Как организовать веб-студию и построить успешный бизнес: мифы, факты и ошибки
От найма — к фрилансу, от фриланса — к своему бизнесу. Многие застревают в середине. Как создать веб-студию, избежать ошибок и управлять эффективно?
Как и американская мечта, digital-реальность становится благоприятной для самых усердных и находчивых. Если вы настроены серьёзно, то Skillbox предлагает онлайн-курс «Как открыть digital-агентство» от уже состоявшихся директоров. А если только раздумываете, ваше это или нет, то статья именно для вас.
Зачем выбирать такой бизнес,
как веб-студия
Стоит ли начинать этот бизнес? Одна из главных причин, почему стоит, — это низкий порог входа. На старте вы не рискуете активами, вам не нужно снимать офис с первого дня или набирать большую команду. И это плюс. Можно начать, даже не увольняясь с работы.
Следующая причина — растущий рынок. По данным РАЭК, объёмы рынков мобильной веб-разработки, контекстной рекламы, программного обеспечения и Social Media Marketing не перестают расти с 2013 года.
При этом SMM — наиболее перспективное направление. Но успех, конечно же, никому не гарантирован: очень многие начинающие управленцы повторяют одни и те же ошибки, не достигая результатов. Для удобства разделим эти ошибки на две категории: мифы и факты.
Миф — это то, что повторять не нужно. Факт — это выстраданное нашим собственным опытом управленческое решение, которое даёт серьёзное преимущество в достижении целей.
Миф №1
Продал лендинг — есть студия
На момент максимального спроса на лендинги компаний, которые их делают, стало слишком много. И появились ребята, которые решили, что если они продали лендинг за 10 тысяч рублей, то у них есть бизнес.
Сегодня это не работает, но есть две работающие стратегии.
Первая — вы можете открыть агентство, которое оказывает две-три услуги, но делает это очень дорого и с отличным качеством. Прибыль с каждого контракта должна быть такого размера, чтобы вы могли реинвестировать её в команду.
Вторая — можно повесить «на флаг» одну идею. И в рамках этой идеи расширить матрицу услуг, чтобы постоянно допродавать что-то клиентам.
Миф №2
Я должен быть главным экспертом
Когда бизнес ведут дизайнеры и программисты, то они — самые сильные эксперты в компании. В итоге на них замыкаются все задачи, к ним бегают за советами все. И тогда вы занимаетесь чем угодно, только не бизнесом, стратегией и развитием.
Как правильно: руководитель должен быть прежде всего хорошим управленцем.
Миф №3
Я могу работать один
Фрилансер — это ремесленник. Вы работаете — у вас есть прибыль. Нет работы — нет прибыли. В бизнесе же вы можете отойти от дел, сменить директора, уйти в другую отрасль, и компания от этого не пострадает.
Как правильно: умейте делегировать ответственность и выстраивайте автономные структуры внутри компании — отделы, которые функционируют сами по себе, без вашего постоянного участия и контроля. А для этого понадобятся люди, которых нужно всему научить и фактически доверить им компанию.
Миф №4
Достаточно скопировать успех
Копирование — это творческая импотенция. Так вы не соберёте людей, сильную и талантливую команду. И вообще-то копирование преследуется по закону, а правда рано или поздно всплывает.
Как правильно: каждому бизнесу нужны свои УТП, идея, стиль.
Миф №5
Гипермаржа
Слышали такую историю? Продаём проект за миллион рублей, а стоить он будет 20 тысяч, экономим на исполнителях, а клиент ничего не заметит. Забудьте! Дешёвые исполнители — это дешёвая работа.
Как правильно: реальная маржа для одного проекта обычно находится в районе от 15 до 30%.
Миф №6
Лёгкие деньги
Делаем первые два сайта, зарабатываем хорошие деньги, а потом всё отдаём на откуп фрилансерам! Так не получится. Сарафанное радио в этом бизнесе имеет критическое значение.
Как правильно: у успешного бизнеса всегда есть профессиональная команда, поток проектов и хорошая репутация.
Теперь к фактам.
Факт №1
В определённый момент понадобится офис
Не существует в мире ни одного агентства без офиса, которое было бы успешным, большим и выдавало хорошие кейсы. Исключения есть, но они только подтверждают правило. Ядро команды должно работать бок о бок.
Факт №2
Маржинальность — это важно
Задайте себе вопрос: «Сколько мне нужно денег?»
Зарабатывал 100 рублей в месяц, сейчас хочу 200. Я могу делать по четыре проекта в месяц. Значит, надо их продавать по 50 рублей. И оказывается, что когда вы работали по найму, то тратили на это пять дней в неделю по восемь часов. А тут вы работаете семь дней в неделю по 16 часов. 90% студий закрываются в первый год работы именно потому, что берут проекты в убыток себе и не считают маржинальность.
В студии есть три основных вида расходов. Это управленческие расходы, коммерческие и себестоимость. Если мы берём зарплату и делим на 160, мы считаем только себестоимость.
Факт №3
Клиент ест вашу маржу
Ошибочно думать, что продажа состоялась, когда вы получили деньги от клиента. Продажа — это когда вы показали результат, реализованный проект. Потому что правки убивают вашу маржу.
Защититься от этого можно только внутренними процессами в студии. Если их не продумать, то они помешают развитию компании. Три ключевых этапа, которые вы должны внедрить в свой бизнес: бриф, концепт, проект.
Резюме
- Фриланс и бизнес — вещи кардинально разные. Если фрилансер не работает, он не получает доход. Предприниматель может заниматься стратегией.
- Бизнес веб-студий растёт, места должно хватить всем.
- Если вы продали лендинг, то это ещё не студия.
- Вы не сможете работать один.
- Копировать всё подряд не получится.
- Не гонитесь за гипермаржой. 20% — отличный результат.
- Без офиса вы всё равно не справитесь.