Управление
#Интервью

«В решении вопросов, возникающих между родителями, детьми и педагогами, нужно много такта»

Жена известного хоккеиста и многодетная мама Соня Маркова рассказала, как она запустила свой детский сад по франшизе и научилась им управлять.

Иллюстрация: Rawpixel image / Rawpixel / Clean png / Annie для Skillbox Media

Соня Маркова

Создательница детского центра «Бэби-клуб и детсад в Куркино»

Раньше Соня не имела никакого отношения к педагогике, она человек из шоу-бизнеса: училась при консерватории, работала на «МУЗ-ТВ» и в коллективе Дмитрия Маликова. Но когда в 2018 году ей предложили принять участие в открытии детского сада «Лето Kids», она согласилась: с финансовой точки зрения это показалось ей привлекательным. Почти за три года садик из источника пассивного дохода превратился в очень личный проект. Когда летом 2021 года возникла кризисная ситуация, Соня нашла решение, переведя садик во франшизу «Бэби-клуба».

Соня рассказала:


У вас четверо детей. Как вам удаётся находить время для работы?

— Так было не всегда: я несколько лет не работала. Мой муж Андрей Марков — профессиональный хоккеист, поэтому мы постоянно переезжали: жили в Канаде, в Ярославле, затем в Казани. Я занималась своими детьми, и с такими частыми переездами мне было совсем не до работы. Но в прошлом году я стала посвободнее: младшему сыну скоро исполнится три года — он пошёл в сад, а у меня появилось время для самореализации.

Соня с младшими детьми
Фото: личный архив Сони Марковой

Почему вы решили открыть свой детский сад?

— Однажды мне предложили поучаствовать в открытии сада в качестве финансового партнёра. Идея показалась мне перспективной, поэтому я и вложила деньги. Позже я занималась дизайн-проектом сада, а мой партнёр — набором команды. И вот, в 2018 году открылся наш сад «Лето Kids»: 260 квадратных метров, три большие группы и развивающая программа.

Мы не остановились на стандартных занятиях и включили уроки акробатики, художественное творчество и английский с носителем языка.

— Вы никогда до этого не работали в образовании, однако ваш сад стал популярным. Благодаря чему?

— Во-первых, локация — Куркино, Новая Москва. Перспективный и развивающийся район. Прямо напротив сада есть парк, это очень популярное место. Там гуляет много родителей с детьми.

Во-вторых, мой партнёр уже работал в этом районе в развивающем центре для малышей. Когда мы открыли «Лето Kids», значительная часть деток из этих развивашек перешла к нам. К тому же мы активно рекламировались: раздавали листовки на детских площадках, даже билборд повесили. Делали всё, что позволяла фантазия и бюджет.

В-третьих, мы сделали замечательный дизайн. Все, кто приходил в «Лето Kids», были в восторге — детский сад выглядел невероятно. Мы потратили много сил и средств на то, чтобы детки попадали в гармоничную, эстетически наполненную сказочную среду. Для этого я перебрала кучу референсов и создала визуальный образ, который доработал наш дизайнер.

А после запуска детского сада вы участвовали в его жизни?

— Скорее нет. Я старалась следить за жизнью сада и финансовыми отчётами, но руководил им мой партнёр. В это время мы с семьёй жили в Канаде, дочь Василиса была маленькая, а я снова забеременела… Видела, что дело движется — этого мне было достаточно.

Однако прошлым летом обстоятельства изменились: у нас поменялись арендодатели, и поэтому сад должен был быть демонтирован и переехать на склад до лучших времён. Меня это абсолютно не устроило. Я противилась мысли, что наш садик будет закрыт, и решила взять дело в свои руки.

— Как вам удалось его сохранить?

— Через франшизу «Бэби-клуба», так как это сильно упрощает организацию бизнеса. Я связалась с Ольгой Девятиловой — руководителем отдела бизнес-кураторов «Бэби-клуба», познакомилась с условиями проекта и решила, что переформатировать сад в филиал «Бэби-клуба» — это прекрасная идея. Ты получаешь готовую бизнес-модель, в которой всё расписано: приход, расход, финансовая модель, дизайн-проект. Всё до последнего кирпичика посчитано. Мы договорились с арендодателями и остались на том же месте.

Детский сад по франшизе — как это?

— Расскажите про условия франшизы. Как это вообще работает?

— Франшиза — это специфическая форма сотрудничества. Её может получить кто угодно, но такой формат партнёрства подходит не всем. Коллектив франчайзинговой сети очень большой, и каждый партнёр обязан выполнять все условия, как того требует договор. Если тебе, к примеру, не нравится что-то в дизайн-проекте, ты не можешь просто изменить его — нужно договориться с командой и найти компромиссы.

— А новичку реально добиться успеха? Может, есть система поддержки новых членов франшизы?

— Сообщество — это сильная сторона «Бэби-клуба», ведь у нас дружный коллектив партнёров. И у каждого нового руководителя клуба есть куратор, которому можно задать любые вопросы, а он поможет разобраться с ними: например, когда где-то что-то не работает, или слишком мало клиентов, или дебет с кредитом не сходятся и ты не понимаешь, как решить эту проблему.

В таких случаях я могу позвонить партнёрам, чтобы вместе выработать решение. Не важно, знакомы ли вы, дружите ли — ты просто говоришь: «Я знаю, что у тебя это работает. Помоги, пожалуйста». И все с удовольствием идут на помощь.

Я в этом бизнесе новенькая, но надеюсь, что придут времена, когда и мне кто-нибудь скажет: «Соня, поделись опытом!»

— Что именно вы поменяли в саду в связи с началом работы по франшизе?

— Ну, во-первых, конечно, название и логотип, чтобы обозначить для всех, что мы изменились. Кроме того, у франшизы есть свой дизайн и свои цвета, которые нужно использовать в дизайне, если вы переделываете уже готовое помещение. Палитру предоставляет отдел дизайна, он же рассказывает, как всё должно выглядеть. В моём случае это было достаточно сложно, потому что интерьер был уже готов, он был целостный. Но мы нашли решение — перекрасили несколько стен в цвета «Бэби-клуба», развесили нужные пособия.

— Было ли что-то, о чём вы не подумали, трансформируя сад в филиал «Бэби-клуба»?

— Я хорошо представляла, какие проблемы есть в «Лето Кids», и понимала, что решать их во франшизе придётся именно мне. Поэтому у меня не было конфликта ожиданий и реальности. В первое время я непрерывно работала или висела на телефоне. Мы сделали в саду всё, как хотели: расширили его, установили мебель и технику, подготовили все документы.

Фото: «Бэби-клуб в Куркино»

А самая типичная ошибка людей, которые покупают франшизу, — ожидать, что раз ты заплатил деньги, то сейчас придёт тётя Маша и настроит твой бизнес за тебя. Ничего подобного! Тебе придётся участвовать во всех процессах от начала до конца и каждую минуту знать, что происходит в твоём саду, в его бухгалтерии, в его коллективе.

Конечно, у вас будет куратор, но это не навсегда. Поэтому важно полностью включиться в управление своим садом с самого начала.

А что изменилось с точки зрения педагогического подхода?

— В системе «Бэби-клуба» многоступенчатое обучение, здесь педагоги должны получить очень много знаний и умений именно по проблемам разновозрастной группы и самостоятельного выбора детей. Это огромное подспорье, которое развивает учителя.

Основное отличие программы в том, что мы с детьми не заучиваем информацию. Мы знакомим их с интересными темами — с астрономией, биологией, географией — всё в игровой форме. Нам важно сделать ставку именно на разносторонний, необычный, нескучный материал.

Таким образом, кругозор детей расширяется, но они не устают. И ещё важно, что в системе «Бэби-клуба» дети разного возраста получают разную информацию — такую, которую они в своём возрасте могут воспринять.

Как управлять детским садом самой и не сойти с ума

— Сейчас вы много работаете?

— После того как у меня появился управляющий помощник, я стала ездить на работу реже. Но всё равно постоянно всё контролирую. Когда ты руководитель, телефон звонит без перерыва: вопросы, платежи, сложности в коллективе — всё на тебе.

— Почему вы вообще решили заниматься администрированием сада самостоятельно?

— Потому что никто не сделает лучше, чем ты сам. Есть задачи, про которые я понимаю: «Это не моё» — и делегирую их. Например, я сразу наняла хорошего финансиста. Но всё, что касается управления процессами, — это мне знакомо. В молодости я работала в Ginza Project старшей хостес, а потом арт-директором в Novikov Group — и там и там приходилось организовывать людей, поэтому вопросы управления меня не пугали.

— А что-то пугало? :)

— Было страшно не добиться успеха. Эта естественная тревога есть у каждого, кто впервые открывает своё дело. И она снижается, когда ты получаешь бизнес-модель, в которой расписан порядок твоих действий как руководителя. Ты понимаешь, с чем придётся столкнуться — и финансово, и в организационных вопросах. Всё показано настолько подробно, что ты сразу чувствуешь: это будет работать.

— И что помогало вам бороться с этими страхами?

— Я по жизни оптимист — вижу хорошее даже там, где его вроде бы нет. Выезжаю на позитиве — для меня самой загадка, откуда во мне столько уверенности в себе.

Думаю, что без оптимизма и позитивного настроя вообще нет смысла браться за какое-то дело.

Чего хотят современные родители

— Какие есть специфические проблемы в «детсадовском» бизнесе?

— Когда решаешь открыть детский сад, нужно быть готовым к постоянной коммуникации со множеством совсем разных людей, с каждым из которых нужно найти общий язык. Это главная трудность. Но так, наверное, в любой сфере практически.

Организовать процесс — не проблема, а вот вести его дальше — это сложнее, потому что детки все разные и родители тоже разные. Бывает, что родителей что-то не устраивает в подходе педагога. Такие вопросы решать сложнее всего. Если у тебя протекла труба — ты знаешь, кому звонить, чтобы это исправить. Но в вопросах между родителями, детьми и педагогами нет простых механизмов. Требуется очень много внимания и такта. Родители — очень дотошные люди, у них постоянно возникают вопросы, на которые я, как руководитель, обязана найти нужный ответ.

Фото: личный архив Сони Марковой

Когда я выхожу к нашим детями, они кричат: «Соня, привет!» — и лица у них счастливые, как будто я Дед Мороз. Это удивительно, ведь я не воспитатель, они меня видят довольно редко: если я приезжаю в сад, то обычно забиваюсь куда-нибудь в угол и сижу над бумагами. Но они всё равно меня знают — это классно. Я горжусь, что родители могут позвонить мне в любое время с любой проблемой — и даже если это не очень приятный вопрос, мы найдём решение, которое всех устроит.

Если вы не готовы постоянно общаться с родителями, то детский сад — это, наверное, не ваша история.

— Чего хотят от детского сада современные родители?

— Родители все разные. Кому-то важно раннее развитие, чтобы дети в три года складывали своё имя из кубиков Зайцева под аплодисменты всей группы. Другие родители могут вообще не хотеть до школы учить своих детей читать и считать. Они говорят: у вас всё классно, но вот особые занятия нам не нужны, нам бы погулять и порисовать.

Кому-то из них хочется подольше сохранить ребёнку детство, остальным важно дать детям знание цифровых технологий и получше подготовить их ко взрослой жизни. Все семьи разные, поэтому сформулировать общие для всех современных родителей пожелания я не могу. Но большинство мам, которые знакомятся с методиками «Бэби-клуба», остаются довольны.

— И последнее, что я хотела спросить: ради чего это всё? У вашего сада есть миссия?

— Мы хотим выпустить как можно больше самых счастливых и умных детей!

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Управление в креативных индустриях Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована