Лучшие российские игры: 35 проектов от российских разработчиков
Как старые, так и новые.


Скриншот: игра Breathedge / RedRuins Softworks
Пожалуй, лучшим временем для российской игровой индустрии была первая половина нулевых — тогда вышло множество хитов, которые хорошо себя показали и за рубежом. Потом индустрия оказалась «вомгле» (это мем, но грустный), был опустошающий кризис 2008-го, бум онлайновых игр и, в десятых, формирование мобильного сектора, в котором российские студии определённо преуспели. Но в последние годы ситуация с хардкорными играми исправляется — выходит всё больше отличных инди-игр от российских разработчиков, есть и высокобюджетные студийные проекты.
Мы собрали список из 35 знаменательных для российской индустрии игр — но хороших проектов, конечно, значительно больше. Также отметим, что в список мы брали только хардкорные проекты для ПК и консолей.
Содержание
«Тетрис»
Дата выхода: 1984
Кратко: одна из важнейших игр в истории наряду с Pong и Asteroids

Кадр: Old Classic Retro Gaming / YouTube
Инженер-программист Вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов, по сути, просто тестировал новый компьютер — «Электронику-60». Чтобы оценить мощности железа, он написал на Pascal простенькую игру, основанную на тетрамино. Так появилась одна из величайших и самых увлекательных игр всех времён, различные версии которой активно выпускаются до сих пор.
Есть «стакан» и фигуры, падающие на дно. Фигур несколько типов, их можно переворачивать. Задача — ронять их таким образом, чтобы заполнялись линии. Да зачем мы вам рассказываем, вы же играли в «Тетрис» — как и, наверное, почти все на свете.
«Паркан: Хроника Империи»
Дата выхода: 1997
Кратко: космический симулятор, в котором смешивается множество разных жанров

Авторы «Паркана» хотели объединить всё лучшее из произведений разных жанров, и у них получилось. Удивительно технологичная игра для 1997-го (и с высокими системными требованиями для того времени) сочетала в себе космосим, экономическую стратегию и шутер от первого лица. Да к тому же космос генерировался случайным образом каждый раз, когда игрок начинал новую игру.
Игрок исследует достаточно большой космический кластер, разделённый на сферы влияния нескольких кланов роботов. С ними можно воевать (что доставляет много проблем, так что лучше грабить пиратов), а можно дружить, завоёвывая доверие и просто торгуя. Энергия корабля разделяется между разными его системами, которые, конечно, можно прокачивать. Хорошим подспорьем в битве становятся дроны — беспилотники, которых можно натравливать на врагов. Время от времени приходится переключаться в режим экшена от первого лица — таким образом, например, зачищаются планеты и вражеские корабли. Ресурс (а он тут один — топливо) можно добывать не только путём торговли или войны, но и колонизируя планеты.
После «Хроники Империи» Nikita выпустила «Железную стратегию», в которой уже не было свободы и космических путешествий — игра была посвящена битвам роботов на планетах. Частично этот концепт затем проявил себя в «Паркан 2», но эта игра, увы, не снискала такой популярности, как первая, — из-за многочисленных упрощений геймплея. Да и конкуренция в жанре к тому времени уже была высока.
Серия «Аллоды»
Дата выхода: 1998–2009
Кратко: культовая серия RPG, ставшая настоящим прорывом для российской индустрии игр

Про Nival мы в этом подборке вспомним не раз, но главная её игровая серия, пожалуй, «Аллоды» — она, кстати, хорошо себя показала и на западе. Первая часть с подзаголовком «Печать тайны» стала настоящим прорывом. Это микс из RPG и RTS (с уклоном в RPG) с отличной для 1998-го графикой и глубоким геймплеем с хорошей вариативностью в сражениях — тут тебе и разные классы, и наёмники, и несколько школ магии. А ещё там смена времени суток в реальном времени была. Во второй части Nival улучшила игру во всём, но и без того прекрасно работающая основа осталась прежней.
Есть в «Аллодах» и интересный лор. В ходе катаклизма (связанного с магией, разумеется) мир развалился на кусочки, плавающие в астрале, — собственно, аллоды. Каждым аллодом управляет Великий маг, который не может покинуть свои владения. И чего только на этих аллодах не происходит.
Затем была игра «Проклятые земли», которая не носила в заголовке названия серии из-за проблем с авторскими правами, но это тоже «Аллоды». Геймплей сильно изменился: RTS-механики исчезли, зато появились интересный крафтинг и стелс — враги в игре очень сильные, так что лучше атаковать их со спины. Плюс игра была исполнена в полном 3D и тоже прекрасно выглядела для своего времени. Видели знаменитый мем про рычаг и камень? Он из «Проклятых земель».
Ну и, наконец, «Аллоды Онлайн» — проблемный на старте клон World of Warcraft, который со временем оклемался и активно развивается до сих пор. Более того, за последние годы игра получила мощный буст в плане подписчиков, и кажется, что её ждёт ренессанс. Но Nival к ней уже не имеет отношения.
«Вангеры»
Дата выхода: 1998
Кратко: одна из самых непонятных (и потому прекрасных) игр на свете

«Вангеры» — игра не из простых. Во-первых, разобраться, что вообще нужно делать, очень сложно. Можно застрять уже на первом экране с интерфейсом. Во-вторых, ландшафт пространства, по которому предстоит колесить на транспортных средствах, выполнен на воксельной технологии, и каждая яма и холмик — серьёзное препятствие. Но если разобраться и кое-как приноровиться, то вам откроется удивительный мир, в котором... ни черта не понятно!
Но в этом и вся прелесть. «Вангеры» очень хорошо симулируют незнакомый и непонятный действительно чужой мир — где, к тому же, всем на вас наплевать. Вы тут вообще низшее существо, так что и отношение у местных к вам соответствующее. Язык здесь свой, и никто не будет ничего объяснять, а разные персонажи говорят об одних и тех же вещах разное. Сами разбирайтесь, что такое нимбосы с попонками и как заработать бибы. Это примерно как сепуление, которое делается посредством сепулькария, в котором, по всей видимости, содержатся сепульки.
Словом, гениальное произведение и настоящая классика.
«Периметр»
Дата выхода: 2004
Кратко: уникальная в своём роде стратегия, завязанная на терраформировании и контроле территории

События «Периметра» разворачиваются задолго до «Вангеров», и в целом сюжетно игры не связаны. Человечество вышло в иное пространство — Психосферу, впитавшую в себя психическую энергию человечества весь срок его существования. Учёные — спириты — считали, что через неё можно путешествовать между планетами, так что вскоре туда отправили колонистов. Действие игры разворачивается на мирах-спанжах, как раз таки созданных из воображения и чувств разных поколений людей. Но и кошмары, которые всё это время испытывало человечество, тоже воплотились на спанжах — в виде скверны. Скверна попыталась проникнуть и на Землю, так что коридоры в параллельный мир закрыли, бросив колонистов. Те вскоре разделились на фракции и стали воевать друг с другом, путешествуя по мирам-осколкам.
Геймплей в основе своей, казалось бы, стандартен для RTS: строим базу, производим войска, сражаемся. Всё дело в нюансах. Ключевую роль здесь играет терраформирование и создание энергосетей. Здания можно строить только на ровной поверхности — зерослое, и его сначала нужно образовать. Ресурс в игре один: энергия, и чтобы её добывать — нужно строить ядра, по сути электростанции, которые черпают энергию прямо из зерослоя и соединяются друг с другом и главным зданием базы.
Над ядрами можно поднимать периметр — защитное поле, уничтожающее противников. Но периметр очень быстро расходует энергию, так что это крайняя мера. Причём вражеские ядра можно захватывать и включать в собственную энергосеть, а зерослой под вражескими зданиями разрушать. Интересно и с армиями: юниты можно пересобирать прямо в процессе, превращая в другой вид — из наземных в воздушные, например. Всё это открывает огромное количество различных вариантов для тактики боя и захвата территорий.
Первая часть «Периметра» отлично показала себя как в России, так и за рубежом, быстро став культовой. А вот сиквел журналисты и игроки встретили прохладно — из-за малого количества нововведений и множества упрощений при этом.
«Корсары»
Дата выхода: 2000
Кратко: главная игра про пиратов после «Sid Meier’s Pirates!» 1987-го

«Корсары» — игра про свободу. И пиратскую романтику, конечно, тоже. «Акелла» развила формулу «Sid Meier’s Pirates!» и создала умопомрачительно красивую для 2000 года игру, где можно было просто торговать, перевозя грузы из одного порта в другой, и ловить от этого настоящий кайф. Но можно было, конечно, и воевать — нападать на торговые суда, обстреливая из их корабельных пушек, и брать их на абордаж. Или штурмовать целые форты. Игрок был полностью предоставлен сам себе, и именно этим игра была так хороша.
Увы, ни одно из продолжений не смогло достичь тех же высот. Во вторых «Корсарах» свободу изрядно порезали, доделывая игру к релизу фильма «Пираты Карибского моря» (хотя игра всё равно была замечательная), потом были ужасно забагованные, бедные геймплейно «Корсары 3» и ещё несколько частей, которые, увы, не смогли снискать той же славы, что первая игра.
«Дальнобойщики 2»
Дата выхода: 2001
Кратко: «Ёкарный бабай, жми!»

Первая часть «Дальнобойщиков» тоже считается культовой, но там речь идёт о гонках на тягачах, хоть порой и с хрупким грузом. Вторая часть же — полноценный экономический симулятор с перевозками грузов в открытом мире. Можно сказать, что «Дальнобойщики 2» породили целый пласт симуляторов перевозки грузов на тягачах.
Здесь было всё: и большая сеть дорог, и элементы менеджмента своей компании, и хрупкий груз, и необходимость заправляться, и соперники-конкуренты, и даже милиция с мафией. Но главное, конечно, — романтика большой дороги. Саундтрек к игре, кстати, записала «Ария».
А вот долгожданная третья часть, вышедшая в 2009-м, к сожалению, надежд не оправдала. Её критиковали за плохую графику, кривую физику полуприцепов, баги, одинаковые города и однообразный ландшафт. Да и конкуренты на рынке за восемь лет разработки у игры появились сильные.
Дилогия «Космические рейнджеры»
Дата выхода: 2002, 2004
Кратко: космический симулятор с огромной свободой действий, как в Elite

По духу свободы «Космические рейнджеры» близки к «Корсарам», но тут он ещё сильнее. Геймплейно две игры серии различаются не сильно, разве что во второй части есть стратегический режим — не очень интересный, но его можно просто игнорировать. Впрочем, если пройдёте одну часть, то наверняка захочется ещё.
В «Космических рейнджерах» смешивается сразу несколько жанров, включая текстовые квесты, ставшие культовыми. Глобальную космическую угрозу в теории можно даже не трогать: рукав галактики, где проходят игры, способен разобраться с ней сам (ну или с вашим минимальным участием). Но увернуться от клисанов в первой и доминаторов во второй части вряд ли получится: они отхватывают себе систему за системой. Помимо сражений, можно просто торговать и влипать во всякие интересные приключения, благо «Космические рейнджеры» — действительно эпические, и контента там предостаточно.
«Код доступа: „Рай“» и «Власть закона»
Дата выхода: 2002, 2004
Кратко: серия тактических игр в жанре киберпанка, ставшая культовой на постсоветском пространстве

Не так уж и много на 2002-й было хороших тактических игр в 3D, так что «Код доступа: „Рай“» знаменательна в этом отношении. Но как тактическая игра, она, к сожалению, не очень хороша из-за серьёзного дисбаланса разных билдов и типов оружия, а также неурядиц вроде постоянных промахов при высоком проценте вероятности попадания — даже хуже, чем было в XCOM: Enemy Unknown. Однако если как следует изучить её и приноровиться, то от сражений можно получать удовольствие.
Важнее тут другое — потрясающая атмосфера (и шикарная музыка, а также озвучка от «Пифагора»), проработанные персонажи, ролевой отыгрыш и лор. «Код доступа: „Рай“» рисует удручающую картину даже не просто социального расслоения, а скорой гибели человечества. Жизнь там есть только в нижнем городе (но там же преступность, нищета и упадок), а на этажах выше люди не то чтобы живут — скорее существуют, ни в чём не нуждаясь. Идея не нова, но степень проработки вселенной, которая получила название «Реальность 4.13», впечатляет.
Кстати, у «Кода доступа: „Рай“» есть фанатский ремастер на движке «Власти закона», устраняющий главные проблемы оригинала.
Ну а сама «Власть закона» же существенно расширяет вселенную. Игра посвящена истории Кэти, одной из героинь «Кода доступа», и это приквел. Кэти на тот момент работала в полиции, и, как нетрудно догадаться, там не всё гладко — речь всё-таки про киберпанк. Тактические сражения в этой части получились на порядок интереснее, чем в «Коде доступа», а баланс лучше — хотя игра тоже сложная. В остальном же «Власть закона» развивает идеи предшественницы: персонажи такие же интересные (тут есть смешной трусливый Крыс, и он крыса-мутант!), нелинейность и мощная атмосфера присутствуют.
Две части серии «Блицкриг»
Дата выхода: 2003–2005
Кратко: главная серия стратегий про Вторую мировую наряду с «Противостоянием» и Sudden Strike

Духовные преемницы российской стратегии «Противостояние» 1997-го, но глубже и интереснее. Геймплей фокусируется на самих сражениях — базу, как во многих RTS того времени, здесь строить нельзя. Игрок берёт под управление отряды из солдат и техники, которым нужно выполнить поставленную задачу — вариантов заданий есть несколько. Тактический элемент очень высок: есть разного типа юниты, вроде снайперов, техника получает достоверные повреждения, здания можно разрушать или захватывать, можно рыть окопы, наводить артиллерию, вызывать десант — в плане ведения войны игра многогранна, а сложность достаточно высока. Побеждать нужно не числом, а умением.
Проблема у «Блицкрига» была, по сути, одна: трудности у юнитов с поиском пути, из-за чего приходилось всегда держать их под контролем. Вторая часть переняла этот недостаток. Зато она стала сложнее: тактика «найди противника и жахни артиллерией» работает далеко не всегда, так что думать приходится применять ещё чаще. А ещё задания стали разнообразнее и появился элемент планирования наперёд — с вызовом подкреплений теперь приходится обращаться осторожнее, ведь они понадобятся на финальной битве в конце главы.
В третьей части, вышедшей в 2017-м (до этого она несколько лет была в раннем доступе), нововведений тоже много — появилось древо технологий, например. Однако большая часть новшеств заметно упрощает игру. Пропала механика снабжения, техника чинится сама собой, сила пехоты сильно увеличена, а потери состава прощаются после выполнения миссии. Зато в игре есть нейросетевой ИИ Борис, который обучается на ходу.
Есть, правда, одно но: судя по отзывам в Steam в какой-то момент «Блицкриг 3» сломался и на момент написания этого материала просто не работает. Так что к покупке мы игру пока не рекомендуем и в общем списке не учитываем.
Ex Machina
Дата выхода: 2005
Кратко: постапокалиптическая аркада про бои на грузовиках

Ex Machina могла бы стать чем-то вроде «Корсаров» в мире постапокалипсиса, если бы в ней было больше свободы. Но увы, она линейная, а торговать здесь хоть и можно, но недолго: очень скоро денег становится слишком много. Есть и другие проблемы — вроде плохого ИИ, надоедливого автолевелинга врагов и множества багов (порой критических). К тому же игра часто гоняет игрока из одной точки в другую, что занимает огромное количество времени, а по пути почти ничего не происходит. Может не понравиться и специфический юмор, основанный на отсылках к разным культурным явлениям.
Но что-то в этом всё-таки есть — колесить по вымершему миру на бронированных грузовиках, которые можно по-разному кастомизировать, менять им кузова и обвешивать разными пушками. Есть у Ex Machina какая-то своя непередаваемая атмосфера, которая и сделала её культовой на постсоветском пространстве.
В 2006-м для игры вышло самостоятельное дополнение «Меридиан 113», исправляющее некоторые недочёты оригинальной игры. А ещё есть фанатские патчи, которые улучшают её во всех отношениях.
Благодаря Ex Machina мы сейчас имеем Crossout от той же студии — популярную постапокалиптическую MMO с настолько мощной кастомизацией, что можно собрать почти что угодно. Главное, чтобы оно вообще могло ехать.
Sublustrum
Дата выхода: 2008
Кратко: видеоигра как аудиовизуальное интерактивное искусство

Игромеханически Sublustrum — квест в духе Myst (и такой же сложный). Но тут гораздо важнее, конечно, не механики, а повествование и аудиовизуальный дизайн. Проект начинался как интерактивный клип (если это можно так назвать) группы Anthesteria, где на развитие музыки можно было бы влиять. Вскоре авторы решили превратить задумку в сюжетную игру, но сюрреалистический визуальный ряд, музыкальная составляющая и звучащее окружение остались.
За исключением вступления, события Sublustrum происходят в этаком сновидческом пространстве — Мерцающем мире, впитавшем в себя образы из подсознания брата главного героя. Выглядит и звучит он так, что нескоро забудешь. И, разумеется, игра ничего не объяснит прямо — придётся догадываться, что вообще это было и что значит финал истории. Но в этом тоже состоит часть очарования Sublustrum: фанатских теорий несколько, и неизвестно, какая из них верная. И есть ли верная трактовка сюжета вообще.
Heroes of Might and Magic 5
Дата выхода: 2006
Кратко: пока что лучшее воплощение «Героев» после культовой третьей части

После банкротства 3DO права на «Героев» достались Ubisoft — компания решила мягко перезапустить серию и создать под продолжения (а заодно и всю Might and Magic) новый фэнтезийный мир Асхан. Разработку доверили российской студии Nival, ранее отметившейся дилогией «Демиурги», которая как раз использовала многие идеи «Героев». Получился интересный симбиоз, потому что некоторые наработки из «Демиургов» Nival затем использовала в Heroes of Might and Magic 5.
Пятые «Герои» в основном напоминают культовую третью часть, но некоторые удачные идеи разработчики взяли из спорной «четвёрки». Много чего, конечно, и своего. Так, строительство города стало гораздо интереснее, в боях больше манёвра (а ещё у героя есть свой ход), а замки в плане геймплея очень разнообразные. Ну и, конечно, нельзя не отметить красивейшую на тот момент и неплохо выглядящую до сих пор графику (вы вообще видели эти города?). Ситуацию на релизе сильно омрачили баги, но их потом поправили.
В одном из дополнений также была любопытная особенность, серьёзно влияющая на геймплей: у существ появились альтернативные улучшения, что сильно расширило простор для возможных тактик.
«Тургор»
Дата выхода: 2008
Кратко: настоящий артхаус от мира видеоигр

Жанр «Тургора» невозможно описать, игра вообще ни на что не похожа. Да, отдельные элементы можно сравнить с Okami или даже с выживачами, но в целом «Тургор» такой один. События разворачиваются в Промежутке, состоящем из разных небольших локаций. Там живут Сёстры — загадочные девушки, которые из этого Промежутка хотят выбраться. Чтобы получить хорошую концовку — нужно заполнить свои сердца цветом, который ты всю игру собираешь, или же насытить им одну из Сестёр.
Цвет (а их несколько) предстоит собирать, выбивать из особых существ, добывать из жил и выращивать в специальных садах. Всё взаимодействие с окружением, включая сражения, происходит через знаки, которые нужно рисовать — и на это тратится цвет. Ситуацию серьёзно осложняют Братья — ужасающие хранители здешнего порядка, которые со временем приходят в Промежуток и нападают на ваши сады, вас и Сестёр, которых вы насыщаете цветом. А ещё ведь время течёт неумолимо.
Помимо непривычного во всех отношениях геймплея, «Тургор» отличается необычным дизайном всего и вся (особенно Братьев) и уникальной атмосферой упадка, в котором игроку предстоит не только разрушать, но и созидать. Объяснять игру очень сложно, лучше попробовать самому.
Спустя год, в 2009-м, вышло переиздание «Голос цвета»: в чём-то игра стала проще, в чём-то — сложнее. Но фанаты обычно рекомендуют играть в оригинал.
«Операция Silent Storm»
Дата выхода: 2003
Кратко: отличная тактическая игра с разрушаемостью построек

Ещё одна выдающаяся игра студии Nival в этом списке. Silent Storm посвящена Второй мировой, однако от истории серьёзно отходит: нацисты здесь используют фантастические технологии вроде экзоскелетов панцеркляйнов, а главная угроза миру — лучевое оружие массового поражения, которое террористическая группировка (с ней предстоит сражаться) хочет запустить на орбиту Земли.
По структуре игра напоминает Jagged Alliance: вербуешь наёмников, отправляешь их на миссии, боёвка пошаговая. Большую роль играет стелс, а хороший снайпер пригодится практически на любом задании. Одна из ключевых особенностей Silent Storm — разрушаемость объектов и правдоподобная физика снарядов. Это же вносит в игру некоторый хаос: можно случайно взорвать половину здания, уничтожив лестницу, ведущую к квестовому персонажу. Но так даже веселее!
У игры есть два аддона — «Часовые» и «Серп и молот», причём последний изначально был фанатским модом (и там нет панцеркляйнов, что грустно).
«King’s Bounty. Легенда о рыцаре»
Дата выхода: 2008
Кратко: прекрасная сказка с волшебной атмосферой и интересными пошаговыми боями

История «Героев» началась по сути не с первой части, а с King’s Bounty 1990-го — она стала предтечей и заложила многие основы. Но расцвет серии случился позднее, когда после закрытия студии New World Computing права на King’s Bounty купила российская 1С. «Легенду о рыцаре» разработала студия Katauri Interactive, состоящая из авторов «Космических рейнджеров».
По духу King’s Bounty — классическое героическое фэнтези. Жизнерадостная, красиво написанная сказка с отличными художественным исполнением и музыкой. Если вы ищете интересное фэнтези-приключение в духе «старого доброго», то «Легенда о рыцаре» идеально подойдёт. Помимо прочего, здесь ещё и глубокая тактическая боёвка с массой скиллов, что позволяет постоянно экспериментировать (и порой результаты действительно удивляют).
К «Легенде о рыцаре» вышло несколько дополнений, которые либо продолжали сюжет, либо рассказывали новые истории. Самое важное из них — «Принцесса в доспехах», но и к другим тоже стоит присмотреться.
В 2021-м также вышла King’s Bounty 2 от другой студии, и она совсем не похожа на предшественницу — ни визуально, ни геймплейно. На релизе это был полный кошмар во всех отношениях, затем игру правили и даже сделали относительно неплохой. Но это всё равно блёклая тень King’s Bounty от Katauri.
War Thunder
Дата выхода: 2013
Кратко: сессионка о правдоподобно ведущей себя военной технике

Вы и так всё знаете о War Thunder благодаря надоедливым рекламным интеграциям у видеоблогеров, превратившимся в мем. А вот чего вы точно не знаете, так это то, что War Thunder — это самая масштабная бесплатная многопользовате...
Ладно, без шуток. Лучше всего об игре говорит тот факт, что на её форуме уже несколько раз сливали секретные документы со спецификациями реальной техники, чтобы доказать свою правоту в споре. Так что если вы хотите онлайн-экшен с военной техникой, которая ведёт себя правдоподобно, то вам сюда.
«Мор» (Pathologic 2)
Дата выхода: 2019
Кратко: игра о борьбе со смертью без шансов на хеппи-энд

Здесь могла быть оригинальная «Мор (Утопия)» 2005-го, но мы решили включить в подборку ремейк-переосмысление — потому что он во всём лучше. Несмотря на то, что кампания здесь только за одного из трёх главных героев, Гаруспика, это полностью законченное произведение. Остальные две кампании станут отдельными играми с уникальным геймплеем — Pathologic 3, посвящённая Бакалавру, выходит уже скоро.
Если пытаться причислить «Мор» к какому-либо жанру, то это будет, пожалуй, симулятор выживания. Выживать в городе, охваченной чумой, придётся много: добывать еду и другие припасы (возможно, преступными способами), избегать заражения, следить за усталостью. Выжить здесь действительно сложно, а ведь нужно ещё следить за важными жителями города и лечить их — игра говорит, что всех не спасёшь, и, скорее всего, так и будет. Чума ходит по городу, от района к району, и никого не щадит.
Смерть здесь разумна. Чума приходит к Гаруспику и говорит ему, что её волю не преодолеть — она заберёт тех, кого решила забрать. Преодолеть на самом деле можно, но очень сложно. В основном придётся смиряться с тем, что люди умирают, а ты ничего не можешь с этим поделать. Это игра про безысходность, про принятие смерти.
«Чёрная книга»
Дата выхода: 2021
Кратко: приключенческая игра с карточной боёвкой по мотивам чердынских быличек

Пермская студия «Мортёшка» и её основатель Владимир Белецкий очень любят свой край. Предыдущая игра студии, «Человеколось», частично была основана на фольклоре коми-пермяков, а «Чёрная книга» создана под впечатлением от быличек Чердыни — прекрасного древнего города в Пермском крае.
События разворачиваются в 1879 году, когда древние славянские верования вроде бы уже должны отходить, но в Чердынском уезде всё ещё очень сильны. Геймплей представляет собой смесь визуальной новеллы, адвенчуры и карточной игры — несложной, но всё-таки очень интересной. «Чёрная книга» — хороший пример правильной русскости в современных отечественных играх: с уважением к истории и этнографии, в необычном сеттинге и без перегибов, абсолютно искренне и с душой.
Escape from Tarkov
Дата выхода: 2017 (и всё ещё бета-версия)
Кратко: родоначальница жанра экстракшен-шутеров, который сейчас набирает популярность

Немногим позже старта беты Escape from Tarkov, которая продолжается до сих пор, вышла Hunt: Showdown от Crytek. Там тоже надо не просто победить, но ещё и вынести всю добычу с локации. Убили — всё потерял. Но Hunt, да и большинство других экстракшен-игр (то есть игр с добычей и эвакуацией), по степени проработки, хардкору и количеству контента не сравнится с Escape from Tarkov — кажется, именно «Тарков» была первой в жанре. Многие пытаются запрыгнуть на хайптрейн, но падают с него, как было раньше с изобретением MOBA, а потом и с королевскими битвами.
Escape from Tarkov стоит особняком. Экстракшен-игры по умолчанию сложные (после проигрыша ты всё теряешь), но «Тарков» сложная по-особенному: тут даже мобы под управлением ИИ представляют большую опасность. Автор игры Никита Буянов изначально рассчитывал на небольшое, но плотное комьюнити посвящённых — тех, о ком будут говорить: «Ого, ты играешь в „Тарков“, да ты настоящий хардкорщик». Но в итоге таких хардкорщиков оказалось огромное количество по всему миру. А ведь игра формально даже ещё не вышла.
Loop Hero
Дата выхода: 2021
Кратко: самобытный роглайт без прямого управления

В Loop Hero крайне интересная и своеобразная концепция. Главный герой бродит по закольцованной дороге и дерётся с монстрами на своём пути — причём он делает это сам, вы им не управляете. Зато на ваши плечи ложится подбор снаряжения (его много, и оно с разными свойствами) и установка различных объектов на карте. Что-то ставится прямо на дорогу, что-то возле неё или возле других объектов, что-то — в отдалении. Постройки (например, вражеские, которые дают боссу преимущество) можно уничтожать специальными картами. Есть, разумеется, и прокачка с разнообразными талантами, и даже база, которую можно улучшать новыми постройками.
Если на дороге героя поставить болото рядом с особняком вампиров, то вампиры вместо восстановления здоровья будут получать урон. Рядом с тайлом деревни можно построить особняк вампиров, что превратит деревню в вымершую и населит её врагами. Но зато после трёх кругов она будет вас лечить гораздо сильнее, чем обычная деревня. Горы, расположенные на шести тайлах квадратом, дадут много ресурсов. И так далее. Возможностей для стратегии очень и очень много: игра крайне богата контентом и никогда не перестаёт удивлять.
Дилогия Pathfinder
Дата выхода: 2018, 2021
Кратко: большие и насыщенные партийные ролевые игры на сотню часов каждая

Обе части Pathfinder от Owlcat Games — большие ролевые игры, в которых можно утонуть. Они основаны на системе и мире Pathfinder, настольной ролёвки, которую можно считать усложнённой версией D&D. Вернее, даже тем, чем D&D была раньше: в основе Pathfinder лежит третья её редакция.
Вместе с главным героем путешествуют сопартийцы: каждый — отдельная, хорошо прописанная личность со своим характером и историей. Классов, навыков, заклинаний и всяческих настроек много, бои обладают тактической глубиной. Ещё в каждой из игр есть глобальный режим: в Kingmaker нужно развивать и защищать своё королевство, а Wrath of the Righteous предлагает крестовый поход с битвами армий на манер «Героев».
Если сравнить две эти игры, то Wrath of the Righteous, конечно, по всем параметрам лучше: здесь и вариантов развития персонажа больше, и кат-сцены есть, и глобальный режим не такой удушающий, как в Kingmaker, где из-за ошибок в развитии королевства можно было проиграть. Игры сюжетно почти не связаны, так что можно смело начинать с Wrath of the Righteous.
Warhammer 40,000: Rogue Trader
Дата выхода: 2023
Кратко: большая ролевая игра в культовом злом сеттинге

Ещё одна изометрическая ролевая игра от Owlcat Games в списке. В этот раз по другой лицензии, о которой вы точно знаете, — Warhammer 40,000, где есть только война. Свой сеттинг игра отрабатывает на всю катушку: она злая, человеческая жизнь тут ничего не значит, а решив пройти личный квест сопартийца, можно обнаружить, что ты сделал только хуже. Есть три стиля прохождения, и если выбирать путь еретика, то герой рискует превратиться в конченую мразь.
Простор для построения билдов очень широкий, а боевой режим насыщенный: он пошаговый и тактический. Как и в случае с Pathfinder, есть глобальный режим: нужно прокачивать корабль (космические битвы, кстати, тоже есть) и следить за колониями. Но главное здесь, конечно, великолепная проработка мира и сюжет. Всем любителям тёмного фэнтези игра обязательна к ознакомлению.
Breathedge
Дата выхода: 2021
Кратко: юмористический сюжетный выживач с гигантским количеством отсылок

Курица в качестве важного гаджета. Кислородный шар из презерватива. Коллекционирование трусов. Неваляшка с лицом телекомпании ВИД. Пылесос-ракета в качестве космического мотоцикла. Хомячок в унитазе. В выживаче Breathedge очень много юмора — порой отличного, порой кринжового (что тоже смешно, впрочем). Причём юмор в Breathedge — это не просто шутки, он интегрирован прямо в геймплей. Можно сказать, что он его основа.
Авторы не стесняются издеваться над игроком. Так, например, в одном из заданий нужно отыскать 200 летающих в космосе гробов. Совсем немного! ИИ-помощник при этом глумится над игроком и прямо так и говорит, что это искусственное затягивание игрового процесса.
И огромное, просто гигантское количество отсылок ко всему подряд — как к фантастическим играм, фильмам и мультфильмам, так и к реальным событиям вроде пандемии коронавируса (коровавирус, хе-хе).
Благодаря всему этому собирать ресурсы, постоянно мотаться между базами и крафтить совершенно не надоедает. Ну и к тому же сюжет активно развивается и постоянно подкидывает что-то новое.
SnowRunner
Дата выхода: 2020
Кратко: симулятор езды по бездорожью

SnowRunner родилась из игры Spintires, и она, в целом, о том же самом, но больше, красивее и интереснее (пусть хардкора и стало меньше). Садитесь за руль грузовика (или джипа) и отправляетесь в увлекательное путешествие по бездорожью, где каждая колея скрывает в себе опасность.
Квесты в основном простые — доехать из точки А в точку Б. Но сделать это непросто, ведь в игре достоверная физическая модель, а дороги очень сложные и труднопреодолимые, застрять в грязи, перевернуться или свалиться с моста в реку легче лёгкого. Но в этом и вся прелесть! Лебёдка здесь — лучший друг, но и она не способна вытянуть машину из особо сложных передряг, так что надо маршруты планировать и очень внимательно относиться к дороге. Каждый путь, даже вроде бы короткий, превращается в настоящее приключение.
Atomic Heart
Дата выхода: 2023
Кратко: AAA-шутер в советском футуризме

Создание российской AAA-игры в наше время некоторым людям казалось настолько невозможным, что они даже не верили в существование Atomic Heart до релиза. Дескать, ролики фейковые, а игровые журналисты, видевшие разработку, — шарлатаны. Но вот в 2023-м она вышла — и тут же стала народной любимицей.
И дело не только в том, что сеттинг здесь — это альтернативный Советский Союз, который добился небывалых высот в робототехнике и технологиях в целом. Хотя в этом, конечно, тоже, потому что Atomic Heart вышла жутко стильной и полной интересных отсылок к советскому прошлому (и в музыке тоже). А ещё это просто хороший, насыщенный сюжетный шутер, в который приятно играть.
Вторая часть и отдельная многопользовательская игра в этой вселенной уже находятся в разработке.
MiSide
Дата выхода: 2024
Кратко: анимешный триллер, постоянно ломающий пространство

Главный герой MiSide — обычный парень со скучной жизнью, решивший позалипать в игру об обустройстве квартиры милой девочки Миты. Но потом что-то происходит, и он оказывается в этой игре — в лучших традициях аниме про попаданцев. Поначалу всё идёт вроде бы неплохо, но очень быстро выясняется, что Мита — настоящая психопатка, которая оцифровывает своих игроков и загружает на картриджи.
С этого момента начинается жёсткий триллер, который не просто ломает четвёртую стену — никаких стен там вообще нет. Рассказывать больше — значит испортить впечатление, так что отметим лишь, что история получилась не хуже, чем в знаменитой Doki Doki Literature Club, а геймплей умудряется постоянно удивлять.
Warhammer 40,000: Space Marine 2
Дата выхода: 2024
Кратко: зубодробительный эпический экшен о космодесантниках

Как и в случае со SnowRunner, авторы игры — интернациональная компания Saber с несколькими офисами в разных частях мира, но за разработку отвечала российская её часть. Это продолжение весьма спорного экшена от Relic, превзошедшее его во всём, — одна из главных игр 2024-го.
Как известно, в Warhammer 40,000 есть только война. Вот ей и предстоит заниматься, истребляя целые орды нечестивых тиранидов и хаоситов — можно в кооперативе. Экшен это предельно жёсткий и мясной, а врагов целые полчища. Запредельно эпичная и увлекательная игра.