Скандинавская мифология в играх
Разбираемся, как в играх реализованы самые популярные сюжеты и образы персонажей скандинавской мифологии.
mohamed_hassan / pixabay
Сохранитесь и подпишитесь: наш Telegram-канал «Чекпоинт» — уютное место, где мы рассказываем об играх и о том, как они создаются.
Влияние мифов средневековых скандинавов на нашу жизнь больше, чем многим кажется. Например, большинство названий дней недели в английском языке происходит от имён древнегерманских богов:
- Tuesday (вторник) — Tyr’s day — день Тюра.
- Wednesday (среда) — Odin’s day — день Одина.
- Thursday (четверг) — Thor’s day — день Тора.
- Friday (пятница) — Freya’s day — день Фрейи.
Скандинавская мифология — настоящая вселенная, устроенная по своим законам. Разобраться в легендах северян нам помог Левон Цатуров — руководитель проекта Age of Silence и ветеран исторической реконструкции раннего Средневековья.
Чьи верования стали основой для скандинавских мифов?
Скандинавские племена не признавали христианской религии и оставались язычниками дольше, чем другие народы Европы, — до XI века. Викинги до принятия христианства исповедовали традиционную германо-скандинавскую религию, основанную на мифах.
Люди приписывали богам и другим существам явления, которые не могли объяснить: смену погоды и времён года, цикл жизни, особенности психики и даже бытовые вопросы. Основанные на верованиях легенды стали основой для двух книг — главных источников скандинавской мифологии. «Младшая Эдда» — прозаическое произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанное около 1220 года. И «Старшая Эдда» — поэтический сборник древнеисландских песен, опубликованный примерно в 1260 году.
В кино и литературе средневековые скандинавы оказали влияние на жанр фэнтези в целом, книги Дж. Р. Р. Толкина, «Игру Престолов». К тому же воинственный нрав викингов — отличная основа для экшена, что доказывает популярность сериала по мотивам книг Джорджа Мартина.
«В поп-культуре образы, взятые из мифологии, часто создаются без соблюдения исторической достоверности. Используется набор штампов, отвечающих представлениям зрителя. Устоявшийся образ викинга популярен: когда необходимо изобразить любого варвара, чаще всего берётся внешность древнего скандинава. Любые северные народы вымышленной вселенной будут так или иначе отсылать к языческим верованиям скандинавов. Например, в классическом фэнтезийном Warhammer норды и хаоситы явно вдохновлены скандинавской мифологией. Мир вселенной похож по географии на нашу планету, а племена на севере Империи находятся на полуострове, напоминающим скандинавию. Если рассмотреть фантастический Warhammer 40,000, там тоже есть отсылки к мифам в именах героев и названиях планет».
Левон Цатуров,
руководитель проекта Age of Silence и ветеран исторической реконструкции раннего Средневековья
В играх скандинавский сеттинг стал появляться с начала 1990-х. В 1991 году вышла изометрическая RPG Dusk of the Gods, в 1993 году — платформер-головоломка The Lost Vikings. Последняя примечательна возможностью играть за трёх персонажей, у каждого из них — уникальные способности, которые необходимо умело чередовать. А в завязке героев похищает повелитель галактической империи: уже в самом начале своего пути виртуальные викинги не стремились к достоверности.
«У меня сложные отношения с играми в скандинавском сеттинге в силу профдеформации, поскольку я много лет занимаюсь реконструкцией раннего Средневековья. Тем не менее, если выделять наиболее достоверную игру про викингов, я бы упомянул большую партийную RPG Expeditions: Viking».
Левон Цатуров,
руководитель проекта Age of Silence и ветеран исторической реконструкции раннего Средневековья
Как, по верованию скандинавов, появился мир?
После хаоса появились два мира — Нифльхейм, мир льдов и туманов, и Муспельхейм, огненный мир.
В Tomb Raider: Underworld Лара Крофт находит Нифльхейм на дне Средиземного моря. Вход стережёт кракен — не раз появлявшееся на экранах морское чудовище из фольклора исландских моряков. Одолев кракена, Лара находит артефакт — перчатку бога грома и молнии Тора.
По преданию, вылетевшие из Муспельхейма искры смешались с растаявшим льдом Нифльхейма и произвели великана Имира — первое живое существо. Мир людей появился, когда первые асы — верховные боги — убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард: мясо стало землёй, кости — горами, волосы — растениями, из мозга боги сотворили облака, из черепа — небосвод.
Именно от слова «Мидгард» Дж. Р. Р. Толкин произвёл английское название Средиземья. В Final Fantasy VII путешествие героя начинается в Мидгарде.
«Достаточно точно мифические сюжеты перенесли в Valhalla Chronicles. Это изометрическая двухмерная RPG начала нулевых с акцентом на путешествиях между мирами скандинавов. Она напоминает «Князя», только в другом сеттинге. Ещё я отметил бы, как удачно изображены элементы мифологии в Dead in Vinland — это 2D-инди-выживач, где ты играешь за семью викингов, потерпевшую кораблекрушение».
Левон Цатуров,
руководитель проекта Age of Silence и ветеран исторической реконструкции раннего Средневековья
Устройство мира
Всего в скандинавской мифологии существует девять миров, которые связаны мировым древом Иггдрасиль. В представлении северян дерево — центр мироздания и объединяющий элемент.
В последней популярной игре про викингов — Valheim — игрок с самого старта видит в небе Иггдрасиль. Мы подробно разбирали хитовый проект шведов Iron Gate — из нашего материала можно больше узнать о причинах его успеха.
В Hellblade: Senua’s Sacrifice Иггдрасиль светится синим изнутри, таким образом символизируя внутренний мир героини.
По скандинавской космологии мир людей — Мидгард — находится посередине, на одном с ним уровне ещё два мира:
Ётунхейм — родина великанов ётунов. Первые обитатели мира были врагами богов и людей. Самый известный из ётунов — Локи. Боги разрешили ему жить с ними за его необыкновенный ум и хитрость.
Ванахейм — мир богов плодородия ванов, чей род заключил мир с асами. К ванам относится богиня любви и урожая Фрейя: в «Ведьмаке 3» она богиня островов Скеллиге, а в дополнении Dragonborn для The Elder Scrolls 5: Skyrim — спутница главного героя.
Ниже мира людей находится Нидавеллир — родина гномов. Во вселенной D&D Нидавеллир поделён между гномами, дворфами и дроу. В Нидавеллире живут дворфы из Warcraft. А в скандинавской мифологии гномы называются цвергами — это «тёмные» родственники альвов.
Альвы — духи природы, их имя — аналог древнеанглийского «эльфы». Полубожественные существа живут выше людей в мире Альвхейм. Кратос в God of War попадает в Альвхейм в период войны между светлыми и тёмными альвами.
Представления о рае и аде
Хельхейм — обитель мёртвых. Холодный, тёмный и туманный мир. Завязка сюжета Hellblade — путешествие Сенуи в мир мёртвых. Она пытается спасти из рук богини Хель душу своего погибшего возлюбленного.
В мир Хельхейм суждено попасть всем живущим — кроме доблестно погибших воинов, их заберут в Вальгаллу. Так древние скандинавы воплощали своё представление о рае. В гигантском дворце обитают герои, бившиеся до последней капли крови. В последней на данный момент части серии Assassin’s Creed Вальгалла — один из игровых миров.
Вальгалла — небесный чертог в Асгарде, мире богов-асов, который находится выше всех остальных миров. В игровой индустрии небесный город дал своё название VR-игре Asgard’s Wrath, события которой начинаются как раз в мире асов.
Помимо богов в Асгарде живут валькирии. По преданиям, они летают на крылатых конях над полем битвы и решают, кому из павших воинов попасть в Вальгаллу. В мифах валькирии предстают дочерьми главного бога, Одина. Японская серия тактических ролёвок Valkyria Chronicles от Sega начинается с вторжения валькирий в вымышленную страну Галлию.
Погибшие герои из Вальгаллы вместе с валькириями упоминаются как свита бога Одина в Дикой Охоте. Распространённый европейский миф о всадниках апокалипсиса послужил названием и одним из столпов сюжета третьего «Ведьмака». Согласно скандинавской версии легенды, бог Один с группой призрачных всадников путешествует по земле, собирая души людей.
Главные боги
Как уже упоминалось выше, асы — главные боги во главе с Одином. Пантеон богов крайне обширен, постараемся разобраться в самых популярных образах.
Too Human объединяет скандинавскую мифологию с научной фантастикой. Главный герой — Бальдр, сын Одина и верховной богини Фригг. По сюжету игры боги используют кибернетические имплантаты, а человечество находится в войне с машинами.
Бальдр появляется и God of War, где сражается с Кратосом, но не получает вреда даже от горы, которую главный герой обрушивает на него. Бальдр — бог весны и плодородия. В мифах он умирает и воскресает, что символизирует цикл природы, «умирающей» осенью и «воскресающей» с приходом весны.
Мифология становилась основой не только для экшенов, но и для игр других жанров. Один из примеров — стратегия Age of Mythology, спин-офф серии Age of Empires. Скандинавы — одна из фракций там, а Один, Тор и Локи дают игроку уникальные скиллы.
Также скандинавские боги становятся супергероями во вселенной Marvel. Тор — владыка грома и молний, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. Проверить мощь его знаменитого молота можно, например, в Marvel’s Avengers.
Если Тор знаменит своей силой, то произошедший из рода великанов Локи — бог хитрости и обмана. Его часто представляют трикстером, он крайне неоднозначный герой. Локи — один из главных антагонистов в Marvel: Ultimate Alliance 3. Он организует атаку на Асгард, где Доктор Дум похищает Одина.
В слэшере 2000 года Rune игрок противостоит Локи, а в конце выбирает, убить или освободить закованного глубоко под землёй бога. При втором выборе игра заканчивается поражением, ведь бог хитрости предаёт героя. Так и в мифах Локи почти всегда предаёт своих слуг.
С богом обмана связано много сюжетов. Например, порождение Локи — Ёрмунганд, мировой змей, опоясывающий мир людей. Он упоминается в StarCraft — в честь змея названа стая зергов. Удивительно, но скандинавскую мифологию можно найти и в CS:GO. Ёрмунганд подарил название коллекции скинов для оружия.
В Tomb Raider: Underworld было своё объяснение мифа: «Ёрмунганд — всего лишь термин, указывающий на срединно-океанические хребты, где сходятся платформы всех континентов. Поэтому змей опоясывает Землю по дну морскому. Самая северная точка Среднеатлантического хребта — старейшая и при этом самая слабая геологическая точка на Земле. Древние создали устройство, бьющее в ахиллесову пяту планеты — оно вызывает мощные извержения вулканов по всему миру, которые „пробуждаются и наполняют воздух ядом“. Согласно легенде, во время Рагнарёка великаны уничтожат мир в огне, однако на самом деле причиной тому станут извержения вулканов».
В мифах часто упоминается битва Тора с чудовищем. Они убивают друг друга во время Рагнарёка.
Рагнарёк
Рагнарёк — представление скандинавов об апокалипсисе. Финальная битва богов с чудовищами, где погибают все. Сражение заканчивается концом света.
«С самого начала изучения северных мифов я замечал в них удивительное, странное чувство юмора. Крайне мрачное и абсолютно невозмутимое. При изучении скандинавских персонажей я обнаружил, что они сильно отличаются от персонажей греческой мифологии. Греческие боги — воплощение политиков. У них прекрасные доспехи, мраморные дворцы, они манипулируют маленькими людьми. Когда я читал о богах-асах, мне вспомнился Хантер С. Томпсон и его „Ангелы ада: Странная и ужасная сага о мотоциклетных бандах преступников“. В книге 1960-х годов он был погружён в жизнь байкерской банды — они готовы были драться в любое время, веселиться всю ночь и просто жить полной жизнью. Мне это напомнило асов — в мифах они стремились прожить каждый миг, поскольку знали, когда и от кого погибнут, — всё для них предопределено».
Кори Барлог,
руководитель разработки God of War
Во многих играх скандинавский апокалипсис нашёл своё отражение: название заимствует корейская MMORPG Ragnarok Online, а следующая часть приключений Кратоса будет называться God of War: Ragnarok.
Ролевая игра The Banner Saga передаёт ощущение наступающего Рагнарёка через механику событий — игроку крайне трудно выбрать правильный ответ во время случайных происшествий. Самое логичное решение регулярно приводит к краху.
«С точки зрения визуала и звука для меня лучшая игра в сеттинге — The Banner Saga. В ней не прямая завязка на скандинавской мифологии, скорее параллели, но за счёт картинки и музыки дух прекрасно передаётся. Гармоничная графика, меньше акцента на деталях — ведь именно в них чаще всего куча ошибок при воспроизведении сеттинга».
Левон Цатуров,
руководитель проекта Age of Silence и ветеран исторической реконструкции раннего Средневековья
Рагнарёк встречается и в играх, далёких от средневековой Скандинавии по сеттингу. Рагнарёк — лейтмотив сценария Max Payne. Заснеженный Нью-Йорк напоминает о прародителях этого сюжета. Найдётся место и прямой отсылке в виде клуба RagnaRock.
«Путешествие Макса Пейна — история мести, рассказ о человеке, оказавшемся настолько далеко в безумной, невозможной ситуации, что нормальная повседневная жизнь потеряла свой смысл. Всё, что осталось, — архетипы и метафоры, монстры и демоны. История становится мифом — было правильным привнести в сюжет все эти отсылки к скандинавам».
Сэм Лейк,
сценарист Remedy
Мифология скандинавов — огромный пласт культуры, разработчики находят вдохновение для своих проектов в самых разных мифах. Многие персонажи и сюжеты известных игр не стали бы такими интересными и глубокими, если бы в их основе не было верований средневековых северян.