Профессия бухгалтер: чем занимается, как стать, как развивать карьеру
Заменят ли компьютеры бухгалтеров и насколько эта профессия актуальна сегодня? Разбираемся вместе с финдиректором Валерией Нечаевой.
Иллюстрация: Pngwing / Annie для Skillbox Media
Бухгалтер — это человек, который любит цифры, порядок и математику. Ещё он обязан быть любознательным, потому что ему придётся разбираться в динамично меняющемся законодательстве. Валерия Нечаева, которая занимается бухгалтерским учётом более десяти лет, рассказала Skillbox Media про особенности профессии.
- Чем занимается бухгалтер?
- Кому подходит эта профессия?
- А правда, что бухгалтеров скоро заменят компьютеры?
- Где учиться, чтобы быстро найти работу?
- С какими сложностями сталкиваются начинающие специалисты при трудоустройстве?
- Многие компании передают бухгалтерию на аутсорс. Означает ли это, что у новичков будет меньше работы?
- Как выглядит карьерный путь бухгалтера?
- Можно ли ускорить карьерный рост?
- Почему некоторые бухгалтеры десятилетиями работают в одной компании без повышения?
- Какими качествами должен обладать бухгалтер?
Валерия Нечаева
Прошла путь от помощника бухгалтера до финансового директора. Работала в стартапах и крупных компаниях. Куратор онлайн-курсов «Бухгалтер» и «Финансовый менеджер» в Skillbox. Более 10 лет опыта в профессии.
Сейчас работает с микробизнесом: помогает клиентам с ведением бухгалтерского и управленческого учёта, построением финансовой системы и консультированием по различным вопросам экономики предприятия.
Чем занимается бухгалтер?
Сегодня практически ни одно предприятие не может полноценно работать без бухгалтера. Это специалист, который отвечает за бухгалтерский учёт — учитывает, сколько денег компания заработала, потратила, направила на зарплату, налоги и прочие выплаты. Вся информация фиксируется в регулярных отчётах, которые должны соответствовать постоянно меняющимся нормам законодательства.
Работа в бухгалтерии — это монотонный труд для внимательных и усидчивых. Бухгалтер начинает день с просмотра календаря: проверяет дату ближайшей отчётности и планирует нагрузку в зависимости от надвигающихся дедлайнов. Ещё есть ежедневные задачи: обработка и внесение документов, разнесение банковских выписок в программе «1C» и так далее.
Можно сказать, что бухгалтер постоянно работает в одном из режимов: сдаёт отчётность или готовится к её сдаче. Хороший специалист никогда не допустит, чтобы отчётность поступила в последний момент.
Кому подходит эта профессия?
Мне сложно сказать, кому профессия подходит, а кому нет. Наверное, так с любой специальностью. Поэтому перед обучением обратите внимание на следующее:
- На старте карьеры специалист может столкнуться с несправедливым соотношением между заработком и объёмом проделанной работы. Представители менее квалифицированных профессий могут получать больше. С опытом зарплата растёт, но вместе с этим увеличивается ответственность.
- Бухгалтер должен непрерывно учиться и поддерживать знания в актуальном состоянии. Если сотрудник проигнорирует изменения законодательства, то это приведёт к ошибкам в документации и может грозить разными видами ответственности за нарушение.
- Бухгалтер работает под постоянным давлением сроков. Каждый месяц нужно сдавать очередной отчёт, и для многих это сильный стресс. Ещё сложнее, когда на предприятии только один специалист, — здесь к стрессу добавляется ограниченный отпуск. Такому бухгалтеру не дадут отдыхать более двух недель, поскольку некому будет рассчитывать зарплату и сдавать отчёты.
Надеюсь, я никого не напугала. Если всё перечисленное кажется нормальным и с усидчивостью порядок — значит, у вас есть всё, чтобы стать успешным бухгалтером.
Есть мнение, что профессия бухгалтера устаревает и скоро станет ненужной. Это правда?
Сейчас много процессов можно автоматизировать. Например, есть программы, которые распознают нужные документы, сканируют их содержимое и формируют разные виды отчётов. В подобных процессах от человека почти ничего не зависит.
Однако, несмотря на развитие автоматизации, в любых программах возможны ошибки, и поэтому нужен квалифицированный специалист, который будет всё проверять. Плюс многим компаниям нужно решать стратегические задачи вроде переноса или оптимизации налогов, под которые пока не существует программ.
И когда перед предпринимателем встаёт выбор: освоить сервис и заниматься бухгалтерией самостоятельно или доверить процесс бухгалтеру, многие предпочитают бухгалтеров, поскольку это позволяет передать ответственность другому, экономит время для других дел.
С одной стороны, часть функций бухгалтера действительно заменяют технологии. С другой — всегда нужны специалисты, чтобы контролировать рабочий процесс и заниматься стратегическими или нестандартными вопросами бухучёта компании. То есть творческий подход в профессии становится всё актуальнее. Поэтому я считаю, что профессия не устаревает, а модернизируется — теперь недостаточно один раз зазубрить учебник и до пенсии пользоваться этими знаниями. Сейчас нужно непрерывно учиться и не бояться пользоваться софтом.
Я замечаю, что компании всё чаще предпочитают нанимать специалистов с широким кругозором — тех, у кого прокачаны не только бухгалтерские навыки. Это могут быть бухгалтеры-экономисты, бухгалтеры-сметчики, бухгалтеры-расчётчики или кто-то ещё. То есть профессия не исчезает, меняются требования к сотрудникам.
Где, как и чему учиться, чтобы быстро найти работу бухгалтером?
Этот субъективный вопрос не имеет правильного ответа, поэтому просто поделюсь своим мнением. Если есть возможность, то в первую очередь нужно обратить внимание на высшее образование. Оно как раз даёт широкий кругозор и знакомит человека не только с бухгалтерским учётом, но и с другими полезными дисциплинами: банковским делом, налогообложением, юриспруденцией и так далее. Дополнительные знания помогают бухгалтеру лучше понять свою работу и увидеть её связь с другими направлениями.
Однако если с кругозором порядок или бухгалтерское образование нужно в довесок к основному, то идти в вуз не обязательно. Достаточно курсов. Например, одна моя коллега занималась управленческим учётом. Для новой должности ей понадобилось бухгалтерское образование, которое она получила на онлайн-курсах. В итоге она выучилась, за счёт бухгалтерских знаний начала лучше разбираться и в управленческом учёте и перешла на должность с большей зарплатой.
У меня полноценное бухгалтерское образование, но на мою карьеру сильно повлиял опыт на старте карьеры. Когда я пошла учиться, я работала в компании: раскладывала документы, выполняла мелкие поручения и имела постоянный доступ к наставникам. За счёт этого я могла видеть теорию из учебников в действии и обращаться за помощью, если возникали проблемы. Поэтому, как по мне, совмещение теории и практики — это идеальная формула обучения на старте карьеры бухгалтера.
С какими сложностями сталкиваются начинающие специалисты при трудоустройстве?
Не знаю почему, но на собеседованиях новичков часто заваливают задачами с проводками. Вроде понятно, что каждый бухгалтер должен уметь их решать. Однако у всех установлена «1C», по памяти проводки никто не записывает, и поэтому не вижу смысла их заучивать. В стрессовых ситуациях можно спутать счета 60 и 62. И что? Это не делает бухгалтера плохим специалистом. Можно проверить отчёт в программе и, если что, в пару кликов поправить ошибку.
Вот и получается, что от человека на собеседовании требуют информации, которую ему не нужно знать наизусть. Начинающий специалист может перенервничать, ошибиться и не показать свой максимум. Но ничего страшного. Главное — не останавливаться: после нескольких собеседований придёт уверенность и всё получится.
Бухгалтерский анекдот
Выпускник финансовой академии пришёл работать в ЦБ бухгалтером. Долго, хорошо работал, главбухом стал. И была у него всю жизнь одна привычка: каждое утро он открывал левый верхний ящичек стола, заглядывал в него, закрывал на ключик. Когда он ушёл на пенсию, сотрудники бросились к столу и вскрыли этот ящичек — там лежала старая потрёпанная бумажка с надписью «ДЕБЕТ — СЛЕВА, КРЕДИТ — СПРАВА».
Многие компании передают бухгалтерию на аутсорс. Означает ли это, что у новичков будет меньше работы?
Не думаю. Может, в будущем качество аутсорсинговых услуг повысится, но пока я слышу много негатива от бухгалтеров и предпринимателей. Особенно если речь идёт о крупных компаниях. Специалисты на аутсорсинге не затрудняют себя тем, чтобы вникать в специфику их документооборота. Отсюда штрафы для бизнеса.
Я лично столкнулась с тем, как аутсорсинговая компания неправильно подготовила отчётность и предприятие оштрафовали. После этого случая я, как финансовый директор, могу передавать что-то на аутсорс только при условии, что у меня будет доступ к базе и возможность всё проверить.
Бухгалтеры, работающие на аутсорсе, тоже особо не в восторге от такого формата. Как правило, это большой объём работы и переработки за скромную плату. По моим наблюдениям лишь единицам удаётся наладить качественную работу с бухгалтерией на аутсорсе. Большинство всё же предпочитает исключительно внутреннюю бухгалтерию и не допускает, чтобы такой важный участок обслуживали внешние специалисты. Поэтому новичкам не стоит бояться аутсорса. Работы хватит на всех.
Как выглядит карьерный рост бухгалтера?
Многое зависит от компании. В начале карьеры можно работать помощником или бухгалтером на участке — заниматься обработкой первичной документации и другими несложными обязанностями.
Дальше сотрудник становится бухгалтером, старшим бухгалтером или бухгалтером, отвечающим за весь участок на предприятии. На этом этапе специалист самостоятельно ведёт учёт заработной платы, расчёты с поставщиками или другие важные направления.
Следующая ступень — главный бухгалтер или финансовый директор. Это специалист, который организует работу бухгалтерского отдела компании, отвечает за бухучёт и обеспечивает своевременную подачу документации в контролирующие органы.
Если человеку в какой-то момент надоедает бухгалтерская дисциплина, то он может переключиться на одну из смежных отраслей. Чаще всего бухгалтеры становятся аудиторами, финансовыми менеджерами или налоговыми консультантами:
- Основная задача аудитора — поиск ошибок. Ещё он проверяет отчёты, соответствие учёта законодательству и учётной политике.
- Финансовый менеджер рассчитывает сделки, составляет бюджет, считает себестоимость, планирует платежи и выполняет прочие процедуры, связанные с экономическими аспектами работы предприятия.
- Налоговый консультант помогает бизнесу оптимизировать схемы налогообложения.
У каждого направления своя специфика, и нельзя сказать, что лучше или хуже.
Можно ли как-то ускорить карьерный рост?
Идеальный вариант — это если в компании предусмотрен план карьерного развития сотрудников и последовательное повышение зарплаты в процессе его выполнения. В этом случае бухгалтер может получить опыт на разных участках предприятия, подробно вникнуть в специфику бизнеса и наладить тесное взаимодействие с разными отделами.
К сожалению, в большинстве российских компаний карьеру сотрудников никто не планирует. Поэтому более реальный вариант — каждые один-два года менять место работы. Это позволит с каждым новым переходом претендовать на более выгодные условия: повышенную зарплату, более высокую должность, дополнительный список обязанностей на малознакомом участке или всё сразу. Также это позволяет изучить разные виды бизнеса, направления и подходы к организации бухгалтерского учёта.
Ещё на карьерный рост влияют сертификаты об образовании. Если бухгалтер постоянно проходит какие-то курсы и повышает квалификацию, то это сигнал руководителю: человеку небезразлична карьера, и на него можно рассчитывать.
Я бы сказала, что любое дополнительное образование создаёт перспективу роста для бухгалтера. Это может быть английский язык, Excel или смежные области: кадровое дело, управленческий учёт и прочие дисциплины. Вполне вероятно, что на каком-то из участков не окажется нужного специалиста, а у вас будет подходящий навык. Когда человек может совмещать разные обязанности, это полезно и для него, и для компании.
Почему некоторые бухгалтеры десятилетиями засиживаются на одном месте без повышения?
Думаю, человеку так удобно: его всё устраивает, ему лень, или есть другие причины. Мне кажется, мода на «достигаторство» сильно переоценена — не все готовы постоянно к чему-то стремиться ради карьеры. Для многих важнее семья, здоровье и хобби. Поэтому я бы не рассматривала продолжительную работу на одном месте как нечто неправильное. Это норма, которая просто не всем подходит.
Ещё на это можно посмотреть с другой стороны. Вот представьте бухгалтера, который более десяти лет успешно обслуживает какой-то сложный участок вроде фонда заработной платы. Человек знает нюансы, всё вовремя делает и никогда не подводит. Плюс его не надо учить и уговаривать работать. Да и в компании он будет невероятно ценным сотрудником, которого работодатель сам не захочет отпускать. Получается, если всех это устраивает — зачем куда-то уходить? Как по мне, всё вполне логично.
Какими качествами должен обладать бухгалтер, чтобы хорошо развиваться в профессии?
Хороший бухгалтер всё делает вовремя и не допускает штрафов, пеней и просрочек. Большинство руководителей бизнесов плохо разбираются в бухгалтерии, и поэтому им нужен человек, который избавит их от этой головной боли.
С опытом у многих бухгалтеров проявляется метанавык — способность в рамках закона экономить деньги компании. Речь о законных схемах оптимизации налогов, различных отсрочках платежей и прочих подобных манипуляциях. Это самые ценные бухгалтеры, которые постоянно учатся и никогда не испытывают проблем с работой.
Когда бухгалтер приходит на новую должность, то в первую очередь ему нужно навести порядок: выделить ключевые процессы, настроить в них функционирование, создать прозрачную коммуникацию между другими отделами и сотрудниками. То есть самостоятельно сделать всё, чтобы бухгалтерия работала как часы.
Что бы вы посоветовали бухгалтерам, которые только осваивают ремесло?
В первую очередь будьте проактивными. Чтобы построить успешную карьеру, надо перестать думать, что за вас кто-то всё сделает. Такого не будет. Когда я работала финансовым директором, то рекомендовала своим сотрудникам тратить меньше времени на чаепития и чаще заниматься полезными делами. Если человек прислушивался и подходил ко мне за дополнительными задачами, то он быстро развивался как специалист и часто добивался повышения заработной платы.
Во-вторых, во время обучения советую постоянно искать дополнительный материал и учиться. Если прошли курс и что-то не поняли — не останавливайтесь. Пройдите ещё несколько курсов по этой теме и посмотрите разных лекторов. Расширяйте свой кругозор.
В-третьих, приучайте себя всё делать вовремя и не оставлять ничего на последний день. Это касается любой отчётности и всего, что можно сделать заранее.
В-четвёртых, постарайтесь наладить коммуникацию со всеми людьми, с которыми вам приходится взаимодействовать в компании. Взаимопонимание делает работу приятной.
И в-пятых — ставьте перед собой измеримые цели. Если вы не сможете регулярно планировать свои действия, то будете поступать неосознанно. В таком случае карьера уже зависит от того, как повезёт. С чёткой целью вам не придётся хаотично набираться знаний — вы всегда будете знать, зачем вам какой-то опыт, курс или стажировка.
Желаю всем успехов в достижении поставленных целей!