Правило 10 тысяч часов: миф или рабочая стратегия
Правда ли, что для достижения мастерства в каком-либо деле нужно посвятить ему 10 тысяч часов практики?
Иллюстрация: Kelly Sikkema / Aleks Dahlberg / Unsplash / Google Arts & Culture / Annie для Skillbox Media
Екатерина Николаева
Психолог центра «Качество жизни».
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое «правило 10 тысяч часов» и кто его популяризировал;
- какие научные истоки лежат в основе этой концепции;
- действительно ли нужно 10 тысяч часов для достижения мастерства;
- какие факторы влияют на успех в деле;
- какие ещё есть теории и подходы, которые объясняют путь к успеху.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое правило 10 000 часов
Правило 10 000 часов гласит: для достижения мастерства в какой-либо области необходимо потратить около 10 000 часов практики. Это утверждение стало популярным благодаря книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры: почему одним всё, а другим ничего?», опубликованной в 2008 году.
Гладуэлл утверждал, что значительное количество целенаправленной практики — именно 10 000 часов — является ключевым фактором успеха. В качестве примеров он приводит Билла Гейтса и группу The Beatles, которые, по его словам, посвятили много времени оттачиванию своих навыков, и это позволило им стать лучшими в своих областях. После публикации книги правило 10 000 часов стали часто упоминать в контексте саморазвития и бизнеса.
Однако за этой яркой формулировкой скрывается куда более сложная история, и не все учёные согласны с выводами этой концепции.
Откуда появилась эта идея
Идея, лежащая в основе правила, основана на исследованиях психолога Андерса Эрикссона, который изучал, как люди достигают высочайшего уровня мастерства. Его работы показывали, что регулярная и систематическая практика действительно способствует развитию навыков. Однако Эрикссон подчёркивал важность качественной и целенаправленной практики, а не просто количества часов.
Например, водитель может накатать 10 000 часов, и кто-то скажет, что у него большой опыт в вождении автомобиля, но это вовсе не гарантирует, что в стрессовой ситуации этот водитель сможет справиться со сложностями на дороге. А если у него были перерывы в вождении, то его стаж и вовсе нельзя считать за большой опыт.
Малкольм Гладуэлл адаптировал идею Эрикссона для широкой аудитории, но при этом упростил её. В результате появилась популярная, но ошибочная трактовка: «Достаточно 10 000 часов, чтобы стать экспертом». Это миф, вызванный стремлением людей к простым и понятным рецептам успеха.
Читайте также:
Нужно ли именно 10 000 часов?
Нет, 10 000 часов — это скорее метафора, чем универсальное правило. Исследования Андерса Эрикссона показали, что:
- Для достижения мастерства в сложных областях действительно требуется значительное количество времени, но цифра 10 000 часов — это среднее значение. Некоторые достигают успеха быстрее, другим требуется больше времени.
- Влияние практики зависит от сферы: в музыке или шахматах она играет более важную роль, чем, например, в инженерии или менеджменте.
Современные исследования подтверждают, что практика важна, но её вклад в успех значительно меньше, чем предполагалось ранее. Ключевыми факторами в ряде случаев становятся природные способности, социальная среда и мотивация.
Что мы знаем наверняка
Практика изменяет мозг. Когда мы учимся и получаем новые знания, а потом ещё и оттачиваем знания на практике, в нашем в мозге формируются новые нейронные связи, что улучшает работу мозга и его способность решать задачи. Это происходит благодаря нейропластичности — способности мозга изменяться и адаптироваться в ответ на новый опыт и обучение.
Однако представление о «встроенном счётчике», который фиксирует 10 000 часов, после чего мастерство автоматически достигается, — ошибочно.
Развитие навыков — это сложный и индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов, а не только от времени, проведённого за практикой.
Что ещё влияет на достижение мастерства
На достижение мастерства влияет множество факторов. Яркий пример этому — спорт, где успех зависит не только от натренированности, но и от настойчивости, а также от того, как расположены мышцы у спортсмена, от его навыка психической саморегуляции (способен ли он справляться с тревогой и волнением), от уровня максимального потребления кислорода, веса, роста, возможности получать удовольствие от соперничества. Поэтому, говоря об успехе, важно учитывать как биологические, так психологические и социальные факторы. Рассмотрим некоторые из них.
Талант и предрасположенность
Некоторые люди обладают природной предрасположенностью к определённым видам деятельности, будь то музыка, спорт или математика. Это может значительно ускорить процесс обучения.
Кроме того, все усваивают информацию по-разному: одни лучше воспринимают визуальные материалы, другие — аудио или кинестетические. Осознание своего ведущего канала восприятия может помочь быстрее осваивать новые навыки (правда, есть исследования, которые опровергают этот тезис).
Мотивация
Когда человек увлечён своим делом, он достигает лучших результатов, чем тот, кто движим только внешними стимулами (например, деньгами или похвалой).
Установка амбициозных, но достижимых целей помогает поддерживать вовлечённость. При этом перфекционизм может мешать прогрессу, создавая избыточное давление.
Обучение и опыт
Методы обучения и наличие наставников существенно влияют на процесс. Личное сопровождение со стороны опытного учителя или регулярная обратная связь помогают быстрее корректировать ошибки и улучшать навыки.
Хорошо организованная практика, например по методике целенаправленной практики Андерса Эрикссона, даёт лучшие результаты, чем хаотичные или поверхностные занятия.
Устойчивость и терпение
Способность справляться с неудачами и сохранять упорство в трудные моменты играет ключевую роль. Например, перфекционисты могут быстрее сдаваться при столкновении с ошибками, тогда как люди с реалистичным подходом продолжают развиваться.
Самоорганизация и управление временем
Эффективное распределение времени и организация занятий помогают быстрее достигать результатов. Например, конкретные действия в одно и то же время каждый день формируют привычку и поддерживают регулярность.
Кстати, широко распространённое мнение о том, что привычка формируется за 21 день, — миф. Исследования показывают, что время выработки привычки может варьироваться от 18 до 254 дней в зависимости от индивидуальных особенностей. Это подчёркивает, насколько важен индивидуальный подход и терпение в этом процессе.
Читайте также:
Попадание в окно сензитивности
Концепция окна сензитивности предполагает, что определённые возрастные периоды являются наиболее благоприятными для освоения определённых навыков. Например, в раннем детстве существует чувствительный период для изучения языка, когда дети быстрее и легче усваивают языковые навыки.
Эта идея широко используется в контексте теорий развития, в частности в работах Льва Семёновича Выготского и Жана Пиаже. Однако концепция чувствительных периодов подвергалась критике. Основной аргумент противников теории заключается в недостатке строгих эмпирических данных, подтверждающих универсальность и точные границы таких периодов
Другие теории и подходы к достижению мастерства
Достижение мастерства можно объяснить разными подходами. Вот несколько популярных теорий, которые предлагают альтернативные взгляды.
Концепция четырёх часов в неделю — Тимоти Феррис
В своей книге «Как работать четыре часа в неделю и не торчать в офисе „от звонка до звонка“, жить где угодно и богатеть» Тимоти Феррис утверждает, что успех не всегда требует огромных временных затрат. Основная идея — фокусироваться на главном и избегать распространённых ошибок.
- Путь к провалу: попытка угодить всем и взвалить на себя слишком много.
- Путь к успеху: определение приоритетов, работа над важными задачами и умение сказать «нет» лишнему.
Если возникает перегруз, важно не увеличивать объём работы, а сосредоточиться на самых значимых целях.
Теория обучения через опыт — Дэвид Колб
Американский теоретик обучения взрослых Дэвид Колб предложил цикл обучения, который состоит из четырёх этапов:
- Непосредственный опыт: человек сталкивается с задачей или новой ситуацией.
- Осмысление опыта: наблюдение и анализ происходящего.
- Теоретизация: формулировка выводов и создание правил или принципов.
- Применение на практике: использование новых знаний и навыков для решения задач.
Этот подход подчёркивает важность не только действий, но и рефлексии, что позволяет глубже понять процессы и улучшить навыки.
Теория множественного интеллекта — Говард Гарднер
Американский психолог Говард Гарднер выделил несколько типов интеллекта. По теории Гарднера, каждый из них демонстрирует, что люди обладают уникальными сильными сторонами в различных областях. Это подчёркивает недостаточность традиционных методов оценки интеллекта, таких как IQ-тесты, для полного понимания человеческих способностей.
Признание индивидуальных особенностей интеллекта помогает разрабатывать более эффективные подходы к обучению и выбирать подходящие направления для развития. Например, тесты на определение доминирующего интеллекта активно применяются в профориентации подростков и помогают школьникам найти свой путь к успеху, опираясь на природные склонности и таланты.
Теория потока — Михай Чиксентмихайи
В книге «Поток: Психология оптимального переживания» американский психолог Михай Чиксентмихайи описал состояние, в котором человек полностью погружается в деятельность, теряя чувство времени и испытывая удовольствие от процесса. Достижение мастерства может быть связано с нахождением в этом состоянии, когда:
- Навыки человека соответствуют вызовам задачи.
- Удовольствие от процесса мотивирует продолжать работу.
Баланс между сложностью задачи и уровнем умений делает обучение увлекательным и эффективным.
Теория самодетерминации (SDT)
Теория самодетерминации утверждает, что успех и удовлетворение от деятельности зависят от типа мотивации:
- Автономная мотивация: человек выполняет действия из личного интереса или ради удовольствия.
- Контролируемая мотивация: действия направлены на достижение внешних целей, таких как награды, похвала или избегание наказания.
Создатели теории, Эдвард Деси и Ричард Райан, подчёркивали, что чем выше автономная мотивация, тем больше человек ощущает удовлетворение, и это напрямую способствует успеху.
Для поддержания автономной мотивации важно, чтобы образовательная или рабочая среда удовлетворяла три основные потребности:
- Автономия: возможность выбора и возможность контроля над своими действиями.
- Компетентность: уверенность в своих силах и навыках.
- Связь с другими: чувство принадлежности и поддержки.
Эти три потребности лежат в основе внутренней мотивации. Когда деятельность подкрепляется именно этим типом мотивации, она становится максимально эффективной и приносит наибольшее удовлетворение.
Ценности как движущая сила
Ценности — это устойчивые убеждения о том, что важно в жизни. В терапии принятия и ответственности (ACT), например в книге Расса Хэрриса «Ловушка счастья», подчёркивается, что ценности помогают направлять поведение и принимать осознанные решения.
- Ценности помогают сформулировать цели для развития. Если цель соответствует личным ценностям, человек с большей вероятностью будет мотивирован стремиться к её достижению. Например, человек, ценящий семью, может стремиться к балансу между работой и личной жизнью.
- Личностное развитие происходит через ценности. Когда действия человека согласуются с его ценностями, это помогает ему добиваться значимых результатов и чувствовать удовлетворение.
Читайте также:
Выводы
Практика неизменно делает нас лучше, а осознанная и целенаправленная практика (систематизированная и обдуманная) может превратить вас в высококлассного профессионала. Однако стать лучшим в мире только за счёт тренировок вряд ли получится — разрыв с природно одарёнными «суперзвёздами» преодолеть сложно.
Тренировки действительно помогают, но не стоит ожидать, что они гарантированно приведут к пьедесталу. Гораздо важнее научиться получать удовольствие от процесса, даже если результат далёк от идеала.
Можно стать значительно лучше в любой области, если уделять ей достаточно времени и усилий. Однако мифические 10 тысяч часов не являются обязательным условием. Главное — поддерживать интерес и мотивацию, использовать правильные методы обучения, находить хороших наставников и сохранять реалистичный взгляд на свои цели и возможности.