Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Геймдев
#статьи

В чём секрет Fortnite — суперпопулярной королевской битвы

Метавселенная, привлекающая миллионы игроков со всего мира.

Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

Жанр «королевская битва» настолько многогранный, что любой пользователь может подобрать себе игру в этом формате с учётом своих предпочтений — от научно-фантастической Apex Legends до реалистичной PUBG. На фоне этого разнообразия Fortnite остаётся уникальным в своём роде феноменом, точнее, мультивселенной, которая смогла объединить казуальных и хардкорных игроков, независимо от возраста и интересов. Даже многие люди, которые не играли в мультиплеерные шутеры, хотя бы раз слышали об этой игре.

Но как Fortnite удаётся удерживать лидирующие позиции на рынке в течение многих лет? Что побуждает игроков возвращаться в неё после выхода очередного сезона? Попробуем разобраться в этой статье.

Мы завели телеграм-канал «Чекпоинт». Делимся там впечатлениями от новых игр, рассказываем о культовых разработчиках и делаем подборки на любые случаи жизни (вы ведь наверняка искали список 40 лучших хорроров?). Подписывайтесь!

Краткая история Fortnite

Изначально Epic Games разрабатывала Fortnite в формате мультиплеерного PvE-лутер-шутера от третьего лица с акцентом на строительство, сбор ресурсов и выживание. Анонс игры состоялся в 2011 году в рамках мероприятия Spike Video Game Awards.

Дебютный трейлер Fortnite

Придумав оригинальную на тот момент концепцию, Epic Games столкнулась с тем, что проект обернулся долгостроем. Во многом это связано с неоднократным пересмотром общей концепции и разработкой уже на четвёртой итерации Unreal Engine. К тому же на ранней стадии производства компания заключила сделку с китайским гигантом Tencent, которая купила 40% акций Epic Games, а также несколько мест в совете директоров. В свою очередь это спровоцировало уход ключевых лиц Epic Games, включая продюсера Gears of War Рода Фергюссона и геймдизайнера Клиффа Блезински. Эти и многие другие обстоятельства отразились на сроках разработки.

Релиз игры состоялся только летом 2017 года, причём в платном раннем доступе. Купив Fortnite, пользователь сразу получал «Набор основателя» с дополнительными преимуществами на старте. И хотя игра ещё не была полностью готова, разработчики планировали уже на этой стадии собрать обратную связь, пообещав, что после окончательной доработки доступ к игре станет абсолютно бесплатным.

В PvE-кампании требовалось укреплять базы в разных зонах и защищать их от атак врагов
Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

Между тем за несколько месяцев до выхода PvE-кампании в ранний доступ состоялся релиз PlayerUnknown’s Battlegrounds. Новый режим королевской битвы привнёс новизны в концепцию мультиплеерного шутера и начал моментально набирать популярность среди игроков. Это явление заставило Epic Games пересмотреть свои планы. С середины 2017 года компания начала разработку бесплатного режима «Fortnite: Королевская битва» параллельно с PvE-кампанией.

По сравнению с лутер-шутером работа над новым режимом шла гораздо быстрее. Фактически его сделали за два месяца: релиз игры состоялся уже в сентябре. И так как Epic Games была заинтересована в привлечении большого количества пользователей, королевская битва запускалась независимо от платной PvE-кампании. Последняя во избежание путаницы получила название «Fortnite: Сражение с бурей».

Только в первый день запуска «Fortnite: Королевская битва» привлекла миллион игроков, а ближе к концу 2018 года количество одновременно играющих пользователей в этом режиме составило свыше 8 миллионов человек. К концу 2024 года количество зарегистрированных пользователей Fortnite перевалило за 650 миллионов игроков.

Трейлер первого сезона «Fortnite: Королевская битва»

Но чем именно так цепляет Fortnite? Рассмотрим ключевые особенности игры, которые выделяют её на фоне других мультиплеерных шутеров.

Ключевые особенности Fortnite


Графика и визуальный стиль

Fortnite придерживается яркой стилизации, которую часто называют мультяшной. За счёт такого визуального стиля игра заметно выделялась на фоне аналогов с реалистичной графикой, если вспомнить ту же PUBG. Учитывая, что в Fortnite нет крови, сцен насилия, смертей (в этом случае запускается условная анимация телепорта в лобби) и откровенного контента, возрастной рейтинг игры значительно ниже, чем у большинства шутеров. Такой подход способствует привлечению большого пласта аудитории детей и подростков.

Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

В апреле 2022 года с выходом очередного сезона королевской битвы Fortnite официально перешла на пятую итерацию движка Unreal Engine. Благодаря новым технологиям даже стилизованный мир стал более детализированным, а спецэффекты — ещё зрелищней. С переходом на новый движок Fortnite даже смогла выйти за пределы стилизации, демонстрируя потенциал реалистичной графики в кастомных играх (о них чуть позже).

Механика строительства

Одна из отличительных особенностей королевской битвы Fortnite — сбор ресурсов и строительство на протяжении всей сессии. На старте у игрока в инвентаре есть только кирка, с помощью которой он может крушить практически любое окружение и, помимо обычного лута с оружием и предметами, добывать ценные ресурсы —- дерево, камень или металл для последующего строительства укреплений.

Механика строительства затягивает перестрелки между игроками, так как, прежде чем добраться до противника, приходится уничтожать его отстроенные баррикады. В итоге каждая стычка с опытным игроком требует определённой тактики. Сам геймплей, к слову, стал более вертикальным по отношению к другим королевским битвам: когда на карте остаётся всего несколько выживших, обычно они строят высокие конструкции, чтобы противнику было тяжелее добраться до цели, к тому же высота в этом жанре даёт сильное тактическое преимущество. Главное — правильно укреплять постройки: в противном случае без опоры они могут разрушиться от выстрелов, как карточный домик, и незадачливый «строитель» разобьётся насмерть.

Разнообразная кастомизация

С каждым новым сезоном королевской битвы Fortnite предлагает пользователям всё больше разнообразных аватаров, эмоций (в том числе мемных) и аксессуаров, которые можно комбинировать между собой. Коллекционеры редких предметов и образов всегда могут заглянуть в магазин игры, где каждый день доступны различные лоты за внутриигровую валюту — В-баксы.

С каждым годом уникального контента становится всё больше, как и его видов. Появились композиции для воспроизведения в главном меню, некоторые персонажи могут менять облик даже во время игровой сессии, стало больше героев из других медиафраншиз. В конце 2024 года игроки даже получили возможность покупать обувь для персонажей. Важно отметить, что все эти предметы и образы не дают никакого преимущества в матчах, но, комбинируя их, игроки могут ещё больше подчеркнуть индивидуальность своего аватара.

Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

Кроссплатформенность

Fortnite доступна на всех платформах — от ПК и консолей до портативной Nintendo Switch и мобильных устройств. При этом игроки не изолированы в рамках одной системы и при желании могут объединяться с друзьями в группы, платформа участников группы в этом случае значения не имеет. Единственная проблема в том, что владельцы приставок и мобильных устройств в этом случае попадают в неравные условия из-за специфики управления. В любом случае объединение людей, которые не могут играть вместе в других играх-аналогах из-за разных устройств, выгодно отличает Fortnite от многих конкурентов.

Простор для творчества

В 2018 году в Fortnite появился творческий режим, где игроки могли создавать собственные острова, используя ассеты Fortnite, и делать игры с уникальными правилами. Новый режим быстро нашёл отклик у пользователей.

Сейчас творческая мастерская Fortnite значительно эволюционировала. В 2023 году Epic Games выпустила специальный редактор для пользовательских игр — Unreal Editor for Fortnite (UEFN). По сути, это упрощённая версия актуального Unreal Editor, где пользователь может сделать по-настоящему уникальную игру, добавляя в неё собственный авторский контент, и даже программировать события сессии. И сейчас в категории игр, созданных в творческом режиме, можно увидеть сотни разных проектов, включая полноценные миры с реалистичной графикой.

Скриншот: Unreal Editor for Fortnite / Epic Games

А благодаря коллаборациям Epic Games с популярными франшизами, авторы могут создавать игры с использованием сторонней интеллектуальной собственности без необходимости лицензирования. Например, в прошлом году появилась возможность создавать пользовательские игры, используя ассеты из вселенной «Черепашки-ниндзя», причём не только с ключевыми персонажами, но и со знакомыми локациями.

Презентация шаблонов из «Черепашек-ниндзя» в Fortnite для UEFN

Авторы контента, которым нравится пластмассовый мир LEGO, могут воспользоваться шаблонами готовых миров или сконструировать свой, используя готовые объекты окружения и различные устройства.

Презентация ассетов LEGO для творческого режима и UEFN

Каждый сезон уникален

Вселенная Fortnite основана на запутанной истории, как бы странно это ни звучало в ключе такого жанра. Каждый матч на острове — это повторяющийся цикл Петли, на протяжении которого буря смыкается в определённой точке, после чего цикл перезапускается. Вырваться из этого замкнутого круга может только один, то есть игрок, занявший первое место.

На протяжении сезонов главный герой — агент Джоунси из Ордена Петли — пытается положить конец бесконечным циклам, хотя его коллеги всячески стараются ему помешать. В итоге все его действия так или иначе приводят к появлению различных аномалий на острове — от практически полностью затопленного мира до появления сущностей-кубов, изменяющих реальность. На протяжении сезона мир острова постепенно может изменяться, а финал сезона королевской битвы, как правило, сопровождается очередным глобальным событием. Игроки могут поучаствовать в этом ивенте и узнать, чем закончился очередной сюжетный эпизод.

Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

Почему Fortnite всё ещё популярна?

С момента выхода игры прошло достаточно времени, и у Fortnite появилось немало достойных конкурентов в жанре. Тем не менее королевская битва от Epic Games по-прежнему занимает лидирующие позиции и продолжает наращивать аудиторию. Ниже перечислим несколько важных критериев, благодаря которым Fortnite не теряет актуальности.

Активная вовлечённость сообщества

Популярность Fortnite во многом обусловлена активной поддержкой игрового сообщества. Это не просто фандом, а масштабная сеть создателей контента, сформированная стримерами, видеоблогерами и авторами пользовательских игр. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сообщества игры, привлекая новую аудиторию.

К примеру, один из самых известных стримеров Fortnite — Тайлер Блевинс, более известный как Ninja, стал своего рода амбассадором игры. В YouTube можно найти много фрагментов из его трансляций, где он демонстрирует свои отточенные навыки в шутере, остроумно комментирует процесс, а порой достаточно бурно реагирует на происходящее в сессиях. Его совместный стрим с рэпером Дрейком, проведённый в 2018 году, собрал более 600 тысяч зрителей на Twitch. Ninja даже удостоился собственного аватара в Fortnite и стал ярким примером развития карьеры стримера, мотивировав тысячи игроков по всему миру приобщиться к этой королевской битве.

Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

Помимо трансляций, по игре активно снимают видеоконтент. Как правило, это руководства, обзоры новых боевых пропусков, машинимы и просто нарезки из геймплея. И как уже упоминалось ранее, авторы могут создавать пользовательские игры. В свою очередь Epic Games готова поддерживать любые творческие начинания сообщества с помощью реферальной партнёрской программы «Поддержка авторов». Для разработчиков пользовательских карт в UEFN предусмотрена специальная программа монетизации «Создатели островов».

В прошлом году общая сумма выплат создателям контента, включая стримеров, видеоблогеров и авторов карт в экосистеме Fortnite составила 352 миллиона долларов.

Онлайн-мероприятия

В Fortnite часто проводятся виртуальные концерты и иммерсивные шоу с участием знаменитостей. На практике это реализовано следующим образом. Анонсируется дата события, и в назначенное время игроки вступают в очередь на сессию. После загрузки они оказываются на текущем острове сезона или на отдельной карте. В назначенное время запускается ивент с участием огромных аватаров знаменитостей. Всё действие сопровождается зрелищными визуальными эффектами. В зависимости от режиссуры шоу игроки могут в этот момент парить в воздухе или выполнять определённые действия.

Первым масштабным мероприятием подобного плана стало шоу Astronomical от рэпера Трэвиса Скотта, которое состоялось во время пандемии. Ивент представлял собой интерактивную визуализацию микса из отрывков песен исполнителя, и по мере смены композиций менялись и сцены. Игроки могли летать по этому миру и рассматривать гигантскую модель рэпера со всех сторон, но с определёнными ограничениями — таким образом каждый зритель мог наблюдать визуализацию в самом выгодном ракурсе.

Запись шоу Astronomical в кинематографическом режиме повтора

После успеха Astronomical концерты и иммерсивные шоу в Fortnite с участием известных исполнителей стали постоянной практикой. Epic Games проводит подобные мероприятия несколько раз в год. И каждое выступление становится своеобразным иммерсивным приключением, где история подаётся через визуальные образы.

Сцена из виртуального шоу-концерта Rift Tour с участием Арианы Гранде
Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

Во время масштабного шоу-концерта Remix: The Finale, прошедшего 30 ноября 2024 года, пиковый онлайн в игре составил более 14 миллионов пользователей.

Также в рамках Fortnite иногда проводятся и живые выступления, транслируемые на большом трёхмерном экране. Зрители, то есть игроки, в этот момент могут занять удобное место для просмотра, танцевать или просто бегать по локации.

Привлечение новой аудитории

У многих людей существует стереотип, что из-за мультяшности и контента, связанного с молодёжными субкультурами, Fortnite ориентируется в первую очередь на зумерскую аудиторию. Отчасти это так, но Epic Games постоянно работает над тем, чтобы привлечь игроков других возрастных категорий и круга интересов. Помимо уникальных персонажей, полюбившихся пользователям, во внутриигровом магазине регулярно появляется новый контент и аватары из разных сфер развлечений, включая кино, анимации, видеоигры и медиаиндустрию в целом.

Сейчас в Fortnite ростер подобных персонажей настолько вариативен, что каждый пользователь может найти аватар, которым он хотел бы сыграть — от Эминема и Джона Уика до Лары Крофт и Финна Человека из «Времени приключений». В совокупности такие коллаборации с франшизами и знаменитостями позволяют привлечь в игру даже тех, кто ни разу не запускал Fortnite, но давно мечтал поиграть в определённом образе.

Дэрил Диксон из «Ходячих мертвецов» тоже попал во вселенную Fortnite
Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

Интеграция новых режимов

Epic Games регулярно прислушивается к сообществу и вносит в геймплей королевской битвы новые изменения. Например, многим игрокам, включая автора этой статьи, не нравилась механика строительства, так как с ней игра требовала не только отточенной стрельбы по врагам, но и умения быстро строить укрепления. А для этого нужно много практиковаться. И в одном из сезонов Epic Games ввела новый режим «Нулевая высота», где механика строительства отсутствовала как класс, а сам геймплей был сконцентрирован исключительно на перестрелках. Такой формат настолько полюбился игрокам, что его сохранили на постоянной основе.

В настоящий момент вечерний онлайн режима «Нулевая высота» составляет в среднем 200 тысяч человек.

Рациональный подход к монетизации

Ранее уже упоминалось, что игрок может приобрести косметические предметы, которые никак не влияют на геймплей. Также в Fortnite за В-баксы доступна расширенная версия боевого пропуска с большим количеством наград, включая саму внутриигровую валюту. Таким образом при активной игре пользователь может отбить потраченные вложения.

Кроме того, В-баксы необязательно покупать. Их можно фармить каждый день, выполняя ежедневные задания в PvE-кампании «Сражение с Бурей» (если игрок приобрёл её ещё на стадии раннего доступа). Также небольшое количество внутриигровой валюты встречается и в слотах бесплатного боевого пропуска.

Интерфейс бесплатного боевого пропуска в мобильной версии игры. Светлым выделены предметы и валюта, которые можно получить просто прокачивая уровни
Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

И хотя в этих случаях нафармить определённое количество валюты уже сложнее, чем просто купить её за реальные деньги, — это достаточно честный подход, который существует далеко не в каждой бесплатной мультиплеерной игре. Даже если человек не тратит реальные деньги на покупку валюты, он регулярно уделяет внимание игре и становится частью постоянной аудитории. Это, в свою очередь, способствует стабильному онлайну игроков в течение многих лет.

Постоянное развитие

С каждым сезоном не только обновляется карта королевской битвы, но и сам геймплей обрастает новыми механиками, видами экипировок и способностями. В итоге игрокам требуется некоторое время, чтобы адаптироваться к нововведениям, к примеру научиться делать подкаты или эффективно использовать гаджет с присоской, чтобы быстро перемещаться от одного здания к другому. Поэтому даже спустя много лет Fortnite не надоедает постоянным игрокам, не говоря уже о начинающих или о тех, кто возвращается после долгого перерыва.

Регулярные графические улучшения тоже вносят свою лепту в эволюционирование игры, за счёт чего она не выглядит устаревшей. И внедрение новых технологий продолжается до сих пор. Например, совсем недавно Epic Games анонсировала реалистичную физику в игре. Пока нововведение представлено исключительно как экспериментальная функция, которую авторы могут интегрировать в свои проекты, созданные в UEFN. Не исключено, что в будущем реалистичная физика появится в одном из новых сезонов.

В конце концов, за годы Fortnite стала не просто королевской битвой, а полноценной метавселенной, которая постоянно расширяется. Известные персонажи, селебрити, интерактивные шоу, коллаборации с популярными франшизами, результатом которых становятся самостоятельные режимы по типу LEGO Fortnite, — всё это продолжает привлекать новых пользователей и удерживать старожилов.

Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

* * *

Наблюдая за тем, как, по сути, экспериментальный режим королевской битвы со временем превратился в настоящий культурный феномен, можно предположить, что Epic Games выработала свою собственную формулу успеха. И секрет Fortnite заключается в постоянном развитии, взаимодействии с сообществом, регулярном отслеживании новых тенденций и способности адаптироваться к ним без потери самобытности.

Благодаря этому игра смогла со временем трансформироваться в глобальную платформу не только для хардкорных сессий, но и для творчества, медиаразвлечений и даже социального взаимодействия. В результате практически каждый пользователь может найти в этой метавселенной занятие по душе. Учитывая жёсткую конкуренцию за онлайн игроков, именно такая гибкая концепция позволяет Fortnite не просто оставаться актуальной, но и сохранять лидирующие позиции среди мультиплеерных игр.



Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована