Развитие
#статьи

Решение проблем: что это за навык и как его развивать

Рассказываем, где он пригодится и какие техники помогут освоить его.

Иллюстрация: starline / creativeart / freepik / KamranAydinov / master1305 / Freepik / Mak / Jonny Gios / Sachin Amjhad / Yucel Moran / Risen Wang / Explorenation LD / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что это за навык такой

Навык решения проблем — это умение видеть трудности, анализировать их и находить эффективные выходы из сложившихся ситуаций.

Навык решения проблем относится к гибким навыкам, или soft skill, — это умения, которые напрямую не связаны с профессиональной деятельностью человека.

Например, умение программировать или умение писать статьи — это hard skill, то есть жёсткие навыки, необходимые для работы на конкретных должностях. А такие soft skill, как критическое мышление, гибкое мышление, активное слушание, — это полезные навыки для любых специалистов. Благодаря им люди придумывают новые идеи в своих проектах, поддерживают и мотивируют друг друга, коммуницируют и так далее.

Почему навык решения проблем важен

В докладе Всемирного экономического форума — 2020 о будущем рынка труда под этим навыком подразумевали группу умений:

  • Аналитическое мышление.
  • Решение сложных проблем.
  • Критическое мышление.
  • Креативное мышление.
  • Рассуждение, формирование идей.

В докладе 2023 года аналитическое и креативное мышление остаются в списке самых востребованных навыков. Исследователи отмечают, что это связано с тем, что растёт важность решения сложных проблем на рабочем месте.

Алеся Круковская

руководительница отдела развития человеческого потенциала Lerna


Считает, что компании последние пять лет остро ощущают потребность в сотрудниках, которые могут нести личную ответственность за результаты своего подразделения и быстро действовать в непредвиденных ситуациях:

— Я делю навык решения проблем на три компетенции:

  • Достижение — это внутренняя ориентация на получение результата. Люди мотивированы решать возникающие проблемы, которые препятствуют достижению целевых показателей.
  • Принятие решений — это готовность брать ответственность за решение проблем, связанных с различными уровнями сложности, неопределённости и риска. Эта компетенция усиливает кандидата, потому что такой человек не просто амбициозен, он ещё и готов действовать.
  • Эффективная коммуникация — это про то, как именно человек подходит к решению проблем, какой способ он выбирает: уступает, вступает в борьбу, ищет компромиссы или ориентируется на поиск лучшего решения.

Такое сочетание компетенций делает сотрудника эффективным в условиях неопределённости, поэтому работодатели охотятся за такими кандидатами.

Но мало развивать эти умения — о них нужно ещё правильно рассказать, особенно если вы находитесь в поисках новой работы. Вот как Алеся Круковская советует преподнести этот навык в резюме:

  • Опишите, каких результатов вы достигли. Как именно вы это сделали и какие сложности для этого вам пришлось преодолеть. Например: «Повысил конверсию по холодным лидам в своей группе продаж на 20% в 2023 году. Для этого пересмотрел и изменил неэффективную систему распределения лидов в группе».
  • Опишите рискованные решения, которые дались вам нелегко, но позитивно повлияли на результат. Например, вы развивали с нуля какой-то проект на предыдущем месте работы.
  • Расскажите о вашем отношении к сложностям и проблемам о разделе «О себе». Человек, который видит в проблеме возможность для повышения эффективности собственной работы или работы отдела, — это кандидат с высоким потенциалом для будущего работодателя.

Как научиться решать проблемы

Как мы уже говорили, навык решения проблем — это, по сути, комплекс умений. Поэтому невозможно дать какую-то одну инструкцию, которая поможет избавляться от сложностей в жизни.

Но в некоторых ситуациях всё же можно подобрать конкретные инструменты. Например, иногда может подойти алгоритм из теории принятия решений. Причём он подходит как в рабочих задачах (например, вас подвёл подрядчик, и срочно нужно найти нового), так и в повседневных (у ребёнка возникли проблемы в детском саду, и нужно найти новый).

Вот как выглядит этот алгоритм:

1. Осознать проблему — понять, что сейчас не так.

2. Определить цель — что нужно сделать, в каком случае проблема будет считаться решённой.

3. Проанализировать ситуацию — определить альтернативы, то есть понять, между какими вариантами мы выбираем. Причём лучше прописать все возможные варианты, даже те, которые мы, на первый взгляд, хотели бы отмести.

4. Определить критерии, по которым будем выбирать, и шкалу для этих критериев. Например, если мы выбираем детский сад для ребёнка, то наверняка будет важно, как близко к дому он находится. Но насколько близко он должен быть? Меньше километра? Два-три километра? Четыре-пять? До 15 километров? А может, садик должен находиться близко не к дому, а к вашему офису, или где-то посередине? Тогда нужно выработать отдельную шкалу и для близости к дому, и для близости к работе.

5. Переход от субъективных оценок к числовым — на этом этапе мы продолжаем работать со шкалой. Необходимо определить, в каких единицах мы будем оценивать каждый критерий. Например, можно выбрать пятибалльную шкалу, где:

  • 1 — «неприемлемо» (сад находится в 50 километрах от дома);
  • 2 — «возможно, это подойдёт» (сад в 20 километрах от дома);
  • 3 — «в принципе, подходит» (сад в десяти километрах от дома);
  • 4 — «подходит» (сад в двух километрах от дома);
  • 5 — «идеально» (сад в соседнем дворе).

6. Установление порога отказа от варианта. Если вернуться к выбору детского сада, то для критерия «отдалённость от дома» можно установить оценку «в принципе, подходит». Если какому-то садику мы поставили «возможно, это подойдёт», то этот вариант автоматически вычёркивается из списка. А для критерия «наличие в садике логопеда» можно установить безальтернативное «идеально» и не рассматривать сады без этого специалиста в штате или поставить порог на ступеньке «подходит», если нам достаточно, чтобы логопед проводил занятия раз в две недели.

7. Опробовать пригодность шкалы. Например, прогоняя все варианты детских садов по получившейся шкале, мы оставили всего одно учреждение, в котором, как мы вдруг вспомнили, нам не понравился директор. Тогда, возможно, стоит ввести ещё один важный критерий — «личный контакт с директором», познакомиться с директорами других садов, а у критерия «отдалённость от дома» снизить порог отказа. Ещё может произойти так, что при построенной нами шкале мы отмели вообще все варианты. В этом случае тоже придётся пересмотреть критерии и их приоритетность.

8. Выбираем систему сбора и анализа результатов. Можно просто сложить получившиеся баллы у каждого варианта, а можно составить более сложную формулу — допустим, попросить других членов семьи прогнать все варианты садиков по этой системе, при этом оговорив, чей голос будет иметь больший вес в принятии решения: например, результат мамы, которая отводит ребёнка в сад каждый день, можно умножить на 1,5, а результат папы, который делает это время от времени, на 1,2.

Метод рефрейминга

Этапы принятия решений, о которых мы сказали выше, — базовые. Но существуют и другие техники. Например, эксперт в области инноваций Томас Веделл-Веделлсборг описал в своей книге «Проблема не в этом» метод рефрейминга. Эта техника учит выходить за рамки проблемы и смотреть на ситуацию под непривычным для нас углом.

Для этого нужно заполнить вот такую таблицу.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

  • Определите проблему, запишите её на листке бумаги или в заметках телефона.
  • Постарайтесь посмотреть за рамки проблемы: оцените, не пытаетесь ли вы решить проблему привычным способом, может быть, есть какое-то звено, которое вы всегда упускаете.
  • Переосмылите цель: иногда проблема не в препятствии, которое стоит на пути, а в самой цели, которую мы хотим достичь. Задайте себе вопросы: «Правильной ли цели я пытаюсь достичь? Нет ли лучшей цели?»
  • Изучите «светлые пятна»: подумайте, решали ли вы или коллеги похожую проблему раньше? Как справились с этой трудностью? Оцените, можно ли использовать этот опыт в вашей ситуации.
  • «Посмотрите в зеркало»: изучите свою роль в создании проблемы. Может, вы и есть её инициатор? Тогда следует пересмотреть свои действия и эмоции. Если не получается оценить себя, спросите у друзей или коллег: «Как меня воспринимают другие люди при первой встрече?» Этот вопрос позволит узнать, какие ваши отрицательные черты отмечают сразу.
  • Посмотрите с точки зрения других заинтересованных сторон: если проблема связана с другими людьми, дистанцируйтесь от своего мнения и попробуйте понять их поступки и эмоции. Думайте в этот момент о позитивном и задавайте себе вопросы: «Могут ли эти люди действовать в моих интересах? Делают ли они что-то не из глупости, а по веским причинам?»
  • Движение вперёд — протестируйте проблему: расскажите нескольким людям, как вы хотите решить проблему. Отметьте их реакцию. С помощью такого теста вы найдёте лучший вариант действий.

Почему нам иногда сложно принимать решения

Все техники принятия решений кажутся простыми и применимыми. Однако на деле человеку может быть сложно даже приступить к выполнению сложных задач. Ему могут мешать эмоции или личностные качества, например перфекционизм, который будет требовать, чтобы проблема решалась или идеально, или никак.

Наталья Иванова, практикующий психолог и КПТ-терапевт, советует не принимать решения на эмоциях, если, конечно, это не касается ситуаций, опасных для жизни. Как правило, время на обдумывание проблемы и поиск решения есть, поэтому постарайтесь успокоиться и думать над проблемой холодной головой.

Перфекционизм — ещё одна преграда к тому, чтобы научиться искать решение в сложных ситуациях. Людмила Калина, бизнес-тренер и коуч, уверена, что иногда лучше выполнить задачу на «удовлетворительно», чем тратить на это очень много времени или постоянно откладывать в долгий ящик. Поэтому ещё одно важное умение, которое идёт рука об руку с навыком решения проблем, — это навык приоритизации. Стоит научиться понимать, какие проблемы ключевые (от них нужно избавляться в первую очередь и делать это качественно сразу), а какие не критичны и их можно пофиксить наскоро или попозже.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована