Экстремальное программирование или управление: как не путаться в терминах
Чтобы вы не терялись и не путались, рассказываем, что такое экстремальное программирование и почему экстремальное управление — не методология.
vlada_maestro / shutterstock
Разработчики хотят упростить жизнь себе и коллегам по цеху: создают новые методологии разработки, например, экстремальное программирование. Менеджеры не отстают, смотрят по сторонам, обобщают опыт и придумывают свои методы управления. Так, например, появился экстремальный менеджмент.
Экстремальное управление и программирование — не одно и то же
Термин «экстремальное управление проектами» придумал эксперт по менеджменту Дуг ДеКарло в 2004 году. На самом деле он просто собрал опыт разных компаний, проанализировал, выделил самое лучшее и получил авторский метод менеджмента. Весь процесс управления по ДеКарло основан на принципах экстремального программирования (Extreme Programming).
Экстремальное программирование (XP) — гибкая методология разработки программного обеспечения. По сути, это все — лучшие практики Agile, но используемые по максимуму. XP сформулировал и впервые использовал американский разработчик Кент Бек в конце 90-х годов.
Главная особенность XP — методология применима только в сфере разработки программного обеспечения. Ее не использовать там, где нет никакого digital-продукта.
Ценности и практики экстремального программирования
XP — это agile-методология, но она опирается на свои ценности.
Основные ценности XP
Простота
Упрощение кода и процесса работы.
Коммуникация
Не быть отшельником, а взаимодействовать с коллегами, чтобы быстрее искать решения проблем.
Обратная связь
Постоянно общаться с заказчиком и следить за изменениями требований.
Смелость
Не бояться рисковать и использовать новые непроверенные практики.
Уважение
Уважать себя, коллег, правила и цели проекта.
Как и у любой другой методологии, у XP есть свой набор практик, на которых строится вся работа.
Основные практики
Парное программирование
Два разработчика садятся за один компьютер и пишут код. Не каждый свою версию, а вместе работают над одной функцией продукта. Сначала решение предлагает один разработчик, второй наблюдает и по ходу комментирует и исправляет ошибки. Потом программисты меняются местами и процесс повторяется.
Из двух решений в процессе работы выбирают лучшее и чистят код до идеального состояния. Работает принцип — две головы лучше, чем одна. Но это вызывает много споров среди разработчиков, так как они привыкли работать и отвечать за результат в одиночку.
Разработка через тестирование
Подготовка к тестированию начинается еще до начала написания кода. Программист сначала пишет тесты и только потом — код.
Свободный доступ к коду
Любой разработчик может править код, который написал его коллега по команде.
Единое оформление кода
Чтобы код выглядел одинаково, даже если его писали пять разных программистов, команда использует единый стиль. Если все работают над одним проектом, то заранее оговаривают фреймворки, которые будут задействованы.
Непрерывная интеграция
Новые части кода постоянно встраивают в уже имеющийся. Так разработчикам проще выявлять ошибки. Если после вставки нового кода, добавления новой функции система перестала работать правильно, программист понимает, где искать ошибку.
Общее видение системы
Чтобы программисты одинаково понимали результат, который должны получить, используется метафора. Систему сравнивают с чем-то, что понятно и знакомо всем в команде. Так формируется единое видение.
Никаких переработок
Для высокой продуктивности важно физическое и эмоциональное состояние команды. Поэтому переработки в XP не приветствуются. Норма работы — не более40 часов в неделю. Это дает возможность команде выложиться по максимуму, но не перегореть.
Как работает команда
Все начинается с выяснения требований и планирования. Задачи записывают на карточки, выясняют у заказчика последовательность, в которой он хочет получать функционал продукта. Карточки располагают по приоритетности. По схожей системе работают команды в Scrum и Kanban.
Команда анализирует информацию, оценивает время на каждую задачу. Согласовывает все с заказчиком и начинает работу над проектом. Требования часто меняются, поэтому процесс делят на короткие этапы с частыми релизами, как и в Scrum.
Прежде чем начать, команда создает тесты, которые будет использовать для проверки готового кода. Когда тесты готовы, разработчики пишут первую часть кода. Тестируют ее, а потом приступают ко второй. Постепенно появляется все больше маленьких частей кода, которые в процессе добавляют в единую систему. Части кода и функции будущего продукта наращивают постепенно, как снежный ком. После каждого релиза команда собирает обратную связь, чтобы двигаться дальше.
Как применить идеи экстремального программирования в управлении
XP и экстремальный менеджмент — части одной большой системы. Они взаимосвязаны, так как когда-то принципы методологии разработки повлияли на способ управления проектами. И теперь идеи XP можно применять не только к процессу написания кода, но и к работе менеджера. Как это сделать?
- Использовать практики XP для сложных и запутанных проектов, когда требования быстро меняются и надо успевать держать все под контролем.
- Делать только то, что нужно сейчас, а не пытаться угадать, что потребуется в будущем.
- Постоянно улучшать и упрощать не только код, но и процессы работы команды.
- Всегда выбирать самую актуальную проблему и применять одну из практик для ее решения. Потом следующую проблему. И так — пока все не будет идеально.
XP — только одна из гибких методологий, принципы которых активно используют в управлении проектами. Она не так популярна, как, например, Scrum. Только небольшой процент команд использует весь комплекс практик XP в работе над проектом. Чаще выбирают одну или несколько, которые больше всего подходят и могут реально упростить процесс.
Заключение
Если вы решили сочетать несколько разных методологий, то важно не пытаться вместить в один проект все и сразу и думать, что так быстрее заработает. Нужно понимать, что и для каких целей вы хотите использовать. И помнить: если это помогло вашему конкуренту, это не значит, что и у вас будет хороший результат. Все может получиться наоборот. Если есть сомнения, лучше учиться проектным менеджерским трюкам и жонглированиям методологиями у мастеров со стажем и большим практическим опытом.