Геймдев
#статьи

Всё, что нужно знать о серии Final Fantasy — главных JRPG в игровой индустрии

Краткая история серии и все необходимые детали о Final Fantasy 16.

Скриншот: игра Final Fantasy 7 remake intergrade / Square Enix

Final Fantasy — знаменитая серия японских ролевых игр, продолжающая выходить с 1987 года. С тех пор было выпущено 15 основных игр серий и десятки спин-оффов. Каждая часть основной линейки Final Fantasy задаёт тренды в игровой индустрии: на них равняются как японские разработчики, так и западные. Влияние этой франшизы легко заметить в Dragon Age от BioWare, в Tales of… от Bandai Namco и других RPG-франшизах.

22 июня эксклюзивно на PlayStation 5 вышла Final Fantasy 16. Её релиза ждали более семи лет. Редакция Skillbox Media рассказывает, как разобраться в серии Final Fantasy, с каких частей стоит начинать с ней знакомиться и почему для каждой номерной части придумывают новую вселенную.

Почему серию назвали «Последней фантазией»

В 1987 году японская корпорация Square переживала непростые времена. Она планировала закрепиться в игровой индустрии, но за первые несколько лет ни разу не достигла успеха. Перед окончательным уходом с рынка Square решила выпустить свою последнюю ролевую игру. Её созданием руководил Хиронобу Сакагути — молодой геймдизайнер с неоконченным высшим образованием. Ранее он занимался разработкой нескольких игр для восьмибитных компьютеров NEC и консолей NES. Среди них — текстовая адвенчура The Death Trap, платформер King’s Knight и гонка Rad Racer.

Кадр: Mega64 / YouTube

Сакагути позднее уверял, что большинство сотрудников Square не верили в успех JRPG. Изначально её назвали Fighting Fantasy. Но название пришлось изменить из-за конфликта с правообладателем одноимённой настольной игры.

Затем Сакагути решил, что его игра станет «Последней фантазией». После выхода и ожидавшегося провала геймдизайнер планировал вернуться в университет, чтобы продолжить обучение и получить диплом. Поэтому он даже и не думал, что у игры когда-нибудь будет продолжение. Название Final Fantasy, по его мнению, лучше всего отражало суть проекта.

К большой неожиданности создателя, Final Fantasy после выхода стали массово скупать в Японии. Игрокам очень понравились сюжет и геймплей — в особенности хвалили боевую систему и разнообразие врагов. Успех был настолько ошеломительным, что Square вскоре договорилась с Nintendo о выпуске игры в США. Самого Сакагути попросили как можно скорее начать работать над новой Final Fantasy. Когда хорошо продалась и она, каждую следующую часть стали ожидать с нетерпением. Создателю «Последней фантазии» пришлось отказаться от планов на высшее образование и вплотную заняться своей главной серией.

Final Fantasy Pixel Remaster / Square Enix

Основные особенности серии, а также что общего между разными частями Final Fantasy

Для каждой номерной части Final Fantasy придумывают свою вселенную с уникальным устройством и историей мира, ключевыми особенностями и магией. Некоторые части «Последней фантазии» превращаются в отдельные подсерии. Скажем, у первой Final Fantasy есть приквел-переосмысление — Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin. А Final Fantasy 13 превратилась в трилогию: для неё выпустили сиквелы Final Fantasy 13-2 и Lightning Returns: Final Fantasy 13.

Подобное разделение может запутать неподготовленных игроков. С выходом Final Fantasy 16 у серии будет, соответственно, 16 номерных частей. Если считать продолжения в рамках этих частей и спин-оффы, счёт игр пойдёт на десятки.

Однако всё гораздо проще. Начинать знакомство с серией можно с любой номерной части, так как ни одна из них не связана с другими напрямую.

Ближайшие аналоги Final Fantasy в игровой индустрии — серии Assassin’s Creed и Call of Duty. В их рамках тоже существуют отдельные подсерии. Например, трилогия Assassin’s Creed про Эцио лишь частично связана с мифологическими частями игры вроде Odyssey и Valhalla. А подсерии Modern Warfare и Black Ops в Call of Duty никак не пересекались до Black Ops Cold War в 2020 году.

Благодаря строгому разделению на отдельные вселенные Final Fantasy остаётся актуальной и спустя 36 лет после выхода первой части. У многих фанатов есть своя любимая «Последняя фантазия» — и зачастую это именно та игра, с которой они начали знакомство с серией. С теплотой вспоминают Final Fantasy 7 — первую 3D-игру во франшизе. Хорошо относятся и к десятой части, вышедшей на PlayStation 2 в 2001 году. Фанатские сообщества есть у каждой номерной Final Fantasy. А Хиронобу Сакагути называет девятую своей самой любимой игрой.

Final Fantasy 9 / Square Enix

У Final Fantasy есть и узнаваемые общие черты, которые позволяют пользователям распознать игру серии среди конкурентов. Среди них:

  • драматичный сюжет о спасении мира от сил зла — с магией и другими элементами фэнтези-жанра;
  • боевая система с использованием напарников — пошаговая до поздних частей, в реальном времени в современных играх;
  • визуальный ряд со стилистикой, напоминающей аниме — особенно в кат-сценах;
  • аранжировки заглавной темы от Нобуо Уэмацу, композитора Final Fantasy с первой по двенадцатую и четырнадцатой части;
  • обложки и логотипы от Ёситаки Амано, главного иллюстратора серии;
  • большое количество кинематографичных кат-сцен, начиная с седьмой части;
  • присутствие в каждой игре птиц чокобо, напоминающих смесь страусов и цыплят, и муглов (с третьей части) — маленьких существ с крыльями летучих мышей и антенной на голове.
Скриншот: Final Fantasy 15 / Square Enix

Как правило, номерные Final Fantasy также сочетают элементы «возвышенного» эпического фэнтези вроде «Властелина колец» и современные технологии. Скажем, уже в первой части герои перемещаются по средневековому миру на воздушном корабле. А в пятнадцатой действие разворачивается в мире, похожем на наш: персонажи разъезжают на машинах, но дерутся на мечах с фэнтезийными существами.

Но есть и исключения. Так, шестнадцатая Final Fantasy задумана как мрачное произведение в духе «Игры престолов».

Как Final Fantasy навсегда изменилась после 10-й части

Хиронобу Сакагути возглавлял разработку первых пяти Final Fantasy, но с шестой части перешёл на роль исполнительного вице-президента Square. Он продолжал придумывать вселенные, но у него уже не было полного контроля за ними: за следующие игры отвечали другие геймдизайнеры.

Сакагути занимался продюсированием проектов Square и стал режиссёром анимационного фильма Final Fantasy: Spirits Within. Однако тот провалился в прокате. В 2001 году Сакагути оставил пост вице-президента и перешёл на роль исполнительного продюсера без активного вмешательства в разработку следующих Final Fantasy.

Курирование франшизы вскоре перешло другим людям: в 2003 году Сакагути уволился из Square и основал новую студию. К тому моменту серия окончательно изменилась. Одиннадцатая Final Fantasy, вышедшая в 2002 году, радикально отличалась от предыдущих частей. Это была масштабная онлайн-RPG на манер серий Lineage и EverQuest с ежемесячной подпиской. После Final Fantasy 12 созданием музыки для серии перестал заниматься и главный композитор Нобуо Уэмацу. Он вернулся лишь для написания треков к оригинальной Final Fantasy 14, вышедшей в 2010 году.

Наиболее сильно уход Сакагути ощущался в Final Fantasy 13. Её разработку возглавляли геймдизайнер Мотому Торияма, продюсер Ёсинори Китасэ и сценарист Дайсукэ Ватанабэ, которые до этого вместе создавали Final Fantasy 10. Однако их новый проект встретили прохладно как критики, так и фанаты серии. Его называли игрой, которая растеряла очарование Final Fantasy, и даже худшей частью серии. В основном игрокам не нравились сюжет, персонажи и боевая система. Не оценили и чересчур скучную подачу истории.

Скриншот: Final Fantasy 13 / Square Enix

Начиная с тринадцатой части, каждую последующую Final Fantasy стали воспринимать с большим скептицизмом. Оригинальную версию четырнадцатой части и вовсе в среднем оценили на 49 баллов из 100 из-за обилия багов, малого количества контента и невнятного сюжета. Пятнадцатую «Последнюю фантазию» встретили теплее, однако отмечали разочаровывающую основную историю и спорную боевую систему.

Однозначно положительно после ухода Сакагути в 2003 году оценили лишь три проекта: Final Fantasy 12, обновлённую версию Final Fantasy 14 (в особенности дополнения Shadowbringers и Endwalker) и ремейк Final Fantasy 7 для PlayStation и ПК. Некогда легендарная серия, каждую игру которой воспринимали как большое событие для индустрии, частично потеряла свою репутацию. Однако всё может изменить следующий тайтл.

Почему Final Fantasy 16 называют возвращением серии в форму

После неоднозначной реакции на пятнадцатую часть издатель Square Enix изменил подход к развитию серии. Специальный комитет по Final Fantasy, который занимается продумыванием франшизы, разделили на две части. Одна половина, во главе с Ёсинори Китасэ, разрабатывает продолжения ремейков Final Fantasy 7. Другую возглавляет продюсер Наоки Ёсида, отвечавший за обновлённую Final Fantasy 14. Он курировал и разработку Final Fantasy 16 — игры, которая должна вернуть франшизе былую популярность.

Final Fantasy 16 — первая номерная одиночная часть серии со времён Final Fantasy 9, действие которой разворачивается в фэнтезийном средневековом мире. Главным героем выступает Клайв Росфилд — старший брат и телохранитель Джошуа, будущего правителя герцогства Розарии в королевстве Валистея. Родственник героя обладает силой эйкона Феникса — могущественного существа, дарующего человеку магические способности при рождении.

Судя по превью западных журналистов, Final Fantasy 16 — захватывающая и кинематографичная ролевая игра, которую стоит купить всем фанатам серии. Издание Polygon назвало её «элегантной современной эпопеей в духе игр PS2», а обозреватель Eurogamer похвалил тайтл за увлекательный геймплей и отличную драму. Отдельно выделяют боевую систему, за которую отвечал дизайнер Devil May Cry 5 Рёта Судзуки.

Демоверсия Final Fantasy 16 понравилась и большинству игроков. Они называют её «той самой Final Fantasy следующего поколения», которую они так долго ждали.

Видео: Final Fantasy 16 / Square Enix

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована