Управление
#статьи

Пять секретов успешного бизнеса от купцов Морозовых

Рассказываем, какими были нетворкинг и GR в XIX веке и как крепостной бизнесмен накопил себе на вольную.

Фамильное ноу-хау и цена свободы

Первым коммерсантом в роду Морозовых стал крепостной из подмосковного села Зуево по имени Савва Васильевич. Он отказался идти по стопам своего отца-рыбака и занялся ткачеством в мастерской фабриканта Фёдора Кононова. Молодой человек не упускал ни одной возможности продвинуться в изучении ремесла. Он даже жену искал, учитывая профессиональные перспективы. Его избранница Ульяна не могла похвастаться богатым приданым, зато передала мужу семейный секрет крашения тканей. Благодаря этому ноу-хау Савва вскоре открыл собственное дело.

Морозов основал небольшую мастерскую, которая выпускала шёлковые кружева. Крестьянки из окрестных сёл охотно покупали их, чтобы украшать свои сарафаны, а после войны 1812 года у Саввы уже было много покупателей в Москве. Упорным трудом Морозов сумел накопить на вольную для себя и своей большой семьи: жены, четверых сыновей и престарелого отца. Свобода обошлась недёшево — в 17 тысяч рублей ассигнациями. Для сравнения, в начале XIX века крестьянина можно было купить за 200–400 рублей. Те же 200 рублей стоила лошадь.

Получив вольную, Морозов расширил свой бизнес. В 1830-х он основал Богородско-Глуховскую мануфактуру и Никольскую ткацкую фабрику, которая со временем станет одной из крупнейших в стране. А позже — Тверскую мануфактуру бумажных изделий. Когда Савва Васильевич отошёл от дел, бизнесом стали управлять его сыновья.

К началу XX века на морозовских фабриках и заводах трудились 50 тысяч человек, оборот превышал 100 млн рублей в год. Если взглянуть на историю этой династии, становится ясно, что бизнес-стратегии, которые когда-то сделали бывших крепостных одной из богатейших семей Российской империи, актуальны и сегодня.

1. Нетворкинг по-купечески

Перебравшись из родного Зуева в Москву, Савва Морозов поспешил заручиться поддержкой влиятельного сообщества старообрядцев. Для этого он вступил в Рогожскую общину. К ней принадлежали многие московские купцы — например, Рябушинские и Хлудовы. Члены общины поддерживали друг друга. «Своим» давали скидки и льготы. Во многом благодаря поддержке единоверцев Морозова приняли в Москве. А вскоре он стал купцом первой гильдии и обзавёлся собственным домом.

У купеческого нетворкинга был и ещё один аспект. Московские старообрядцы вели замкнутую жизнь и стремились породниться друг с другом. Сыновьям Саввы нетрудно было найти себе невест в семьях конкурентов и деловых партнёров отца. Так, Тимофей Саввич женился на Марии, дочери Фёдора Симонова, который к тому моменту владел тремя текстильными фабриками в Москве. И этот брак оказался удачным не только в экономическом отношении: у пары было десять детей, современники отмечали, что Тимофей Саввич до конца жизни любил жену и доверял ей.

2. MBA позапрошлого века

Основатель династии Морозовых не умел ни читать, ни писать. Зато его внук Савва Тимофеевич сначала окончил физико-математический факультет Московского университета, а после отправился доучиваться в Англию. Там он штудировал химию в Кембридже и практиковался в Манчестере (именно этот город славился своими текстильными заводами). Вернувшись в Россию, Савва Тимофеевич к тому же прослушал курс лекций Менделеева.

Всё это позволило ему впоследствии настолько эффективно управлять семейным делом — Никольской мануфактурой, что в прессе за смелость решений его прозвали «купеческим воеводой». Прежде всего новый хозяин вложился в исследования. Раньше на мануфактуре не собирали никаких данных о доле производственного брака и о том, почему это брак появился, почти не изучали мировой рынок.

Портрет Саввы Тимофеевича Морозова. Источник

Савва Тимофеевич хорошо знал, как организовано текстильное производство в Манчестере, и перенёс этот опыт на русскую почву. При нём на фабрике появилось подразделение, которое проверяло качество собственной продукции и изучало товары конкурентов. Морозов постоянно отслеживал динамику на рынке хлопка, получая данные из биржевых сводок. Благодаря этому он мог предсказать, когда цены на сырьё упадут, и сэкономить на закупках.

Но одного образованного руководителя для успеха бизнеса недостаточно. Поимённый список управленцев Никольской мануфактуры говорит об их высоком профессиональном уровне. Большинство управленцев — инженеры, причём у многих были учёные степени. Рост бизнеса, усложнение его структуры, расширение масштабов требовали квалифицированных кадров.

3. Инновации на пару

Морозовы с самого начала понимали, что успешное в долгосрочной перспективе предприятие должно быть технологичным. Свою первую фабрику в Зуеве бывший крепостной Савва Васильевич решил оборудовать самыми современными английскими станками и паровыми машинами — к этому моменту инноватору было уже за семьдесят. Он быстро начал осуществлять задуманное с помощью выходца из Бремена Людвига Кнопа.

Задача была непростой: Англия вовсе не хотела создавать в другой стране конкурирующую промышленность. Но Кноп проявил себя как выдающийся организатор. Используя родственные связи, он сумел договориться о поставках с машиностроительными заводами Манчестера и получил эксклюзивное право представлять их в Москве. Благодаря его усилиям в Зуево привезли из Англии 120 прядильных станков, паровые машины, а также рабочих, инженеров и техников.

Кейс Морозовых оказался настолько успешным, что следом за ними и другие московские предприниматели стали заказывать Кнопу оборудование фабрик под ключ. Так английские инновации постепенно проникли в российскую промышленность.

4. Корпоративная культура и HR-бренд

В январе 1885 года Никольская мануфактура Морозовых встала. Из 11 тысяч рабочих 8 тысяч объявили забастовку. Они требовали повысить зарплату и сократить штрафы, которые в последнее время доходили до 50% жалования. Чтобы восстановить порядок, власти выставили против протестующих три батальона солдат и шесть сотен казаков. Потребовалось личное вмешательство губернатора. Всё это вошло в историю как Морозовская стачка.

Масштаб события потряс страну. По оценке Ленина, стачка «произвела очень сильное впечатление на правительство». Но ещё сильнее был шокирован владелец предприятия Тимофей Саввич Морозов. Во время суда над участниками стачки он услышал о себе столько плохого, что, по словам сына, испугался: «Судили, конечно, не отца, а забастовщиков, но адвокаты так ловко дело повернули, что настоящим-то подсудимым оказался отец».

После этого Тимофей Саввич заболел и отошёл от дел. Управление перешло к его жене и сыну. Понимая, что стачка нанесла бизнесу репутационный ущерб, Морозовы начали работать над улучшением положения рабочих и имиджа компании. Они сократили штрафы, учредили ежегодные выплаты персоналу, ввели больничные и пожертвовали 110 тысяч рублей в сберегательно-ссудную кассу — собственный банк предприятия со льготными условиями для рабочих. Кроме того, при мануфактуре построили богадельню и открыли продуктовую лавку с низкими ценами.

Морозовы стремились не только обеспечить работников материально, но и дать им образование. Они строили собственные училища и школы (до 1917 года по закону начальное образование не было обязательным). А перед Первой мировой войной Никольская мануфактура даже открыла собственный театр. На его сцене выступали и любители из числа персонала, и известные исполнители. Билеты были дешёвыми, так что прибыли он не приносил, зато рабочие в подмосковном Орехове могли послушать оперные арии в исполнении артистов Большого театра.

Любительский спектакль на сцене театра Товарищества Никольской мануфактуры. Источник

5. Дореволюционный GR

Если PR — это отношения с обществом, то GR обеспечивает связь между бизнесом и государственными структурами. Хотя в XIX веке в Москве так никто не выражался, Морозовы понимали важность GR. В 1890 году Савва Тимофеевич вошёл в Общество для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности. Оно должно было наладить диалог между промышленниками и государством. Вскоре Морозов возглавил эту структуру.

Нижегородская ярмарка, начало XX века. Источник

Он также был одним из организаторов крупнейшей в России Нижегородской ярмарки. Как председатель ярмарочного комитета Савва Тимофеевич выступал от имени других купцов по поводу законов, которые имели отношение к экономике. Так, в 1891 году ярмарочный комитет просил правительство прекратить беспошлинный ввоз импортных товаров через Владивосток, в 1892-м — боролся за интересы российской экономики при заключении торгового договора с Германией. В обоих случаях к купцам прислушались, а их рекомендации учли.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована