Обед в особняке филина и тёмная тайна закусочной — 5 бесплатных инди-хорроров на вечер
Рассказываем об инди-проектах, которые легко проглядеть, и об их создателях.
Скриншот: игра Flicker of Hope / Studio Whip
Редакция «Геймдев» Skillbox Media продолжает рассказывать о маленьких и совершенно бесплатных играх в Steam и на itch.io. Сегодня в списке хорроры, а предыдущую подборку можно найти здесь.
Flicker of Hope
Flicker of Hope — проект студентов Florida Interactive Entertainment Academy (FIEA), в котором с первых минут прохождения безошибочно угадываются сразу две игры. В визуальном стиле, атмосфере и управлении героем — Little Nightmares, а в механиках — Candleman.
Сюжет построен вокруг маленькой свечки, которая путешествует по тёмному собору и зажигает погасший в нём свет. Если вчитаться в описание игры на странице Steam, то история открывается с неожиданно глубокой стороны: главный монстр, преследующий героя, — это бывшая монахиня, посвятившая себя лечению больных чумой. Жертвы были настолько многочисленны, что её поглотило отчаяние, и она потеряла человеческий облик.
Свечка пытается закончить дело, начатое некогда жившим в соборе монахом: вернуть утраченный свет, а вместе с ним — надежду. Хрупкость последней отчётливо чувствуется в дрожащем пламени, которое быстро угасает под давлением тьмы. Это добавляет игре напряжённости: действовать приходится быстро, перебегая от одного безопасного места к другому и намеренно накрывая голову гасильником.
Хоть кто-то и может решить, что Flicker of Hope — это просто склеенные копии двух игр, в ней есть что-то особенное. Непроглядные тени, жуткий хрип монахини и не покидающее ощущение опасности погружают в атмосферу отчаяния и даже немного пугают. Как правило, студенческие проекты нацелены в первую очередь на практику и групповую работу, а не на исключительную оригинальность и внушительные размеры. Они — как пробное творение, на котором оттачивается мастерство, чтобы затем создать что-то большое и качественное.
Fingerbones
Эту игру разработал Дэвид Шиманьский, наиболее известный как создатель преемницы классических шутеров 1990-х Dusk. Fingerbones — это симулятор ходьбы (хотя сам разработчик не любит это определение), где игроку предстоит исследовать опустевший бункер и по кусочкам собирать историю, которую всё ещё помнят серые стены тех комнат.
Игра повествует о мужчине, укрывшемся вместе с дочерью во время неких страшных событий, которые в итоге привели к краху привычного мира. После семьи мало что осталось — лишь стопка разбросанных повсюду листов с записанными воспоминаниями, через которые и ведётся всё повествование в игре. Удивительно, но этого хватает, чтобы рассказать связную историю и создать осязаемое ощущение тревоги.
Записи подводят игрока к этой тревоге медленно, постепенно: в них главный герой шаг за шагом теряет человечность, обнажая животные инстинкты, и сначала это освобождение от моральных цепей даёт ему эйфорию. Но с каждой записью безумие зажимает в тиски всё крепче.
Некоторые игроки придерживаются теории, что и самого конца света не было, потому что это событие не подтверждается ничем, кроме воспоминаний одного человека. Катастрофа могла произойти на самом деле — или главный герой мог её судорожно выдумать после того, как его личный мир рухнул. Путешествие по бункеру — это путешествие по извращённому уму, и страшно становится не из-за неожиданного скрипа или неморгающих глаз в темноте, а из-за того, что прочитаешь на последней странице дневника.
Чтобы поиграть в Fingerbones без знания английского, придётся искать русификатор: на тексте завязаны не только повествование и атмосфера, но и несколько загадок, важных в прохождении. Но есть и хорошая новость: в портфолио разработчика можно найти ещё несколько похожих хорроров с тягучей атмосферой.
«Мне ближе медленно нарастающий страх, чем ужас, который бьёт в лицо. Лично для меня игры, идущие по второму пути, в итоге получаются совсем слабыми, или в них просто неприятно играть. В случае с Fingerbones я хотел последовать примеру [игры] Scratches и создать ощущение страха минимальными средствами вместо того, чтобы обрушивать на игрока тонну скримеров, которые могут и не сработать… Лучше я напугаю игрока шёпотом и одним словом, чем каким-нибудь визжащим чудовищем. Такие хорроры существуют, но их мало. Поэтому я решил взяться за них сам».
Дэвид Шиманьский,
создатель Fingerbones
The Supper
The Supper — это короткая страшилка в жанре point-and-click, которую сам создатель, Октави Наварро, называет игрой «на один укус». Она рассказывает историю о старушке, владеющей закусочной, где гостям предлагают экзотические блюда под особым фирменным соусом.
Хоть The Supper и довольно незамысловатая — об одной из двух главных тайн догадываешься почти сразу, — она притягивает взгляд проработанной графикой и интересной анимацией, а сцены как будто вышли из какой-то абсурдной мрачной сказки. Чего стоят одни деликатесы из меню.
Впрочем, второй сюжетный поворот более неожиданный и даже немного душевный — настолько, насколько позволяют обстоятельства. Разработчик рассказывал испанскому порталу AnaitGames, что в игре заложена аллегория: три гостя, которые приходят поужинать, олицетворяют депрессию, страх смерти и гнев. Насколько это считывается — решать вам, но персонажи в любом случае колоритные.
У Наварро есть ещё несколько маленьких хорроров с похожим геймплеем, а сам он специализируется на пиксель-арте и рисует срезы историй: о пожилой паре, создающей игрушки для детей всего города; об аристократах, которые всем поместьем ловят орла, укравшего младенца; о жителях города, застигнутых сильным наводнением. Любимая работа самого художника — о дочке рыбака, которая во всём ищет маленькие радости, даже когда жить тяжело.
До того как взяться за свой первый хоррор, разработчик участвовал в создании детектива Thimbleweed Park в роли аниматора и художника окружения. Во время работы над игрой Наварро задумался о том, чтобы создать собственное графическое приключение; тогда он мечтал об амбициозном 20-часовом проекте. Но в итоге решил начать с нескольких некоммерческих мини-историй, чтобы набить руку, а уже затем браться за что-то более масштабное.
Dinner with an Owl
Ещё одна игра о еде?.. Отнюдь! Скорее о временной петле в старом английском особняке, где на обед подают перловый суп, мясо ягнёнка и пирог с почками, а во главе стола сидит человек с головой филина — и держит гостей в заложниках.
Dinner with an Owl — самобытный, местами нелепый, но обаятельный проект в жанре point-and-click от Тимо BoringSuburbanDad Вегенера и Бастиана Виндзуса (последний написал для игры саундтреки).
История начинается с того, что главный герой отправляется на несколько дней в командировку и приезжает в поместье Мистера Брауна по деловым вопросам. Он заходит в рабочий кабинет и видит хозяина с птичьей мордой, который предлагает ему оставить дела на завтра и пройти в столовую.
Герой настойчиво пытается добиться объяснений, но проживающие в доме дворецкий и «задержавшиеся в гостях» женщина с дочкой упорно не дают ему ответов. Всё, что остаётся приезжему, — это спрашивать, что подают на обед, и замышлять убийство среди таинственных стен особняка.
Напряжённые события в Dinner with an Owl время от времени перебиваются странными деталями: слишком драматичными восклицаниями, самым неожиданным в истории игр появлением в кадре злодея, который вдруг начинает петь, — а коронную фразу «Let’s have dinner!» хозяин дома произносит с такой интонацией, будто в обеде заключается смысл его существования.
Мистическим образом эти вставки игру не ломают, а, наоборот, только добавляют ей шарма. Интригующая завязка держит интерес, простые на вид персонажи хорошо запоминаются, а несуразные моменты вклиниваются так неожиданно, что вызывают искренний смех.
Dinner with an Owl появилась ещё в 2017 году во время ежегодного геймджема The Adventure Jam. Она привлекла внимание игроков уже тогда и даже попала на канал видеоблогера Markiplier. В итоге Тимо решил пересмотреть проект и доработал звуковое сопровождение: реплики озвучили актёры, а за музыку взялся давний друг разработчика Бастиан (в прошлом метал-гитарист). В 2021 году игра появилась в Steam и собрала горстку положительных отзывов.
Примерно год назад Тимо и Бастиан начали работать над новым проектом под названием Inside the Moonlight Box — игра сохранит стилистику Dinner with an Owl и расскажет новую историю из той же вселенной, случившуюся до событий в поместье.
Spooky’s Jump Scare Mansion
Spooky’s Jump Scare Mansion с виду очень простая: игрок попадает в загадочный особняк и должен пройти через тысячу комнат, не умерев.
На первый взгляд кажется, что в игре мало контента, но это не так. Некоторые помещения и правда отличаются друг от друга разве что размером, текстурами и минимальными декорациями, но между ними встречаются неожиданные находки.
Среди врагов — двенадцать монстров, каждый с уникальным дизайном и особенностями. Один из самых запоминающихся — кукла-марионетка с огромным шилом в руке. Это единственное существо, о предыстории которого в игре можно найти записки.
В записках рассказывается о том, как давным-давно в одну деревню пришёл кукольник, мастеривший из дерева марионеток. Лавка пользовалась успехом, а другие торговцы начали терпеть убытки и возненавидели конкурента. Однажды они решили отомстить ему и бросили всех его марионеток в реку. Не помня себя от горя и отчаяния, мастер прыгнул в воду, чтобы спасти кукол, но утонул сам. Деревня зажила как прежде — до тех пор, пока через несколько лет в ней не стали бесследно пропадать дети. Вместо них в лесу находили лишь деревянных марионеток.
Время от времени игроку встречаются особые места вроде зала с игровыми автоматами или подвала с компьютером, на котором можно найти информацию о монстрах. Сами комнаты постепенно меняют тематику, так что из подземелья можно неожиданно попасть в лес или жуткий школьный коридор. А в качестве перебивок — случайные скримеры в виде картонных страшилок, выпрыгивающих из стен. Правда, из пугающего у них чаще всего только громкий звук (иногда слишком, будьте осторожны).
В Spooky’s Jump Scare Mansion есть два режима, сюжетный и бесконечный, и тонна записок, оставленных предыдущими жертвами особняка, а главные монстры вдохновлены известными фильмами, сериалами и играми вроде Over the Garden Wall, The Thing, Silent Hill и Amnesia. Причём некоторые секреты и записки попадаются только в бесконечном режиме, что мотивирует на повторное прохождение.
В сюжетном режиме героя в холле встречает хозяйка — привидение по имени Спуки, которая наводнила лабиринт монстрами и специально заманивает в него людей. Сами чудовища родились в лаборатории: Спуки спроектировала их, вдохновившись… страшилками из интернета. Хотя в её записях это звучит не так прозаично:
«Сегодня во время вылазки [в интернет] я нашла идею для первого образца… Кажется, это существо терроризирует верхний мир и известно под именем Джефф. Дальнейшее исследование показало, что существует не один, а сразу несколько Джеффов; некоторые из них даже скрещиваются с другими монстрами».
Зачем Спуки это нужно? Оставим тайну нераскрытой, чтобы вы в конце узнали сами. К слову, в игре две концовки, и ответ даётся только в хорошей.
Spooky’s Jump Scare Mansion была создана в GameMaker командой всего из двух человек, Lag Studios. Позже вышел платный ремейк на Unity с обновлённой графикой, новым контентом и поддержкой VR, а ещё два DLC.