South of Midnight рассказывает интересные истории, но душит боевой системой
Южная готика во всей красе.


Скриншот: игра South of Midnight / Compulsion Games
Южная готика — не только болота, древняя магия и упадок. Это также мрачные тайны и личные трагедии, в которых часто виноват вовсе не тот, кто согрешил. South of Midnight рассказывает множество мрачных историй, посвящённых маленьким людям, которые попали в такой водоворот, что им уже никак не выбраться. Таков Глубокий Юг. Он перемалывает людей и заставляет идти на ужасные поступки.
Западные журналисты пишут, что это необычайно важное произведение: игра хорошо показывает культуру темнокожего населения американского Юга и аутентично работает с символизмом. Да даже позы, движения и интонации, как говорят, аутентичные. А вместо жёлтой краски, которой в современных играх помечают места, до которых можно допрыгнуть, авторы используют оттенок синего, — такой краской темнокожие жители Юга красили пороги своих домов, чтобы отпугивать злых духов.
Я, который в США даже не бывал, конечно, не могу оценить культурные аспекты игры. Для меня South of Midnight просто в крайней степени причудлива, и это тоже хорошо работает.

Так, главную героиню, девушку Хейзел, большую часть игры сопровождает говорящий гигантский сом — он же играет роль рассказчика. Сом, как и многое другое, походит на ожившую куклу, сшитую из лоскутов, — визуальный стиль у игры действительно яркий и запоминающийся.
Зачин у истории, правда, немного странный. Дом Хейзел вместе с матерью внутри уносит потоком реки из-за урагана. Но вместо того чтобы дождаться, пока шторм утихнет, и вызвать спасателей, девушка отправляется искать уплывший дом сама. Ну да ладно, это ведь сказка! Мрачная и жёсткая сказка меж тем.
Во время путешествия Хейзел посещает несколько деревень с хибарами, в которых люди живут кое-как, свиноферму (со своей страшноватой историей), болота — места запоминающиеся, необычные. И в каждом новом месте разворачивается грустная и жестокая маленькая история. Люди убивают друг друга по самым разным причинам: кто-то из зависти, кто-то из жадности, кто-то из-за того, что иначе не получается. Юг наполнен скелетами в шкафах.

Хейзел — девушка непростая. Она Прядильщица, способная не просто видеть мистических существ (и монстров), но ещё и распутывать клубки боли, которые страдающие люди оставляют на ткани мироздания. Собственно, этим и предстоит заниматься всю игру: погружаться в жуткие истории, разбираться, что вообще произошло, и распутывать рубцы, которые оставляют после себя несчастные люди.
Часть историй вращается вокруг монстров, которые выступают в роли боссов. Так, в игре есть, например, Обнимающая Молли — паукообразное чудовище, похищающее детей, и гигантский аллигатор. Все они вдохновлены реальными легендами Юга, но переосмыслены.

Боссов немного, и исполнены они изобретательно (кроме финального), хоть и без изысков. Но вот проблема: большую часть времени юной Прядильщице предстоит сражаться с обычными рядовыми монстрами, и это ужасно утомляет. Каждый раз битва проходит по одному сценарию: Хейзел приходит на арену, на неё вываливаются монстры в разной последовательности и количествах, и нужно убивать их и расплетать одного за другим.
Видов монстров мало, и все они какие-то непонятные сгустки плоти, движения которых невозможно нормально считывать. Я так и не научился вовремя уворачиваться от самого обыкновенного удара самого слабого врага: у него такие дизайн и анимация, что в тайминг попасть очень сложно.
Мало того что удары противников плохо считываются, так они ещё и дуболомы — долбят и долбят, прервать атаку толком не получается. Да к тому же удары индексируются плохо: красным на чёрном. Арены все состоят из каких-то чёрных пузырей и веток, так что ориентироваться нормально невозможно.
Приёмы у Хейзел тоже странные. Есть у неё, например, удар по области, но он слишком медленно делается, и за это время тебе успеют сунуть пару тычек. Есть притягивание к себе, толчок и захват воли противника, но перезаряжаются они долго, так что в основном приходится подбегать, бить обычными ударами и отскакивать. Из-за этого вкупе с отвратительным дизайном монстров и локаций, а также плохой цветовой индикацией бои превращаются в кашу.

Скриншот: игра South of Midnight / Compulsion Games
Словом, лучше бы боёвки в игре вообще не было. Остался бы платформинг — местами неловкий, но приемлемый, — и исследование действительно талантливо нарисованных локаций.
Можно было бы предположить, что в игре будут сплошь болота (южная готика всё-таки), но на самом деле места, которые посещает Хейзел, крайне разнообразны. Иногда авторы даже дают волю юмору — немного странному и жестокому, но почему бы нет. Так, одна из самых запоминающихся локаций — свиноферма, где в ангаре в кучу свалены сотни тушек свиней: Хейзел даже начинает тошнить. Вокруг ангара же установлены разбрызгиватели навоза… или как это лучше назвать? В общем, Хейзел ёмко отметит там, что ходит по колено в дерьме.

Скриншот: игра South of Midnight / Compulsion Games
Удивительно, насколько живой и насыщенной получилась South of Midnight, даже несмотря на скверную боёвку. Игра постоянно удивляет: новыми, берущими за душу историями, окружением, которое говорит само за себя, и даже песнями.
Саундтрек для игры написал Оливье Деривьер (Plague Tale, Remember Me). Он признаётся, что это была самая большая музыкальная постановка в его карьере. Помимо того, что Деривьер сам написал огромное количество блюзовых и джазовых композиций с налётом кантри, он также поработал с живыми музыкантами и даже оркестром. «Банджо, кларнет, саксофоны, трубы, тромбоны, гитары. У нас есть скрипка, конечно, и церковный орган. У нас есть пианино в стиле хонки-тонк и детский хор», — говорил Деривьер.

Музыка в South of Midnight действительно выдающаяся. И это продаёт игру и заставляет проходить её дальше, несмотря ни на что. Музыка здесь — отдельный игровой персонаж. Все крупные истории в South of Midnight сопровождаются песнями, и игра расцветает с ещё большей силой. Ненадолго она даже превращается в этакий мюзикл с геймплеем.
И вот сделать бы в South of Midnight нормальную интересную боёвку — был бы хит. А так — очень талантливая и уникальная в своём роде игра не без проблем, которая идеально смотрится в каталоге Game Pass. Времени, проведённого в ней, совсем не жаль.