Интернет-зависимость у детей: что такое и как избавиться
И почему социально неадаптированные дети больше к ней склонны — рассказывает детский психолог Лидия Пархитько.
Фото: kryzhov / Shutterstock
«Убери телефон и иди делать уроки!» — знакомая фраза? Большинство детей спокойно переносят ограничения от гаджетов и быстро находят себе другие занятия. Но есть и те, кто не может провести без телефона и интернета даже несколько минут. Что делать, если вы подозреваете у ребёнка интернет-зависимость, — выясним вместе с детским психологом.
Лидия Пархитько
Психолог, консультант по детско-родительским отношениям, психодинамический психотерапевт. Написала книги «Я злюсь! И имею право. Как маме принять свои чувства и найти в них опору», «Как говорить с детьми о сексе». Ведёт блог о родительстве Mamam.tut.
Из статьи вы узнаете:
- что такое интернет-зависимость и почему она возникает у детей и подростков;
- как определить, что у вашего ребёнка интернет-зависимость;
- как помочь ребёнку побороть зависимость и настроить режим пользования гаджетами.
Эта статья подготовлена по материалам бесплатного курса «(Не)детский интернет», созданного Skillbox совместно с МТС. На курсе академические и практико-ориентированные психологи рассказывают, как научить ребёнка взаимодействовать с интернетом, чтобы Сеть стала для него источником полезной информации и безопасных развлечений.
Пройти курс бесплатноЧто такое интернет-зависимость?
Интернет-зависимость — это состояние, при котором человеку сложно контролировать время, проводимое в интернете, и постоянно возникает навязчивое желание сидеть в Сети. У детей интернет-зависимость выражается так же, как и у взрослых: им хочется скроллить соцсети, играть в игры, они находят любой повод, чтобы заполучить смартфон с доступом в интернет.
Почему у детей возникает интернет-зависимость?
Можно выделить шесть причин интернет-зависимости у детей и подростков:
- Самая распространённая — это сложности в общении со сверстниками. Часто ребятам проще сёрфить в интернете или играть в онлайн-игры, чем строить отношения вживую.
- Из этой причины вытекает следующая — неустойчивая самооценка. Ребёнок не уверен в том, что он нравится другим, и стремится спрятаться от вызовов реального общения в анонимность и предсказуемость игр и соцсетей.
- Повышенная тревога тоже может выражаться через интернет-зависимость. Это происходит у детей и подростков по той же схеме, что и у взрослых. В тревожном настроении хочется постоянно скролить ленту соцсетей, потому что поток новой информации отвлекает от внутреннего эмоционального дискомфорта.
- Сложности в переживании агрессии. Если ребёнок часто злится и не может реализовать эту эмоцию каким-то другим способом (например, через спорт), он может начать выплёскивать её в интернете — ведь кажется, что это анонимно, безопасно и не несёт последствий.
- Чрезмерный родительский контроль тоже может быть причиной возникновения интернет-зависимости. В таком случае интернет оказывается для подростка тем редким местом, где родители не следят за ним, не дают непрошенных советов, где можно проявить самостоятельность.
- При этом недостаток контроля за гаджетами тоже опасен. Часто дети не могут просто взять и перестать смотреть мемы и ролики в TikTok. Дело в том, что алгоритмы социальных сетей подстраиваются под вкусы ребёнка и подсовывают ему всё больше и больше контента, который нравится. А самоконтроля и критического мышления, которые напомнят о том, что пора заканчивать, у детей ещё недостаточно.
Как определить, что у ребёнка или подростка интернет-зависимость?
- Первый признак — потеря интереса к реальной жизни: когда ребёнку перестали быть интересны поездки, прогулки, кружки, общение с друзьями. Если самым разным альтернативам он стабильно предпочитает телефон — это важный сигнал о том, что отношения с гаджетами необходимо регулировать.
- Второй и очень важный признак — отсутствие познавательной и игровой активности: ребёнку неинтересны новые места и игрушки, он не задаёт вопросы, не принимает участия в семейных разговорах. Он как будто просто замирает в ожидании, когда же ему вернут телефон и он сможет продолжить играть или смотреть тиктоки.
Потеря интереса к жизни приводит к тому, что гаджеты становятся для ребёнка единственным понятным способом проведения досуга.
Возникает ощущение, что все его мысли сосредоточены только вокруг смартфона. Он ищет любые способы зайти в интернет — сначала пытается договориться («Мама, а после уроков я смогу поиграть?»), потом клянчит («Можно хоть на пять минуточек?») или шантажирует («Тогда я вообще ничего не буду делать!»), может пытаться забрать телефон у братьев, сестёр или одноклассников. Такая эмоциональная привязанность к гаджетам приводит к тому, что ребёнок или подросток перестаёт понимать собственные эмоции и справляться с ними.
Родители могут наблюдать расстройства настроения — например, ребёнок был опечален, а потом разозлился, не может совладать со злостью, необычно долго не возвращается в спокойное состояние.
Развивающаяся зависимость провоцирует нарушение режима питания и сна. Гаджеты очень сильно влияют на навыки саморегуляции детей и подростков:
- Во-первых, когда ребёнок занят игрой или просмотром видео, ему просто некогда понять, что он голоден.
- Во-вторых, вечерняя активность в телефоне влияет на глаза и мозг, создавая иллюзию, что световой день продолжается и спать ещё не пора.
В итоге ребёнок или подросток перестаёт слышать сигналы собственного организма, возникают серьёзные расстройства пищевого поведения и бессонница.
Если вы наблюдаете у своего чада несколько совокупных признаков зависимости — это важный сигнал о том, что ребёнок не может регулировать свою деятельность в интернете и ему нужно помочь.
Читайте также:
Как помочь ребёнку избавиться от интернет-зависимости?
Основных способов — четыре.
1. Наладить режим и придерживаться его
Основная проблема детей и подростков в том, что они не могут самостоятельно регулировать время, проведённое в интернете. Поэтому главный способ профилактики — это создание и поддержание здорового режима.
Поэтому первое, что нужно сделать, — рассказать ребёнку, в чём заключается проблема. Обычно у интернет-зависимых детей и подростков не хватает времени на домашнее задание, встречи с друзьями и сон. Можно начать разговор так: «Смотри, ты сегодня час играл вместо того, чтобы делать домашку. Теперь тебе придётся позже лечь спать, а завтра ты не выспишься и у тебя будет плохое настроение». Следующий шаг — договориться о конкретных ограничениях: сколько именно минут можно использовать гаджеты и в какое время суток, сколько раз в неделю. Например, ученик 3–4-го класса может получать гаджет каждый день после школы на час. В этот час он может делать что угодно: играть, снимать видео, смотреть тиктоки, переписываться. Когда положенное время истекает, ребёнок должен вернуть гаджет и сесть за уроки.
Конечно, в первое время введение режима может вызвать возмущение, недовольства, капризы. Это нормально. Важно, чтобы ребёнок понимал: у него есть право на интернет, просто оно ограничено.
Однако мало сказать ребёнку или подростку: «Пожалуйста, проводи с гаджетами не больше двух часов» — и уйти на целый день на работу. Это просто не сработает. Для того чтобы ограничения были эффективными, родителям нужно следить за их соблюдением. В этом вам помогут приложения для родительского контроля.
2. Помочь ребёнку развивать навыки общения со сверстниками
Как бы тщательно родители ни следили за режимом, если ребёнок или подросток не умеет общаться со сверстниками — он постоянно будет чувствовать себя лишним и потерянным и будет стремиться спрятаться от этих эмоций в интернет-общении.
Хорошая новость: вы можете помочь своему ребёнку научиться общаться! Попробуйте собрать компанию из 2–3 знакомых с детьми примерно одного возраста и устроить интересную прогулку — например, пойти в аквапарк, на мастер-класс или на пикник. Также можно приглашать сверстников в гости, устраивать тематические праздники (например, все дети любят Хэллоуин). Вне школьного стресса ребёнку будет проще наблюдать за другими детьми и тренировать социальные навыки.
Чтобы создать общение в классе или между классами, хорошо подходят совместные походы или поездки, особенно за город, на природу. В непривычных условиях дети по-новому раскрываются и могут увидеть друг в друге новые интересные черты.
Если же вы замечаете, что такие действия не приводят к изменениям, что ребёнок в маленькой группе сверстников продолжает быть пассивным, не включается в общение, — возможно, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу. У специалиста найдутся эффективные методики развития коммуникации, чтобы ребёнок научился получать радость от общения, а не продолжил прятаться от стресса в интернете.
3. Уделить внимание атмосфере в семье
Часто сложности в общении со сверстниками коренятся в том, что детям непросто общаться с родными. Спокойная и радушная атмосфера в семье настраивает ребёнка на спокойное и любопытное исследование мира, на дружбу, на хорошее настроение. И наоборот: если атмосфера в доме агрессивная, много скрытых тревог или явных конфликтов — ребёнку будет некомфортно. Он будет пытаться избавиться от агрессии и тревоги, которые испытывает дома, самыми разными способами: драться, включаться в травлю или постоянно зависать в интернете.
Если вы понимаете, что атмосфера в семье в данный момент сложная, — значит, нужно уделить время и силы тому, чтобы разобраться, почему так происходит. Вам могут помочь психолог по детско-родительским отношениям или специалист по отношениям в паре. Важно понимать, что вы можете сделать жизнь семьи более комфортной — это реально, и это в ваших руках!
4. Сделать время в интернете полезным
Правда в том, что дети берут пример с родителей, а современные взрослые непрерывно используют гаджеты, особенно по работе. При этом мы считаем это время полезным. Что, если научить и детей проводить время в интернете с пользой?
Например, ребёнка, который увлекается тиктоками, можно научить снимать и монтировать видео, чтобы делать классные собственные ролики. А для того, кто постоянно смотрит видео с прохождениями игр, — найти образовательный контент о том, как вообще делаются игры.
Читайте также:
Подведём итоги
- Интернет-зависимость — это чаще всего следствие того, что у ребёнка или подростка сложности с общением в компании или в семье. Другие причины её возникновения — повышенная тревожность, неумение реализовать агрессию, повышенный или пониженный родительский контроль
- Распознать интернет-зависимость можно, просто наблюдая за ребёнком. Если ему неинтересны никакие действия без гаджетов, посещение новых мест и общение со сверстниками, если он как будто вообще не понимает, как себя занять без телефона, — это очень тревожный знак.
- Семья может помочь ребёнку или подростку преодолеть интернет-зависимость. Для этого нужно, во-первых, настроить режим дня и договориться об ограничениях взаимодействия с гаджетами. Во-вторых, нужно разнообразить досуг ребёнка: вместе заниматься интересными хобби, ходить в кино, музеи или аквапарк. Создать ребёнку ситуации и компанию, в которых ему будет интересно и комфортно проводить время без интернета.
- Иногда родители понимают, что они делают всё, но ситуация не меняется. В таком случае лучше обратиться к детскому психологу.
Skillbox Kids — онлайн-школа для детей
Учим детей создавать игры, сайты, программировать и делать дизайн. Уроки проходят в игровой форме. Пробный урок — бесплатно!
Узнать больше о школе