Детский футбольный тренер: кто он и как им стать? Интервью с Вадимом Козловым
Вадим Козлов — самый молодой тренер с лицензией категории А UEFA. Он рассказал, как правильно войти в профессию и состояться в ней.
Alessio Rinaldi, skynetphoto, Nalaphotos / Shutterstock, ЖФК «Строгино», «Чемпионика»
Вадим Козлов
Тренер, имеющий лицензию категории А UEFA. Работает главным тренером женской команды футбольного клуба «Строгино» и футбольной школы в Крылатском, а также спортивным директором сети школ «Чемпионика».
Вадим рассказал:
- правда ли, что хороший тренер должен убить в себе футболиста;
- как меняется подход к тренировкам в зависимости от возраста;
- возможно ли стать детским тренером без высшего образования;
- чем различается футбольная подготовка у девочек и мальчиков;
- почему детскому тренеру нужно сдерживать эмоции на поле.
— Вадим, вы не только тренер в ЖФК «Строгино», но и спортивный директор в сети футбольных школ «Чемпионика». Расскажите, как вы работаете.
— Я играю сразу несколько ролей. Как методист я составляю учебные планы для примерно 150 тренеров: делюсь знаниями об особенностях тренировок с каждой возрастной группой.
Как преподаватель я обучаю молодых тренеров в Академии тренеров «Чемпионика». Каждый, кто хочет работать в нашей сети, приезжает в Москву, проходит четырёхдневный тренинг и сдаёт экзамен.
И как организатор я координирую турниры и договариваюсь о внешнем сотрудничестве. Кстати, наша сеть школ «Чемпионика» — партнёр обучающей программы Skillbox.
— А что вы думаете о фразе: «Чтобы стать хорошим тренером, нужно убить в себе футболиста»?
— Эта фраза очень избита, но что-то в ней есть. Особенно она касается спортсменов с многолетним профессиональным стажем: они часто не могут отключить игровые эмоции и отдают команды другим, опираясь на прошлый опыт и чувства. Настоящий же тренер должен подняться над собственным эго и смотреть на команду и игру глобально.
В контексте этой фразы есть и другая важная мысль: ваш игровой успех ещё не обеспечивает успеха тренерского. Забудьте прошлые старания: вам снова придётся много учиться и работать.
— Ваш собственный путь в футболе с чего начался?
— В шесть лет родители привели меня в спортивную школу Новосибирска — это и стало отправной точкой. На детско-юношеском уровне наша команда оказалась вполне успешной: мы были вторыми на чемпионате России по мини-футболу, выиграли ряд турниров в Дании, Швеции и Германии, а ещё — турнир клуба «Кожаный мяч».
После того детского опыта около пяти человек попали в профессиональный футбол — неплохой выхлоп для академии. В том числе и я недолго поиграл в составе команд второй и третьей лиги.
— Почему не продолжили карьеру игрока?
— Я покопался в себе, спрогнозировал своё будущее и понял: больших успехов на поле мне не добиться. Решил развивать тренерский потенциал. Для этого у меня были все предпосылки, ведь я рос в педагогической семье: отец — тренер по футболу, а мама — по волейболу.
Ещё я понял, что к своему развитию нужно подходить очень чутко: искать негативные моменты в работе, анализировать их, запрашивать мнение у более опытных коллег. Всегда необходимо оставаться трезвым и не «мелеть от первых побед на небольших локальных турнирах. Только ясный рассудок и постепенное, пошаговое развитие помогут добиться заметных результатов.
«Как говорят итальянцы, тренер должен быть красив душой»
— Есть какой-то универсальный совет, как заинтересовать и увлечь футболом любого, даже ребёнка?
— Рычагов очень много — мы называем их крючками. Я бы выделил четыре основных:
- Харизма тренера. Итальянцы говорят, что тренер должен быть красив душой — открытым, искренним и вовлечённым. Тогда дети будут притягиваться к нему, как к магниту, и с огромным желанием ходить на тренировки.
- Интересный тренировочный процесс. Чем больше игр и эмоций, тем сильнее ребёнок заряжается спортом.
- Коллектив. Окружение ребёнка должно быть комфортным и дружелюбным. И если однажды юный спортсмен устанет, проиграет и решит всё бросить, мысль о том, что они с другом Колей больше не увидятся, заставит его продолжить.
- Отношения тренера с родителями. Родители вверяют тренеру своих детей и оценивают его методики со стороны. Всё-таки на первых этапах именно от мнения родителей зависит, продолжит ребёнок заниматься или нет.
— В этом списке вы особенно выделили личность тренера, его харизму…
— Это и правда самое основное. Тренер должен стать человеком, с которым увлекательно и круто: можно поговорить на любые темы, поиграть, а ещё и чему-то научиться.
Иногда, чтобы завоевать доверие, достаточно просто интересоваться жизнью детей и разговаривать с ними на одном языке. Болтать о бытовых вещах: какую кашу они ели на завтрак и чем занимались на выходных.
— Можно ли стать хорошим тренером во взрослом футболе, не поработав до этого с детьми?
— Вряд ли. Азы, что осваивает тренер в процессе детско-юношеского футбола, обязательны. Без них он не сможет успешно работать со взрослыми. К тому же, только двигаясь поступательно, вы узнаете, какая возрастная группа подходит вам больше всего.
— Как меняется методика обучения ребёнка в зависимости от возраста?
— У каждого возраста — своя физическая и техническая актуальность. Для самых маленьких, ребятишек трёх-четырёх лет, работает исключительно игровая модель: с ними мы разрушаем замки, спасаем принцессу, бегаем наперегонки.
С пятилетними и старше — уже целенаправленно осваиваем технические приёмы: учимся правильно вести мяч, выполнять передачу, много времени играем в футбол, развиваем индивидуальность и поощряем эгоизм в хорошем смысле этого слова (в этом возрасте он полезен).
Постепенно приоритеты меняются и на первый план выходит развитие быстроты и ловкости. А уже к десяти-двенадцати годам приступаем к командному взаимодействию и тактической подготовке.
— Сколько тонкостей!
— Да, и тренеру важно запомнить ещё один простой принцип: сначала мы строим фундамент, потом возводим стену, затем достраиваем перегородки и только в конце — крышу. Так же и в работе с детьми: важна последовательность и аккуратность. Нельзя за год взять и выполнить задачи десятилетней подготовки: дети должны получать информацию, доступную для их возраста.
Как стать детским тренером: об образовании, лицензиях и опыте
— Раскройте секрет: как стать успешным детским тренером?
— Формула успеха проста — нужно очень много работать, учиться и смотреть, что делают твои коллеги. За последние несколько лет через академию «Чемпионики» прошло более тысячи тренеров — в общей массе всегда видно тех, кто склонен к успеху. Их отличает:
- Стремление учиться. Рост невозможен из позиции «я всё знаю и умею». Чтобы не забронзоветь, ищите то новое, что повысит вашу экспертность.
- Работоспособность. Иногда придётся делать что-то сверх того, за что вам платят: например, проводить дополнительные тренировки. Финансовые потери компенсируются в будущем.
- Фанатичность. Хороший тренер — фанатичный тренер. В ином случае — человек просто эксплуатирует профессию для заработка.
— Смогу ли я стать детским тренером без высшего образования?
— Зависит от ваших целей. Многие частные школы работают по юридической статье «Физкультурно-оздоровительная деятельность» — там высшее образование необязательно. За рубежом корочка тоже не играет особой роли.
Но лукавить не буду, высшее получить стоит. Только это не должно стопорить вас в развитии: вы можете устроиться на работу и получать образование параллельно — академии всегда с пониманием относятся к таким обстоятельствам. Я, например, ещё учился на третьем курсе, когда начал тренировать.
Главное — желание. Я знаю много случаев, когда люди в зрелом возрасте меняли свою жизнь на 180 градусов и становились тренерами.
— А можете привести мотивирующие примеры из мировой практики?
— Сразу вспомнился Маурицио Сарри: до 33 лет он работал банкиром и только потом начал карьеру тренера. Сегодня его знает весь мир. Он тренировал лондонский «Челси» и туринский «Ювентус».
Так же высоко в своё время взлетел и Жозе Моуриньо. Он начинал как футбольный переводчик, а затем тренировал «Челси», «Реал Мадрид» и «Манчестер Юнайтед».
Важно: к работе тренером не допустят людей с судимостью, психическими отклонениями или наркозависимостью.
— Правильно ли я понимаю, что для успешной карьеры тренера важнее лицензия, чем высшее образование?
— В какой-то степени да. Образование — фундамент, лицензия — надстройка. Она подтверждает компетентность и практический опыт.
В России, чтобы получить лицензию, необходимо любое высшее образование (для низшей категории D хватит и среднего специального). В Европе и Америке для получения лицензии корочка вообще не обязательна.
Какие тренерские лицензии действуют на территории России?
Категория D
Подходит для работы с детско-юношескими командами. Действует в течение пяти лет.
Категория С
Подходит для работы с юниорами, первым и вторым дивизионами, а также в любительских клубах. Действует три года.
Категория В
Тренер этой категории может обучать спортсменов команд Российской футбольной премьер-лиги и других. Действует три года.
Категория А
Позволит стать тренером в странах, входящих в состав Тренерской конвенции УЕФА по уровню В или А, а также работать тренером в футбольных клубах Российской футбольной премьер-лиги.
Лицензия PRO
Даёт возможность стать главным тренером в странах, входящих в конвенцию. Срок действия — три года.
Лицензии собственных академий футбольных школ
Позволяют проводить занятия в футбольных школах сети и свидетельствуют об успешном прохождении специализированной программы обучения школы.
— Два года назад вы получили одну из высших лицензий, категории А. Зачем она вам?
— Как я говорил ранее: для меня в развитии важна поступательность. Когда я освоил и внедрил предыдущие знания, полученные по категории B, то пошёл в Академию РФС учиться новому.
К тому же лицензия — показатель тренерской квалификации, она даёт статусность. Я стал одним из самых молодых тренеров с категорией UEFA А — получил её в 28 лет.
Обучение на категорию А длилось год. Из поступивших около трети не сдали финальный экзамен и не получили лицензию.
— Как начинающему тренеру искать работу, если у него пока нет ни лицензии, ни опыта?
— Для начала устройтесь футбольным ассистентом — они нужны всегда и везде. Это позволит вам присмотреться к профессии тренера, даст практические знания, которые впоследствии помогут при получении лицензии или другом обучении. К тому же с вами познакомится работодатель и после присвоения категории вы сможете попросить повышения.
— А как вы получали первый тренерский опыт?
— Мне повезло. Мы с отцом открыли отделение женского футбола на базе футбольного клуба «Строгино». Я начал там работать на третьем курсе и продолжаю до сих пор.
«Мальчики на тренера никогда не обидятся, а вот с девочками…»
— В клубе «Строгино» вы тренируете женскую команду. Чем отличается тренерский подход к девочкам по сравнению с обучением мальчиков?
— Если говорить о технической части — кардинальных различий нет. Мальчики и девочки выполняют одни и те же упражнения. А вот эмоциональные расхождения бывают: в женском коллективе тренер всегда должен подбирать слова, выполнять обещания и быть немного психологом — иначе связь между ним и командой разорвётся. С мальчиками в этом плане проще: они понимают, что тренер может сорваться, и быстро отходят от конфликтных ситуаций.
— Как тактичность тренера влияет на результативность женского коллектива?
— Женская психология в области спорта утверждает: если девочки видят, что тренер отвечает за свои слова и стоит за них горой, они тренируются и стараются в два раза больше. Словом, делают всё, чтобы не подвести тренера и принести победу.
— Как правильно критиковать женский коллектив?
— Критика есть во всех видах спорта: и в женских, и в мужских. Она обязательна и полезна при одном условии: критикуйте действия игрока, но не личность. При таком подходе вы не заденете достоинство подопечного и сохраните хорошие отношения между вами.
Не забывайте и про обратную сторону критики — похвалу. Универсальный принцип прост: критикуйте лично, поощряйте при всех.
Интересно, что есть игроки, которым по характеру критика просто необходима, чтобы завестись. Замечания подстёгивают их и запускают реактивное сопротивление нервной системы — только так они аккумулируют свои силы и достигают результатов.
— Как таких игроков выявить?
— Это вопрос индивидуального подхода: общайтесь с самими спортсменами и уточняйте детали у спортивного психолога команды. Кого-то нужно излишне подбадривать, кого-то встряхивать, а кого-то вообще не трогать. Если найдёте ключик к каждому человеку, сделаете эффективной всю команду.
— А может ли сам тренер демонстрировать свои чувства на поле? Или следует быть сдержанным?
— Лично я привык переживать всё внутри себя: спокойно сидеть на скамейке и вставать с неё лишь изредка. И если на взрослом футболе я ещё могу выбежать из технической зоны и пожестикулировать в сторону судьи, то на детско-юношеском уровне — нет.
Для тренера игра — это просто тренировочное средство, всю работу мы проводим до. Тренер должен абстрагироваться и дать детям играть: вы не сможете вечно подсказывать, что и как делать.
К тому же очевиден факт: когда тренер кричит с бровки, 90% информации не достигает игрока. Это как уйти в соседнюю комнату и говорить что-то супруге, пока та пылесосит.
«Учиться придётся много»: совет от тренера
— Какие у вас есть цели и мечты, которых в ближайшее время хотите достичь?
— Я хочу и дальше учиться как тренер: поступить в ближайший набор на лицензию категории PRO, высшую. А ещё желаю, чтобы максимальное число моих футболисток из ЖФК «Строгино» попали в Женскую суперлигу — высший футбольный эшелон России.
Как спортивный директор «Чемпионики» я продолжу активно развивать сеть школ и самих тренеров. Лучшая похвала для меня — получать из разных источников позитивные отзывы об их работе. Знать, что родители наших детей довольны тренировками, а дети с удовольствием их посещают.
— А какой общий, но важный совет вы могли бы дать начинающим детским тренерам?
— Я бы посоветовал запомнить и принять, что работа тренера — это не полуторачасовое занятие. Работа тренера — это процесс до тренировки и после неё. Для настоящего результата вам придётся очень много учиться и столько же работать засучив рукава.
Вадим Козлов также советует прочесть книги и методические пособия Бориса Григорьевича Чирвы — доктора педагогических наук и ведущего методиста в российском футболе.