Директор фонда «Подари жизнь»: «Благотворительность не должна требовать жертв»
Екатерина Шергова — о том, как помогать другим без насилия над собой.


Иллюстрация: freepik / Freepik / Tom Parsons / Unsplash / Auteur inconnu / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
Важно ли, из каких побуждений человек жертвует, или в спасении жизней все средства хороши? Разбираемся вместе с директором благотворительного фонда «Подари жизнь».
Из этой статьи вы узнаете:
- какая благотворительность считается нетоксичной и в чём её преимущества;
- правда ли, что заниматься благотворительностью и волонтёрством — полезно для здоровья;
- почему «выгода» и «благотворительность» не исключают друг друга;
- чем помочь, если очень хочется, но ресурсов объективно немного.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое нетоксичная благотворительность
Это благотворительность, которая рождается не из чувства стыда, вины или долга, а из стремления к сопричастности и ощущения «Я хочу и могу помочь, мне это в радость».
Сегодня фотографии тяжелобольных детей, бездомных животных и людей в бедственных жизненных условиях повсюду: на телевидении, в приложениях маркетплейсов, на рекламных баннерах в интернете, на дорогах и в соцсетях. Сталкиваясь с призывами о помощи, многие люди испытывают вину: «Я зашёл купить себе джинсы, а там ребёнок умирает без лекарств. Я чудовище, раз трачу деньги на себя, а не помогаю малышу выжить».
Попытка выжать слезу, надавить на человека и призвать отказаться от чего-то для себя в пользу больного ребёнка или умирающего кота — рабочий, но не самый здоровый путь мотивации к благотворительности.

Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
«Фонд „Подари жизнь“ всегда старался исключить из коммуникации манипуляции и токсичность (хотя, как бывший журналист, я знаю, что это работает). Мне ближе другой подход: помощь должна ассоциироваться с радостью, а не требовать жертв. Зачем отказываться от чашки кофе, если можно найти кофейню, которая отправляет часть прибыли на благотворительность? Так утро начнётся с любимого напитка и чувства морального удовлетворения».
Екатерина отмечает: в идеале благотворительность становится полезной привычкой, гармонично встроенной в повседневность. Вот несколько отличительных черт такой благотворительности:
- мысль «Я помогаю» заставляет улыбаться и чувствовать тепло;
- вносить вклад в чужое благополучие легко и удобно (иногда это буквально дело одного клика или оплаты чашки кофе);
- помощь другим отзывается внутри ощущением благодарности за то, что у вас в жизни есть возможность кому-то помогать и приносить миру пользу;
- само видение мира меняется, и начинает казаться, что добрых людей, хороших поступков и справедливости вокруг больше, чем думалось раньше.
Да, благотворительность и волонтёрство — доступные и доказанные наукой источники внутренней гармонии. Очередное доказательство тому в 2022 году опубликовали исследователи из Китая: чем больше пожертвований и часов за волонтёрской работой накапливалось у китайских студентов, тем выше были показатели их психологического благополучия.
Австралийские исследователи вторят: волонтёрство укрепляет самооценку, снижает симптомы тревожности и депрессии, а ещё поддерживает ощущение смысла жизни.
Чтобы получить психологические дивиденды с инвестиций в благотворительность, не нужно быть магнатом и вкладывать в добрые дела миллионы: регулярная небольшая помощь зачастую лучше, чем большая, но разовая.
«Та же ежемесячная автоматическая подписка на любую, даже самую скромную сумму, оформляется один раз и больше не требует сил и внимания, но способна не только повлиять на судьбу конкретного ребёнка, но и вызвать системные изменения в борьбе с детской онкологией».
Екатерина Шергова
Возвращаясь к благотворительной чашке кофе, отметим, что сегодня благотворительность положительно влияет не только на счастье и психологическую стабильность людей, но и на бизнес.
Почему бизнесу интересна нетоксичная благотворительность?
Представьте: вы голодны и хотите купить бургер. Перед вами два кафе с одинаковым рейтингом и узнаваемостью. В обоих вы не бывали, так что условия равные, но при этом на вывеске одной бургерной написано: «1% от каждой продажи перечисляем в фонд поддержки матерей-одиночек». Велик шанс, что покупать обед вы отправитесь туда, где можно заодно сделать доброе дело.
Так благотворительность для бизнеса становится инструментом маркетинга: доверие и внимание аудитории к бренду растёт, укрепляется репутация, а ещё через сопричастность к чужим бедам улучшается командный дух сотрудников.
И это нормально: помощь другим не обязана на 100% быть бескорыстной. Если выходит и помогать, и получать от этого выгоду, то получателю помощи это не вредит.
Добро делается, помощь множится, никто не страдает. Важно помнить: чем больше у вас сил, здоровья и ресурсов, тем больше вы сможете помочь в перспективе. Формула «Отдай последнее нуждающемуся» в жизни нередко приводит только к тому, что на одного нуждающегося становится больше.

Фото: официальная страница фонда «Подари жизнь» во «ВКонтакте»
Если не выходит отказаться от мыслей о страшных корыстных компаниях, которые помогают другим только ради своей выгоды, попробуйте сменить фокус зрения.
Например, можно посмотреть на это так: через акции в духе «1 рубль с каждого бургера на помощь приютам» претворяются в жизнь те самые наивные представления детей о благотворительности. В духе: «Если бы каждый житель России принёс один рубль, мы бы построили новый классный приют!» И жители приносят, покупая бургер, и приют строится.
«Многие думают, что фонды и некоммерческие организации (НКО) приходят к предпринимателям и говорят: „Дайте, пожалуйста, денег“. Это не так. Обычно выстраивается полноценное сотрудничество, при котором НКО помогает бизнесу и наоборот. Например, с 2020 года в России действует налоговый вычет для юридических лиц. То есть теперь заниматься благотворительностью можно до уплаты налогов, снижая тем самым налогооблагаемую базу».
Екатерина Шергова
Екатерина объясняет: для фондов сотрудничество с бизнесом — это возможность перейти от адресной помощи к системной, а для бизнеса — источник продвижения и развития бренда. Это честные и равные отношения, которые можно воплотить в самых разных форматах. Екатерина приводит такие примеры из опыта фонда «Подари жизнь»:
- корпоративное пожертвование от компании;
- перевод на нужды фонда по рублю с продажи каждого товара;
- возможность для покупателей превратить в пожертвования бонусы, накопленные в программе лояльности.
«А ещё можно поздравить клиентов или коллег с профессиональным праздником открыткой, которую рисовали наши дети, — в рамках акции „Подарок от: важных людей“. Мы всегда готовы вместе придумать что-то оригинальное, заточенное под конкретную компанию».
Екатерина Шергова
Итого: благотворительность — не всегда история про жертву и абсолютное бескорыстие. И это нормально: система помощи другим эволюционирует и подстраивается под современность. И не только в области партнёрства с бизнесом — люди тоже могут помогать десятками способов, даже если ресурсов на это немного.
Какие формы помощи могут быть посильны каждому
Когда помогать другим хочется, но денег объективно мало, первое, что стоит сделать, — разрешить себе мысль «Я имею право сначала помочь себе и порадовать себя».

Читайте также:
Допустим, курьер Коля полгода копил на новый компьютер. И вот заветная сумма на счёте, Коля заходит на сайт, чтобы совершить долгожданную покупку, и замечает сбоку мольбу о помощи больному ребёнку. Три восклицательных знака призывают: «Помоги сейчас, ведь завтра будет поздно!»
Коле становится тяжело и совестно. Парень честно работал и копил на компьютер, не позволял себе лишнего и шёл к цели. Но деньги, которые принесут Коле радость, кому-то могут спасти жизнь.
Так вот, Коля не станет плохим человеком от того, что выберет компьютер. При этом, если Коле действительно хочется помочь и он считает важным что-то сделать для больного ребёнка, бездомного щенка и мира в целом, в тот же день парень может оформить подписку на ежемесячную помощь.
«Благотворительность сегодня — это территория свободы. Вы сами вольны выбирать формат, объём и частоту оказываемой помощи. Допустим, наш Коля каждый месяц перечисляет в фонд 100–200 рублей. Комфортная сумма не бьёт по бюджету, но этих денег достаточно, чтобы ребёнок в клинике вовремя получил необходимое дорогое лекарство. Миллионы, которые фонд тратит на лечение детей, складываются из таких небольших пожертвований».
Екатерина Шергова
Для тех, кто хочет помочь масштабно, но большими бюджетами не обладает, Екатерина предлагает ещё один классный вариант — волонтёрский фандрайзинг. Суть в том, чтобы организовать благотворительное мероприятие и пригласить на него близких, друзей, коллег, подписчиков.
Формат практически не ограничен: в любом случае участникам достаются веселье и чувство сопричастности, а миру — финансовая помощь от продажи билетов и вступительных взносов. Например, можно:
- провести школьную ярмарку домашней выпечки и поделок;
- устроить музыкальный квартирник;
- собрать шахматный или видеоигровой турнир;
- собрать своп-девичник и распродать вещи и украшения, которые скучают на полках;
- провести художественный мастер-класс или экскурсию по городу;
- организовать субботник со вступительным взносом.
Есть и другой путь — стать волонтёром: приходить к детям в больницу или помогать семьям подопечных, используя свои профессиональные навыки. А ещё можно записаться на сдачу донорской крови в отделениях переливания. Благотворительность по силам каждому, нужно только выбрать в ней собственный путь.
«Если вы живёте в Москве или в Московской области, то можете стать волонтёром программы Pro Bono и несколько часов в месяц заниматься тем, что вы умеете лучше всего, помогая другим. Юристы проводят для семей наших подопечных бесплатные консультации; автоволонтёры встречают детей и родителей на вокзалах и в аэропортах; парикмахеры и визажисты участвуют в днях красоты для мам; учителя помогают детям наверстать упущенное за время лечения».
Екатерина Шергова
Екатерина объясняет: детям нередко приходится ехать на лечение в Москву из родных городов. И тогда целые семьи оказываются в очень тяжёлом положении; в такой ситуации любая поддержка со стороны, экономия их времени и средств — это бесценная помощь.
При этом, если вы очень чувствительны и вам тяжело напрямую общаться с детьми и их семьями, способы помочь всё ещё существуют. Например, если вы хорошо знаете иностранные языки, ваши навыки очень пригодятся для перевода медицинских документов в иностранные клиники.
«Дизайнеры, монтажёры и видеооператоры — мы рады всем! Ещё до того, как начала работать в фонде, я помогала сотрудникам общаться со СМИ: использовала связи и опыт работы в политической журналистике. Не стесняйтесь рассказывать о своих умениях: незаурядные организаторские способности или художественная школа за плечами — наш волонтёрский отдел придумает, как использовать их, чтобы сделать мир немного лучше».
Екатерина Шергова
Как выбрать свой путь помощи другим
Екатерина советует задаться вопросом: «Какая социальная проблема меня беспокоит? Кому именно я хотел бы помогать?» Это могут быть бездомные животные, пожилые люди, дети с тяжёлыми заболеваниями. Или горящие леса, жертвы природных катаклизмов и исчезающие виды.
Ищете фонды, отвечающие вашему запросу, и смотрите: что они могут предложить вам, а вы — им.
Второй совет от Екатерины: не стоит рваться в благотворительность, если внутри есть незажившая душевная рана. Если вы совсем недавно потеряли близкого человека, который болел раком, и теперь хотите пойти волонтёром в хоспис — скорее всего, с этим стоит повременить. Прислушивайтесь к себе. В волонтёрстве работает то же правило, что и в самолёте: кислородную маску сначала на себя. Если вы истощены, стоит сначала помочь себе, а потом уже думать о других.
А вот на этапе восстановления после травмы и кризисных периодов, благотворительность может стать опорой. Екатерина подмечает: приходя в благотворительность, мы закрываем эгоистичную потребность — быть хорошим человеком. И это снова нормально.
Помощь другим дарит ощущение управления собственной жизнью через мысль: «С какими бы несправедливостями я ни столкнулся, у меня есть возможность сделать мир немножечко лучше».

Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
«Мы становимся частью важной общности, видим рядом людей, которые смотрят на жизнь так же, как мы, и это даёт внутреннюю опору. У нашего фонда есть слоган: „Это мне по силам — любить“. Когда благотворительность становится источником вдохновения, радости и любви, у неё появляется реальный шанс однажды стать общественной нормой. Именно к этому мы и стремимся».