Развитие
#статьи

Качества руководителя: 6 главных качеств менеджера

По мнению директоров по развитию персонала «Ростелеком» и «Tele2 Россия».

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

У каждой компании есть свой список требований к кандидатам на управленческую должность. Но существуют и основополагающие лидерские качества, которые ценятся в любой компании, независимо от сферы деятельности и корпоративных ценностей. О них Skillbox Media рассказали:

  • Юна Дубова, ex-директор по развитию талантов и лидерства в «Tele2 Россия»;
  • Екатерина Барабанова, директор по развитию персонала в «Ростелеком».

Качество №1


Вовлекающее лидерство и коммуникация

Во-первых, коммуникация важна для работы с командой. Набирающее популярность «вовлекающее лидерство» заключается в том, что работа с подчинёнными строится в консультационном, переговорном формате. Вы совместно находите решение проблем, работаете в партнёрстве, обсуждаете задачи.

Во-вторых, проекты, которые реализует команда специалистов, чаще всего выходят за рамки одного подразделения. Руководитель должен ориентироваться в структуре организации и разных предметных областях, знать, к кому обратиться и с кем переговорить, чтобы рабочий процесс был отлаженным.

В-третьих, грамотно выстроенная коммуникация позитивно влияет на бизнес-показатели.

Юна Дубова

ex-директор по развитию талантов и лидерства в «Tele2 Россия»

2014–2015 годы были довольно непростыми для компании «Tele2 Россия»: мы запускали с нуля сеть в Москве, меняли стратегию, запускали новые направления бизнеса. И всё это на фоне экономического кризиса, падающего рынка и непростой политической ситуации. Именно лидерство управленческой команды помогло вывести Tele2 на первое место по росту на мировом рынке среди всех телеком-операторов.

Не последнюю роль в этом сыграло взаимодействие топ-менеджмента и сотрудников. Руководители посещали каждый макрорегион, чтобы лично пообщаться с командой, изучить бизнес-контекст конкретного региона, проанализировать сложности и ограничения для роста.

Екатерина Барабанова

директор по развитию персонала в «Ростелеком»

Правильный старт на руководящей должности — с первого дня выстроить прозрачную коммуникацию с коллегами. Команда должна понимать, почему на руководящую должность выбрали именно вас, в чём ваше преимущество перед другими кандидатами.

  • Расскажите, как командное взаимодействие видится вам.
  • Договоритесь о правилах взаимодействия.
  • Поделитесь тем, чего хочется избегать. И самое главное — попросите команду поделиться тем же. Если вам удастся наладить коммуникацию, это поможет выявлять потенциальные конфликты и разрешать их на ранней стадии.

Качество №2


Ответственность за результат и ошибки команды

Для команды важно чувствовать от своего руководителя поддержку и участие. Сотрудники должны понимать, что, если у них возникнет проблема, они всегда могут прийти и посоветоваться. Также люди хотят иметь возможность конструктивно выразить свою точку зрения, которая будет услышана.

Качество №3


Понимание возможностей каждого члена команды

Начинающие руководители часто не считают важным разобраться в том, кому из сотрудников какие задачи можно поручать. Руководитель должен уметь выявлять тех людей в команде, которые готовы к сложным, креативным заданиям.

Екатерина Барабанова

директор по развитию персонала в «Ростелеком»

В американской школе менеджмента тимлид — people manager, и его задача — развивать свою команду. Его KPI — это рост людей в его подчинении. Он стремится сделать всё, чтобы люди быстрее росли, брали на себя всё более сложные проекты, не боялись провалов и экспериментов и открыто обсуждали свои идеи.

Качество №4


Умение правильно формулировать цель

Усердие в работе во многом зависит от того, насколько чётко человек видит перед собой цель и насколько он заинтересован в её достижении. Ставя перед сотрудником задачу, руководитель должен объяснить, почему такая задача возникла и как она улучшит жизнь команды и компании.

Екатерина Барабанова

директор по развитию персонала в «Ростелеком»

Советую начинающим руководителям почитать эссе How to Work Hard Пола Грэма, сооснователя Y Combinator. Он пишет о разнице между деятельностью и имитацией деятельности, о способности держать фокус, идти к результату.

Самое большое препятствие для серьёзного отношения к учёбе в школе — это то, что большая её часть скучна и бессмысленна. С той же проблемой мы сталкиваемся и в университете. Я подозреваю, что людям надо знать, для чего они делают то или иное дело, чтобы полюбить его.

Пол Грэм,
сооснователь Y Combinator

Качество №5


Гибкость мышления и умение переучиваться

Эффективный руководитель всегда ставит под сомнение собственные знания. Умение перестраиваться под меняющиеся условия среды, переосмыслять свои продукты, процессы, подходы, критически мыслить — высший управленческий пилотаж, который иначе называют управлением изменениями.

Екатерина Барабанова советует книгу Адама Гранта «Подумайте ещё раз». Речь в ней идёт о том, что важно не только учиться, но и разучиваться, отказываться от неактуального.

Качество №6


Умение развивать личную эффективность — свою и команды

Есть периоды завала на работе, когда нужно сфокусироваться и решить задачу. И есть периоды, когда на работе более или менее всё стабильно и вы можете сфокусироваться на себе, на семье.

Екатерина Барабанова

директор по развитию персонала в «Ростелеком»

Руководителю важно оценить себя с точки зрения эффективности: при каких обстоятельствах он наиболее работоспособен и в течение какого времени. Активности планируйте таким образом, чтобы самые важные вы делали в тот период, когда наиболее результативны. Например, если у меня запланированы сложные переговоры, в это время я не буду подступаться ни к какой амбициозной задаче.


И самое главное. Помните: руководитель — пример для коллектива во всём, в том числе в умении отдыхать и переключаться.

Юна Дубова

ex-директор по развитию талантов и лидерства в «Tele2 Россия»

Очень важно правильно ставить приоритеты. Нельзя хвататься за все задачи, стараясь порадовать абсолютно всех заказчиков. Нужно точно оценивать критичность тех или иных проектов и правильно распределять ресурс. Руководитель должен быть примером для команды. Уметь работать, уметь отдыхать, уметь посмеяться и уметь дать обратную связь, когда это необходимо. Если члены команды видят, что их руководитель сидит в офисе до двух часов ночи, они испытывают чувство неловкости за то, что расходятся домой вовремя. А это непременно ведёт к выгоранию. Нагрузка в разные периоды может быть разной, но задача лидера — не выжигать команду на постоянной основе. Придерживайтесь принципа: хорошо поработали — хорошо отдохнули.




Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована