Эксперимент с куклой Бобо: за что ценят и критикуют известное исследование Альберта Бандуры
Как проходил эксперимент и что он показал.


Иллюстрация: freepik / Freepik / maria CUDEQU / Marius Watz / Flickr / Дима Руденок для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- кто такой Альберт Бандура и чем он известен;
- как проходил эксперимент с куклой Бобо;
- что узнал Бандура о детской агрессии;
- почему эксперимент с Бобо сегодня вызывает сомнения у психологов.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое кукла Бобо
Это надувная полутораметровая кукла-клоун, которой не посчастливилось стать ключевой фигурой в эксперименте канадско-американского психолога Альберта Бандуры. Профессор Бандура активно разрабатывал теории социального научения (или социального когнитивизма), а также исследовал природу детской агрессии.
В конце 1950-х Бандура выступил с теорией, которая противоречила популярным в то время взглядам бихевиористов на обучение.
Бихевиоризм предполагает, что всё обучение завязано на внешних стимулах. Я сделал X, меня похвалили и наградили, значит, я повторю действие X. А если наказали, не повторю.
В этой системе наказание — это сдерживающий агрессию фактор. «Вася ударил Костю, и за это Васю лишили телефона на три дня. Я не хочу, чтобы меня лишили телефона, поэтому бить никого не буду» — логика такая.

Читайте также:
Бандура же отстаивал другое мнение: дети учатся, не только получая внешние стимулы в виде наказаний и поощрений, но и просто наблюдая за чужими. Например, наблюдая за тем, как взрослые призывают к насилию в адрес других или наказывают кого-то рядом, дети «впитывают» агрессию и затем её воспроизводят.
На эту мысль Альберта Бандуру натолкнули агрессивные подростки из благополучных семей — тех, где насилие и физические наказания были под запретом. Почему же счастливые, казалось бы, не травмированные дети проявляли жестокость?
Бандура объяснил это тем, что родители поощряли таких тинейджеров (в фокусе были именно сыновья) быть жёстче со сверстниками и решать конфликты в школе силой. То есть родители показывали свою враждебность к окружающим, и дети, наблюдая, учились тому же.
Допустим, Лера на уроке рисования облила Катю водой из-под кисточек, за то, что Катя назвала рисунок Леры скучным. Родителей Леры вызывают в школу, и в разговоре с завучем мама говорит, что Лера всё сделала правильно. Учитель виноват, что вовремя не вмешался, Катя — невоспитанная хамка, а Лера просто постояла за себя. Дома мама немного ругает дочь, но при этом вскользь отмечает, что такие, как Катя, — жалкие завистницы, которых жизнь накажет.
Лера получила наказание — её отругали, родителей вызывали в школу. Бихевиористы полагают, что Лера в следующий раз должна сдержаться и подавить в себе агрессию в похожей ситуации, ведь получила негативный стимул за враждебное поведение.
По Бандуре, напротив, эффект от наблюдения за агрессией мамы превысит сдерживающую силу наказания, и в следующий раз девочка может снова облить или толкнуть неосторожную в словах одноклассницу. Чтобы доказать свою теорию, Альберт Бандура провёл знаменитый эксперимент с куклой Бобо.
В чём суть эксперимента с куклой Бобо
В исследовании Бандуры участвовало 72 ребёнка в возрасте от трёх до пяти лет. 24 малышей отделили в контрольную группу — эти дети в первой половине эксперимента не участвовали. 48 оставшихся разделили на небольшие группы и по одному заводили в специальную комнату.
Там каждого малыша усаживали за детский столик рисовать, а в другой угол комнаты приглашали обученного взрослого, который играл с надувной куклой Бобо. Взрослый, за которым наблюдал малыш, в эксперименте назван моделью.
Идея Бандуры в том, что, наблюдая за чужим поведением (то есть за поведением модели), ребёнок создаёт у себя в голове образ того, как нужно себя вести. Затем закрепляет этот поведенческий образ в памяти и использует как инструкцию к дальнейшим действиям. Этот процесс обучения Бандура назвал моделированием.
Итак, половина детей в эксперименте наблюдала, как модель безобидно играет с Бобо. Вторая половина — за тем, как модель над Бобо издевается. Например, взрослые клали куклу на пол, садились сверху и били Бобо по носу; ударяли игрушку молотком по голове и пинали по комнате. Всё это сопровождалось вербальной агрессией в стиле «Бах!» или «Дай ему ещё пинка!».

Читайте также:
Дальше детей выводили из комнаты и вели в следующую зону. Там малышей намеренно провоцировали на агрессию: показывали крутые, дорогие игрушки и через пару минут говорили, что больше играть с классными игрушками нельзя — они только для избранных. Затем обиженных детей переводили в третью комнату, где играть уже можно было с чем угодно. В частности, с несчастным резиновым клоуном Бобо.
«Среди „агрессивных“ игрушек были трёхфутовая кукла Бобо, молоточек и доска с колышками, два дротиковых пистолета и подвешенный к потолку мяч с нарисованным лицом. Среди „неагрессивных“ игрушек были чайный сервиз, карандаши и раскраски, мяч, две куклы, три медведя, машинки и грузовики, а также пластмассовые животные».
«Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения», Альберт Бандура, Доротея Росс и Шейла А. Росс (1961)
На игры в третьей комнате у детей было 20 минут. В итоге те, кто наблюдал за агрессивными моделями, воспроизводили жестокость, «подсмотренную» у взрослых. И в целом чаще и дольше играли с «агрессивными» игрушками (например, с пистолетами), чем те, кто наблюдал за спокойной моделью или не участвовал в предварительном наблюдении вообще.
Более того, дети, которые наблюдали за сдержанными и безобидными моделями, вели себя менее агрессивно, чем малыши из контрольной группы, которые не участвовали в первой части эксперимента. Выходит, дети подражают не только яркому, агрессивному поведению, но и перенимают от взрослых не свойственную им сдержанность.
«Наблюдение за сигналами поведения других людей — один из эффективных способов выработки определённых форм реакций, вероятность возникновения которых изначально очень мала или равна нулю».
«Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения», Альберт Бандура, Доротея Росс и Шейла А. Росс (1961)
Что выяснил Бандура об агрессии
Основная цель Бандуры — объяснить, как работает процесс обучения. На примере с куклой Бобо профессор доказал, что внешние стимулы (вознаграждение и наказание) — не единственный способ чему-то научить человека. А значит, бихевиористы, которые захватили поле влияния в психологии в 1950-х, смотрели на обучение слишком узко.
Так, профессор Бандура выяснил, что через наблюдение за моделью дети тоже эффективно осваивают знания и определённое поведение. Чтобы этот механизм сработал, важно:
- чтобы модель привлекала внимание;
- чтобы поведение модели было легко запомнить;
- чтобы человек физически мог повторить поведение модели;
- чтобы у человека была мотивация к повторению.
В случае с куклой Бобо мотивацией выступало желание поиграть. А отсутствие наказания для моделей, которые издевались над надувным клоуном, укрепило стремление детей повеселиться.
А ещё Бандура выяснил, что гендерные стереотипы в случае с агрессией не всегда оправданы. В начале эксперимента с Бобо профессор предположил, что имитировать наблюдаемую агрессию — преимущественно путь для мальчиков. Но, оказалось, что девочки тоже склонны к научению жестокости через наблюдение. Правда, дошкольницы чаще копировали не действия, а слова моделей.
«Гипотеза о том, что мальчики более склонны к подражанию агрессии, чем девочки, была подтверждена лишь частично. Тесты для испытуемых в агрессивном состоянии показали, что мальчики больше воспроизводили физическую агрессию, чем девочки. Однако группы не различались в воспроизведении вербальной агрессии».
«Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения», Альберт Бандура, Доротея Росс и Шейла А. Росс (1961)
Кстати, последующие исследования Бандуры показали, что дети склонны имитировать не только ту агрессию, которую увидели вживую. Фильмы со сценами жестокости работают также, как эксперимент с куклой Бобо. Но усвоение поведения с экрана в экспериментах Бандуры уже зависело от того, какой финал показывали испытуемым. Если агрессивный герой получал возмездие, тяга воспроизводить жестокость снижалась.
Эти открытия противоречили постулатам ещё одной популярной в середине прошлого столетия школе — школе психоанализа. Зигмунд Фрейд и его последователи в этом направлении полагали, что наблюдение за актами агрессии вызывает катарсис, и в итоге потребность вести себя жестоко в жизни снижается.

Эксперименты Бандуры показали обратное, ведь дети, следившие за насилием, воспроизводили его активнее, чем те, кто агрессии не наблюдал. Кроме того, более современные исследования доказывают, что и выплески гнева, например, через избиение подушки, к очищению от злости не приводят.
«Результаты настоящего исследования показывают, что выплеск с целью уменьшения гнева подобен использованию бензина для тушения пожара — он только разжигает пламя. <…> Для уменьшения гнева и агрессии худший возможный совет — это представить лицо своего провокатора на подушке или боксёрской груше и поколотить её. А именно это многие популярные психологи и советуют. Но, если следовать таким советам, они только сделают людей более злыми и агрессивными».
«Выплеск гнева подпитывает или гасит пламя? Катарсис, размышления, отвлечение, гнев и агрессивная реакция», Брэд Бушмен
В чём проблема эксперимента с куклой Бобо
Опыты Бандуры давно закрепились в истории психологии, и о кукле Бобо регулярно рассказывают студентам психфака по всему миру. И, естественно, ставший классикой эксперимент нажил немало критиков за 60 лет обсуждения.
Например, профессор психологии Кристофер Фергюсон считает, что эксперимент с куклой Бобо вообще не изучает природу агрессии и ничего в этом поле не доказывает.
«Это исследования того, как дети следуют указаниям. По сути, детей приводили в лабораторию и заставляли смотреть, как играют взрослые. Не имея других инструкций, дети, вероятно, думали, что всё, что делают взрослые, — это инструкции к тому, что им делать дальше. Другими словами, у детей не было мотивации быть агрессивными, они просто делали то, что, по их мнению, сделает взрослых счастливыми».
«Рассказывали ли нам исследования с куклами Бобо об агрессии?», Кристофер Дж. Фергюсон
И Фергюсон в своём мнении не одинок. Так, ряд исследователей, и, в частности, Ричард Тедески, заявляли, что поведение детей в эксперименте Бандуры не стоит считать агрессивным, а «лучше интерпретировать как форму игры».
Объект насилия в эксперименте — специально созданная для этого кукла. Бобо сам по себе провоцирует играть в жестокость. Но стали бы дети массово повторять за взрослыми моделями, если бы последние, например, душили и пинали по комнате игрушечного или живого котёнка — вопрос открытый.
Вероятно, дети считывали, что всё происходящее — игра. Взрослые играют, не ведут себя серьёзно. А значит, повторять за моделями — тоже часть игры.
Претензии к эксперименту Бандуры нашлись и у представителей психоанализа. Так, Евангелия Галанаки и Константинос Малафантис из Афинского национального университета имени Каподистрии считают, что профессор недооценил отношение детей к взрослым моделям и общее психологическое состояние испытуемых.
Так, психологи из Афин отмечают: для участников-детсадовцев все взрослые в эксперименте, вероятно, представлялись всемогущими, авторитетными и обладающими властью фигурами. А ещё сама обстановка эксперимента могла приводить детей к перевозбуждению из-за следующих факторов:
- из-за разлуки с родителями;
- из-за нахождения в новом месте с незнакомцами;
- из-за троекратного чередования комнат и зданий;
- из-за подавляющих стимулов (физической и вербальной агрессии моделей);
- из-за наличия новых крутых игрушек;
- из-за разочарования и гнева, вызванных тем, что взрослые подразнили классными игрушками, а затем запретили с ними играть.
Галанаки и Малафантис считают, что на конечное поведение детей влияло огромное количество стрессовых факторов. С этой точки зрения кажется, что имитация поведения может быть не только результатом обучение через наблюдение, но и, например, механизмом психологической защиты в ситуации интенсивных фоновых переживаний.
«Идентификация с агрессором является защитным механизмом, типичным для детей в возрасте 3–6 лет. Анна Фрейд утверждала, что „выдавая себя за агрессора, принимая его атрибуты или имитируя его агрессию, ребёнок трансформируется из человека, которому угрожают, в человека, который представляет угрозу“. Дети могли бессознательно переживать агрессивность взрослых по отношению к знакомому игровому объекту как угрозу наказания».
«Эксперименты Альберта Бандуры по моделированию агрессии у детей: психоаналитическая критика», Евангелия Галанаки, Константинос Малафантис
Итак, эксперимент с куклой Бобо — пример того, какой захватывающей может быть психология. Создавая специфические условия, исследователи примеряют роли человеческих кукловодов и вынуждают людей вести себя определённым образом.
Но, чем больше развивается психология, тем очевиднее становится, что люди — крайне нестабильный и разнообразный «материал» для лабораторных исследований. И делать однозначные выводы на базе результатов Бандуры сегодня достаточно сложно.
Впрочем, никто не отрицает главную мысль профессора: мы действительно многому учимся, наблюдая за другими. А вот порождает ли наблюдение за агрессией стремление эту агрессию повторять — вопрос спорный.