Проекты в онлайне и офлайне: что общего у сайта и выставки
Сегодня расскажем что общего в работе координатора музейных выставок и разработчика сайтов. Спойлер: поразительно много.
vlada_maestro / shutterstock
Привет! Я – Маша, искусствовед по образованию, шесть лет координировала проекты в музее. Теперь наконец работаю в digital. Раньше я думала, что искусство и программирование — разные миры. Но оказалось, что все совсем не так. И в процессах разработки сайтов, и создания выставок есть кое-что общее. Что? Сейчас расскажу. Думаю, будет интересно.
Нужно собирать много информации
Перед стартом работы над сайтом нужно собрать информацию о бизнес-задачах, определить ЦА, выяснить как можно больше про конкурентов, то есть провести аналитику. При подготовке выставки — все то же самое. Сначала нужно понять концепцию: что, зачем, почему. И только потом уже думать — как.
Что нужно знать в самом начале работы над выставкой
- Информация о художнике, теме, жанре.
- Когда выставка на эту тему проводилась в музее.
- Когда было или будет что-то похожее у основных конкурентов — других музеев.
- Концепция: что за выставка, в чем основная идея. Чего мы хотим добиться: какие аспекты творчества художника показать, например.
- Какие и сколько работ в собрании (если чего-то нет, придется запросить у других музеев).
- Понять, сколько работ ожидается в целом.
- Выбрать помещение под количество работ.
- В идеале — решить вопрос с целевой аудиторией.
Всем нужна фишка: ищите, чем выделиться
Чтобы сайт отличался от конкурентов, нужно искать оригинальные решения. С выставками — все то же самое. Надо создать что-то особенное. И желательно, чтобы этого до вас никто не делал.
Например, оригинальное решение от музея «Метрополитен» — выставка «Небесные тела: мода и католическое воображение» (2018 год) в Институте костюма музея «Метрополитен» в Нью-Йорке.
На ней представлены папские одежды из ризницы Сикстинской капеллы, ансамбли светской одежды XX века и работы современных модных дизайнеров на тему католицизма.
Выставка разместилась на трех площадках: часть работ — в галерее имени Анны Винтур, часть — в средневековых залах музея «Метрополитен» (на Пятой авеню), часть — в музее «Клойстерс» (Филиал музея Метрополитен на Манхэттене).
Так музей обыграл связь моды и католицизма: современные работы дизайнеров и светские костюмы прошлого века в средневековых залах и в искусственно созданных интерьерах католического храма.
Или выставка художника Маурицио Кателлана ALL в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2011 году. Это один арт-объект, где чучела животных, исторические персонажи (например, Гитлер, Павел II), аллегории исторических событий подвешены в ротонде музея как на виселице.
Важно понять структуру и визуализировать ее
Перед тем, как начать разработку сайта, делают прототип. Его можно показать клиенту и примерно понять, как будет выглядеть будущий продукт. Что делают, когда нужно заранее посмотреть на готовую выставку? Составляют план развески.
Тут могут быть варианты. План зала с вырезанными из бумаги картинками, которые размещают по залу. На места этих картинок потом повесят настоящие работы.
Так можно понять, сколько произведений вмещает выставочное пространство. А опытный глаз еще и поймет, насколько эффектно это будет выглядеть. Все то же самое можно проделать в компьютерной программе: Illustrator, Photoshop или 3ds Max, например.
Приходится тратить много бумаги
В digital не любят бумажки и формализм и стараются все свести к минимуму. Но если команда разработки не использует гибкие методологии и работает по водопадной модели, то ТЗ будет большим. Еще подробного задания требуют проекты по разработке сложного ПО. Иногда техническое задание — условие заказчика.
В музее нет ТЗ, но есть много документов. Как и при разработке сайта — договоры, акты, дополнительные соглашения, сметы.
Если работы на выставку выдает сторонняя организация, например, другой музей или частное собрание, их нужно принять, распаковать и доставить в выставочные залы. Если работы — из музейного собрания, то нужно проверить уровень их сохранности, выдать их из фонда или снять с экспозиции. И тоже доставить в выставочные залы. Все это оформляется соответствующими документами. Это похоже на техническое задание, когда каждый шаг и даже вздох записывается.
У выставки, как и у любого другого проекта, есть смета расходов. Ее нужно придерживаться в процессе работы. А еще — много версий аннотаций и текстов этикеток. Все это пишут, составляют и оформляют разные люди. А потом еще раз проверяют, но уже другие.
Каждый в команде требует особого подхода
Программисты и дизайнеры — люди творческие. К ним нужно искать подход, иначе работать сложно. В музее все сотрудники творческие. Особенно те, которые занимаются наукой. Люди искусства не привыкли менять взгляды, а их стиль работы — это годы и годы тренировок. Те, кто по 20–40 лет работает в музее на одной должности, сформировали очень крепкие привычки. На них уже никак не повлиять. Даже если это поможет делу. Поэтому придется подстраиваться или делать все самому.
Делать самому абсолютно все не получится: нет полномочий и опыта маловато. Да и не может один сотрудник сам подготовить выставку из100 работ. Значит, остается искать подход к каждому по отдельности. В такой работе знания хотя бы основ психологии будут очень кстати.
Критически важно правильно распределить ресурсы команды
Команда важна на любом проекте. Но еще важнее то, как работа поделена между сотрудниками. Ничего хорошего не выйдет, если дизайнер будет писать код за разработчика. Или два программиста будут заниматься одной и той же частью кода одновременно. Это пустая трата времени и сил.
В подготовке выставки участвуют много сотрудников. Хранители отвечают за сохранность произведений искусства. Следят за правильным перемещением и хранением предметов, как на выставках и экспозициях, так и в фондах.
Научные сотрудники продумывают концепцию и готовят всю информацию. Дизайнеры отвечают за внешнее оформление готовой экспозиции. PR-отдел — за рекламу и работу с посетителями. Методисты готовят лекции и сопроводительные материалы к выставке. Есть еще много отделов и сотрудников, которые так или иначе отвечают за то, чтобы выставка состоялась.
В крупном музее за разные аспекты выставки могут отвечать 10–15 отделов. Из каждого отдела — по несколько сотрудников. Если работа поделена неправильно, то зона ответственности становится очень расплывчатым понятием. А отражается это на качестве. Например, если у выставки нет куратора или куратор есть, но у него нет необходимых полномочий, то хаос неизбежен.
Или так:
Нужен человек, который будет координировать процесс
Проекту по разработке нужен менеджер, чтобы не сбиться с пути. Человек, который способен видеть весь проект, распределять задачи и следить за их исполнением.
В работе над выставкой в идеале тоже должен быть кто-то, чтобы следить за процессом и целиком отвечать за результат. Часто бывает, что такого человека нет, тогда быстро наступает хаос, команда не понимает, кто чем занимается и что вообще происходит. Если такой момент настал, вся работа, проделанная до этого, может стать напрасной.
Сотрудники из разных частей музея встречаются, когда нужно делать выставку. У каждого из них много работы за пределами проекта. У каждого своя правда. Чтобы весь процесс не превратился в скандал, нужен менеджер.
Заключение
Как вы видите, разработка сайта и создание выставки не так далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Конечно, нужно понимать специфику, и из поезда «музей» не получится на ходу запрыгнуть в поезд digital. Сначала нужно будет изучить тонкости сферы. Но практические навыки менеджера пригодятся на любом проекте.
Менеджер проекта должен уметь анализировать, видеть, какой результат приносят те или иные действия. В процессе работы уже никто не даст готовых механик, не скажет, что делать и в какой последовательности. Поэтому на нашем курсе «Управление Digital-проектами» вы не только получаете теорию, но и разбираете готовые кейсы и учитесь на уже сделанных кем-то ошибках.