Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Геймдев
#истории

«Мои работы видят люди по всей стране»: история 2D-художника Павла

Пройдя обучение по 2D, Павел смог монетизировать своё давнее увлечение. Сейчас он иллюстрирует книги, выпускает комиксы и преподаёт рисование детям.

Изображение: личный архив Павла Никитаева

Павел Никитаев

Россия, Иркутск


Пройденные курсы


Достижения

Освоил 2D-графику и активно берёт фриланс-заказы, а его иллюстрации и комиксы публикуются в журналах и получают награды.


ссылки


Павел рассказал:

  • почему предпочитает растровую графику векторной;
  • как начал преподавать рисование детям ещё в середине обучения;
  • как творческий тандем с супругой помог ему в карьерном росте;
  • в чём специфика работы над комиксами;
  • почему возвращение в найм не препятствует творчеству.

«Коллеги хвалили мои рисунки и поддерживали меня»: как уйти с завода на фриланс

— Павел, когда ты впервые начал рисовать?

— Ещё в самом детстве. У меня были друзья, которые тоже увлекались творчеством, и мы часто проводили время вместе за рисованием. В средней школе я начал посещать художественный кружок, где нас учили работать с традиционными материалами вроде красок и карандашей — это дало хорошую базу. А уже во взрослом возрасте я заинтересовался графикой и стал разбираться в Photoshop.

В какой-то момент, по личным причинам, я на пять-шесть лет сделал перерыв в рисовании. Вернулся к нему только в 2018 году — тогда я работал на фармацевтическом предприятии и успевал рисовать лишь в перерывах. Коллеги видели мои работы, хвалили и поддерживали: говорили, что у меня хорошо получается и что я могу монетизировать свои навыки.

Постепенно я и сам начал задумываться о том, чтобы превратить любимое хобби в источник дохода. Тем более к тому моменту я уже пробовал себя в простом дизайне — стилизовал портреты под живопись, делал коллажи.

И вот я начал искать уроки в интернете, смотреть блоги других художников и так однажды наткнулся на профильные курсы Skillbox. Больше всего меня привлекло обучение по 2D: я его приобрёл и приступил к учёбе. А через год и вовсе уволился, чтобы сосредоточиться только на творчестве. Правда, недавно я снова вернулся на завод, так как столкнулся с финансовыми трудностями.

— К началу обучения ты уже имел опыт в рисовании и работе с графическими программами. А было ли что-то новое, что далось тебе непросто, несмотря на знания?

— Были моменты, которые я понимал не сразу. Но со временем, в процессе практики, я всё же начинал в них разбираться. Сейчас я продолжаю учиться и если сталкиваюсь с чем-то новым, то просто гуглю инструкции.

Например, я уже прошёл курс по Photoshop, но до сих пор не освоил маски слоёв. Из-за этого я не пользуюсь многими функциями, которые могли бы упростить мою работу. Да, я всё равно могу реализовать почти любую свою задумку, но это занимает больше времени, чем могло бы. Так что здесь важны не только навыки, а умение посмотреть на процесс и грамотно его оптимизировать.

3D и векторную графику я только начинаю изучать. Пока осваиваю всё самостоятельно — по материалам из интернета и основываясь на собственном опыте.

— Многие художники говорят, что предпочитают растровую графику векторной. А какого мнения придерживаешься ты?

— Я в основном работаю с растровой графикой — просто потому, что к ней привык. Рисую дома на компьютере, на планшете и даже на смартфоне. В растре мне комфортно: можно смешивать цвета и прорабатывать детали, как в традиционном рисовании.

С векторной графикой я тоже немного знаком — пробовал делать иллюстрации в Adobe Illustrator и CorelDRAW. Там, конечно, совсем иной подход: меньше возможностей при работе с цветом — в основном используется заливка, без сложных переходов и смешивания. Но есть и плюсы: изображения легко масштабируются без потери качества, а это важно, если работа идёт в печать.

Вектор хорошо подходит для мультяшного стиля, комиксов и логотипов — везде, где нужны чёткие линии и формы.

Тем не менее даже комиксы я предпочитаю делать в растре — мне он даёт больше свободы.

«Я получил более глубокое понимание своего ремесла»: как учиться самому, обучая детей

— Когда у тебя появились первые заказы? И где ты их находил?

— Всё началось с иркутской IT-школы Digital Lab. Я выложил на «Авито» объявление о том, что рисую портреты, иллюстрации и комиксы с примерами работ и ценами. Через какое-то время со мной связался сотрудник школы и предложил пройти собеседование на позицию преподавателя по графике.

Я тогда уже вернулся на завод, но искал подработку, поэтому согласился. На встрече я сразу же предупредил, что у меня нет педагогического образования и я даже не прошёл курс по 2D до конца, но работодателя это не смутило — ему понравились мои работы, и он поверил в меня.

Сначала меня познакомили с командой, показали оборудование, попросили продемонстрировать, как я рисую и что умею. А после предложили вести занятия по воскресеньям.

Я обучал детей основам рисования и графики: показывал, как создавать иллюстрации, придумывать и рисовать комиксы. Работал по методичке школы, которая во многом напоминала курс Skillbox, только адаптированный для школьников. И сам в процессе тоже продолжал учиться.

— Наверное, интересно быть в роли ученика и учителя одновременно. Как преподавание помогало тебе в обучении и наоборот?

— Честно говоря, я не самый общительный человек, который поначалу даже не понимал, как именно нужно преподавать. Я объяснял простым языком, как сам это вижу, и, как оказалось, детям этого было вполне достаточно. Они хорошо воспринимали информацию, и с каждым занятием я сам вместе с ними учился доносить свои мысли точнее, быть терпеливым и вовлечённым.

Бывало, что дети капризничали и не хотели работать. Тогда я старался реагировать спокойно и подстраиваться под группу.

Если нужно было разобрать новую тему — например, перспективу или правила построения света и тени, — то я сначала сам смотрел обучающие видео, в том числе на платформе Skillbox, повторял материалы по методичке, и только потом уже объяснял ребятам.

Мы проходили основы композиции, правило третей, свет, тень, полутень, рефлексы. Я показывал, как всё это устроено в рисунке. Когда дошли до темы комиксов, разбирали хронологию, повествование, стилистику.

В процессе я получал не только опыт преподавания, но и более глубокое понимание своего ремесла.

— Идея преподавать отрисовку комиксов — это твоя инициатива или часть программы?

— И то, и другое. За полгода до того, как мы начали полноценно заниматься созданием комиксов, у меня уже появилась мысль попробовать себя в этом жанре. Я с детства увлекался комиксами, собирал зарубежные издания, изучал биографии авторов.

Но всё не решался — сомневался, смогу ли сам написать связный сюжет и диалоги. А потом познакомился с девушкой-писательницей. Она показала мне свои рассказы, и мы решили поработать вместе. Так родилась наша первая история — тридцатистраничная книга, для которой я сделал 12 иллюстраций. Летом мы её даже издали и презентовали в Союзе литераторов. И примерно тогда же я начал преподавать этот жанр.

Кстати, а та девушка — теперь моя жена!

«Комикс — это не просто рисунки с речевыми „пузырями“»: как создать собственный проект

— Расскажи подробнее про проект в соавторстве — в чем его идея?

— Идея, по сути, принадлежит жене. Она с детства придумывает разные истории, участвует в литературных конкурсах. Я проиллюстрировал один из её рассказов — детскую сказку «После заката». Мы отпечатали за свой счёт примерно 15 экземпляров, несколько из которых продали, а остальные — отдали в местную библиотеку.

На следующий год я нарисовал мини-комикс по другому её рассказу. Мы работали в плотном тандеме: советовались по поводу видения персонажей и стиля. Я чувствовал поддержку от неё и полную творческую свободу — не было никакого давления. Комикс вышел в иркутском литературном журнале «Азъ-Aрт».

Позже жена познакомила меня с главным редактором журнала, и он попросил меня создать пять отдельных иллюстраций для номера, посвящённого мини-комиксам. Одна из моих работ заняла первое место среди всех представленных!

Сейчас редактор презентует этот номер в разных городах России. То, что мою работу видят и отмечают люди по всей стране, сильно меня вдохновляет.

Параллельно я начал придумывать собственные истории. Сейчас готовлю к выпуску свой комикс — лёгкий рассказ в духе «Черепашек-ниндзя» и детских мультфильмов. Самое кайфовое в этом жанре — свобода. Я могу пробовать себя и в серьёзных, «взрослых» темах, и в юмористических, доступных детям.

— Ты много занимаешься комиксами. В чём специфика работы художника в этом жанре?

— Главная специфика в том, что ты не просто рисуешь картинки, а одновременно становишься и художником, и сценаристом, и режиссёром. От тебя зависит, как именно будет рассказана история — через ракурсы, цвет, ритм.

Особенно важно сохранять единый стиль — он держит повествование в конкретных рамках и создаёт атмосферу. Даже если сюжет скачет по времени или настроению, всё должно быть визуально связано.

— Как ты выстраиваешь работу над комиксом?

— Всё начинается с текста: я читаю рассказ или сценарий, потом делаю раскадровку — набрасываю фреймы, в которых будут разворачиваться события. Это как монтаж в кино: с его помощью задаётся ритм, движение, настроение.

Затем я выбираю цветовую палитру и начинаю прорабатывать персонажей. Если они не описаны в тексте, то я уточняю у автора возраст, характер, профессию — всё это помогает визуализировать образ. Стараюсь сразу представить, как герой будет выглядеть, как двигаться, во что одеваться.

Диалоговые «пузыри» я добавляю в последнюю очередь, чтобы они аккуратно вписались в композицию, без лишней перегрузки. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы картинка не просто сопровождала текст, а усиливала его, раскрывала настроение, характеры, сюжетные повороты.

Комикс — это не просто рисунки с речевыми «пузырями». Нет. Это продуманное визуальное повествование, где важна каждая деталь.

Во время работы я обязательно советуюсь с автором: показываю промежуточные версии, собираю обратную связь. Это совместное творчество, и важно, чтобы иллюстрации не просто совпадали с текстом, а усиливали его смысл.

— А как всё происходит, когда ты придумываешь историю сам, а не иллюстрируешь чужую?

— Довольно интуитивно. Иногда сначала делю сюжет на акты, как в театральной пьесе: завязка, развитие, кульминация, финал. Это помогает задать структуру и упрощает раскадровку. Но чаще — просто начинаю писать, и по ходу рождаются сцены, диалоги, визуальные образы.

Иногда вдохновляюсь фильмами, книгами или другими комиксами — могу взять оттуда идею или позаимствовать атмосферу. Могу вспомнить что-то и из жизни.

Когда черновик готов, я отправляю его жене — она читает и советует, что можно изменить или усилить. Это очень помогает: как профессиональный автор она видит, что работает, а что — не очень.

Павел с супругой на презентации книги «После заката»
Фото: личный архив Павла Никитаева

Именно она подсказала мне, что лучше всего у меня получаются весёлые, динамичные и лёгкие для восприятия истории. Без излишней серьёзности, но пропитанные энергией, ритмом и драйвом.

«Заработал достаточно, чтобы „отбить“ стоимость обучения»: как находить клиентов

— Павел, какие заказы ты берёшь, помимо комиксов?

— Первые фриланс—заказы появились у меня благодаря преподаванию в школе. Я познакомился там с человеком, который впоследствии порекомендовал меня писательнице, пишущей о Сибири и Байкале. Она попросила меня сделать несколько иллюстраций для её книги «Сказки-раскраски». Требовалось создать именно рисунки без заливки, чтобы читатели могли их самостоятельно раскрасить.

Позже она порекомендовала меня ещё одному писателю-байкаловеду. Я сделал несколько иллюстраций к его первой книге, а сейчас заканчиваю вторую — она называется «Микромир» и посвящена природе Байкала.

— Как ты формируешь прайс на свои иллюстрации? Чем руководствуешься?

— Всё зависит от сложности. Если брать, например, формат для книги «Сказки-раскраски», где нужен просто чёрно-белый лайн без цвета и деталей, то такую работу я оцениваю примерно в 500 рублей за иллюстрацию. То же самое касается и каких-нибудь иконок, знаков, символов, если это что-то небольшое и несложное.

Если же речь идет о подробной, детализированной иллюстрации, то цена уже выше — от полутора-двух тысяч рублей. Например, у меня был один заказчик, который попросил написать ему портрет в стиле 18+. Работа оказалась непростой — из-за количества правок я работал над рисунком целый месяц. С учётом этого я попросил за услугу 10 тысяч рублей.

Несмотря на то что у меня очень либеральный прайс, я всё равно смог заработать достаточно, чтобы отбить стоимость обучения.

— И всё же: несмотря на то что ты начал зарабатывать на любимом деле, тебе пришлось вернуться на старую работу. Многие творческие люди воспринимают такой шаг как откат и неудачу. Что бы ты сказал тем, кто так считает?

— Главное — не останавливаться и продолжать заниматься своим делом. Если у человека есть цель, то он рано или поздно обязательно к ней придёт, даже если путь будет извилистым и на нём будут остановки.

Работа на заводе никак не мешает моему развитию. Я продолжаю учиться: смотрю видеоуроки, рисую персонажей, делаю домашние задания. Рисую даже во время смен, если выдаётся свободная минута. Просто начинаю на смартфоне или планшете, а дорабатываю дома на компьютере.

Не забрасываю и преподавание — сейчас у меня два ученика. Я даже как-то обучал ребёнка с особенностями развития. Многие сомневались, что у меня получится, ведь у меня не было опыта работы с такими детьми, но всё вышло. Это был важный и очень ценный опыт.

Преподавание в целом очень меня вдохновляет. Когда видишь, как у детей загораются глаза от того, что они узнали и смогли, хочется больше творить самому.

Начало любого творческого пути — это почти всегда сложно. Я просел в финансах, залез в долги. Сейчас я постепенно их закрываю. Главное то, что я не остановился и продолжаю двигаться к своей цели.

У меня есть заказы и есть свой проект — комикс. Я рассматриваю его как инвестицию — это моя интеллектуальная собственность, в которую я вкладываю время и душу. Хочу создать уникальную историю о родном городе — Иркутске. Показать, что действие комикса можно поместить в любой контекст.

Я даже уже нашёл человека, который поможет мне с продвижением. Верю, что всё получится.



Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Курс с трудоустройством: «Профессия 2D-художник» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована