Резюме: как правильно его составить и где взять шаблон
Нужно ли вообще пользоваться шаблоном, или лучше потрудиться над резюме самому?
Кадр: мультсериал «Гриффины» / 20th Television
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое резюме и для чего оно нужно кроме поиска новой работы;
- как составить резюме, которое заинтересует работодателя;
- что делать, если в твоём послужном списке только одна компания;
- как понять, какой опыт нужно указывать, а какой — нет;
- как правильно рассказать о своём образовании;
- нужно ли говорить о софт-скиллах;
- стоит ли упоминать о хобби;
- где взять шаблоны для оформления резюме.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое резюме и зачем оно нужно
Резюме — это, если по-простому, список мест, где вы работали. Хотя на деле не всё так просто.
Хорошее резюме, которое поможет заполучить классную работу, — это не бездумно составленный в хронологическом порядке список работодателей, а лаконичное и чёткое описание вашего опыта, релевантного для той компании, в которую вы хотите своё резюме отправить.
Отвечая на вопрос «Зачем нужно резюме?», можно сказать:
- Чтобы найти новую работу.
- Чтобы преподнести свой опыт нынешнему работодателю и попросить повышение.
Как резюме поможет мне получить повышение?
Предположим, у Маши есть опыт работы редактором в городской газете. Захотев сменить работу, она отправила резюме на вакансию «Редактор журнала о дизайне» — ну а что такого, опыт редактирования же есть.
Однако главный редактор журнала о дизайне отказал Маше в этой позиции — в дизайне-то она не разбирается! Но предложил другую вакансию — ассистента редакции: искать экспертов для статей, объяснять рекламодателям, как устроен процесс создания материала, и другие административные обязанности.
В итоге, пообщавшись некоторое время с другими пишущими о дизайне авторами, редакторами и экспертами, Маша стала лучше разбираться в теме и пришла к главреду со своим обновлённым резюме: «Вот я работала в нескольких газетах, писала про разные штуки, а теперь и в дизайне что-то понимаю. Дайте попробовать поредактировать ваши статьи!» И на это главред может согласиться, потому что девушка получила релевантный опыт.
Но при чём тут резюме? Да просто главред в запаре забыл, что у него в редакции есть ещё один хорошо пишущий и редактирующий сотрудник. А Маша своё резюме сейчас составила грамотно: рассказала на примерах из прошлой работы, как хорошо умеет разбираться в сложных темах, и добавила описание своего опыта работы в журнале про дизайн — и с экспертами она общий язык находит, и правки, которые им нравятся, предлагает, и новостника на время отпуска подменяла.
Читайте также:
Понятно. Предположим, я ищу работу. Как мне составить своё резюме, чтобы работодатель заинтересовался?
Для начала надо узнать, что вообще работодателю нужно. И не какому-то абстрактному, а вполне конкретному.
Например, наша Маша, поднаторев на позиции редактора журнала о дизайне, решила стать главным редактором. Зашла она на HeadHunter, вбила в поиске «главный редактор», а там куча вакансий, но во всех — разные требования. И это правда жизни — разные работодатели наделяют представителей одних и тех же профессий разными обязанностями.
Вот текст вакансии главреда в корпоративном журнале газовой компании.
А вот текст вакансии главреда в диджитал-агентстве.
Что делать? Составлять под каждого работодателя своё резюме. Геморройно ли это? О да. Но зато эффективно!
Когда Маша отправляла резюме в корпоративный журнал, на первое место она поставила свой опыт работы в газете, где постоянно брала интервью у простых людей, работающих в разных отраслях — на заводах, в коммунальных службах и так далее. Также ей приходилось самой делать фотографии производственных объектов.
А в резюме для диджитал-агентства Маша в первую очередь опишет свой опыт в журнале про дизайн: там она придумывала темы, исходя из контент-стратегии и редполитики журнала, подбирала авторов и отвечала за бюджет своего раздела.
А если я мало где работал? Например, просидел в одной компании несколько лет
Одну и ту же работу тоже можно преподнести по-разному. Приведём ещё один пример.
Настя работала несколько лет в отделе маркетинга строительной компании. Чего она там только не делала — и стройку фотографировала, и пресс-релизы писала, и соцсети вела, и презентации для начальника составляла, и слоганы для наружной рекламы придумывала, и даже когда босс решил, что компании нужен новый сайт, то Настя писала техзадание для дизайнера и программиста.
И вот она решила искать новую работу и создала несколько резюме:
- Редактор сайта. Что делала: полностью придумывала и создавала контент для сайта — делала фото со стройки, писала новости о ходе строительства и пресс-релизы компании, писала тексты для страниц новых жилых комплексов.
- SMM-специалист. Что делала: вела соцсети компании — придумывала форматы, выстраивала комьюнити, настраивала таргет и получала такие-то результаты (указать, какие именно).
- Менеджер проектов. Что делала: руководила разработкой нового сайта — писала техзадание для дизайнера и программиста, контролировала выполнение работ, презентовала результат руководству.
- Бренд-специалист. Что делала: писала пресс-релизы с новостями компании, договаривалась о публикациях в СМИ, готовила презентации строительных объектов и имиджевые презентации для топ-менеджмента компании.
Составьте полный перечень того, что вы делали за годы работы в компании, и миксуйте этот опыт в зависимости от того, что хочет от соискателя работодатель.
Ещё один нюанс такого персонализированного резюме — назвать его нужно так, как называется вакансия, на которую вы откликнетесь. Не стоит писать в заголовке «Редактор, корректор, автор», если вы хотите стать редактором. Всё это разные профессии, где нужны разные навыки. Работодатель может даже не открыть такое резюме, подумав, что это какая-то «сборная солянка». А у него вовсе нет желания тратить время на то, чтобы вычленить из огромного списка компетенций те, которые нужны именно ему.
Кроме того, во многих компаниях первичный отбор кандидатов автоматизирован. И если название вакансии и название резюме не будут совпадать, то программа просто проигнорирует вас.
Получается, мне нужно описать релевантный опыт работы, а нерелевантный вообще не указывать?
Совсем нерелевантный — лучше убрать. Например, если вы хотите стать редактором, а в вашей жизни был период, когда вы работали кассиром, то эта информация рекрутеру ни к чему.
Но если ваш предыдущий опыт — из смежной профессии, то можно его указать после основного. Например, вы хотите стать редактором журнала, но на старте карьеры работали на радио или в SMM. Об этом можно сказать, но подсветить здесь тоже нужно те навыки, которые пригодятся в редактуре:
- Ведущий на радио. Готовил новости, поэтому знаю, что такое лаконичный, простой и в то же время информативный текст, умею работать с источниками информации.
- SMM-специалист. Писал посты и придумывал новые форматы, поэтому знаю, как сделать текст вовлекающим.
Что ещё важно учесть при составлении резюме?
Карьерный консультант Татьяна Минаева отмечает такие важные вещи:
- Структурируйте информацию. Используйте нумерованный или маркированный список: пустое пространство визуально облегчает чтение.
- Рисуйте картинку. Описывайте подробности, создавайте образы, упоминайте детали. Так рекрутеру не придётся додумывать за вас и сомневаться, верно ли он всё понял.
- Оперируйте цифрами. Постарайтесь «оцифровать» свою деятельность: цифры смотрятся привлекательно и продают ваше резюме.
- Упоминайте пользу для бизнеса. Она может выражаться не только в количественных показателях (для SMM-специалиста — «увеличил количество подписчиков в два раза»), но и в качественных («работал с возражениями клиентов в соцсетях, удалось повысить лояльность, плохих отзывов стало гораздо меньше»).
Кстати, а что с образованием? Его же тоже нужно указать?
Обязательно! Обычно образование пишут в первую очередь.
С одной стороны, здесь работает тот же принцип, что и с описанием опыта работы, — указать нужно релевантное образование. С другой стороны, это правило не касается высшего образования — его нужно указать в любом случае.
Даже если у вас высшее инженерное образование, а претендуете вы на позицию дизайнера, то в первую очередь укажите, что диплом вуза у вас есть. Для рекрутера сам факт того, что человек окончил университет, уже многое значит — главным образом то, что кандидат умеет учиться, он целеустремлённый и разносторонне развитый. А уже потом нужно написать, где вы учились на дизайнера — в каких организациях, как назывались курсы.
Что не надо указывать, так это дополнительное образование, которое для вакансии роли не играет. Например, для позиции дизайнера неважно, сколько вы прошли курсов и марафонов по психологии.
А что по поводу софт-скиллов? Говорят, что рекрутеры обращают на них внимание даже больше, чем на хард-скиллы
Софт-скиллы действительно важны, но лучше не писать о них прямо, а преподнести свой опыт работы так, чтобы ваши прокачанные гибкие навыки стали очевидны.
Например, среди своих достижений на одном из рабочих мест можете написать, что вы быстро освоили ту или иную программу (это можно расценить как обучаемость). А ещё вам удалось собрать команду и мотивировать её на то, чтобы в короткий срок завершить сложный проект (креативность и умение работать в команде).
Составлять список софт-скиллов в формате «ответственный, коммуникабельный, креативный» без конкретного подтверждения каждого качества как минимум бесполезно, а как максимум — вредно. Рекрутер может подумать, что вам просто нечем доказать то, о чём вы пишете, или что вы банально льёте воду, пытаясь придать себе значимости.
А нужно ли указывать хобби?
На самом деле, мы бы не советовали, потому что это, опять же, будет выглядеть как лишняя вода.
Для эйчара не важна информация о том, как проводите свободное от работы время. А если важна, то он спросит об этом на собеседовании (но это, если честно, странно).
Ну и финальное. Где взять шаблон для резюме?
Где составлять и хранить резюме, зависит от вашей профессии.
У дизайнеров, иллюстраторов, фотографов и других творческих специалистов вообще большее значение играет портфолио. Они составляют его на Behance и, откликаясь на вакансию, могут отправить потенциальному работодателю ссылку на свой профиль и небольшое сопроводительное письмо. Также специалисты, работающие с изображениями, могут делать себе отдельные сайты с описанием опыта работы и кейсами.
Для остальных лучше сильно не креативить с резюме: оно должно быть лаконичным по содержанию и нейтральным по оформлению, чтобы ничто не отвлекало от сути. Можно воспользоваться готовыми шаблонами на HeadHunter или SuperJob — там есть возможность заполнить резюме и потом скачать его.
Также шаблоны для резюме есть на стартовой странице в Google Docs. Кликните в верхнем правом углу на «Галерею шаблонов» и прокрутите чуть вниз по раздела «Резюме».
Чтобы не перемудрить с оформлением, можно просто собрать в Google Docs собственный шаблон: вначале расскажите об образовании, дайте свои контакты, затем сделайте таблицу на две колонки и в ней опишите свой опыт.
Резюме, сделанное в Google Docs, тоже можно скачать и отправлять как файл в формате PDF. А можно отправлять ссылку на документ, только не забывайте настроить доступ.
- Кликните в правом верхнем углу «Настройки доступа».
- В разделе «Общий доступ» выберите «Все, у кого есть ссылка» — так вы снимете приватность с документа.
- Затем кликните справа и увидите настройки «Читатель», «Комментатор», «Редактор». Выберите здесь «Читателя», чтобы посетитель вашего резюме не смог в нём ничего изменить.
Что-то ещё?
Пожалуйста, проверьте в своём резюме орфографию, вот подборка сервисов, которые помогут в этом. Рекрутерам будем приятно 🙂
Мы собрали, пожалуй, самый полный гайд по профориентации для взрослых. Если вы хотите сменить работу или даже профессию, то обязательно прочитайте его:
«Вырос, но кем стать — не знаю»: гайд по профориентации для взрослых
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс