Зомби: от Гаити до Call of Duty
Разбираемся, как зомби захватили игровые мониторы и экраны кинотеатров.
Зомби — оживлённый сверхъестественными силами труп или подчиняющийся чужим приказам, лишённый воли живой человек. В переносном смысле термин также обозначает одержимого, находящегося под влиянием культа. В этой статье разбираемся, как зомби стали настолько популярны.
Происхождение
Хотя верования об оживших мертвецах существовали всегда, термин «зомби» сильнее всего связан с вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна, таких как Гаити, Ямайка, Куба и Тринидад. Исповедовали вуду рабы из Западной Африки, которых на Карибы привезли колонизаторы.
Африканцы верили, что среди них есть жрецы, способные с помощью зелья или магии украсть душу мёртвого человека и подчинить себе его тело, то есть превратить его в зомби. В основе вуду лежит поклонение природе и предкам. По верованиям, живые и мёртвые существуют в едином времени и пространстве.
Родиной вуду считается Бенин — государство в Западной Африке, где вудуизм — одна из официальных религий и сейчас. Согласно оценкам социологов, примерно 40% населения считают себя последователями вуду, 27% исповедуют христианство, а 22% — мусульмане.
Ритуалы до сих пор включают в себя жертвоприношения животных. Обряды выглядят красочно — люди пьют и танцуют. В Бенине проводят целый фестиваль вуду.
Как зомби оказались в поп-культуре?
Первая профессиональная публикация Говарда Филлипса Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор» была посвящена зомби. Согласно письмам Лавкрафта, он написал рассказ как пародию на «Франкенштейна» Мэри Шелли.
В рассказе 1922 года Лавкрафт фактически создал современный образ зомби — оживлённые препаратом мертвецы со звериными инстинктами, жестокие и беспощадные к людям. У них сохраняется часть памяти, но личность уже утеряна.
Настоящую популярность ожившие мертвецы завоевали в 1929 году. Именно тогда репортёр «Нью-Йорк Таймс» Уильям Сибрук издал книгу «Остров магии», вышедшую в серии «Путешествие не вставая с кресла». Сибрук увлекался практиками сатанизма, каннибализма и колдовства, был знаком с известным оккультистом Алистером Кроули. В книге репортёр описал свою экспедицию на Гаити, где жил в джунглях в доме знаменитой колдуньи Маман Сели.
Уильям Сибрук лично присутствовал на вудуистских обрядах и видел процесс зомбирования. В книге он охарактеризовал вуду как смесь католицизма и африканских верований в колдовство. «Остров магии» состоял из четырёх частей, зомби была посвящена часть «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника».
Книга Сибрука породила всплеск интереса к зомби в Америке. В 1932 году вышел фильм «Белый зомби» со звездой хорроров Белой Лугоши в главной роли. Действие происходит на Гаити, по сюжету белый господин со светскими манерами становится повелителем зомби, работающих на плантациях тростника. Хорроры всегда отражают страхи общества — в консервативной Америке 1930-х годов люди боялись мигрантов.
Медленные зомби
В литературе популярность зомби развил писатель Роберт Говард. В рассказе «Голуби преисподней» 1934 года впервые появилась зувемби — женщина, прошедшая обряд вуду и ставшая зомби.
«Я слышал о зувемби. Видимо, колдуны знают рецепт снадобья, от которого женщины сходят с ума. Хотя это не объясняет всего остального: гипнотическую силу, небывалое долголетие, власть над мертвецами… Нет, зувемби, видимо, не просто безумная женщина. Это чудовище в облике человека, порождённое колдунами болот и джунглей».
Роберт Говард,
«Голуби преисподней»
В мире кино успех «Белого зомби» открыл новые перспективы для ужастиков. Сначала стали выходить фильмы о злых жрецах вуду, зомбирующих людей. В 1940-е образ ожившего мертвеца отражал страхи перед коммунистами — в «Короле зомби» 1941 года и нацистами в «Мести зомби» 1943 года.
Зомби всё дальше уходили от магических ритуалов к повестке дня. Когда всё человечество болело космосом, режиссёр Эд Вуд в своей ленте 1959 года «План 9 из открытого космоса» доверил контроль над зомби инопланетянам.
«Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро — одна из культовых лент про зомби. Низкобюджетный фильм ужасов 1968 года от режиссёра независимого кино сформировал образ медленного кровожадного трупа на десятилетия вперёд.
В первых видеоиграх жанра хоррор разработчики продолжали традицию кино. Медленные и неповоротливые зомби отлично подошли на роль противников в Alone in the Dark 1992 года. Игра оказала влияние на весь жанр survival horror.
Важная особенность первых хоррор-игр — неповоротливость персонажа и противников. Игрок чаще всего был беспомощен против врагов — это было вызвано техническими ограничениями консолей. Неудобное управление и ограниченное пространство особняка в Alone in the Dark работали на атмосферу ужаса.
«Сначала мы разрабатывали Resident Evil полностью в 3D. Но уровня графики, к которому мы стремились, невозможно было добиться с характеристиками оригинальной PlayStation. Нам необходимо было внести изменения — именно тогда мы обратились к Alone in the Dark. В итоге окружение в RE было статичным 2D, а трёхмерные персонажи и предметы подгружались в реальном времени. При таком подходе у нас появились проблемы с управлением и камерой, которые в итоге повлияли на погружение и заставили игрока чувствовать себя более отстранённым».
Синдзи Миками,
японский геймдизайнер, создатель серии Resident Evil
Resident Evil развила концепцию зомби. На первое место Синдзи Миками поставил страх перед опасными живыми существами, а не перед паранормальными силами. Мутировавшие люди и животные пугают тем, как они близки к повседневной жизни. Сюжет ранних игр серии повествует о вспышке зомби-вируса в Раккун-Сити, возникшей по вине фармацевтической корпорации Umbrella, которая с помощью вируса пыталась создать армию суперсолдат.
Большое влияние на жанр оказала Resident Evil 4. Игра делала упор на перестрелки, изменился ракурс — вместо статичной камеры был ракурс от третьего лица с видом из-за плеча — подобная камера впервые появилась именно в этой игре. RE 4 начала тренд на экшен в жанре survival horror.
Зрителю необходимо понимание, как появилось зло. Объяснение, откуда взялся зомби-вирус, взаимодействует с нашими повседневными страхами. Научная версия происхождения впоследствии стала популярнее в играх и кино.
Зомби-апокалипсис
Зомби не избирательно выбирают жертву, как, например, вампиры. Главные черты их действий — стихийность и массовость, взывающие к нашим страхам заражения, эпидемий и массовых катастроф. В 2000-х годах масштабы противостояния оживших мертвецов с человечеством возросли.
Концепция зомби-апокалипсиса стала популярна во многом из-за главного фаната оживших трупов в мире комиксов — писатель Роберт Киркман работал над сериями комиксов «Ходячие мертвецы» и Marvel Zombies. Вышедший по мотивам комикса в 2010 году сериал стал самым рейтинговым шоу на кабельном телевидении. По сюжету самые обычные люди выживают во время нашествия зомби. Близость образов подталкивает зрителей сравнивать героев с собой и размышлять о своей модели поведения в зомби-апокалипсисе.
Во вселенной выходило несколько игр, самой заметной стала The Walking Dead от Telltale Games. Четыре сезона интерактивного кино расширили сюжет франшизы. Важная черта, продолжающая классическую линию Джорджа Ромеро, — зомби здесь медленные.
В 2010-х зомби в играх становились всё быстрее, а сеттинг зомби-апокалипсиса послужил развитию жанра симулятора выживания. DayZ перенесла игроков в непривычный для зомби-игр сеттинг вымышленного постсоветского государства Черноруссия. Мультиплеерная игра в открытом мире не прощала ошибок — помимо того, что DayZ полна опасных монстров, встречный игрок был волен подарить спасительную аптечку или убить на месте. DayZ стала одним из первых популярных «выживачей».
Быстрые зомби
В кино тренд на быстрых зомби задали два фильма 2002 года: «28 дней спустя» Дэнни Бойла и экранизация Resident Evil Пола У. С. Андерсона. В обоих фильмах люди превращались в монстров из-за вируса.
В геймдеве тренд подхватили Turtle Rock Studios в своей серии Left 4 Dead. Кооперативный шутер выделялся упором на командные действия и работой «Режиссёра». Искусственный интеллект, анализирующий действия игроков, влиял на игровой процесс, из-за чего каждое прохождение было уникальным. К тому же был доступен режим игры за зомби.
Идея массовости зомби достигла своего апогея в Days Gone. Орды мертвецов стали фактически частью окружения, выполняя роль стихии. Игрок же, в свою очередь, использует окружение, чтобы справиться с врагами.
В мультиплеерных шутерах стали появляться зомби-режимы. Например, кооперативный режим в Call of Duty — впервые он появился в World at War, а став весьма популярным, перекочевал в пять частей подсерии Black Ops.
В зомби-режиме Call of Duty игрокам противостоят ожившие представители разных наций: немецкие, американские, японские и советские зомби, ожившие аборигены, зомби-надзиратели и заключённые, даже зомби-астронавты.
Сомнительные собеседники
В играх и кино стали появляться не только зомби, с которыми нужно сражаться, но и разумные зомби. Режиссёры и разработчики стали одаривать мертвецов разумом и чувствами.
Во вселенной Fallout гули когда-то были людьми, которые не успели попасть в защитное убежище во время бомбардировки. Некоторые гули не одичали, сохранили разум и не забыли своё человеческое прошлое. Они мало чем отличаются от обычных людей, дружелюбны и редко нападают первыми.
Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse предлагает игроку геймплей от лица зомби. Чтобы выжить, придётся убивать людей и поедать их мозги. Но главным героем движет не только голод: он ищет свою возлюбленную, из-за которой, по сюжету, и погиб.
В кино появились сюжеты об интеграции зомби в общество. Оживший мертвец страдает от одиночества в романтической комедии «Тепло наших тел». Главная героиня «Я — зомби» помогает полиции раскрывать убийства.
Почему мы боимся зомби?
Несмотря на все попытки сделать оживших мертвецов не такими страшными, образ зомби появляется в первую очередь в хоррорах. Помимо того, что зомби представляют непосредственную угрозу, они напоминают о нашем страхе смерти.
«Дело даже не в неистребимом желании зомби съесть вас живьём, которое обычно преподносится как главная причина страха. Зомби принадлежат к числу тех страшилок, которые появляются снова и снова на протяжении всей истории — от мифов древней Месопотамии до современной научной фантастики, потому что они вызывают ужас даже больший, чем страх перед насильственной смертью, — страх угрозы перед „вечной жизнью“».
Дэвид Эндрю Столер,
писатель, режиссёр и преподаватель писательского мастерства
Ненасытный голод, бесконечный поиск, постоянное разложение воплощают ужас перед вечностью.
«Факт, бросающий в дрожь каждого, — то, что они, по сути, это мы: у каждого зомби была собственная жизнь, они просыпались утром, пили кофе, работали с жёнами в маленьких закусочных, водили детей в школу, — да что угодно, — до того как превратились в зомби. Точно так же, как герои Дантова ада находились в состоянии, которое будет длиться не только до конца времён, но и за его пределами. Зомби, попавший в эту ловушку, останется там навсегда, всё более и более мучимый голодом — тысячелетие за тысячелетием. То есть бесконечно».
Дэвид Эндрю Столер,
писатель, режиссёр и преподаватель писательского мастерства
Концепция зомби, основанная на верованиях африканских рабов на Гаити, оказала большое влияние на хорроры, экшены и многие другие жанры. Зомби визуально изменились до неузнаваемости, но главные причины, по которым они пугают, остались всё теми же.