Как построить прибыльный продакшн. Часть 1 — финансовая модель
Вы создаёте крутые сайты, тщательно расписываете смету проектов, но прибыли не видите? Надеюсь, мой опыт поможет вам построить прибыльный IT-продакшн.
vlada_maestro / shutterstock
Аркадий Куртиков
эксперт
об авторе
Продакшн-директор интерактивного агентства «Космос-Веб». Вывожу продакшн на новый уровень, выжимаю из программистов максимум. За автоматизацию бизнес-процессов. Вдохновляюсь, когда вижу рост показателей. Люблю путешествовать, а другим не даю.
Считаем деньги
Представим, что ваш IT-продакшн насчитывает 11 человек (арт-директор, два дизайнера, два frontend-специалиста, тимлид, три backend-специалиста, контент-менеджер и QA).
Для оценки возьмём усреднённые данные по рынку, основанные на исследовании стоимости подобных продакшнов в час.
Допустим, вы ежемесячно платите такую зарплату:
Синим шрифтом показана средняя себестоимость работы отдела в час.
1 колонка — отдел/исполнитель.
2 колонка — чистая заработная плата до налогов.
3 колонка — себестоимость часа с учётом налогов, зарплат административного персонала, техники, аренды и прочее.
Разберём эти затраты подробнее в следующей таблице.
Как можно видеть, помимо затрат на производственный штат (660 тыс. рублей) у вас есть затраты в 1,2 млн рублей на аренду, зарплаты администрации, менеджера по продажам, премии, налоги, маркетинг, офис и оборудование. И эти затраты, разумеется, должны обязательно учитываться в себестоимости часа «производственных» сотрудников.
Неочевидный факт
Дневная выработка не может быть восьмичасовой — любой сотрудник тратит время на смежные срочные задачи, доработки, обсуждения. Никогда концентрация сотрудника не может быть равной рабочему времени, поэтому за выработку мы берём шесть часов в день (учёт загруженности производства, больничных, простоев).
Что в итоге
- Ежемесячные расходы — 1,85 млн рублей.
- Себестоимость — от 1 235 до 1 457 (в среднем 1 387) рублей.
Главное — маржинальность
Мы высчитали с вами себестоимость часа сотрудника, исходя из восьмичасового рабочего дня и дневной выработки в шесть часов. В среднем она составила 1387 рублей/час. Теперь закладываем маржинальность — к примеру, 37%, — и тогда стоимость часа для клиента составит 1900 рублей.
Вывод: чтобы получать прибыль, вам в месяц нужно закрывать проданных услуг более чем на 1,85 млн рублей — или 1000 клиентских часов.
Клиентские часы — это проданные по сметам часы ваших производителей работ.
Пример: вы продали этап «Дизайн» за 380 тысяч рублей (200 часов) и закрыли его за 200 часов работы дизайнера, арт-директора и проект-менеджера — на этот объем вы получите свою маржинальность 37% (140 тысяч рублей).
О том, как правильно считать рентабельность проектов, затраты на фрилансеров и тестирование, и об иных случаях работы с клиентскими часами я расскажу в следующей части — она будет посвящена «математике проектов».