точно должен уже в первые дни правильно выстроить отношения с командой и распределить задачи между сотрудниками. Нередко на этом этапе новые руководители сталкиваются с сопротивлением: неловко ставить задачи бывшим коллегам и спрашивать с них результат.
В этой статье мы расскажем о шести шагах, которые помогут вам освоиться в новой роли и успешно начать работу в качестве руководителя.
- Расскажите команде об изменениях
- Распределите роли и зоны ответственности
- Научитесь делегировать задачи
- Рационально подходите к неожиданному поведению команды
- Создайте условия для доверительных отношений
- Обозначьте личные границы
Шаг 1
Расскажите команде о том, что изменилось
Людям проще воспринимать новости о больших изменениях в неформальной обстановке. Поэтому соберите своих подчинённых вместе и, опережая корпоративную рассылку или приказ, расскажите о своём назначении.
Вот о чём стоит рассказать команде:
- какие теперь у вас задачи, за что вы будете отвечать;
- кто возьмёт на себя ваши прежние обязанности, будете ли вы расширять штат или распределите задачи между текущими сотрудниками;
- по каким вопросам и как к вам обращаться, с чем вы можете помочь.
Также стоит узнать у коллег, есть ли у них вопросы. Полученный фидбэк поможет заново наладить связь с командой уже с позиции руководителя.
Важно, чтобы после встречи все сотрудники чётко понимали, как будут выглядеть рабочие процессы.
Шаг 2
Грамотно распределите роли и зоны ответственности внутри команды
Многие конфликты происходят из-за недопонимания. Поэтому важно сразу распределить роли и ответственность в команде, обеспечив прозрачность организационной структуры для всех участников. Это можно сделать как на встрече, где вы объявите о своём повышении, так и после неё, основываясь на обратной связи от подчинённых.
У начинающих руководителей есть преимущество при распределении ролей, ведь ещё недавно они общались с коллегами на равных и знают их предпочтения. Это поможет определить, какие изменения стоит внести в текущую структуру, чтобы эффективность работы и вовлечённость выросли.
Шаг 3
Сразу начните делегировать
Делегирование — один из важнейших навыков в управлении. Однако часто начинающие руководители сомневаются, сможет ли кто-то выполнить задачу лучше них самих. Они думают: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам», «Только я знаю, как лучше», «Всё работает, только пока я на работе». Важно разобраться в причинах такого недоверия.
Вот вопросы, которые помогут грамотно делегировать:
- Какие ключевые задачи, напрямую влияющие на бизнес-результаты, я должен оставить на себе, а с какими справится и команда?
- Какие промежуточные результаты будут для меня показателем, что сотрудник справляется с задачей?
- Что я буду делать, если команда не справится?
Шаг 4
Рационально подходите к неожиданному поведению команды
Реакция коллег на ваши действия может быть разной. Будьте готовы к их несогласию с вашими решениями и поручениями или даже к эмоциональным репликам вроде «Ты же раньше сам так говорил!», «Быстро ты переобулся!».
Чтобы сохранить спокойствие, важно рационально оценивать происходящее и не воспринимать рабочие конфликты на свой счёт.
Упражнение на самопомощь в стрессовых ситуациях
Чтобы простое недопонимание не перешло в затяжной конфликт, заранее выпишите себе несколько поддерживающих установок. Примеры:
- Мой коллега так отреагировал не на меня, а на ситуацию.
- Это не конфликт, а рабочие моменты.
- У нас с командой общие цели, а значит, мы в любом случае найдём общее решение.
- Я принял решение во благо компании, а не чтобы причинить дискомфорт команде.
Шаг 5
Создайте условия для доверительных отношений
Как рядовой сотрудник вы могли спокойно общаться с коллегами на любые темы. После повышения ситуация изменится — как минимум они больше не смогут посплетничать с вами о начальстве. Но важно постараться сохранить доверительные отношения.
Для этого следует регулярно проводить индивидуальные встречи с каждым членом команды в формате открытого диалога. В такой обстановке сотрудники охотнее и честнее делятся обратной связью.
Шаг 6
Обозначьте личные границы
Руководителю важно отстаивать границы, чтобы сотрудники не перекладывали на него свои обязанности и соблюдали субординацию.
Для этого нужно определить, какое поведение допустимо, а какое нет. Разделите взаимодействие с людьми на три категории:
- Со мной так можно.
- Со мной так можно только при условии…
- Со мной так нельзя.
Добавьте несколько примеров для каждой категории и опишите план действий на случай нарушения границ. О том, что для вас допустимо, а что — нет, лучше поговорить с коллегами лично.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто хочет грамотно руководить
- Кто такой лидер и что такое лидерство: рассказываем главное и разрушаем мифы
- Почему управлению нужно непрерывно учиться: отвечают руководители из «Газпром нефти», VK, «Технониколя» и других компаний
- Стили лидерства в менеджменте: какие бывают, чем различаются и как выбрать свой
- Какие качества нужны руководителю и как их развивать
- Управление конфликтами между сотрудниками: большой гайд для руководителей
Курс
Эффективный руководитель
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс