Развитие
#статьи

Дети индиго — реальность или романтизированный миф?

И нужно ли стремиться к этому «званию».

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Кто такие дети индиго

«Дети индиго» — понятие, которым обозначают уникальных детей. Термин придумала эзотерик Нэнси Энн Тэпп, которая заявила, что у «детей нового типа», как выражалась Тэпп, — особая сине-фиолетовая аура цвета индиго.

Тэпп начала встречать исключительных малышей в 1960–1970х годах и сразу углубилась в изучение и популяризацию своей теории.

Идея быстро набирала популярность. Родители с удовольствием верили в гениальность своих отпрысков, а эзотерики и метафизики подхватывали новый инструмент для понимания человеческой природы. Но научных доказательств феномена индиго нет, и вся концепция, по сути, строится на магическом мышлении.

Приверженцы теории индиго приводят в пример ряд исторических личностей: Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Моцарта и Билла Гейтса. Аргумент один: якобы эти гении обладали отличительными качествами с раннего детства и были отмечены исключительной аурой таланта.

Какими чертами наделяют детей индиго

По мнению сторонников этой концепции, «дети нового типа» очень чувствительны и энергичны, сострадательны и тревожны. Портрет индиго-чада адепты теории описывают так:

  • ощущает свою царственность и не сомневается в собственной важности;
  • чувствует, что заслужил своё место в жизни;
  • не приемлет некоторых вещей (например, категорически не любит стоять в очередях);
  • признаёт только свободу выбора и не видит авторитетов среди окружающих;
  • не поддаётся на угрозы за нарушение дисциплины («Сейчас позвоним маме, перестань драться!» — точно не сработает);
  • теряется в консервативных системах и не умеет соблюдать жёсткие правила и строгие традиции;
  • не стесняется просить то, в чём нуждается;
  • придумывает более рациональные способы делать что-то в школе или дома вопреки социальным требованиям (например, решает задачу не по алгоритму из учебника, а своим придуманным способом, получая правильный результат; или придумывает себе «угол игрушек в комнате», чтобы каждый раз не раскладывать их по ящикам).

А ещё детям индиго приписывают привычку замыкаться в себе, если рядом нет людей такого же уровня развития. Обычно такое поведение проявляется в период обучения, если ребёнку откровенно сложно выстраивать коммуникацию с одноклассниками, работать в группе и спокойно сидеть на месте на уроке.

Правда, сторонники научного подхода связывают такие проблемы не с парапсихологическим термином «индиго», а с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

А ещё чудо-детям нередко приписывают развитую интуицию и экстрасенсорные способности (например, телепатию). При этом адепты индиго полагают, что все особенные дети проявляют себя по-разному в зависимости от типа своего «дара».

Какие типы детей индиго выделяют

Нэнси Энн Тэпп описывает четыре типа детей индиго.


Тип первый: художники

Индиго этого типа намного чувствительнее, чем другие. Тонкое восприятие мира они реализуют через искусство. И даже если представитель «художников» выбирает профессию учителя, то всё равно сохраняет творческий подход в работе. Индиго-художники хороши и в медицине, и в научной деятельности, но наиболее выдающихся результатов такие дети добиваются в художественном, музыкальном или актёрском ремесле.

В возрасте от 4 до 10 лет ребёнок-художник успевает попробовать себя в десятке видов творческой деятельности, быстро загораясь новым увлечением и так же быстро остывая к нему.

Тип второй: гуманисты

Гиперактивны, дружелюбны и общительны, поэтому хорошо справляются с социально активной работой, где приходится подолгу взаимодействовать с людьми. Гуманистам подходят занятия бизнесом, политикой, юриспруденцией и медициной.

Такого ребёнка отличает неуклюжесть: из-за неуёмной энергичности малыш, скорее всего, будет часто врезаться в стены и мебель. В комнате у такого ребёнка порядка не бывает: не желая ограничиваться несколькими игрушками, гуманист вывалит на пол все свои богатства, а потом уже решит, играть ли вообще. А ещё дети этого типа рассеянные и быстро отвлекаются на случайные триггеры.

Тип третий: концептуалисты

Больше остальных типов погружены в себя: в мечты, задумки и творческие планы. В основном концептуалисты реализуются в профессиях типа инженера, архитектора, астронавта, дизайнера, пилота. Они стремятся руководить кем-либо. Мальчики зачастую выбирают объектом управления мам, а под «властью» девочек оказываются отцы.

Концептуалисты хорошо сложены физически и проворно двигаются: шишки и разбитые коленки не про них. Но такие дети склонны к пагубным привычкам (в частности, к употреблению наркотиков в подростковом периоде). Поэтому родителям необходимо пристально следить за их поведением и интересоваться, всё ли у ребёнка в порядке. Особенно если чадо стало прятать вещи или запирать комнату.

Тип четвёртый: живущие во всех измерениях

Считаются самыми мощными из всех типов, потому что несут в мир новые философии, религии и фундаментальные идеи. К году-двум такие дети — уже самодостаточные личности, которые не нуждаются в помощи родителей. Но, столь развитые духовно, индиго-универсалы не умеют приспосабливаться к чужим правилам и иногда ведут себя задиристо, открыто высказывая своё «фи» то, что им не по душе.

Поэтому особенные дети нуждаются в большем внимании со стороны родителей и с трудом находят близких по духу товарищей, поэтому мамам и папам уникумов часто приходится непросто.

Как воспитывать детей индиго

Важно, чтобы взрослые развивали гибкость мышления и не строили строгих ожиданий относительно любых детей. Например, требовать всегда отличных оценок — путь к развитию детских психологических травм, к ссорам и к проблемам с самооценкой у ребёнка в будущем, а точно не к ускоренному развитию талантов.

Вот ещё несколько советов по воспитанию детей индиго от доктора психологии Кэти Макклоски.

  • Сохраняйте творческий подход к воспитанию. Даже когда устанавливаете границы дозволенного поведения. Например, объясняйте ребёнку, что в школе на уроке нужно слушаться учителя, но дома давайте чаду выпустить энергию во время выполнения домашки (попрыгать или станцевать победный танец между решёнными упражнениями). Попросите малыша самостоятельно определить рамки приличия: обычно такие дети с удовольствием придумывают для себя правила игры при поддержке взрослого.
  • Относитесь к ним уважительно. Дети индиго не поверят в вашу безусловную любовь, если почувствуют пренебрежение к себе как к личности.
  • Обращайтесь с ребёнком на равных. Но не перекладывайте на них взрослые обязанности. Детально объясняйте детям свои выборы и решения (от смены работы на более перспективную до необходимости извиняться перед человеком, которого вы обидели). И позвольте им высказывать личное мнение: например, пусть голосуют вместе со всеми, куда поехать с семьёй на выходные. Слушайте детей и говорите с ними как со значимыми взрослыми.
  • Общайтесь с индиго искренне. Они тонко чувствуют людей и замечают малейшую хитрость и фальшь, потому что чётко знают, кто они, и так же ясно видят вас.

На самом деле этот список рекомендаций — база по отношению к любому ребёнку. Каждый человек с малых лет заслуживает уважения, чуткого отношения и доверия. А концепции из серии детей индиго на самом деле путают взрослых и ставят на ложный путь, где их чадо должно соответствовать каким-то критериям ради звания «уникального» или «избранного».

Вывод

Современные педагоги и детские психологи, по большей части, феномена индиго не признают. Так, доктор психологических наук Генрих Залевский подчёркивает, что категорию индиго стоит воспринимать не эзотерически, а просто как всех современных детей. Ведь когда меняются времена, то трансформируются и новые поколения.

Дети в каком-то смысле продолжают нас. И родителям, конечно, хочется, чтобы плод их любви был ещё лучше, успешнее и креативнее. Но важно помнить, что каждый ребёнок заслуживает любви и помощи в развитии талантов вне зависимости от статуса гения, вундеркинда, отличника или представителя индиго.

Skillbox Kids — онлайн-школа для детей

Учим детей создавать игры, сайты, программировать и делать дизайн. Уроки проходят в игровой форме. Пробный урок — бесплатно!

Узнать больше о школе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована