Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Управление
#Мнения

Почему люди боятся давать и получать обратную связь

И как с этим бороться.

Иллюстрация: Mastercowley / Pexels / Matthew Brindle / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Рассказал о том, почему тяжело получать и давать обратную связь и как с этим бороться, директор по привлечению талантов «МТС Линк» Яков Сайдин.

Говорить честно о работе коллег и слышать замечания в свой адрес бывает непросто. Но без этого не получится наладить эффективную командную работу. В этой статье для Skillbox Media рассказываю, почему людям может быть тяжело давать и получать обратную связь и как сделать эти процессы менее стрессовыми.


Почему сложно высказывать критику

Есть минимум три причины, по которым людям может быть тяжело делиться с коллегами критическими замечаниями: страх негативной реакции, неуверенность в своих суждениях и неумение давать обратную связь.

Страх негативной реакции. Часто люди переживают из-за того, что их обратная связь может обидеть, расстроить или даже разозлить. Некоторые коллеги действительно воспринимают критику слишком близко к сердцу. Из-за этого руководители боятся демотивировать своих подчинённых, а сотрудники — задеть чувства коллег, спровоцировать конфликты и испортить отношения.

Часто на это влияет корпоративная культура компании. Например, если в организации царит атмосфера страха перед ошибками, сотрудники вряд ли смогут чувствовать себя комфортно, открыто высказываться о работе коллег.

Неуверенность в своих суждениях. Если человек сомневается в своих компетенциях, ему трудно давать оценку работе других — вдруг замечание окажется некорректным или бесполезным? Чтобы избежать неловкости, человек предпочитает держать замечания при себе.

Неумение давать обратную связь. Давать качественную обратную связь — искусство, которое требует отдельных знаний и практики. Некоторые люди попросту не знают, как формулировать свои замечания и предложения так, чтобы их воспринимали без обид и использовали.

Фото: Lijovklm / Wikimedia Commons / Skillbox Media

Как давать обратную связь корректно

Чтобы ваш сотрудник или коллега спокойно воспринимал замечания, важно делать их конструктивными — помогающими разобраться в ситуации и мотивирующими расти. Вот что я рекомендую.

Готовьтесь заранее. Продумайте основные тезисы, которые вы хотите обсудить. Добавьте конкретики: убедитесь, что у вас есть факты и примеры, которые подкрепили бы вашу точку зрения и дали коллеге ясное представление о том, что нужно улучшить.

Выбирайте подходящее время и место. Заранее договоритесь о встрече и убедитесь, что собеседник сможет выделить время на беседу. Избегайте разговоров в шумных местах или на ходу — обратную связь лучше всего давать в спокойной и комфортной обстановке.

Фото: Bilge / X / Skillbox Media

Указывайте на зоны роста и сильные стороны собеседника. Фокусируйтесь на том, как можно улучшить работу, а не на том, что пошло не так. Покажите человеку его зоны роста и объясните, как развитие в этих направлениях скажется на его профессиональном росте и общих результатах команды.

Не забывайте сказать о сильных сторонах человека — это позволит ему понять, что у него получается особенно хорошо, и будет мотивировать развиваться дальше.

Будьте в диалоге с собеседником. Чётко обозначьте, каких результатов вы ожидаете от сотрудника в будущем — это поможет избежать разночтений по поводу ситуации. Предложите ему поделиться собственными мыслями относительно вашей обратной связи. Это не только улучшит взаимопонимание, но и сделает ваши отношения более доверительными.

Используйте «Я-сообщения». Поделитесь с собеседником восприятием ситуации от первого лица. При этом фокусируйтесь на возникших проблемах и последствиях, а не на личных эмоциях.

Например, вместо «Твоё безответственное отношение к дедлайнам подводит всю команду» лучше сказать: «Я заметил, что из-за того, что ты не уложился в сроки, следующий этап работы задержался». Такая обратная связь звучит объективно и воспринимается проще.

Почему сложно принимать обратную связь

Получать критические отзывы о работе тоже непросто. Вот четыре причины, по которым так может происходить.

Страх критики. Некоторые воспринимают обратную связь как приговор — боятся, что их ошибки раскроются, а старания останутся незамеченными. Этот страх особенно силён в высококонкурентных средах, где каждый стремится доказать свою значимость.

Ощущение личного поражения. Люди, привыкшие все свои результаты делить на «успех» и «провал», могут воспринимать любую критику как личную неудачу. Это приводит к тому, что они закрываются и отказываются воспринимать замечания.

Кадр: фильм «Укрощение строптивого» / Capital Film / Skillbox Media

Непонимание намерений того, кто даёт обратную связь. Иногда кажется, что обратную связь дают только ради критики, а не чтобы помочь, — это тоже вызывает отторжение к любой обратной связи. Также часто сотрудники испытывают тревогу: вдруг начальник потеряет доверие или решит, что нужно усилить контроль и добавить больше задач.

Излишняя самокритика. Некоторые люди оценивают себя более критично, чем это делают окружающие. Из-за этого даже небольшие замечания могут восприниматься как подтверждение слабостей, которые они себе приписывают. Это вызывает подавленность и стыд.

Как научиться спокойно воспринимать обратную связь

Чтобы облегчить восприятие обратной связи, важно изменить своё отношение к критике. Вот что я рекомендую:

  • Настройтесь на позитив. Старайтесь видеть в критике не атаку, а возможность стать лучше.
  • Отделяйте своё «я» от профессиональной деятельности. Помните, что обратная связь — это оценка ваших действий и результатов, а не вашей личности.
  • Упражняйтесь в принятии критики. Тренируйтесь получать обратную связь в комфортных для вас условиях. Например, периодически просите друга или коллегу, с которыми у вас хорошие отношения, делиться замечаниями о вашей работе.
  • Задавайте вопросы. Не стесняйтесь уточнять детали, которые вам неясны, просите собеседника приводить примеры. Это поможет лучше понять, чего от вас ожидают и что нужно исправить.
  • Говорите о своих чувствах. Если замечания даются вам нелегко, не бойтесь сказать об этом. Это поможет собеседнику лучше понять вас и в следующий раз сформулировать свою оценку более мягко.
  • Благодарите. Всегда говорите спасибо за конструктивную критику — даже если её нелегко принять. Это поможет сохранить хорошие отношения с собеседником.

Как помочь сотрудникам побороть страх перед обратной связью

Вот на что стоит обратить внимание, чтобы сделать обратную связь естественной частью работы, снизить страхи сотрудников и создать комфортную рабочую атмосферу.

Культура обратной связи. Руководство должно активно демонстрировать, что обратная связь — это нормальная часть рабочего процесса, а не стресс. Регулярные форматы вроде встреч «один на один», performance review или self-review помогут безболезненно встроить обратную связь в рабочие процессы.

Открытая коммуникация в обе стороны. Сотрудники должны не только получать обратную связь, но и свободно высказывать своё мнение руководству. Важно создать атмосферу, в которой можно открыто выражать своё мнение и не опасаться негативных последствий.

Поддержка. Люди начинают воспринимать обратную связь проще, когда видят, что она приносит пользу. Стоит замечать и поощрять сотрудников, которые используют конструктивные замечания для того, чтобы расти.

Обучение. Различные тренинги и семинары по коммуникации научат сотрудников давать и воспринимать обратную связь без стресса.

Когда в компании ценят открытость и поддерживают саморазвитие, сотрудники меньше боятся критики. Это делает команду сильнее и повышает эффективность работы.

Как узнать больше об эффективном управлении командами

  • Если для вас важно быть не только руководителем, который выполняет свои задачи, но и лидером команды, прочитайте эту статью. В ней мы объяснили, почему руководитель и лидер — не одно и то же.
  • Ещё у нас есть подробный гайд о стилях лидерства. Вы узнаете, на чей подход к управлению — Илона Маска или Иосифа Сталина — похож ваш стиль и что делать с этой информацией дальше.
  • Также в Skillbox Media есть материалы о том, как давать обратную связь, которая мотивирует и развивает, и как правильно хвалить и ругать сотрудников — лично или наедине.
  • Вам может пригодиться статья о решении конфликтов в коллективе. В ней мы говорим о том, как распознать и урегулировать конфликт и как создать рабочую среду, в которой возможные споры сведены к минимуму.
  • Для тех, кто хочет стать эффективным руководителем, в Skillbox есть курс «Управление командами». На нём учат управлять среди прочего удалёнными командами, распределять и контролировать выполнение задач, мотивировать сотрудников развиваться.

Больше материалов Skillbox Media для руководителей



Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Управление командами Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована