Развитие
#истории

«Тренера в клуб приглашала я»: как устроена работа спортивного менеджера в России

К 30 годам Алина преуспела в бизнесе и организовала любительский баскетбольный клуб. Недавно она начала спонсировать детскую команду из провинции.

Алина Середина

Россия, г. Москва



Достижения

Проходит курс по спортивному менеджменту. Стала спонсором детской команды по баскетболу



В интервью Алина рассказала:


Спортивный менеджер: начало

Я из Красноярска, пятый год живу в Москве, но высшее образование получила в родном городе. Обстоятельства сложились так, что я пошла в педагогический университет на факультет информатики, а проучившись на нём три с половиной года, поняла, что программирование — это для меня немного сложновато. В итоге окончила другой факультет, «Социальный бизнес и туризм», стала работать маркетологом в ресторанной сети и вернулась к любимому спорту всерьёз и надолго.

Со спортом я дружу достаточно давно. Занималась им ещё со школы, бегала на соревнованиях. Когда я переехала из Красноярска в Москву, поиграла за несколько баскетбольных команд, пока не поняла, что надо сформировать свою. Так появилась команда «Союз-12», в которой я до сих пор играю и работаю. На «Союз-12» нас вдохновило название баскетбольной команды 3×3 «Гагарин»: оно звучит патриотично и звонко, а мы хотели двигаться в этом направлении. Мы посмотрели, какие названия есть у отечественных ракет, нам больше всего понравилось «Союз»: ни одна из этих ракет не упала. А число 12 — это максимальное количество человек в заявке на игру. И теперь наша «ракета» летит.

Очень хорошо помню день, когда из просто игрока я стала менеджером спортивной команды. Это было 3 февраля 2019 года — день, когда мы впервые сыграли под названием «Союз-12». Я тогда осознала, что несу ответственность за команду.

Кому нужен любительский спорт?

Некоторые думают, что любительский спорт никому не нужен. А вот наша «Союз-12» на финальной игре собрала полную трибуну болельщиков. Это говорит о том, что даже непрофессиональный баскетбол может быть популярным. В любительской лиге есть своё классное комьюнити, и оно отличается от профессионального спорта, хотя многие бывшие профессиональные игроки сейчас выступают за любительские команды.

У нас в команде играют девушки самых разных профессий. Есть девушка, которая работает в офисе РЖД. Есть работница Сбера, есть бухгалтер аэропорта Внуково и те, у кого свои бизнесы. У меня тоже собственный бизнес — лаборатория CRM-маркетинга CIFRA.lab. Мы настраиваем программы лояльности для ресторанов, бьюти-индустрии и интернет-магазинов. В этом бизнесе я довольно давно. Была директором по маркетингу в международной ресторанной компании, разрабатывала программы лояльности и в Москве, и в регионах. Последний мой большой кейс — это программа лояльности для «Кофемании».

Я получаю огромное удовольствие от работы с баскетбольной командой, это даёт мне много сил и энергии. Если стоит дилемма: решать две задачи, связанные с баскетболом, или 18 бизнесовых, я сначала решу спортивные вопросы, а потом все остальные. Наши тренировки проходят после работы, играем мы по выходным. В совмещении работы и спорта нет ничего сложного: спорт даёт новую энергию. Когда приходишь с тренировки, в тебе столько сил, что часа четыре ещё не можешь заснуть.

Кто важнее: тренер или спортивный менеджер?

Когда у меня спрашивают, кто важнее, тренер или менеджер, я отвечаю так: тренера в команду приглашала я. Но что касается тренировочного процесса, стратегии игр, связки игроков, то здесь, безусловно, финальное решение всегда принимает тренер. Я в этот вопрос вообще не лезу, так как полностью доверяю его профессионализму. Что касается поиска спонсоров, пошива формы, социальных сетей, привлечения новых игроков, моральной подготовки команды, создания комфортной обстановки для игроков — за это отвечаю уже я.

Да, мы можем спорить с тренером, обсуждать какой-нибудь игровой момент, правильно он был проведён или нет, но в целом у нас настолько идеальное взаимопонимание в команде — и с игроками, и с тренером, — что такие разговоры бывают крайне редко. Если спортсменку демотивирует, что ей дали мало времени в игре, я скажу об этом тренеру. Он может не обратить внимания на количество минут, которые игрок провёл на площадке, так как его задача следить за ходом игры и выигрывать, но я такие вещи замечаю очень быстро.

Что касается меня, то в школе я вообще никогда не сидела на скамейке — всегда была в игре. Но после выбыла из баскетбола на шесть лет. И когда вернулась обратно, многому начала обучаться заново, долгое время была в запасе, выходя на площадку буквально на две-три минуты. Был у меня период в сезоне, года три назад, когда меня тренер вообще не выпускал на площадку за всю игру, он считал, что так лучше. В этом году я играла в среднем 25–30 минут каждую игру. Это нормальное время. В нашей команде достаточно большой резерв, чтобы, в случае чего, выпустить нового игрока.

К нам довольно часто обращаются желающие попасть в команду, но мы не берём всех подряд: человек должен подходить нам не только по спортивным навыкам, но и по внутренним, моральным качествам. У меня хорошо работает эмпатия, и я чувствую, кто нам точно подойдёт, а кто нет, даже если человек хорошо подготовлен со спортивной точки зрения.

Субординация в «Союзе-12» проста и понятна. Все понимают, что я прикладываю много усилий для того, чтобы у команды были спонсоры и форма и все взносы были уплачены. И мне не приходится включать в себе начальника. Но важно, чтобы каждая участница команды чувствовала себя комфортно. Поэтому периодически я инициирую диалог, чтобы понять, что происходит, успокоить человека или решить проблему. В «Союзе-12» у нас было всего несколько расставаний: тогда я говорила игроку, что мы не подходим друг другу. В этой ситуации надо дать понять, что человек не подходит не мне лично, а коллективу в целом.

При этом у нас очень дружная команда, что бы ни случилось. Посмотрите фотоотчёты: мы обнимаемся и смеёмся. Все игроки выходят на площадку с горящими глазами.

Как найти спонсоров и партнёров

Спонсирование любительского баскетбола — это вообще очень сложная история. Есть компании, которые теоретически способны поддержать любительский баскетбол, и я отправляла им ряд презентаций и запросы, но вскоре поняла, что это глухие выстрелы в никуда, поэтому решила использовать нетворкинг.

К счастью, у меня достаточно широкий круг знакомств, и я везде и всем, где можно и где нельзя, об этой проблеме, о поиске спонсора, рассказывала. Если меня знакомили с человеком из бизнеса, я ему сразу транслировала: «Вы поддерживаете спорт? У нас есть команда, в которую достаточно вложить немного денег. Там играют люди из разных сфер бизнеса, это может хорошо сработать на вашу рекламу, поддержать вас в социальных сетях». Я говорила и говорила, но всё-таки была приятно удивлена, когда один мой приятель, Владимир Кожевников, вдруг ответил: «Слушай, у меня есть айтишный стартап в Челябинске, я хотел бы вас поддержать».

А потом было следующее: эта команда челябинских айтишников смотрела наши игры, а мы между тем побеждали и побеждали. Особенно их завело, когда мы победили команду Mail.ru (представляете, какой это триумф для молодых стартаперов в сфере IT). Это не сравнить ни с каким тимбилдингом, для них такие победы над конкурентом — абсолютное счастье. Теперь этот стартап, People Do, — генеральный спонсор «Союза-12». И чуть ли не половина Челябинска входит в нашу тусовку.

Бренд JAM8 из Москвы — это наш второй спонсор и партнёр. В частности они шьют нам форму. Недавно с их помощью мы сшили нашим фанатам классные толстовки с логотипом команды. Любительский спорт сейчас на таком уровне, что я не могу себе представить, чтобы кто-то мог себе позволить продавать мерч. А мы реально вкладываемся в наших болельщиков, чтобы видеть их на трибунах, счастливых и довольных, в наших красных толстовках ;)

Помимо баскетбола я ещё очень люблю хоккей, постоянно хожу на матчи, болею за ЦСКА, стараюсь не пропускать ни одной их игры. Также я болею за красноярскую баскетбольную команду «Енисей». Когда я прихожу на хоккей, я занимаю роль болельщика и осознаю, насколько важна эта роль: команде всегда нужна поддержка. Если стадион будет пустым, ребята сыграют хуже, потому что в спорте важны все звенья цепочки, начиная от генерального менеджера и заканчивая болельщиком.

Женские проблемы — не проблемы

У нас в команде средний возраст где-то 27–30 лет. Есть девушка, которой 20 лет, есть и 35-летняя участница. В обществе бытует мнение, что женская группа — это постоянные сложности. Мол, девушки влюбляются, выходят замуж, рожают. Моё мнение: это вообще не проблема. Почему беременность должна быть проблемой? Это нормально и даже классно! Ничего страшного, если человек выпал из баскетбола на год или полтора. Кстати, у нас есть несколько девчонок, которые приходили после беременности и показывали результат намного лучше, чем в последний год до неё.

Не понимаю и те компании, которые боятся брать на работу девушек детородного возраста. Например, когда девушки проходят собеседования, руководители, узнав, что девушке, допустим, 26 лет, сразу начинают думать: «А вдруг забеременеет?» Я очень против такого! Это вопрос не феминизма, а вопрос адекватного восприятия гендерного признака. Мы, по факту, не виноваты, что нам свыше дана детородная функция.

Или возьмём ПМС. Он тоже никак не управляется, это физиология. Я, например, в такие дни стараюсь изолировать себя от общества, потому что гормоны живут своей жизнью и не согласовывают её со мной. Что касается баскетбола, если начинается цикл, особенно если это первый или второй его день, то девочки ни на тренировки, ни на игры не приходят. Это просто для здоровья вредно. Все к такому спокойно относятся, и тренер об этом хорошо знает и учитывает цикл.

Когда речь идёт о детях, подобные вещи ещё надо объяснять, а когда люди взрослые, все всё понимают. Если ПМС начинается накануне игры, это уже проблематично, потому что она раскладывается на конкретных игроков и на них делается ставка. Но не бывает нерешаемых проблем, у нас 12 человек в заявке и три в резерве. Даже если два или четыре человека выпадут, мы спокойно отыграем. Как-то один матч мы играли вшестером — и выиграли, причём с серьёзным отрывом.

Мужчины против женщин в спорте

Кажется, что мужской баскетбол более зрелищный вид спорта, чем женский, но это тоже относительно, это вопрос пиара конкретных команд. Посмотрите на БК УГМК. Трибуны ломятся, когда они играют. Или «Динамо» Курск: каждая игра — тоже полные трибуны. А вот в красноярском «Енисее» на мужские игры битком народу, на женские — нет. Почему так? Всё просто. На мой взгляд, если прикладывать усилия к PR и маркетингу и показывать, как может быть техничен, зрелищен и красив женский баскетбол, на игры будет приходить намного больше публики.

Кстати, большинство мужчин восхищаются баскетболистками и смотрят на них как на эталон красоты…

«За детскую команду в Касимове я плачу из своего кармана»

У детей, особенно в подростковом возрасте, очень много эмоций. И мальчики, и девочки становятся агрессивнее, потому что не знают, как справиться со своими гормонами. В 30 лет мы, условно говоря, понимаем, что такое ПМС и как им управлять. А детям никто не объясняет, почему их всё вокруг раздражает. Слава богу, есть спорт, который позволяет им гасить эту энергию.

Недавно я начала заниматься благотворительностью, ищу детские баскетбольные команды в маленьких городах и сёлах, чтобы сделать условия их занятий спортом более комфортными. В процессе сталкиваюсь с ужасающими подробностями российской жизни. Возьмём город Касимов Рязанской области: в нём с 2011 года у команды нет финансирования. Из года в год дети донашивают форму предыдущих игроков, играют стёртыми мячами. Новая форма с их фамилиями — звучит как мечта. Представляете? Шорты и маленькая именная майка — кажется, всего-то! Бюджету команды это будет стоить… ну, максимум полторы-две тысячи рублей на человека. Но для родителей такие суммы непосильны: они не могут купить детям кроссовки, потому что средняя зарплата в Касимове — 10–15 тысяч рублей.

Глобально это, конечно, вопрос системы, а не города Касимова. Таких команд много и в других городах. Конечно, ситуацию необходимо доносить до РФБ и до министерства спорта и исправлять её. Не сомневаюсь, что эти ведомства заинтересованы решать проблемы, но реальная информация о положении на местах не всегда доходит до них. Тогда и возникает вопрос о подключении внешних спонсоров.

Есть определённые компании, которым развитие спорта на местах может быть выгодно, которые хотят популяризировать свой бренд. Возьмём Nike. Если какому-то ребёнку в отдалённом регионе эта компания пошлёт топики или лосины, вы не представляете себе, насколько у людей такое отпечатается в голове. С точки зрения бренда это будет работать в долгосрочной перспективе. Сложно всё изменить в одночасье, но чем больше в спорт будет приходить молодых менеджеров, людей с новыми взглядами, для которых вопрос получения прибыли будет не первичным, тем больше шансов всё это исправить.

За детскую команду из Касимова я плачу из своего кармана: часть своего дохода я готова инвестировать в благотворительность. Когда я написала в Instagram* о своей идее, откликнулись другие люди, готовые вложиться в команду на безвозмездной основе. Преимущественно это предприниматели, не связанные со спортом, которые просто написали: «Сколько нужно? Мы тоже готовы помогать».

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована