Предыстория Alan Wake 2: чем запомнилась первая часть и почему мы так долго ждали сиквел
Чем привлекает игроков эта серия и чего следует ждать от её продолжения.
Скриншот: игра Alan Wake 2 / Remedy Entertainment
13 лет назад писатель Алан Уэйк приехал в городок Брайт-Фоллс, чтобы отдохнуть с женой и побороть творческий кризис, — и вместо этого столкнулся с ожившими кошмарами из собственной книги.
Тогда его приключения оборвались на полуслове, и больше 10 лет фанаты не имели понятия о дальнейшей судьбе героя — но всё равно надеялись, что разработчики из Remedy вернутся к его истории. Как мы знаем, их надежды оправдались: в конце 2021 года студия анонсировала Alan Wake 2 — а в этом году стало известно, что новая игра про писателя выйдет 27 октября.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает всё, что нужно знать о второй части Alan Wake, — а также о том, почему нам так долго пришлось ждать продолжения.
Из этого материала вы узнаете:
Чем запомнилась первая Alan Wake
Сразу стоит сказать, что обе части серии — это игры со сложной судьбой. Сэм Лейк, креативный директор Remedy и сценарист первой Alan Wake, сравнивал положение студии в процессе работы над ней с «проклятием второго альбома» — так называют ситуацию, когда дебют музыкальной группы становится хитом и коллектив боится разочаровать поклонников своей следующей пластинкой.
В случае с Remedy первым альбомом стала дилогия Max Payne — кинематографичный экшен про копа, который мстит за убитых жену и дочь, расстреливая гангстеров в режиме bullet-time. Обе игры вышли крайне успешными — и в итоге в 2002 году издатель Take-Two приобрёл права на бренд за 34 млн долларов, а позже выпустил триквел, разработанный Rockstar.
После этого команда Remedy решила попробовать что-нибудь новое. Потратив целый год на размышления, дизайнеры студии пришли к концепции игры, сильно отличавшейся от Max Payne.
Вместо боевика в стиле Джона Ву — мистический триллер, вдохновлённый творчеством Стивена Кинга и Дэвида Линча. Вместо крутого полицейского из Нью-Йорка — писатель детективов, пишущий книги о полицейских вроде Макса Пэйна. Вместо линейных уровней — большой открытый мир. И как раз с последним у Remedy начались проблемы.
Дело было не в технологиях: программисты Remedy написали для игры движок, который поддерживал создание больших локаций, а также динамическую смену времени суток и погоды. Проблема была в другом: дизайнеры не знали, как объединить нелинейное изучение больших локаций и кинематографичный сюжет с проработанным главным героем.
Разработчики перепробовали самые разные варианты: дать игрокам способность самостоятельно переключать день и ночь; сделать Брайт-Фоллс и его окрестности зоной стихийного бедствия, откуда эвакуировали всех жителей; добавить врагов, которые позволят перейти в тёмную версию реальности… Но ничего из этого не работало.
В результате спустя три года команде Remedy пришлось принять волевое решение — избавиться от открытого мира и вернуться к типичной для студии линейной структуре.
Вместо этого дизайнеры сосредоточились на механиках света и тени. Тень стала щитом для врагов, проникающих в нормальный мир из так называемого Тёмного места. Свет от фонаря Уэйка, сигнальной ракеты или другого источника стал способом пробить защиту монстров, чтобы сделать их уязвимыми для пуль главного героя.
Уличные фонари, в свою очередь, стали точками сохранения — в буквальном смысле островками света в океане тьмы.
Тогда же Сэм Лейк понял, о чём он хочет рассказать в Alan Wake, и вдохновением для него стал производственный ад, через который прошёл он сам в процессе разработки игры. По сюжету Алан Уэйк — это успешный автор детективов, который уже пару лет не может написать новый роман. Поэтому он и едет с женой в Брайт-Фоллс: главный герой надеется, что смена обстановки поможет ему выбраться из творческого кризиса.
Уэйк не подозревает, что в городке его уже ждёт таинственная Тёмная сущность, которая рассчитывает вырваться в нашу реальность через его книги. В первый же вечер неизвестное существо похищает жену писателя — а главный герой, отправившись на её поиски, начинает находить фрагменты своего же незаконченного романа «Уход», содержащего описания кошмаров и угроз, которые ждут его впереди.
Alan Wake использует привычные игровые записки, чтобы ещё сильнее сгустить тревожную атмосферу ночных уровней: игрок заранее узнаёт о грядущих опасностях и со страхом ждёт их появления. Кроме того, с их помощью Сэм Лейк исследует одну из важнейших тем, затронутых Стивеном Кингом, — это мысль о заключённом в художественных произведениях потенциале, способном исцелять или разрушать этот мир.
Дневные фрагменты явно отсылают нас к другому популярному источнику — сериалу «Твин Пикс». Брайт-Фоллс крайне похож на городок из телешоу — причём не только тем, что он тоже находится на севере Соединённых Штатов среди лесов и горных вершин. Населяют его чудаки, типичные для фильмов Линча, — вроде девушки-баристы, боготворящей Уэйка, стариков-рокеров из популярной некогда группы Old Gods of Asgard и даже женщины, очень смахивающей на Даму с поленом.
Точно так же, как и в произведениях знаменитого режиссёра, здесь сцены с этими персонажами становятся комическими вставками между мрачными и напряжёнными ночными эпизодами — а заодно немного приоткрывают завесу тайны. И конечно, куда без чёрного, как безлунная полночь, кофе — здесь его тоже все любят, а термосы с ним являются коллекционными предметами.
Наконец, ещё одной особенностью Alan Wake стала её структура: игра подаёт историю в формате мини-сериала из восьми эпизодов, в котором каждая серия обрывается на неожиданном сюжетном повороте, а в начале новой вам напоминают о самых важных событиях из предыдущих частей.
Это делает Alan Wake идеальной игрой на несколько вечеров: благодаря делению на эпизоды её удобно проходить небольшими фрагментами, а постоянные сюжетные сюрпризы не дают угаснуть интересу до самых титров.
У фанатов Alan Wake он не угас и после титров — и они принялись ждать продолжения истории неудачливого писателя. Однако именно с этим у Remedy начались проблемы.
Почему мы так долго ждали сиквел
В открывающих титрах первой игры Алан Уэйк размышляет о том, что у происходящего в хоррор-произведениях не может быть разгадки: ведь это рассеет атмосферу ужаса.
«Неразгаданная тайна — вот что остаётся с нами дольше всего, вот что мы вспоминаем в конце», — говорит писатель. Что интересно, те же слова применимы к игре с его участием. Первая Alan Wake дважды завершилась мощным клиффхэнгером — сначала в базовой игре, а затем в DLC.
Осторожно, здесь начинаются спойлеры!
В последнем, шестом эпизоде первой игры Уэйк добирается до обители Тёмной сущности и дописывает роман, меняя историю: в новой концовке его жена спасается из Тёмного места, потому что её место занимает сам писатель. Последнее, что мы от него слышим, — это уже ставшая культовой фраза: «Это не озеро. Это океан».
Спустя несколько месяцев, однако, вышли ещё два дополнительных эпизода — «Сигнал» и «Писатель». В этих сериях Уэйк вступает в противостояние с самим собой — точнее, с той частью рассудка, которая оказалась захвачена тьмой и безумием, — и побеждает, получая возможность сесть за печатную машинку и начать новую книгу под названием «Возвращение».
Авторы игры не просто так оборвали повествование на самом интересном месте: ещё во время разработки они заранее позаботились о том, чтобы оставить простор для сиквела. Тем не менее, когда дело дошло до работы, вмешалась реальная жизнь.
Alan Wake получила хорошие оценки от критиков, но не стала такой же сенсацией, как Max Payne. За первые две недели игра разошлась тиражом в 145 тысяч экземпляров. Для сравнения: первая Red Dead Redemption за тот же период времени преодолела отметку в 1,5 млн проданных копий.
Впоследствии Alan Wake стала намного популярнее благодаря преданной фан-базе — так, в 2013 году Сэм Лейк рассказывал про 3 млн проданных экземпляров, — однако из-за слабого старта издатель Microsoft Game Studios отказался финансировать продолжение. Remedy пришлось ограничиться небольшим спин-оффом Alan Wake’s American Nightmare, где главный герой вновь боролся со своим злым двойником в Тёмном месте.
После него студия занялась другими проектами. Сначала Remedy выпустила ещё одну совместную с Microsoft игру — боевик про путешествия во времени Quantum Break (2016), а затем уже самостоятельно создала метроидванию Control (2019), в которой игрок исследовал Старейший дом, штаб-квартиру Федерального бюро контроля — организации, следящей за паранормальными явлениями на территории Соединённых Штатов.
Фанатов игры про Уэйка ждал приятный сюрприз: как оказалось, действие Control и Alan Wake происходит в одной вселенной. В Старейшем доме можно обнаружить отчёты о произошедшем в Брайт-Фоллс, термос писателя и отпечатанные на его машинке страницы — а музыка группы Old Gods of Asgard помогает главной героине игры Джесси преодолеть одно из сложнейших её испытаний.
Летом 2020 года Control получила DLC под названием AWE, уже полностью посвящённое последствиям событий в Брайт-Фоллс. В частности, в финале дополнения Джесси узнаёт, что Уэйк до сих пор пытается выбраться из Тёмного места, и получает от него сигнал о новых паранормальных явлениях в городке, которые должны произойти спустя несколько лет.
Всё это стало возможным благодаря тому, что за год до этого Remedy наконец-то сумела вернуть себе права на издание Alan Wake, ранее принадлежавшие Microsoft. Теперь осталось лишь дождаться анонса — и в конце 2021 года поклонники наконец-то получили первый тизер будущей игры.
Чем собирается удивить Alan Wake 2
По словам одного из руководителей разработки игры, Кайла Роули, с момента релиза первой части команда Remedy не переставала думать о возможных концептах для её продолжения:
«Каждая игра, которую мы делали с тех пор, начиналась как Alan Wake 2, так что на протяжении многих лет у нас было множество идей того, чем может стать эта игра».
В итоге вторая часть очень далеко ушла от изначального концепта — и превратилась в первый в истории студии survival horror.
Геймплей Alan Wake 2 опирается, прежде всего, на классические части Resident Evil: новая игра Remedy тоже делает ставку на постепенное нагнетание атмосферы и менеджмент ресурсов. Например, термосы в новой части присутствуют не только в качестве коллекционного предмета — они, как и чернила в оригинальной Resident Evil 2, дают возможность сделать дополнительное сохранение в комнатах отдыха. А ещё в Alan Wake 2 вам тоже будут доступны два играбельных персонажа — и при выборе любого из них вы получаете особый игровой опыт.
Сага Андерсон
Первым делом игроки встретят не уже знакомого персонажа, а Сагу Андерсон — агента ФБР, прибывшую в Брайт-Фоллс спустя 13 лет после событий оригинала, чтобы расследовать серию ритуальных убийств.
Её сюжетная линия вдохновлена детективными триллерами вроде фильма «Семь» и первого сезона «Настоящего детектива» — а это значит, что вам тоже предстоит провести много времени за расследованием: Сага будет общаться с жителями городка, искать улики и сопоставлять разные свидетельства.
В этой задаче им должна помочь новая механика Mind Place — это рабочий кабинет в сознании Андерсон, куда можно переместиться нажатием одной кнопки. Здесь хранится вся собранная вами информация — а ещё там есть различные инструменты вроде доски, которые помогают систематизировать нужные данные и найти взаимосвязи между зацепками.
Боевая система останется похожей на первую игру: вам точно так же предстоит сначала сбивать фонариком защиту монстров, а затем убивать их из огнестрельного оружия. В то же время сами бои должны стать более зрелищными за счёт движка Northlight Engine: благодаря ему в игре появятся частичная разрушаемость и возможность наносить монстрам разнообразные раны.
Эпизоды с Андерсон будут уже менее линейными, чем в первой Alan Wake. Во‑первых, вам будут доступны сразу три локации-хаба — сам Брайт-Фоллс, окрестные леса и соседний городок Уотери. Во-вторых, с того момента, как начнётся сюжетная ветка Алана Уэйка, вам станет открыта опция переключения между персонажами.
Главный нарративный дизайнер игры Молли Мэлоуни рассказывает, что это позволит лучше контролировать темп и настроение игры:
«У обоих персонажей — своя уникальная история, они подсвечивают разные механики, и у них разный тон. [Сюжетная линия] Алана составляет примерно 50% игрового опыта».
Алан Уэйк
Стоит сказать, что именно подробностей линии писателя не так уж много. Уэйк точно получит в своё распоряжение пару совместных с Сагой механик вроде того же фонарика и аналога Mind Place — Комнаты писателя, где герой сочиняет свой новый роман.
Куда охотнее команда Remedy рассказывает про то, что ждёт главного героя в новой части в сюжетном плане. Прежде всего, отмечает Сэм Лейк, геймплей за Уэйка представляет собой не survival horror в чистом виде, а скорее психологический хоррор. Тёмное место, где заперт писатель, представляет собой кошмарную версию Нью-Йорка, которая воплощает в себе воспоминания, страхи и сюжеты из книг главного героя.
Например, Алан встречает Алекса Кейси, протагониста собственной серии детективных триллеров. В первой игре Кейси упоминался пару раз в качестве отсылки к Max Payne — однако в Alan Wake 2 эта постмодернистская игра заходит куда дальше. Кейси не просто появляется в сюжете в качестве полноценного героя: его играет Сэм Лейк и озвучивает Джеймс МакКэффри — лицо и голос Пэйна из оригинальной игры.
Детектив тоже появляется в этом мире. Здесь он — агент ФБР и напарник Саги Андерсон. Как выдуманный персонаж попал в реальную жизнь? Потому что Сага сама становится героиней романа Уэйка — и теперь она находит страницы рукописи, которые меняют её реальность и прошлое. Иными словами, нас вновь ждут нарративные ленты Мёбиуса в лучших традициях Remedy.
Связям с Control тоже найдётся место, потому что Alan Wake 2 продолжит развивать их совместную вселенную. Впрочем, игрокам не придётся знакомиться со всеми проектами Remedy, чтобы понять, что происходит в новом: по мнению разработчиков, сюжетная линия Саги Андерсон должна сделать игру доступной новым игрокам. Как уверяет Сэм Лейк, она будет интересна даже тем, кто не знает событий первой части.
«Наши старые фанаты обнаружат тонны точек пересечения и лора, и любопытных событий. Конечно, мне как автору хотелось бы, чтобы вы прошли все игры Remedy, но стартовой точкой этого сиквела была идея, что [Alan Wake 2] должна быть захватывающей и доступной сама по себе».
Вдобавок ко всему перечисленному выше Alan Wake 2 станет самым масштабным проектом в истории Remedy. Её общая продолжительность составит 20 с лишним часов. Это больше, чем у Control, — и это без учёта бесплатных DLC и двух платных дополнений под названием Night Springs и Lake House.
В этом случае такие амбиции обоснованы: новая игра Remedy действительно ощущается кульминацией того пути, который студия прошла с момента релиза первой Max Payne. Путешествие вышло не из простых — но Сэм Лейк считает, что иначе и быть не могло:
«Alan Wake — это игра про законы драматургии, и мы знали, что для продолжения истории, для того, чтобы Алан Уэйк выжил, ему придётся пройти через сложные испытания. Мы не знали, что Remedy тоже придётся пройти через сложные испытания. Но теперь, когда я смотрю назад, мне становится ясно, что мы должны были через них пройти, потому что Alan Wake — игра прежде всего, про то, как трудно создавать искусство. Про то, как выдумка становится реальностью. И это причина… по которой Alan Wake имеет огромное значение лично для меня».
Где можно сыграть в Alan Wake 2
Новая игра Remedy выйдет на консолях PlayStation 5 и Xbox Series X/S, а также на ПК с операционной системой Microsoft Windows. При этом купить игру на диске нельзя: она выйдет только на цифровых площадках, чтобы дать студии больше времени на её полировку.
При этом компьютерная версия Alan Wake 2 на релизе будет эксклюзивом для Epic Store. На странице игры в этом магазине ближе к релизу можно будет посмотреть её системные требования.