Развитие
#статьи

Чувство стыда: как с ним справиться

Делимся техникой безопасности на случай, если горите от стыда.

Кадр: мультипликационный фильм «Я краснею» / Disney

Из этой статьи вы узнаете:


Софья Севастьянова

Квалифицированный когнитивно-поведенческий психолог, автор телеграм-канала psy.bird.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое стыд?

Стыд — это базовая эмоция, которая возникает, когда люди осознают: я не соответствую требованиям общественных норм. Дальше негативное чувство побуждает маскировать свои отличия или поведение под правила и запросы внешнего мира.

К сожалению, этот мир хаотичен, и единого свода правил и норм в социуме нет. Для кого-то зелёные волосы и пирсинг — постыдные явления, другие считают, что носить классические костюмы — это не модно.

В таком плюрализме мнений и требований у стыда огромное поле для активации. Важно, что эта эмоция возникает при наблюдателе: нельзя ощутить стыд наедине и в гармонии с собой.

Чаще всего стыд возникает:

  • из-за особенностей тела и внешности;
  • из-за отсутствия ожидаемых родителями, учителями, коллегами навыков и результатов;
  • из-за несоответствия интересов и убеждений чужим ценностям.

Испытывать стыд — естественно, с ним сталкиваются все, начиная примерно с пятилетнего возраста. Но иногда эту эмоцию стоит проработать, чтобы она не причинила вред носителю.

Как распознать стыд?

Реакции у каждого могут быть индивидуальные. Горят щёки, сердце бешено бьётся, в глазах — сухость и резь, пот ручьями катится по спине, даже если вокруг снег и лёд, — вот стандартные маркеры стыда на уровне физиологии.

Покраснение лица вызвано приливом крови к коже — результат расширения капилляров. Так тело защищает нас от опасности. Защита на уровне мыслей — желание уйти подальше от источников стыда, закрыть лицо руками, спрятаться ото всех.

Чем стыд отличается от смущения и вины?

Все три эмоции напрямую связаны с ощущением человека в обществе, но сигнализируют о разных состояниях и потребностях:

  • Стыд: «Мне нужно скрыть свои отличия, убеждения, поступки от чужих глаз».
  • Смущение: «Сейчас мне неловко, вдруг моя репутация пострадает — нужно её защитить».
  • Вина: «Я должен исправить ситуацию, из-за которой пострадал другой человек».

Стыд побуждает спрятаться — это негативная эмоция избегания. Вина тоже негативная эмоция, но мотивирует не бежать, а компенсировать причинённый другому вред.

Смущение бывает и позитивным — например, как реакция на комплименты. Кроме того, смущение обычно велит не «убегать», а «надеть маску», или, наоборот, подталкивает к контактам: порой когда человеку говорят что-то приятное, хочется обнять оратора в ответ.

Источник смущения чаще находится в настоящем или в будущем, а стыд и вина возникают, когда человек уже нарушил (или считает, что нарушил) общественную и моральную норму. Смущение же говорит: моя реакция сейчас может нанести вред моей репутации потом.

Стыд — это деструктивное чувство?

У стыда есть деструктивный и конструктивный потенциалы. Какой реализуется — зависит от того, учится ли человек с этим чувством работать.

Исследователи американского Университета Джорджа Мейсона опросили 476 бывших заключённых и сделали вывод: стыд «предохранял» респондентов от рецидива преступления, а вина подталкивала повторить противоправное действие.

«Двуликость» стыда в том, что иногда он выступает своеобразным защитником общества и частично обеспечивает соблюдение законов морали и бытовых правил. Например, родители говорят: бегать по улице голым — стыдно. Ребёнок принимает объективное правило большого мира и следует ему.

Проблемы начинаются, когда стыдом прикрывают субъективные мнения. Токсичные примеры: учись усерднее, не знать географию — стыдно; не перечь мне — стыдно не уважать взрослых; садись на диету, стыдно быть таким толстым/худым.

Навязанное в такой форме чувство — губительно. Например, стыд иногда приводит к селфхарму, если человек не знает, как исправить ситуацию и не может повлиять на источник чувства.

Особенно уязвимы перед стыдом люди с низкой самооценкой: они не уверены в себе и своих ощущениях. Желание наказать себя за несоответствие планкам окружающих может возникнуть у такого человека, даже если ничего плохого он не совершил.

Стыд может подавлять индивидуальность, если общество не поощряет такое свойство. Для социума одинаковость удобнее и понятнее: чем меньше шестерёнки отличаются друг от друга, тем эффективнее работает механизм. Но лично для каждого индивидуальность — благо, потому что она направлена на признание личных особенностей и талантов.

Как в человеке зарождается стыд?

«Ну как тебе не стыдно?» — когда ребёнок впервые слышит нечто подобное, стыд пускает корни в его сознание. Такие фразы порой разрушительны и приводят к психологическим травмам. Особенно если не предполагают решения: разбил вазу — как тебе не стыдно так маму расстраивать?

Фото: Yevhen Prozhyrko / Shutterstock

Да, разбитая ваза — источник негативных эмоций для всех. Но лучше разобраться в чувствах, прежде чем устраивать семейный скандал и словесную порку. Вот что может спросить у себя адекватный взрослый:

  • Почему мне так обидно?
  • Правда ли эта ваза мне так дорога, что я хочу накричать на ребёнка и заставить его тоже чувствовать себя плохо?
  • Может ли ребёнок что-то сделать, чтобы исправить ситуацию и смягчить последствия своей неосторожности?
  • Специально ли он разбил эту вазу? Знаю ли я, как это произошло и почему?
  • Как мне объяснить ребёнку, почему я злюсь/грущу, и донести мысль о последствиях действий, не навредив?

Если просто накричать, обвинить и пристыдить ребёнка, а затем бросить его наедине с чувством стыда, он, вероятно, поймёт одно: нужно скрывать свои действия, быть тихим и незаметным, чтобы больше не было больно. Частично такими эпизодами из детства объясняется скрытность подростков. Условно можно представить такую схему:

«Я прогуливаю уроки, потому что учитель ко мне несправедлив» → «мама с папой не поймут / не разберутся в причинах прогула / встанут на сторону учителя» → «родители меня осудят» → «раз они меня осудят, значит, я делаю что-то стыдное» → «но все мои ровесники делают то же / но у меня нет иного способа защиты» → «продолжу делать в тайне от взрослых».

В итоге вместо того, чтобы вовремя решить проблему переводом в другой класс или хотя бы поддержать школьника, родители ничего не узнают, а подросток закрепит стратегию избегания стрессовых ситуаций как успешную.

У фраз вроде «Ну что ты плачешь на весь магазин, мне за тебя стыдно!» есть ещё одна опасность: под градом таких выпадов ребёнок не научится отстаивать границы. В итоге во взрослом возрасте ему обеспечены:

  • высокая тревожность;
  • отсутствие Я-позиции, профессиональная нереализованность;
  • привычка до последнего терпеть плохое отношение, даже если оно опасно для жизни;
  • повышенный риск попасть в абьюзивные и созависимые отношения;
  • избегание как лидирующая стратегия поведения.

А что такое «коллективный стыд»?

Это феномен, в котором человек испытывает стыд за причастность к какой-то группе. Самое деструктивное в такой ситуации — невозможность повлиять на происходящее.

Глобальный пример: мне стыдно за то, что люди вредят экологии. В группу «люди» человек входит? Входит. Может ли он повлиять на всё человечество? Нет. Но может — на личный вклад в решение проблемы: использовать экологичные продукты, сортировать мусор, просвещать людей и поддерживать зелёные компании.

Резюмируем: важно осознанно сепарировать себя от группы, за которую стыдно, осознать степень своего влияния на её поведение в целом и создать стратегию действий, которые помогут справиться с источником негативной эмоции.

Как справиться со стыдом и защититься от его негативных последствий?

Стыд зачастую становится орудием манипуляторов. Например, мошенники могут выудить из жертвы деньги под предлогом «Стыдно не помочь больному ребёнку». На это чувство удобно давить — но не выйдет, если человек на той стороне уверен в своей правоте.

Лучшая защита от стыда и от тех, кто на нём играет, — адекватная самооценка и осознанность.

Обрести и то, и другое можно в психотерапии. Например, когнитивно-поведенческий подход эффективен с запросами на уменьшение чувства стыда, принятие себя и повышение самооценки. А в работе с проживанием эмоций помогут гештальт-техники.

Развить осознанность можно самостоятельно. Это такой же навык, как рисование, игра на гитаре или приготовление капкейков, и в некоторых странах её тренируют прямо в школах. Например, в Австралии. Главное — изучать теорию и практиковаться. Вот несколько техник для тренировки:

  • Когда столкнётесь со стыдом, гневом, тоской, отложите дела и посвятите время себе и своим эмоциям. Как они отзываются в теле? Ком в горле, тяжесть в руках или в груди, подёргивания в ногах? Что стало триггером к активации сильного чувства? Проследите весь путь возникновения текущего состояния и не ругайте себя за «неправильность» — примите, проговорите вслух, что и почему вы чувствуете. И поддержите себя чем-то приятным — чашкой любимого кофе или часом сериала.
  • Когда моете посуду, пьёте чай, сервируете стол — сконцентрируйтесь на ощущениях в кончиках пальцах. Проанализируйте, как холодная вилка или горячая вода, мыльная пена или керамика тёплой кружки отзываются в вашей коже. Обратите всё внимание на телесные ощущения и попробуйте «быть в моменте». Вам горячо, холодно, удобно? Посуда не слишком тяжёлая или лёгкая? Чем больше впечатлений успеете поймать, тем лучше.

    Навык прислушиваться к телу в спокойном состоянии постепенно разовьётся в умение различать эмоции и адекватно их проявлять и проживать даже в моменты стресса. Постепенно вы научитесь нивелировать негативные эффекты стыда, «заземляться», если это чувство давит, находить его причины и управлять поведением, даже если невыносимо хочется спрятаться и убежать.
  • Вспомните опыт, который считаете в своей жизни стыдным или неправильным, и попробуйте объяснить себе, почему сложилась такая ситуация. Что привело к развитию событий, был ли у вас выбор, реально и рационально ли было поступать иначе. Побудьте своим адвокатом перед собой же и найдите 3–5 уроков, плюсов, которые можете вынести из этого опыта.

Осознанность — навык, который поможет справиться почти с любым психологическим запросом: снизить тревожность, научиться лучше распознавать эмоции, стабилизировать отношения с близкими, повысить самооценку. И примеры выше — это первые шаги к этому универсальному «ключу».


Биохакинг: бесплатный курс

🔬 Вы узнаете, как продлить молодость и улучшить здоровье с помощью науки, а ещё познакомитесь с профессией специалиста по биохакингу.

Учиться бесплатно →
Научитесь: Кто я и чего хочу? Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована