Развитие
#статьи

7 трендов рынка труда в IT в 2024 году

Что важно знать людям, планирующим в ближайшее время искать работу в диджитале.

Иллюстрация: Google DeepMind / Unsplash / Freepik / Cottonbro studio / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Центр карьеры Skillbox провёл дискуссию о том, что происходило в сфере найма и поиска работы в 2023 году. Заодно обсудили, какие тренды перейдут в 2024-й.

Модерировали встречу руководитель направления привлечения партнёров Центра карьеры Skillbox Виктория Корнева и менеджер PR-проектов Центра карьеры Skillbox Наталия Игнатова. А спикерами стали:

Марина Дмитриева

Старший IT-рекрутер компании «СберМаркет»

Елена Иванчихина

Исполнительный директор Geeksource, ГК «Анкор»

Андрей Виноградов

Руководитель отдела стажировок Ozon Tech

Андрей Алясов

СЕО Changellenge

Полную версию дискуссии можно посмотреть по ссылке, а из этой статьи вы узнаете:

Последние два года были насыщенными переменами и «турбулентными». Вот какие тренды в итоге закрепились на рынке труда.

Тренд №1


Удержание IT-специалистов

Компании стараются выстроить коммуникацию в команде, чтобы специалисты реже задумывались о переходе к конкурентам. Кажется, и сами работники всё реже склоняются к смене места работы. Вероятно, выход из зоны комфорта больше не мейнстрим — люди хотят обрести стабильность.

Фокус на стабильности также держат и HR-менеджеры: поиск любого кандидата требует больших денежных и временных ресурсов, поэтому они предпочитают играть вдолгую: находить людей, стремящихся к постоянству, и давать им возможности для роста.

Тренд №2


Неготовность работодателей перекупать сотрудников

Раньше компании были готовы конкурировать за мидлов и сеньоров финансово, но сейчас ресурсов на борьбу ценниками нет. Работодатели активно используют нематериальную мотивацию — в условиях работы появляются дополнительные плюшки. И речь не о кухне с печеньками и даже не о ДМС — этим в IT уже никого не удивить.

Одно из конкурентных преимуществ — чётко выстроенная корпоративная культура. Марина Дмитриева говорит, что кадровая политика «СберМаркета» нацелена на персонализацию и даёт сотрудникам то, в чём у них есть потребность:

  • перспективы карьерного роста (горизонтального и вертикального),
  • поощрение инициативы (возможность выступать спикером на конференциях или писать экспертные статьи),
  • внутренние мероприятия (онлайн-корпоративами, тимбилдингами и так далее).

Тренд №3


Работодатели хотят сотрудников в офис, соискатели в офис не хотят

В 2021 году многие команды показали достойные результаты в удалённом формате. Но с 2022 года работодатели всё чаще стали настаивать на офисной работе и неохотно соглашаются даже на гибрид. Это мировая тенденция: Amazon, Meta*, Google, Apple активно возвращают специалистов в офисы.

Вот основные причины возрождения такого формата:

  • массовая удалёнка провоцирует бреши в безопасности и системах сохранности данных;
  • удалёнка не всегда подходит государственным компаниям, где есть специфические ограничения;
  • не все управленцы умеют эффективно работать с удалёнными командами.

Корпоративную культуру трудно строить на расстоянии: сотрудников, работающих в одной локации и в одном часовом поясе, проще мотивировать и сплотить, считают работодатели.

Хотя сами соискатели в офис не рвутся. Согласно исследованию Geeksource, 54% людей готовы рассмотреть оффер, только если им дадут возможность работать откуда хочется.

«В офлайне корпоративная культура создаётся проще уже потому, что сотрудники сами общаются на кофе-брейках и в перерывах между планёрками. В онлайне связывать людей сложнее. В таких условиях посадить всех в офис — очевидное решение.

Но для мидлов и сеньоров такая стратегия работодателей спорная: опытные спецы при хорошей организации команды сохраняют и мотивацию, и продуктивность, и стабильную преданность компании в любом формате работы. А вот джуниор-специалистам действительно лучше идти в офлайн. Чем раньше адаптируется джун, тем скорее он начнёт приносить пользу бизнесу, и в стенах офиса этот процесс проходит быстрее. Как минимум потому, что на старте важна оперативная поддержка более опытных коллег и наставников, и получить её проще, сидя за соседним столом. К тому же именно в офлайне новичок быстрее обрастает связями и выигрывает в перспективах карьерного развития».

Андрей Алясов,
СЕО Changellenge

Тренд №4


Айтишники возвращаются в Россию, но дефицит кадров сохраняется

«Очень много специалистов и, что самое интересное, высокогрейдовых специалистов хотят возвращаться в Россию, рассматривают российские компании. Это хорошо сказывается на найме. Но дефицит кадров всё равно есть и будет сохраняться ещё 10, а может, и больше лет.

Огромное количество откликов мы получаем на джуновские позиции. Поэтому, с одной стороны, вроде люди есть, но, с другой стороны, это требует большей избирательности».

Марина Дмитриева,
старший IT-рекрутер компании «СберМаркет»

Тренд №5


Умение адаптироваться — новый «золотой» софт-скилл

Стрессоустойчивостью в резюме уже никого не зацепишь — последние пять лет мир так трясло, что неустойчивых, кажется, и не осталось. А вот адаптивность HR-специалистов действительно волнует. Никто не знает, что ждёт рынок завтра: важно реагировать на изменения быстрее остальных, уметь оперативно и собранно разрабатывать новые инструменты для решения незнакомых задач.

Тренд №6


IT-рекрутинг «повзрослел»

IT-образование благодаря онлайну стало более доступным, и у людей поколения X (1964–1984 года рождения) стало больше возможностей получить новую профессию. Это тоже повлияло на то, что конкуренция среди джунов выросла.

Тренд №7


Крупные компании видят ценность стажировок

К сожалению, работодатели за последние годы стали предлагать всё меньше стажировок: если в 2021 году в 82% компаний в том или ином виде была программа стажировки, то в 2023 году количество таких работодателей снизилось до 62%.

Однако ценность стажировок для крупных компаний повысилась. Например, Ozon Tech, «Яндекс», «Авито» относятся к стажёрам как к потенциально крутым специалистам и предлагают внутренние курсы для набора опыта.

«Обучение кандидата — работа вдолгую. Чтобы джун стал мидлом, ему нужно давать обратную связь на каждом этапе стажировки. Если человек не получит развёрнутого фидбэка, он не закрепится в компании и время, потраченное на него, будет потеряно зря. Важна качественная работа с каждым претендентом для привлечения и удержания специалистов и формирования базы кандидатов.

Стажировки очень важны — на рынке не хватает высококвалифицированных кадров, а джунов много. Поэтому надо уметь налаживать поколенческие связи между руководящим составом и малоопытными специалистами. Я думаю, что тренд на стажировки пойдёт вверх, программы станут более продуманными и будут основываться на системе наставничества и коучинг-подходе».

Елена Иванчихина,
исполнительный директор Geeksource, ГК «Анкор»

По словам Андрея Виноградова, руководителя отдела стажировок Ozon Tech, компания за последние три года перевела из стажёров в джуны более 700 человек. При этом 85–89% людей остаются в компании или возвращаются в штат после недолгого перерыва.

Как junior-специалисту выделиться, чтобы получить оффер

Чем раньше вы позаботитесь о наработке опыта, тем лучше. Потенциальный джун может выделиться среди конкурентов, если готов:

  • участвовать в соревнованиях, кейс-чемпионатах и хакатонах;
  • проходить стажировки;
  • работать над пет-проектами — это некоммерческие разработки «для себя», которые показывают, что человек действительно умеет кодить. Пример пет-проекта — нейросеть, которая анализирует актуальные скидки на разных маркетплейсах или распознаёт лягушек на фотографиях;
  • демонстрировать заинтересованность.

Когда человек влюблён в IT, он эффективнее увеличивает базу знаний и опыта. Вот что ещё поможет в поиске работы.

  • Оставляйте как можно больше откликов на вакансии и не бойтесь заявлять о себе. Например, составьте список компаний, в которых хотите работать, напишите в каждую, даже если не нашли открытых предложений. Иногда инициатива — именно то, что поможет выделиться среди конкурентов.
  • Практикуйте нетворкинг. Будьте активным участником сообщества, общайтесь, ходите на профильные конференции и лекции, учитесь работать в команде — чем больше единомышленников из сферы у вас в контактах, тем проще получить достойный оффер.

Читайте также:

5 мифов о нетворкинге

Связи — отдельный ресурс трудоустройства. В IT-сфере распространена практика рекомендаций по знакомству, поэтому важно узнавать о культуре интересующей вас компании и, по возможности, знакомиться с её представителями на выставках, публичных лекциях и форумах.

«Джуновских вакансий сегодня около 4%, но требования к их соискателям, скорее как к „предмидлам“, то есть завышены. В процессе поиска сотрудников эйчарам нередко всё же приходится снижать запросы и идти на компромиссы. Но кандидата совсем без проектов точно никто рассматривать не будет. Нужны хотя бы собственные проекты и качественные стажировки».

Елена Иванчихина,
исполнительный директор Geeksource, ГК «Анкор»


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Фейсбук и Инстаграм на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована