Что такое HR-бренд и как начать его развивать
Когда на рынке труда уже никого не удивишь печеньками в офисе, нужно придумывать что-то поинтереснее.
Кадр: сериал «В лучшем мире» / 3 Arts Entertainment
Опытом поделился исполнительный директор компании Sidorin Lab Никита Прохоров.
Раньше компании конкурировали за клиентов, а теперь — ещё и за сотрудников. Особенно остро эта проблема стоит в сферах, где сложно найти специалистов с нужным уровнем компетенций, — например, в IT.
Поэтому компании уделяют всё больше внимания развитию HR-бренда — репутации работодателя. Понимание этого процесса будет полезно руководителям компаний, HR- и PR-специалистам, а также employer-brand-менеджерам. В этом материале рассказываю главное:
Что такое HR-бренд
HR-бренд — это комплексный образ бренда, организации, предприятия или проекта, который видят сотрудники, соискатели и общество в целом. HR-бренд ещё называют брендом работодателя.
HR-бренд развивают, чтобы донести ценности компании, привлечь внимание потенциальных соискателей и укрепить лояльность сотрудников. Над его развитием обычно работает HR-служба. Также в этот процесс могут быть вовлечены руководители, маркетологи, специалисты по работе с репутацией и другие. Некоторые компании нанимают для развития HR-бренда подрядчиков.
Работа над репутацией работодателя — это трудоёмкий процесс, включающий множество разноплановых задач. Их набор зависит от направления деятельности компании и её размера.
Например, для организации, работающей в сфере услуг, приоритетными станут развитие корпоративной культуры, поддержание здоровой коммуникации, наличие системы адаптации и мотивации. А вот для промышленных предприятий более важно будет следить за техникой безопасности и вовремя обновлять оборудование, обеспечивая рабочим комфортные условия труда.
Приведу примеры реализации HR-бренда в онлайне и офлайне.
Онлайн. Работодатель может размещать контент для сотрудников и соискателей на сайте (в отдельном разделе) или в отдельных сообществах в соцсетях. В них компания рассказывает о своих ценностях, вакансиях, публикует истории сотрудников.
Например, у компании «Додо Пицца» есть группы во «ВКонтакте» для разных городов, где работают пиццерии этого бренда. В сообществе самарской сети несколько раз в неделю публикуют посты о сотрудниках: их истории и шутки, интервью с ними, рассказы об их спортивных и других достижениях.
Такой подход воодушевляет и сотрудников: «Обо мне рассказывают, моё мнение ценят», и потенциальных соискателей: «Я тоже люблю спорт, а значит, тимбилдинг в этой компании будет мне интересен».
Офлайн. Сотрудники бренда могут выступать на различных конференциях, мероприятиях или давать интервью в СМИ и рассказывать о своём опыте работы в компании, росте и кейсах.
Компания Apple выделяется тем, как проводит онлайн-презентации новых смартфонов. Презентация обычно длится долго, в ней несколько разделов, и каждый раздел презентует кто-то из сотрудников бренда. В ходе презентации можно увидеть разных специалистов: маркетологов, дизайнеров, инженеров, разработчиков и многих других.
Все сотрудники разные, у каждого свой имидж и манера речи, они работают в разных условиях и даже к презентации подключаются из разных локаций, но все они создают общий продукт и сами же его презентуют. Это показывает, что для компании важен каждый сотрудник.
Какие задачи помогает решить развитый HR-бренд
На мой взгляд, развитый HR-бренд даёт четыре преимущества.
Репутация бренда улучшается. Компания показывает, что её бизнес успешен во всём: «Здесь не только качественный продукт или услуга, ещё и работать с нами престижно». Это положительно сказывается на ценообразовании — бренд демонстрирует свои сильные стороны и таким образом объясняет, почему его услуги могут стоить дорого.
Становится проще привлекать таланты. В России сегодня значительный дефицит кадров, особенно в IT-сфере, общепите и промышленности. Развитый HR-бренд не помогает искоренить проблему нехватки специалистов, но упрощает наём высококвалифицированных сотрудников. Соискатели охотнее соглашаются на предложения компаний, о которых можно сказать: «Здесь работать престижно» или «Моя мечта — работать в …».
Нанимать массовый персонал тоже становится проще. Даже если нет задачи нанимать таланты и сотрудников редких специальностей, развивать HR-бренд всё равно нужно.
Например, у нас в Sidorin Lab 10 лет назад был проект: на огромный склад предстояло нанять большое количество сотрудников. Тогда мы запустили пиар-кампанию: потенциальным работникам показывали, какое в компании комфортное общежитие, как вкусно питается персонал, какая там современная столовая и оснащённые медцентры. Это помогло закрывать вакансии быстрее.
Риски проверок снижаются. Если в Сети появится большой объём негатива от сотрудников компании, бренд гарантированно нарвётся на проверки. Контролируя информационное поле вокруг бренда, вы не привлечёте к себе нежелательного внимания.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет управлять репутацией компании
- «Репутационный менеджмент и маркетинг» — узнать, как правильно отвечать на негатив, вытеснять его из поисковой выдачи и формировать позитивную репутацию.
- «Профессия PR-менеджер 3.0» — научиться формировать положительный имидж бренда: работать со СМИ, запускать PR-кампании и антикризисный PR.
Какие есть каналы для продвижения HR-бренда
Чаще всего HR-бренд продвигают на сайте компании, в соцсетях, в вакансиях и на мероприятиях. Рассказываю, как это можно реализовать.
Раздел «Работа у нас» на сайте компании. Подробно описывайте и показывайте, как в компании комфортно, интересно и здорово работать. Корпоративная культура — критически важный момент. Уютный офис, наличие внутрикорпоративных СМИ или проведение регулярных корпоративных мероприятий — об этом нужно рассказывать на сайте.
Соцсети бренда. Для соискателей зачастую важны нематериальные вещи. Например, в компании можно проводить премию «Продавец года» или «Проджект-менеджер полугодия», а в качестве награды вручать сотруднику символический кубок или мерч.
Вручили внутреннюю награду — опубликуйте фотографию в соцсетях, отмечаете день рождения сотрудника — опять же поделитесь этим в Сети. Так вы продемонстрируете развитую корпоративную культуру и сплочённость команды, укрепите HR-бренд.
Вакансии на площадках для поиска работы. В описании вакансий должны быть перечислены преимущества работы в компании. Если у вас есть бассейн, столовая и медицинский центр, напишите об этом.
Публикации в СМИ и выступления на отраслевых мероприятиях. Выступая с темами HR на отраслевых конференциях или в СМИ, вы сможете показать, как бренд работает с сотрудниками, и получить поддержку коллег по отрасли.
С чего начать работу с репутацией работодателя
Работа с репутацией работодателя во многом совпадает со стандартным циклом управления репутацией, и начинать её стоит с аудита. Сделать это может владелец бизнеса или HR-специалист.
Кратко расскажу о первых шагах в работе с репутацией.
Шаг 1
Открыть «Яндекс» или Google, вбить в поисковую строку «работа в (название бренда)», «сотрудники в (название бренда)» и «hr-бренд (название компании)». Нужно посмотреть, какие сайты выдаются по запросам, связанным с HR-брендом, и обязательно — что на них пишут.
Шаг 2
Изучить результаты и определить, есть ли в поисковой выдаче сайты, связанные с HR-направлением. Начать следует с раздела «Вакансии» на сайте компании. Если такой раздел уже есть, можно сделать отдельный раздел «Работа у нас» и добавить в него фотографии сотрудников, офиса и корпоративных мероприятий. Так вы сможете показать больше преимуществ работы в вашей компании.
Шаг 3
Создать группу про работу в компании для соискателей, например, во «ВКонтакте». Если специальной группы нет, показывать жизнь компании можно в основных сообществах бренда в социальных сетях.
Ещё больше материалов Skillbox Media о привлечении и удержании сотрудников
- Что такое рекрутинг и чем занимаются рекрутеры: стартовый гайд
- Главное о системах адаптации персонала: как и зачем бизнес обучает новых сотрудников
- Что такое OKR и как эта система помогает мотивировать сотрудников
- Выгорание сотрудников в диджитале и IT: как его распознать и предотвратить
- Разбираем 5 уровней корпоративной культуры: от «жизнь дерьмо» до «жизнь прекрасна»