«Тело для спортсмена — как инструмент для музыканта. Его можно настроить»
Поговорили с Викторией Борзенковой о том, что такое арт-терапия, как расслаблять мышцы и ум и почему слёзы — это нормальная реакция на поражение.
В интервью Виктория рассказала:
- почему рисунок расскажет о ребёнке больше, чем разговор с ним;
- чего никогда нельзя говорить спортсмену, если вы тренер;
- как правильное дыхание поможет с любой проблемой;
- зачем спортсмены плачут на соревнованиях.
Краткая справка
Виктория Борзенкова — мастер спорта международного класса по фигурному катанию и научный сотрудник лаборатории спортивной психологии Московского института психоанализа, работающей под руководством К. А. Бочавера. Виктория помогает разным спортсменам: от теннисистов до представителей киберспорта, ведёт канал и преподаёт на курсе «Психология спортивных побед».
В прошлый раз мы поговорили с Викторией о том, кто такой спортивный психолог и как он работает с клиентами. Теперь — о подходах, практиках и мотивации.
— У вас есть диплом по направлению «арт-терапия». Что это такое?
— Арт-терапия — это большая группа методов для работы с сознанием и бессознательным через искусство и творчество: рисунки, метафоры, карты. Психолог анализирует творчество клиента и разбирается, что происходит с ним в данный момент. На мой взгляд, этот подход идеален для работы с детьми.
— Почему именно с детьми?
— Ребёнок, в отличие от взрослого, не всегда может вербализировать свои мысли. Возможно, его что-то беспокоит, но он ещё слишком мал для самоанализа. Или ему попросту не хватает словарного запаса, чтобы описать свои чувства.
Тут на помощь приходит арт-терапия: ребёнок рисует картинку и параллельно рассказывает про её «сюжет» — так через диалог и изображение психолог формирует гипотезу о том, что происходит с маленьким клиентом и что можно предпринять.
— Вы много лет совмещали две работы: тренера и спортивного психолога. В статусе тренера вам тоже удавалось ладить с юными спортсменами?
— Мне всегда и в любом статусе казалось, что работать с детьми у меня хорошо получается. Это подтверждали и слова родителей. Они подходили ко мне после занятий и говорили: «Что вы с ними делаете? Мы видим, как им тяжело, как сильно они устают, но при этом каждый раз дети с радостью бегут на тренировку, а в свободное время сами занимаются дома».
— И в чём секрет?
— Если ты с детьми на одной волне и уважаешь их — они с удовольствием выполняют любые задания в любом объёме. Когда ты работаешь с ребёнком как с личностью, подбираешь индивидуальный подход, учитываешь настроение — он благодарит тебя в ответ своими стараниями.
— А есть какое-то стоп-правило для тренеров: чего точно делать не надо?
— Никогда нельзя переходить на личности. Можно критиковать поведение спортсмена, его технические ошибки, но ни в коем случае нельзя касаться личности (особенно ребёнка!). Если на протяжении многих лет человеку говорят: «Ты никчёмный и ничего не добьёшься», — он никогда не поверит в себя, не обретёт уверенность, без которой победы в спорте невозможны.
— Почему для детей резкие слова особенно пагубны?
— Для малышей тренер является авторитетом. Дети стараются быть похожими на своего учителя и верят ему беспрекословно. Это у взрослого есть механизмы защиты. Если скажешь ему: «Ты никчёмный», — то он ответит : «Мне не важно твоё мнение, я чувствую себя победителем». Если скажешь подобное ребёнку, он поверит, потому что равняется на тренера и доверяет его мнению.
Сделать из маленьких спортсменов чемпионов можно без силы, крика и грубостей: уважайте детей, и они будут делать упражнения, даже когда вы отвернётесь. Некоторые ошибочно путают позитивный подход в работе с отсутствием дисциплины, но это не так. Быть к ребёнку ближе, стать его другом — это не слабость, а сила.
Не забывайте хвалить: о мотивации и её оттенках
— Со спортсменами нельзя переходить на личности — с этим разобрались. А ещё на своём канале вы написали, что в России «часто мотивируют негативом». Объясните, как это происходит?
— Многие тренеры нацелены только на поиск ошибок, их разбор и критику. Возьмём меня в недавнем прошлом: моя дочь профессионально занимается большим теннисом, и я постоянно наблюдала за ней и подсказывала, что можно улучшить. А она однажды мне сказала: «Мама, ну ты можешь хоть раз сказать, что всё хорошо?»
Спортсмен психологически нуждается в поощрении: важно делать акцент не только на недостатках, но и на достоинствах. Позитивно ориентированная мотивация продуктивно влияет на детей, но хвалить надо только по делу, не приукрашивая.
— Тогда как правильно совмещать позитивную и негативную мотивации?
— Есть «принцип бутерброда»: сначала мы закладываем критическое суждение и говорим спортсмену про ошибку, но сверху обязательно закрепляем положительным утверждением.
Пример: «Здесь ты допустил такую-то ошибку, исправь, пожалуйста. Но зато это и это ты сделал очень классно». Мы зафиксировали неудачу, но сразу похвалили — ребёнок с удовольствием побежит исправляться. Это касается не только детей, но и спортсменов высокой квалификации: взрослым тоже тяжело работать под постоянным прессингом критики и негативных суждений.
— А если говорить о соотношении внешней и внутренней мотивации: каким оно должно быть для достижения высокого результата?
— На самом деле, идеальной формулы нет — структура мотивов меняется на протяжении всей карьеры. Внешняя и внутренняя мотивация могут быть абсолютно сбалансированы, а могут и не быть — это не решающий фактор победы.
— Есть мнение, что внешняя мотивация не так хорошо работает, как внутренняя. Это так?
— В такой формулировке — нет. Например, то, что спортсмен стремится заработать деньги на деле всей своей жизни, — это нормально. Спорт является отличной профессией и открывает хорошие перспективы: после завершения карьеры можно продвигать личный бренд и зарабатывать на нём.
Главное, чтобы внешний мотив был сопряжён с компонентами внутренней мотивации: например, потребностью в саморазвитии. При таком раскладе спортсмен всегда будет расти, даже если однажды материальная мотивация исчезнет.
— Многие тренеры имеют педагогическое образование и просто не знают тех психологических моментов, о которых вы рассказываете. У вас часто просят совета коллеги?
— К сожалению, многие тренеры воспринимают психолога как конкурента и не обращаются за помощью.
Важно понимать, что психолог лишь комплектует работу тренера. Он не приходит и не говорит, как кому жить. Сначала специалист слушает наблюдения тренера и родителей, получает от них запрос и уже тогда приступает к работе. Тренер развивает технические навыки спортсмена, а психолог — ментальные.
Дыхание как универсальный помощник и слёзы как разгрузка
— Вы работаете в формате телесно-ориентированной терапии и рассказываете о ней на курсе. Что это за подход?
— Телесно-ориентированная терапия направлена на познание и осознание своего тела, его биологических реакций. Мы изучаем процессы, происходящие в теле, и пытаемся на них влиять.
Тело для спортсмена как инструмент для музыканта — должно быть тонко настроено. Я сама не понимала этого до определённого возраста: просто выполняла инструкции тренера, но не управляла внутренними процессами. Когда научилась, стало легче подстраиваться под меняющиеся условия и большие нагрузки.
— Как управлять своими внутренними процессами, чтобы быть всегда на высоте?
— Самый физиологичный способ психорегуляции — это дыхание. Есть ещё такие методы, как прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка — они все связаны с дыханием и ощущением своего тела. Если тело вялое, упражнения сделают его активным, если мышцы спазмировались и стали жёсткими — расслабят. Даже если всё нормально — приведут тело в нормотонус (состояние, когда мышцы наиболее эффективны).
— Такая работа с телом и дыханием нужна представителям всех видов спорта?
— Конечно! Особенно она необходима в сложнокоординационных видах: теннис, фигурное катание, художественная гимнастика — там, где от точности движения зависит качество исполнения и итоговый результат.
Представьте, что вы теннисист и стоите на корте Уимблдона. Вы чувствуете, как от стресса мышца поменяла свой тонус, в голове появились навязчивые мысли, страхи, неуверенность — всё это повлияет на амплитуду ваших движений и координацию и повлечёт за собой ошибки.
Но если вы будете работать со своим телом и учиться его понимать, такой ситуации не возникнет. Даже в финале Уимблдона вы сможете двигаться из раза в раз одинаково, и никакие внешние факторы на это не повлияют.
— На соревнованиях и турнирах часто можно увидеть, как спортсмен плачет после поражения. Слёзы — это норма с психологической точки зрения?
— Как правило, слёзы после соревнований — это разгрузка нервной системы. Она настолько перегружена, что больше не выдерживает, теряет контроль, концентрацию — и человек начинает плакать. Диапазон психической выносливости формируется как раз в то время, когда спортсмен долго контролирует свои эмоции, противостоит им на максимуме и не сдаётся.
— Я, кстати, заметила, что на любительских соревнованиях слёзы можно увидеть гораздо чаще, чем на профессиональных…
— Это правда так. Профессиональные спортсмены нарабатывают свою устойчивость опытом и временем. Простой пример из моей карьеры: когда я впервые приехала на Кубок России по фигурному катанию — попала в состояние стресса, то же самое повторялось и с международными выступлениями. Но когда после мировых чемпионатов я возвращалась на Кубки России — чувствовала себя комфортно и спокойно.
Ещё один метафоричный пример: боксёры во время тренировок разбивают кулаки в кровь и со временем на костяшках образуются костные мозоли — эта ткань более грубая и менее чувствительная. Также и с психикой: чем чаще мы сталкиваемся со стрессом и учимся правильно на него реагировать, тем более устойчивыми становимся.
— Как думаете, все ли сегодня понимают важность психологии в спорте?
— Несмотря на то, что развивается спортивная психология в мире уже более ста лет, не все ещё осознают, насколько она важна в спорте высших достижений. На уровне международных соревнований нет слабых физически, все подготовлены идеально. Чтобы выиграть, тебе придётся преодолеть себя и быть готовым психологически. Думаю, постепенно к этому придут все.
Считается, что Пьеру де Кубертену, инициатору организации современных Олимпийских игр, принадлежит знаменитая фраза: «В борьбе равных побеждает психология».