Геймдев
#статьи

Влюбиться в игрового персонажа: почему симуляторы свиданий так популярны?

Вайфу с экрана лучше реальной девушки? Некоторые считают, что да.

Фото: Yuriko Nakao / Getty Images

Развитие романтических чувств к вымышленному персонажу — не новая концепция. Многие из нас испытывали воображаемую влюблённость по отношению к героям книг, пьес и фильмов. Игры же позволяют виртуальным персонажам стать живее, делая их интерактивными.

Цифровые личности теперь могут имитировать некоторые основные элементы человеческих романтических отношений: проникновенные диалоги, реакция на действия игрока, визуальное воспроизведение тактильных манипуляций (объятия, поглаживание по голове и так далее). Это провоцирует игрока испытывать привязанность и симпатию.

Сегодня виртуальные отношения можно с лёгкостью завести в романтических видеоиграх, которые объединились в отдельный жанр — симуляторы свиданий (Romantic Video Games, или RVG).

Симуляторы свиданий представляют собой яркий пример того, как принципы работы реальных взаимоотношений переносятся в игровое пространство. В них, как правило, игрок следует основной сюжетной линии, формируя и поддерживая романтическую (необязательно сексуальную) связь с виртуальными персонажами. Сейчас подобные тайтлы активно набирают популярность: только в Steam уже было продано почти 10 млн копий игр в жанре RVG. А задействованный в некоторых дейт-симах искусственный интеллект уже активно распознаёт предпочтения игроков и предлагает им идеальных романтических партнёров, в которых сложно не влюбиться.

RVG прекрасно справляются с имитацией романтики. Например, когда японская игровая компания Konami выпустила на родине ориентированный на мужчин тайтл LovePlus, многие игроки сообщили, что влюбились в одну из его героинь. Эффект был настолько сильным, что некоторые обеспокоились — что, если симуляторы свиданий вскоре смогут полностью заменить реальные отношения? Ведь самые преданные поклонники LovePlus начали говорить, что теперь они предпочитают своих виртуальных девушек живым женщинам.

При этом в современном мире дейт-симы ориентированы не только на мужчин, но и на женщин. Например, та же Konami выпустила тайтл Tokimeki Memorial Girl’s Side, в котором главная героиня оказывается в окружении прекрасных виртуальных кавалеров.

Трейлер Tokimeki Memorial Girl’s Side для PSP

В 2014 году симуляторы свиданий принесли своим создателям 130 млн долларов (в учёт брались только продажи в Японии). А в 2016-м ведущая в этом сегменте компания Voltage заработала 102 млн долларов исключительно на играх RVG. Её представители объяснили успех жанра способностью правдоподобно имитировать настоящие романтические отношения между людьми.

«Практически все женщины испытывают стресс в повседневной жизни. Мы хотели бы что-то сделать для их душевного спокойствия», — отметили тогда представители Voltage.

Сейчас симуляторы свиданий становятся доступны не только японской аудитории. Их популярность растёт в США, Канаде, Великобритании и некоторых странах континентальной Европы.

Доход с симуляторов свиданий, данные за 2017 год. Источник: CNN

«Неважно, каков ваш типаж мужчины. В этих играх вы точно найдёте того, кто вам искренне понравится. Конечно же, он будет идеальным», — отмечал в материале CNN Кухи Чу, доцент кафедры сравнительной культуры Софийского университета в Токио.

Несмотря на популярность жанра, психологи относятся к симуляторам свиданий настороженно. Реальные отношения обеспечивают нам эмоциональную поддержку и социальную вовлеченность, что подтверждает множество исследований. Когда человек встречает идеального партнёра в игре, поиск любви в реальном мире может стать проблематичнее — этому будут препятствовать приобретённые в ходе игрового опыта высокие требования и стандарты, которые часто нельзя применить к реальным людям.

Да, симулятор свиданий может удовлетворять романтические потребности игрока и обеспечивать ему аналогичные влюблённости чувства с абсолютно идеальным виртуальным партнёром. Проще говоря, игры в жанре RVG становятся популярны, так как они удовлетворяют психологическую нужду игроков в идеальных отношениях без каких-либо барьеров, нюансов и проблем, связанных с характером и внешностью партнёра. Однако любовь к реальному человеку в таком случае может никогда не прийти из-за сложившихся завышенных ожиданий.

Почему же игроки, независимо от пола, предпочитают окунуться в виртуальные чувства, нежели выстраивать отношения в реальности? Для чего уже состоящие в отношениях люди ищут свою любовь на просторах выдуманных миров? Редакция Skillbox Media решила ответить на эти совсем не простые вопросы вместе с психологом, психотерапевтом, кандидатом философских и доктором психологических наук Александром Лобоком.

Как появились симуляторы свиданий?

Симуляторы свиданий можно считать поджанром визуальных новелл. Интерактивные истории с уклоном в романтическую линию начали появляться в Японии в 1990-х годах. В 1992-м игра Dokyusei от компании élf задала формат, который используется в дейт-симах по сей день.

Геймплей Dokyusei 1992 года

А в 1999 году студия Key разработала визуальный роман Kanon, изданием которой занялась Visual Arts. Игра окончательно сформировала рамки жанра, предложив игроку на выбор пять сюжетных арок, соответствующих каждой из главных героинь. На момент выхода Kanon получила второе место в национальном рейтинге бисёдзё-игр по версии японского издания PCNEWS. А в 2008-м издание Dengeki G’s Magazine признало игру одним из самых популярных визуальных романов за всю историю существования жанра.

Интро игры Kanon 1999 года

Так симуляторы свиданий в качестве поджанра визуальных новелл можно справедливо считать формой интерактивного искусства, которая объединила в себе кино, литературу и игровые механики.

Симуляторы свиданий сегодня

Играбельный сборник рассказов, открывающий дверь в альтернативную реальность, где люди могут воплощать свои мечты о свиданиях с таинственными незнакомцами, фантастическими существами или гибридами людей и животных, — чем уже не причина поиграть в симуляторы свиданий? Однако тут не всё так просто, иначе дейт-симы так и остались бы нишевым жанром, ориентированным на отаку, и не стали бы в какой-то степени глобальным мейнстримом.

Если изначально симуляторы свиданий были нацелены на мужскую аудиторию и предлагали простой сюжет с устоявшимися женскими архетипами, то в ситуации с современными тайтлами всё обстоит кардинально иначе. Сегодня, помимо бисёдзё-игр, появились отомэ-тайтлы, предназначенные преимущественно для девушек. Именно этот представитель жанра получил наибольший успех на западном рынке — в 2014 году в такие тайтлы от компании Voltage поиграло более 22 млн женщин во всём мире.

«Мы представили наш первый симулятор свиданий My lover is the No.1 Host в декабре 2006 года. И хотя с начала своего существования жанр был в основном ориентирован на мужчин, мы решили сделать его доступным и для женщин», — отмечают представители Voltage.

Помимо выхода на новую аудиторию, жанр стал сложнее. Сюжеты теперь обладают огромным количеством разветвлений, игроку предоставляют большую свободу выбора, а персонажи многогранны и психологически развиты, как реальные люди. Фаворитом может стать не только хороший во всех смыслах герой, но и абьюзер, нарцисс или персонаж с «тёмным прошлым».

Главный герой, то есть сам игрок, теперь может кастомизировать свой аватар, делая его более похожим на себя внешне и внутренне. Также игроков стали предварительно знакомить с персонажем, за которого им предстоит играть, рассказывать о его жизненных целях и укладе жизни, что усиливает эффект погружения в романтическую историю.

Некоторые симуляторы свиданий даже позволяют прикоснуться к своим избранникам и избранницам. Например, отличительной особенностью LovePlus, выпущенной для консоли Nintendo DS, служит возможность общения с виртуальной девушкой посредством вербального и тактильного взаимодействия.

Через прикосновения к героине путём нажатия на экран игрок может погладить её по волосам, обнять или поцеловать, что делает игровой опыт ещё более интерактивным и интимным. Голосовая отдача также достаточно важна для симуляторов свиданий. В LovePlus персонажи могут общаться с игроками голосом, что последние оценивают крайне положительно. Аудитория отмечает, что озвучка делает героинь живее и реалистичнее, чем простой текст.

Трейлер LovePlus для Nintendo DS

Игрокам также нравится, когда любимые герои персонализированно с ними разговаривают. Хорошим примером служит Mystic Messenger, где персонажи буквально шлют СМС и звонят на мобильный телефон (в рамках игры, конечно же). Хоть со стороны игрока разговор и проходит в форме нажатия на один из предложенных вариантов, голосовой ответ придаёт звонку эмоциональную окраску.

А в эпоху виртуальной реальности симуляторы свиданий перешли на совершенно новый уровень интерактивности. Так, в Together VR, надев VR-шлем, вы сразу же встретитесь с прекрасной девушкой, которую можно сводить на свидание, покормить с рук, поиграть вместе в дартс.

Ещё одним удачным представителем симуляторов свиданий в VR формате можно считать Summer Lesson VR, где вам предстоит выстраивать романтические отношения с одной из героинь, беседовать с ней на различные темы и находить общий язык. Благодаря технологии виртуальной реальности взаимодействие с девушкой выглядит крайне натурально, что практически стирает грань между настоящим и игровым мирами.

Трейлер Summer Lesson VR

Современные симуляторы свиданий в большинстве своём по праву можно считать полноценным визуальным произведением, способным не только влюбить игрока в персонажа, но и рассказать удивительную историю. Иногда сама история даже интереснее, чем непосредственное выстраивание романтических отношений. В Mystic Messenger, например, параллельно симуляции общения с персонажами раскрывается сюжетная линия, которая длится 10 реальных суток.

Формат игры крайне необычен: у пользователя буквально появляется телефон в телефоне. Из-за этого игра и носит в своём названии слово Messenger. Весь геймплей сводится к тому, что игрок переписывается в чатах с различными персонажами. При этом каждая «чат-комната» появляется в строго отведённое время в соответствии с реальным. Иногда это переписка тет-а-тет, а иногда — с несколькими или со всеми героями игры одновременно. При этом у каждого из персонажей своя манера общения, свойственное только ему поведение и индивидуальные анимированные стикеры. У всех героев есть своя сюжетная линия, которая наполнена не только романтическими моментами и неловкостями, но и достаточно трагичными эпизодами.

Персонажи в Mystic Messenger буквально звонят игроку и ведут с ним диалог — пусть и говорят на корейском с английскими субтитрами на экране. В течение дня ваш избранник обязательно сообщит, что он по вам соскучился, будет волноваться о том, позавтракали ли вы, и поинтересуется, как проходит ваш день, — а перед сном позвонит и приятным тембром пожелает хороших снов.

Почему люди влюбляются в виртуальных персонажей?

Огромную роль играет психологический фактор. Обычно люди, состоящие в романтических отношениях, более удовлетворены жизнью и здоровы психически, нежели одинокие. Сегодня эти отношения можно воссоздать с помощью игр. Они позволяют игроку почувствовать влюблённость, пусть и в виртуального человека.

Однако в некоторых случаях виртуальные отношения заходят слишком далеко и игрок начинает чувствовать к персонажу по-настоящему сильные чувства. На это влияют давление со стороны реального мира, низкая самооценка, риск быть отвергнутым и другие психологические факторы.

Симуляторы свиданий гарантируют заинтересованность виртуальных персонажей в построении отношений конкретно с игроком. Это, в свою очередь, помогает избавиться от чувства одиночества. Девушка или юноша из игры всегда ответят взаимностью — в отличие от реальности, где человек всегда может отказаться от продолжения отношений, независимо от потраченных времени, усилий и средств.

Фото: личный архив Александра Лобока

«Чем симуляторы свиданий привлекают аудиторию? Психологической безопасностью. Тем, что человек властвует над ситуацией, а не ситуация властвует над ним. У игрока формируется ощущение безусловной защищённости от рисков реального контакта. Получается, что такой симулятор — это инструмент экспериментирования с собственной неуверенностью и тренажёр укрепления веры в себя», — поясняет Александр Лобок.

Кроме того, персонажи в симуляторах свиданий чаще всего идеализированны и соответствуют представлениям игрока о безупречном партнёре. Причём в дейт-симах используются различные типажи, способные удовлетворить самые специфические предпочтения. Если же персонаж разонравится игроку, то всегда можно перезапустить историю и выбрать другого фаворита, не жертвуя ничем и избегая проблем, которые могли бы возникнуть с реальным человеком.

«Виртуальный персонаж в каком-то смысле оказывается порождением моего сознания. А влюбляться легче в то, что мною порождено. И в каком-то смысле это любовь-власть, любовь-подчинение. Реальные отношения слишком сложны и непредсказуемы. И оттого они требуют постоянного роста над собой, постоянного усилия. А в виртуальном мире я строю любовь гораздо более схематично и инфантильно. И прячусь в эту придуманную мной любовь, как в норку», — раскрывает точку зрения игрока эксперт.

У виртуальных девушек или юношей нет плохого настроения, беспричинной тревоги, стресса и проблем на работе. Они полностью оправдывают высокие романтические ожидания и чаще всего не вызывают чувства разочарования, а игроки буквально проживают эмоциональное путешествие вместе с ними. Чем глубже человек погружается в сюжет и узнаёт персонажей, тем более интересным и полноценным становится игровой процесс.

Скриншот: игра Nekopara / NEKO WORKs

«[Мы] в сообществах отомэ-игр настолько увлечены этим жанром потому, что чувствуем, будто переносимся в игру, влюбляемся, возможно даже несколько раз, и сердца разбиваем тоже. Игра предлагает лишь диалоги и скудные образы, но всё остальное придумывает в воображении сам игрок… поэтому неудивительно, что у игроков в симуляторы свиданий уровень привязанности к персонажам и жанру в целом может оказаться намного выше, чем у других», — отмечает Серенсама, одна из известных поклонниц отомэ-игр в Японии.

Симуляторы свиданий не только обеспечивают человеку приятное времяпровождение в компании идеальных виртуальных партнёров, но и позволяют безопасно проиграть сценарии развития отношений с психически нестабильными и токсичными типажами.

Игры этого жанра могут выполнять разные функции:

Сублимация

Дейт-симы с неоднозначными персонажами обеспечивают игроку возможность пережить токсичные отношения. Некоторые делают это из интереса, а имевшие подобный травмирующий опыт в реальной жизни помогают себе проанализировать ситуацию, взглянуть на негативные эмоции со стороны и наконец-то отпустить прошлое. Если в первом случае игра обеспечивает игроку безопасный способ взглянуть на токсичные отношения изнутри, то во втором — буквально позволяет разобраться в себе.

Простое развлечение

Симуляторы свиданий — отличный способ отключиться от реальности и перенестись в совершенно другую вселенную. Благодаря упору на текст и глубокое погружение в сюжет, игры этого жанра прекрасно справляются с задачей визуализации книжного романа. Также такие тайтлы отлично помогают бороться с чувством одиночества.

Удовлетворение тайных желаний

Дейт-симы позволяют безопасно погрузиться в то, чего игрок никогда бы не сделал в реальной жизни — будь то отношения с абьюзером, психически нестабильным партнёром или фэнтези-существом.

Самоутверждение

Игроки позволяют себе расслабиться в отношениях с виртуальным персонажем, зная, что тот точно не откажет в романтической ветке. Кроме того, в играх можно вести себя более уверенно, не боясь быть неправильно понятым, как это могло бы произойти в реальном мире.

Александр Лобок полагает, что симуляторы свиданий оказывают преимущественно положительное влияние на игрока и помогают прорабатывать психотравмы, полученные в жизни:

«Для кого-то они оказываются спасением и успокоением, а кого-то „подсаживают на иглу“ удобных иллюзий. С помощью симуляторов свиданий игрок может выходить из невроза по поводу не получающейся личной жизни. И тогда это своеобразные костыли, которые помогают жить, когда жизнь нас инвалидизирует. Ведь все мы немного психологические калеки любовного фронта, а здесь есть такая прекрасная возможность почувствовать себя безусловным героем с минимальными рисками и потерями.

С другой стороны, у человека возникает иллюзия, что посредством игры он может получить полноценную радость любви при минимуме усилий. И он может зависнуть в этой иллюзии на всю оставшуюся жизнь. Зачем выходить из зоны виртуального комфорта и прикладывать какие-то усилия к построению отношений в реальной жизни, если мне и здесь хорошо?

И всё же позитивный ресурс таких симуляторов очевиден. Они помогают рефлексировать психологические травмы, полученные в реальных любовных отношениях. Они помогают регенерировать обожжённую негативным любовным опытом кожу. Помогают восстановиться после травмирующего опыта. Важно только не остаться в этой зоне виртуального комфорта навсегда».

Трейлер симулятора свиданий Dream Daddy

В 2020 году притягательность романтических игр в Японии решила проанализировать группа учёных в составе Коике М., Лоунана С., Стэнтон С. и Бан М. В рамках исследования под названием «Какие факторы привлекают людей в симуляторах свиданий» они провели опрос среди фокус-группы, состоящей из женщин и мужчин.

Один из итоговых выводов заключался в том, что одиночество — главная причина играть в симуляторы свиданий для представителей обоих полов. Согласно статистике, полученной в ходе исследования, одинокие люди более склонны к тенденции вступать в романтические отношения с виртуальными персонажами. Некоторые участники опроса отмечали, что романтические новеллы помогли им приобрести необходимые навыки для построения реальных отношений и обеспечить дополнительные преимущества при социальном взаимодействии.

Исследователи отметили, что физический контакт — например, объятия и поцелуи — повышает уровень окситоцина (гормона привязанности) и снижает уровень кортизола (гормона стресса). Они предположили, что призрачная надежда прикоснуться к своему виртуальному партнёру и возникающее ощущение близости вызывают аналогичную реакцию в организме игрока. Также испытуемых притягивало присутствие в симуляторах свиданий голосового сопровождения. Особенное внимание этому нюансу уделили участницы опроса — по их мнению, играть в симуляторы свиданий с профессиональной озвучкой от сэйю было намного приятнее. Результаты опроса подтвердили, что казуальные игры, к которым в том числе относятся симуляторы свиданий, помогают снизить стресс и повысить настроение.

* * *

Пока что существует не так много исследований, изучающих влияние симуляторов свиданий на психическое здоровье. Чаще всего предполагается, что игры этого жанра могут оказывать как положительный, так и отрицательный эффект в зависимости от типа личности самого игрока. Для одних дейт-симы способствуют развитию асоциальных личностных качеств и отказа от реальности, для других — это таблетка от одиночества и депрессивного состояния, а также безопасный способ изучить свою сексуальность.

В конце концов, как и любая другая игра, симуляторы свиданий — это форма эскапизма. Так почему бы вместо RPG, шутеров и соревновательных игр, которые сейчас крайне популярны, не сбежать в мир, где можно любить и быть любимым, пусть и виртуально?

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована