Как пройти собеседование и получить работу мечты: самое подробное руководство
Как подготовиться к неудобным вопросам, какую просить зарплату, как себя презентовать. И как провалить интервью (ну а вдруг вам нужен и такой совет!).
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Вы волнуетесь перед собеседованиями? Наверняка даже если их было много, то волновались каждый раз. А если вам только предстоит начать карьеру, то и подавно!
Чтобы помочь вам справиться с волнением, мы узнали всё о собеседованиях у карьерных консультантов, спикеров экспресс-курса по поиску работы Галины Канцелярист и Татьяны Минаевой.
В этом статье вы найдёте ответы на такие вопросы, как:
- что такое собеседование на самом деле;
- кто проводит собеседование;
- как провалить собеседование и найти этому оправдание;
- как подготовиться к собеседованию и красиво себя презентовать;
- как отвечать на личные вопросы;
- 5 табу собеседований — чего нельзя делать соискателю;
- какие уловки используют рекрутеры.
Что такое собеседование на самом деле
Собеседование — это «улица со встречным движением», где специалист выбирает компанию, а компания — специалиста. И об этом важно помнить кандидату.
Многие воспринимают собеседование как экзамен, то есть одностороннюю коммуникацию по типу «меня спрашивают, я стараюсь ответить правильно». Из-за этого по большей части и возникает волнение. На самом деле собеседование — это диалог, во время которого вам тоже нужно оценить потенциального работодателя и понять, насколько он подходит вам.
Поэтому первым делом сформулируйте личную цель. Она поможет вам чувствовать себя более уверенным. Для этого задайте себе вопросы: в каком направлении я хочу развиваться? чего ищу? зачем мне эта компания?
Цель для работодателя | Цель для соискателя |
---|---|
Оценить, насколько кандидат подходит вакансии и её требованиям. Заинтересовать кандидата своими задачами и компанией в целом. |
Оценить, насколько компания подходит ему по условиям и задачам. Заинтересовать работодателя через самопрезентацию и грамотный диалог. |
Кто проводит собеседования
В разных компаниях количество этапов собеседования варьируется в зависимости от внутренних процессов и должности, на которую претендует кандидат. Чем больше ответственности предстоит взять на себя потенциальному сотруднику, тем больше собеседований и согласований ему придётся пройти. Вся цепочка может выглядеть так:
- краткое телефонное интервью,
- собеседование с рекрутером,
- собеседование с непосредственным руководителем,
- собеседование с функциональными коллегами,
- собеседование с вышестоящим руководителем,
- собеседование с HR-руководителем.
На невысокие позиции специалистов обычно выбирают после двух этапов — собеседования с рекрутером и непосредственным руководителем.
Как провалить собеседование
Самый верный способ провалить собеседование — отказаться от подготовки и придумать себе отговорку:
- «Я профессионал, зачем мне готовиться?»
Без подготовки вы можете забыть важную информацию и не раскрыть свои сильные стороны. Тогда рекрутеру не хватит оснований продвинуть вас дальше. - «Я всё равно от волнения всё забуду, зачем мне готовиться?»
Подготовка исключит долгие паузы и абсолютную пустоту — даже волнуясь, вы быстрее вспомните цифры и факты. - «Импровизация лучше покажет, что я ориентируюсь в теме».
Время рекрутера ограничено, а импровизация его отнимает. Будьте структурными и лаконичными. - «Это они пускай отвечают на мои вопросы!»
Работодатель обязательно ответит на ваши вопросы, но в конце собеседования. Сначала ему нужно услышать вас. - «Рекрутер — просто посредник, я буду разговаривать только с руководителем».
Рекрутер — доверенное лицо компании, её фильтр. Без его одобрения далее вы не пройдёте.
Как подготовиться к собеседованию — полезные советы
Если ваша цель — всё же получить заветное предложение о работе, то переходим к подготовке к интервью.
1. Изучите компанию и вакансию
Прочтите в интернете всё, что сможете найти о вашем потенциальном работодателе, причём не только на официальном сайте, но и в СМИ. Для этого можно ввести название компании в сервисах «Яндекс.Новости» или «Google Новости».
Какая информация важна:
- История создания компании.
- Какие продукты она производит и (или) какие услуги предоставляет.
- Достижения компании.
- Её основные конкуренты.
- Отзывы сотрудников.
- Новости (если обнаружите в СМИ какие-то негативные заметки, то постарайтесь сформировать о них своё мнение, но не высказывайте его, пока не попросят).
Цель изучения вакансии — понять, какие вопросы вам могут задать. К каждому упомянутому требованию постарайтесь подобрать пример из своего опыта работы.
Если в списке указаны компетенции, которых у вас нет, подумайте, какие качества или какой опыт могут стать аналогом. Либо приготовьте ответ в духе:
- «Такого опыта у меня пока нет, но я уже работаю над этим — прохожу курс / изучаю самостоятельно» (конечно, лучше, если это будет правдой).
- «Такого опыта у меня пока нет, но я хочу развиваться в этом направлении, и ваша вакансия привлекла меня возможностью прокачать этот навык».
2. Подготовьте самопрезентацию
Самопрезентация «продаёт» вас как специалиста. Чек-лист успешной самопрезентации выглядит так:
- Лаконичность — длится не дольше пяти минут.
- Динамичность. Важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Включите харизму, продумайте интонацию, делайте паузы и обязательно избегайте сложных терминов.
- Уверенность. У вас есть возможность заявить о своих сильных качествах. Подкрепляйте тезисы реальными примерами из жизни: это придаст рассказу достоверность, а вам — уверенность в себе.
- И, конечно, структурированность. Она сделает рассказ цельным и последовательным.
Читайте также:
Над структурой самопрезентации стоит подумать тщательно. Зачастую у соискателей возникает закономерный вопрос: как правильнее рассказывать о своём опыте — последовательно или собирательно?
Есть два метода — STAR и SUMMARY. Они одинаково эффективны, какой выбрать — зависит только от вашего бэкграунда.
STAR предполагает рассказ о конкретных местах работы по определённой схеме. Минус этого метода в том, что если их было много, то рассказать про все не получится. Зато есть возможность заострить внимание работодателя на тех проектах, которые вы считаете особенно важными и успешными в своей карьере.
Например, вас собеседуют на должность HR-менеджера. Самопрезентация по схеме STAR может выглядеть так:
- Ситуация или проблема, в которую вы попали, когда заняли новую должность: «Когда я пришла, руководители были недовольны работой отдела подбора персонала. Многие позиции закрывались месяцами, в интернете были негативные отзывы о компании».
- Цель, которую перед вами поставили: »Передо мной поставили две цели: оцифровать работу отдела персонала и ускорить подбор в три раза».
- Процесс: «Я оптимизировала процессы, организовала обучение команды, ввела KPI и так далее».
- Каким был результат: »Мне удалось полностью оцифровать работу отдела персонала и ускорить подбор в четыре раза».
Метод SUMMARY — вы агрегируете информацию и рассказываете про свои навыки и компетенции со всех мест собирательно. При этом обязательно упоминаете конкретные достижения.
Пример с руководителем отдела кадров:
«Я работаю в подборе персонала уже более 15 лет. Считаю, что каждый процесс нужно оцифровывать, — так ты увеличишь скорость и качество. Я работаю со всеми источниками поиска персонала (с активным хантингом в том числе). Умею обучать сотрудников — сейчас мои сотрудники работают в топовых компаниях России и мира. В компании Х мне удалось ускорить подбор персонала в четыре раза благодаря тому, что я ввела такие-то KPI, провела такие-то тренинги и так-то поработала с процессами».
Порепетируйте оба метода — так вы подготовитесь к разным сценариям развития событий. Работодатель может сам попросить вас построить рассказ по определённой схеме.
3. Подготовьтесь к сложным и личным вопросам
У рекрутера есть список общих вопросов, с помощью которых он хочет узнать кандидата поближе как человека. Они не касаются навыков и опыта, но почти всегда ставят соискателя в затруднительное положение. Это могут быть вопросы про конфликтность и ваши слабые стороны.
Важно оставаться честным, но при этом не свидетельствуйте против себя. Например, если вы действительно раньше попадали в конфликтные ситуации на работе, подумайте, как корректно и безоценочно об этом рассказать.
Не стоит говорить, что вы уволились и хлопнули дверью. Но можно сказать, что вы не смогли прийти с коллегами к компромиссу и вам пришлось покинуть команду. Заодно проанализируйте ту ситуацию и накидайте варианты: что можно было бы сделать по-другому? Работодатель обязательно оценит то, что вы готовы признавать ошибки и работать над ними.
Многие работодатели, к сожалению, по-прежнему стремятся задавать личные вопросы. Например, у женщин часто спрашивают, когда они планируют уходить в декрет или с кем будут оставлять ребёнка, если тот заболеет.
Такие вопросы не красят работодателя — они подразумевают, что он не доверяет сотрудникам и лезет в их личную жизнь. Отвечать ли на них — ваше дело, но мы рекомендуем задуматься: а вы точно хотите работать в такой компании?
Также, скорее всего, рекрутер протестирует ваши компетенции и задаст профильные вопросы. Поэтому повторите основы заранее и ни в коем случае не читайте по бумажке — это всегда заметно.
4. Составьте финансовые ожидания
Можно опираться на собственные потребности, но если вы давно не искали работу, то может оказаться, что специалистам с вашими навыками уже давно платят больше, чем вы ожидали. Поэтому обязательно проанализируйте уровень зарплат — ищите должность на работных сайтах и смотрите, сколько в среднем такому специалисту предлагают работодатели.
Также можно обратиться к статистике. У HeadHunter есть полезный сервис, который показывает динамику вакансий, резюме и заработных плат по выбранному региону.
5. Подготовьте вопросы рекрутеру
Спрашивайте то, что на самом деле важно вам: про условия, корпоративную культуру, развитие и обучение сотрудников, возможность работать удалённо, гибкий график и так далее.
6. Продумайте дресс-код
Заранее изучите корпоративную культуру: во что одеваются работники сферы в целом и в этой компании в частности. Можно заранее уточнить детали дресс-кода у рекрутера или зайти на сайт / в социальную сеть компании и поискать фото сотрудников на рабочем месте.
Как вести себя на собеседовании: общие советы
Вот универсальные советы:
- Следите за собой. Известный факт: вербально (словами) мы передаём только 10% информации, остальное рассказываем невербально (через интонацию, жесты, выражение лица, положение тела).
- Сохраняйте зрительный контакт и улыбайтесь. Вы покажетесь рекрутеру приветливым, ему станет комфортно, и возникнет доверие. Но будьте осторожны и соблюдайте грань: не «сверлите» собеседника взглядом.
- Внимательно слушайте, что вам говорят, и не бойтесь переспрашивать. Рекрутеры высоко ценят уверенных кандидатов: зачастую уточнение — показатель заинтересованности.
- Обращайтесь к рекрутеру по имени. Так вы наверняка расположите рекрутера к себе.
- Говорите уверенно, чётко и понятно. Так рекрутер увидит, что вы дорожите своим и его временем, не пытаетесь уйти от ответа и точно знаете, о чём говорите.
- Всегда оставайтесь вежливы. Даже если вам кажется, что вас как-то чересчур оценивают и смотрят на вас свысока.
Читайте также:
5 табу собеседований: чего нельзя делать
«Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо» — на время собеседования это высказывание лучше забыть и быть аккуратнее со словами и действиями.
- Не опаздывайте. Если не успеваете, позвоните рекрутеру и предупредите. Уточните, готов ли он вас ждать или встречу лучше перенести.
- Не лгите. Умолчать о чём-то — можно, нагло врать — нельзя. Всё тайное становится явным: рекрутер легко сможет проверить ваше «знание трёх иностранных языков» и «управленческие компетенции» на практике.
- Не уходите от вопросов. Увиливание всегда заметно и только нервирует рекрутеров. Если не знаете ответа, скажите прямо: «У меня недостаточно опыта, чтобы ответить на вопрос, но эта тема мне очень интересна, я сейчас её изучаю».
- Не давайте отрицательных оценок. О прошлой работе, коллегах, ситуациях и конфликтах говорите безоценочно — лишь фактически. Рекрутер это оценит и посчитает вас сдержанным и этичным человеком.
- Не обсуждайте условия работы в начале собеседования. Рекрутеры не любят меркантильность. В начале лучше обсудить ценности, стратегии, цели и компетенции, а вот разговор о зарплате, премиях и медицинской страховке отложите напоследок.
Стресс-собеседование, кейс-интервью и другие виды собеседований
Собеседования бывают разные. Говоря «разные», мы имеем в виду не деление на офлайн и онлайн, хотя оно тоже существует.
В этом разделе мы расскажем о «секретных» HR-приёмах, чтобы дать представление о том, какое испытание может провести для вас работодатель.
По форме собеседования делятся на два вида:
- Индивидуальное — это самое обычное собеседование, на котором присутствуют рекрутер и соискатель. Вместо рекрутера на нём может быть и руководитель подразделения, в которое ищут сотрудника.
- Панельное — в этом случае с соискателем общаются сразу несколько (более двух) сотрудников компании.
Теперь рассмотрим деление по методам проведения. Возьмём пять самых популярных методов.
1. Собеседование по компетенциям
Что делает рекрутер: исследует и анализирует прошлые действия и достижения кандидата, чтобы понять, обладает ли он нужными компетенциями.
Как себя вести: все свои достижения описывайте по схеме «задача — действие — результат». Когда рассказываете о достигнутом, говорите «я», а не «мы». Оцифровывайте результаты и приводите как можно больше цифр.
2. Кейс-интервью
Что делает рекрутер: определяет уровень знаний и опыта по тому, как соискатель рассуждает в конкретных ситуациях. Вопросы на кейс-интервью могут быть такими:
- «С чего начнёте на нашей позиции?»
- «Вам достался конфликтный заказчик. Как будете действовать?»
Раньше в рамках этого метода соискателя часто просили «продать ручку».
Как себя вести: внимательно слушайте и задавайте уточняющие вопросы — таким образом вы покажете, что вы «в теме» и готовы к анализу. Рассуждайте вслух и опирайтесь на свой опыт: рекрутер увидит, что вы не придумываете решение, а приходите к нему логически.
Не стесняйтесь предлагать несколько вариантов решения кейсов, если уверены, что это лучше продемонстрирует ваш опыт.
3. Стресс-собеседование
Что делает рекрутер: задаёт нестандартные и неудобные вопросы. Или даже ведёт себя провокационно (да, это официально разрешённый приём в рекрутинге!). Он может попросить заполнить кучу анкет и опросников, сесть слишком близко к вам или говорить слишком быстро. А ещё — включить кондиционер на максимум.
Так он проверяет стрессоустойчивость и уровень конфликтности.
Как себя вести: будьте сдержанны и деловиты, не ведитесь на провокации.
Вежливо попросите говорить медленнее, отодвинуться от вас подальше и выключить кондиционер.
Важно! Существуют разные мнения насчёт стресс-интервью. Если вам такой формат не подошёл, то не стоит работать в этой компании. А ещё, возможно, это было не стресс-собеседование, а банальная некомпетентность или неуважение.
4. Проективное интервью
Что делает рекрутер: задаёт вопросы как будто не про вас, а про других людей и их действия. Примеры:
- «А почему люди вообще увольняются из хороших компаний?»
- «Почему люди с одинаковым опытом работают с разной эффективностью?»
Как себя вести: отвечая про других, вы говорите про себя. Через рассуждения вы демонстрируете свои ценности, мотиваторы, навыки и подход к работе.
5. Групповое собеседование
Как выглядит: интервью с несколькими кандидатами одновременно.
Как себя вести: главный вопрос — говорить первым или подождать, пока выскажутся все. Универсального ответа, конечно, нет, всё зависит от того, есть ли вам что рассказать.
Рекрутер в этом виде собеседований обращает внимание на умение проявлять лидерские качества и инициативу. Но вместе с тем он поставит минус возле фамилии кандидата, если тот пустословит и бахвалится.
Не бойтесь высказывать противоположную точку зрения и аргументируйте свои ответы.
В завершение
У рекрутеров есть золотое правило: «Нет лучших кандидатов, есть наиболее подходящие».
Суть проста: вы можете не быть лучшим соискателем, но если досконально изучите желаемую вакансию, проработаете все возможные сценарии интервью и грамотно выстроите рассказ о себе, то точно станете тем самым «наиболее подходящим».