Управление
#истории

«Ничего, глаза боятся, а руки делают»: истории бьюти-мастеров, открывших свои салоны

Нужно ли бизнес-образование в индустрии бровок и ногтей? Владелицы салонов красоты делятся историями, как из работниц они выросли в предпринимателей.

Иллюстрация: Kut / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Когда бьюти-мастер запускает свой бизнес, часто он действует по ситуации, опираясь на свои связи и общее понимание процессов. Это работает, пока салон маленький. Но когда бизнес развивается, с ним растут и проблемы: не хватает финансового планирования, возникают сложности в управлении командой. Что делать в такой ситуации?

Героини этого материала решили подойти к своему делу более осознанно и специально отправились учиться менеджменту в индустрии красоты. Мы поговорили с девушками о том, как они развивают свой бизнес в бьюти-сфере, с какими сложностями сталкиваются и как их решают с помощью опытных наставников из Skillbox, а также взяли комментарий у их проверяющего преподавателя.

  • Анна Швалова о том, как после семи лет работы визажистом запустить первый в городе многофункциональный салон красоты.
  • Юлия Знайомская, мастер-парикмахер с 15-летним стажем, о том, чем осознанный запуск бизнеса отличается от салона «на интуиции».
  • Наталья Скорикова, проверяющий преподаватель Skillbox, о том, как у мастеров появляется бизнес-мышление.

«Прежде всего мне хотелось понять, как правильно строить команду»

Анна Швалова

Салон эстетики «Блажэ»


Сахалинская область, город Корсаков

Как ты попала в индустрию красоты?

— Я из тех мастеров, которые пришли в бьюти-сферу после декрета. В детстве, конечно, мы с подружками постоянно делали причёски, красились, но это увлечение не было серьёзным. После декрета я стала делать клиенткам брови — и в целом начала относиться к макияжу очень серьёзно. Вот уже семь лет занимаюсь этим: сейчас я уже бьюти-мастер, визажист и стилист по причёскам. Училась на курсах макияжа во Владивостоке, Москве, Краснодаре и Челябинске. У меня появилось много клиентов — настолько, что я решила открыть салон.

— Твой салон открылся совсем недавно?

— Да, нам всего месяц. Но мы с мужем планировали его открыть последние три года. В процессе общения с клиентами я поняла, что им хочется более продвинутого уровня сервиса, и мы стали думать о том, как нам его предоставить.

В каждом новом месте, где мы бывали с мужем, мы посещали топовые салоны, чтобы увидеть их атмосферу и почувствовать сервис. Мы хотели, чтобы в нашем салоне тоже всё было по высшему разряду: красивый интерьер, уютная атмосфера, тактичная и вежливая команда.

В нашем небольшом городе в магазинах, салонах или кафе работники не всегда бывают вежливы. Мы можем задать новый уровень общения и комфорта.

Чем ваш салон принципиально отличается от других в Корсакове?

— В нашем городе салоны есть, но по факту это просто парикмахерские. Мы же собрали в одном помещении парикмахера, визажиста-стилиста, бровиста и косметолога. Сейчас ищем профессионального мастера маникюра, хотя в нашем городе его сложно найти.

— Почему вы вообще решили заняться бизнесом?

— Нам надоело работать только из дома. Хотелось расти. Мне понадобилось больше пространства для воплощения своих идей. При этом я понимала, что без специальных знаний открыть такой салон не получится, и мы с мужем запустили два параллельных процесса: одновременно искали помещение и проходили обучение в Skillbox. Муж, кстати, учился на одном курсе со мной. Хотя салон — скорее мой бизнес-проект, муж помогает мне в вопросах маркетинга.

Мастер за работой в салоне Анны «Блажэ». Фото: личный архив Анны Шваловой

У тебя уже был большой опыт в бьюти. Какие конкретно знания ты хотела получить на курсе?

— Прежде всего мне хотелось понять, как правильно строить команду. Это важнее, чем финансовые расчёты, чем инвестиции, чем налоги, которые можно изучить уже тогда, когда салон откроется. А команду нужно набирать хорошую и сразу. С хорошей командой будет комфортно всем: и клиентам, и самим мастерам, и нам, владельцам, — мы сможем хорошо делать свою работу и поддерживать тёплые отношения с клиентами.

У тебя получилось собрать такую команду?

— Это сложно. У меня очень высокие требования, я ищу ответственных людей, которые будут разделять наши ценности, при этом обладать мягким характером, чтобы с ними легко можно было найти компромиссы.

Сейчас собеседования в салоне идут каждый день. И мне очень помогают навыки работы с командой, в частности моё умение проводить собеседования, отточенное на курсе. В рамках курса нам много рассказывали про психологию управления командой, поэтому сейчас я всегда стараюсь выяснить ценности, которые разделяют эти люди, и их мотивацию.

Я могу буквально читать человека, мне о многом говорят как его слова, так и интонации, жесты.

Во время учёбы появились полезные знакомства?

— Конечно. Я рада, что удалось познакомиться с автором курса Игорем Стояновым. Это атлант в бьюти-сфере. В процессе обучения он постоянно общался с нами, помогал и поддерживал. Например, когда я долго не могла определиться с локацией для салона. У меня прямо была паника, но, как только он вник в процесс, мы вместе с ним во всём разобрались.

Здорово было навести мосты и с Натальей Скориковой, которая была нашим проверяющим преподавателем. Она очень помогла мне в вопросах, связанных с открытием бизнеса, и мы до сих пор общаемся с ней.

Интерьер салона. Фото: личный архив Анны Шваловой

«Мне важно разглядеть мировые тренды и привезти их в наш город»

Юлия Знайомская

Салон красоты By Yulia Znayomski


Украина, город Днепр

Юлия, в бьюти-индустрии ты, кажется, работаешь всю свою жизнь.

— Практически так и есть! У меня 20 лет парикмахерского стажа: я проходила обучение в Париже, в мировых школах Dessange и Alexandre de Paris. Начала учиться бьюти в 15 лет, проходила курсы Долорес Кондрашовой — просто для себя, быть парикмахером я не планировала. Но меня так затянуло, что потом я уже не могла себя представить вне бьюти-индустрии.

— А как ты попала в Париж?

— В 2010 году я прошла открытый конкурс в школу Dessange в нашем городе и получила нужные мне знания. Но в Украине пройти по ним сертификацию я всё равно не смогла: не было мастеров нужного уровня — и я поехала с этой целью в Париж, а вернулась оттуда уже ведущим специалистом.

В Париже я приобрела много связей, ведь я человек коммуникабельный и с нормальным уровнем английского. Я продолжила летать туда два раза в год, чтобы повышать квалификацию. Мне важно узнавать мировые тренды и привозить их в наш город. Не все мастера могут позволить себе посещать столицы моды и учиться у экспертов — в этом моё конкурентное преимущество.

— Почему ты решила открыть собственный салон?

— В первую очередь потому, что мне хотелось делиться знаниями. А ещё просто-напросто времени не хватало на всех клиентов. Когда ты топ-мастер, у тебя очередь из клиентов расписана на полгода вперёд. Обычно на этом уровне ты уже просто зарабатываешь и ничем другим не занят. Некоторым мастерам этого достаточно. Но другие приходят к идее собственного бизнеса. Зачастую у этих людей есть задатки предпринимателей, но нет инструментов и понимания, как строить бизнес. Методом проб и ошибок они движутся к своим целям.

— Ты сейчас открываешь свой первый салон?

— Нет, второй. Свой первый салон я открыла в 2016 году. Сначала я работала одна. Через пару месяцев я позвала знакомых мастеров: мне захотелось предлагать клиентам полный цикл бьюти-процедур: стрижку, укладку, бровки, ногти, макияж. Одних моих рук для этого было недостаточно. Мои клиенты — в основном люди бизнеса, у них всегда мало времени, поэтому хотелось дать им за полтора часа тот максимум качественных услуг, который только возможен.

— Страшно было начинать свой бизнес?

— Конечно, страшно, особенно когда у тебя нет почти никакого стартового капитала и никого, кто может поддержать финансово.

Но ничего: глаза боятся, а руки делают. Мне помогла вера в то, что я лучшая.

Интерьер салона. Фото: личный архив Юлии Знайомской

А как ты справлялась с руководством без опыта в бизнес-сфере?

— Это было сложно! С первым салоном я наделала много ошибок. Я не умела правильно строить команду, создавать финансовую стратегию, ставить задачи коллективу. У меня не было никакой базы учёта, я просто записывала клиентов в блокнот. Это была работа на чистой интуиции.

— Поэтому и пошла учиться менеджменту на курсы?

— Да. В первую очередь чтобы научиться рассчитывать финансы и планировать маркетинг. Ещё хотелось понять, как правильно организовывать процессы. В бизнесе есть много аспектов, которые можно просчитать, определить. Важно было поработать и над своими лидерскими качествами. И, конечно, над командой. Команда — это главное.

— Пройдя курсы, ты иначе планируешь бизнес-процессы?

— Конечно! Сейчас я начинаю с построения стратегии: учёба дала мне возможность увидеть свой бизнес объёмным, в перспективе. Я скрупулёзнее анализирую варианты локаций для салона, тщательнее планирую финансы и инвестиции: сколько и на что предполагаю тратить. Задаю себе вопрос: «Когда мы сможем достичь точки безубыточности?»

Если бы я могла вернуться в 2016 год, я бы иначе подбирала команду и работала сама. В своём первом салоне я полностью тратила себя на работе: всё своё время отдавала команде, постоянно поддерживала коллег, учила их психологическим приёмам работы с клиентами. Брала на себя все расходы, делилась своей клиентской базой. Вся организация была только на мне.

Сейчас же хочется больше делегировать и бережнее относиться к себе.

«Уровень осознанности растёт на глазах, у студентов появляется бизнес-мышление»

Наталья Скорикова

Проверяющий преподаватель Skillbox

Нужно ли специальное образование для того, чтобы открыть своё дело в бьюти-сфере?

— Процессы в индустрии красоты во многом схожи с процессами в других коммерческих сферах. Конечно, здесь есть свои особенности, и мы уделяем им большое внимание. Но есть классические схемы управления бизнесом, общие для всего. Освоив их, наши студенты могут управлять любым бьюти-бизнесом: классическим салоном красоты, салоном ногтевого сервиса, салоном косметологии и омолаживающих процедур и так далее.

— Студенты курса менеджмент в индустрии красоты — кто они?

— У нас очень разная аудитория, которую можно разделить на три группы. В первой — опытные мастера, которые испытывают потребность расти и хотят открыть своё дело. Они пока не имеют опыта, но у них есть видение своего будущего бизнеса, и оно служит большим источником вдохновения.

Вторая группа — люди, у которых уже был опыт ведения бьюти-бизнеса. Таким хочется структурировать и систематизировать уже имеющийся опыт, масштабировать его: например, открыть салон уже в новом городе. Часто это семейные пары.

У них уже есть опыт, полученный на собственных ошибках, и они очень рационально подходят к процессу обучения, дают нам качественную обратную связь. 

Третья группа — те, у кого есть капитал, который они хотят вложить в создание салона красоты, — но это решение ими ещё окончательно не принято. Обычно это женщины. Такие студенты чаще всего приходят «просто посмотреть курс» и получить представление о бизнес-процессах, чтобы прийти к пониманию, готовы они открывать своё дело или нет.

— Какие изменения вы, как преподаватель, увидели в студентах, прошедших курс?

— В начале курса у многих студентов нет чёткой картины их будущего бизнеса. Чтобы уточнить её и определить запросы студентов, в начале курса мы даём им задание на рефлексию: проанализировать индустрию и описать, какой бизнес они хотят запустить, сформулировать его концепцию, выбрать локацию, определить целевую аудиторию. Главное изменение, которое я наблюдаю после этого задания, — у них меняется видение самих себя. Они начинают смотреть вокруг уже не глазами мастера, а глазами менеджера. Уровень осознанности растёт, появляется бизнес-мышление.

Забавная деталь: в процессе обучения на курсе студенты всегда переходят с работы в смартфоне на работу за компьютером. Смартфон или планшет — это инструмент мастера: чтобы ответить на звонок, записать клиента, сделать пост в Instagram*. Но для нормального ведения бизнеса этого недостаточно.

Смена рабочего инструмента на компьютер или ноутбук для многих студентов символизирует новый жизненный этап.

— Какие модули студенты проходят легко, а на каких задерживаются подольше?

— Половина наших студентов — бьюти-мастера. Они умеют вести базовые расчёты дохода и расхода, но им сложновато работать с Excel и формулами. Вообще, модуль «Финансы» всем даётся непросто, часто студенты тратят на него много времени. Но в конце концов все справляются.

У многих возникают проблемы с прохождением модуля «Команда», потому что в бьюти-бизнесе бывает сложно разделить дружбу, которая возникает в коллективе, и рабочие отношения.

В панибратских коллективах невозможно создать адекватную и прозрачную систему мотивации, нужную для развития бизнеса.

Зато модуль «Поставщики» обычно проходит просто: профи, работающие в индустрии, хорошо знают бьюти-сообщество своего города и легко могут описать, с кем они готовы иметь дело.

— Что вы можете пожелать новым студентам?

— Не бояться сразу применять новые знания. Доверяйте спикерам с курса и внедряйте новый опыт. Это помогает быстро и эффективно добиваться классных результатов, расти. Ещё советую не пренебрегать самообразованием, это тоже очень эффективный способ получать знания.

Ну и самое важное — будьте готовы брать на себя ответственность и принимать управленческие решения, потому что никто не разовьёт ваш бизнес за вас.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована