Плюсы и минусы Dragon Age: The Veilguard — впечатления после 33 часов
BioWare вернулась, но в лучшем ли своём виде?
Скриншот: игра Dragon Age: The Veilguard / BioWare
После неудачных Mass Effect: Andromeda и Anthem геймеры преимущественно разочаровались в BioWare — студии, которая когда-то делала флагманские ролевые игры. Да и Dragon Age: Inquisition вышла, прямо скажем, специфической.
The Veilguard призвана исправить репутацию студии, и у неё это, скорее всего, получится — даже несмотря на недостатки. Всё-таки это вновь большая и многогранная ролевая игра с сильными персонажами, за что BioWare всегда и любили.
Впрочем, она получилась очень неоднородная и местами спорная, так что я решил выстроить текст из плюсов и минусов. Что перевешивает — решать вам.
Плюс
Игра продолжает общий сюжет и делает это интересно
The Veilguard начинается там, где остановилась «Инквизиция». Главный герой (можно выбрать женщину или небинарную персону, но я играю мужчиной) Рук вместе с Варриком выслеживает Соласа, древнего эльфийского бога, который в предыдущей игре притворялся обычным смертным и даже состоял в Инквизиции. Они находят его в Тевинтере и прерывают его ритуал по уничтожению Завесы — грани между реальным миром и Тенью, где обитают духи.
Ритуал получается прервать, а самого Соласа — заточить в Тени. Но случается нечто неприятное: из Тени взамен вырываются два жестоких эльфийских бога, которых Солас (не зря его прозвали Ужасным Волком) там когда-то давно и заточил. Им герою и предстоит бросить вызов, предварительно собрав команду из интересных личностей — в духе BioWare. Это эпическое фэнтези, так что придётся спасти весь мир.
Рук поселяется в крепости Ужасного Волка, находящейся в Тени и связанной с другими локациями через загадочный Перекрёсток, из которого можно попасть в практически любое место. Сам же Солас находится по соседству, с ним Рук время от времени советуется. Как оказывается, не такой уж он и злодей — просто ему очень-очень много лет и он готов рискнуть множеством жизней ради добра. Ну такого добра, как он его понимает.
Однако Солас всё-таки бог обмана. Обман ли вся его забота о Руке и его команде? Попытается ли он при первой возможности выбраться из своей темницы, используя для этого доверчивого Рука?
Философские беседы с Соласом отлично написаны, и в целом сам Ужасный Волк представляется интересным и сложным персонажем. Впрочем, это можно сказать и про всех важных героев игры — опять же, всё в стиле классической BioWare.
Инквизитор из предыдущей игры, кстати, тоже присутствует в сюжете: он занимается делами на Юге Тедаса, пока Рук с командой сражаются с богами на Севере. Есть тут и Морриган. И все хотят помочь.
Однако боги богами, но Руку также надо разбираться с более простой угрозой — фанатиками венатори, захватчиками-кунари, отринувшими Кун, порождениями тьмы и прочими злодеями. Всех их, разумеется, беглые эльфийские боги переманивают на свою сторону. Так что дел невпроворот. Как и полагается в хорошо написанных фэнтези-историях, все нити сходятся, и каждое, даже самое малое действие знаменует противостояние великому злу.
А вот особой вариативности ждать не стоит. За 33 часа у меня случился лишь один хоть сколько-то значимый выбор. Остальное — просто опции в диалогах.
Минус
The Veilguard слишком позитивная и беззубая
Серия долго к этому шла. Со времён Dragon Age: Origins, где герои постоянно ходили все в крови, прошло много времени, и The Veilguard можно назвать апогеем избавления от мрака. Так мы пришли к тому, что у некроманта Эммрика есть маленький смешной ручной скелет, который приносит чай.
История подаётся с помощью рассказчика Варрика, который в этот раз добавляет ещё больше элемента сказки, чем обычно. Получается очень лёгкое фэнтези, а вовсе не тёмное, которым Dragon Age была изначально.
Наверное, сказочность и отсутствие жести — это всё-таки субъективный минус. Кому-то может и понравиться. Однако начиналась Dragon Age всё-таки с другого — с бедных больных эльфов в эльфинажах, предательств, отвратительных убийц и кровожадных порождений тьмы.
События игры разворачиваются на севере Тедаса, где, по лору предыдущих частей, совсем иные нравы. В том же Тевинтере, например, идёт постоянная кровавая борьба за власть, а рабство в порядке вещей. И как-то ожидаешь, что история будет с политическим уклоном и жестью, но нет: The Veilguard — это лёгкая сказка о противостоянии двум эльфийским богам-злодеям, и на этом всё. Взрослой эту историю никак не назовёшь. Авторы будто специально обходили все острые углы собственной же вселенной. Из-за этого игра кажется совсем уж беззубой.
Вещи, о которых персонажи предыдущих игр рассказывали с ужасом, на деле оказываются не такими уж и ужасными. Тот же Дом Воронов, наёмные убийцы из которого, как говорилось ранее, держат в страхе целые города и государства, оказывается небольшой группкой идейных защитников родной страны. Беспринципные убийцы? Как оказывается, вовсе нет. Вполне милые и добрые ребята.
Плюс
Боевая система эффектная и динамичная
Давайте уж признаемся: нормальная тактическая боевая система была только в первой Dragon Age. Потом было лишь притворство. Теперь же от пошаговых боёв отказались полностью. Герой умеет уворачиваться и парировать атаки, носится по арене как угорелый, и быстро использует умения. На выбор есть три класса, но постоянно двигаться в бою нужно всем, иначе быстро умрёшь. Лечилок, как мы любим по souls-серии, три штуки, но можно прокачать и сделать больше.
Пожалуй, это значительно лучше, чем пародия на тактику в той же «Инквизиции». Лучше уж нормальная, понятная и энергичная экшен-RPG. Однако это не значит, что тактики в The Veilguard нет совсем. Геймплей предусматривает активную паузу, в которой можно раздавать соратникам указания, кого и как атаковать. Некоторые скиллы взаимодействуют друг с другом, так что есть смысл против крупных врагов использовать именно их. Лечить, кстати, могут все соратники, но слотов для активных умений только три — приходится выбирать, что важнее.
Активной паузой можно не пользоваться совсем, так как есть горячие клавиши. Но вы точно захотите её иногда включать, чтобы сделать передышку: противники часто не дают продохнуть.
Противники при этом разнообразные, но неизменно давят числом, так что приходится использовать дальние атаки и контролировать поле боя.
Особняком стоят мини-боссы, которые на поверку оказываются гораздо страшнее самих боссов. Они бьют по области издалека, прыгают или телепортируются на арене, сносят всё здоровье с нескольких ударов и в целом бесцеремонно уничтожают героя. Но их нужно убивать, чтобы открыть доступ к супербоссам на Перекрёстке — и там всё совсем уж весело.
Минус
Визуально это «гламурное фэнтези», что не подходит вселенной
Для кого-то это может быть плюсом, но, опять же, давайте вспомним Origins. Изначально серия — тёмное фэнтези. Уместны ли здесь золотистые наряды с перьями, будто на концерте вычурной попсы? Пожалуй, это тоже результат, к которому BioWare шла долгое время — на протяжении последних игр серии, будто опасаясь сделать слишком мрачно.
В результате здесь все модные молодёжные (или то, как молодёжность видят продюсеры) тренды: фиолетовый, золотой, шляпки, перья, стилизация в духе популярных CG-мультсериалов.
Плюс
В игре нет ничего лишнего, зато очень много секретов и сайд-квестов
Помните элементы из мобильных и браузерных игр в «Инквизиции», когда надо было отправлять персонажей в экспедиции и следить за своей подконтрольной организацией? Забудьте. Слава богу, в The Veilguard никаких искусственных надстроек над основным геймплеем нет. Исключение составляют разве что разного вида ресурсы, которые нужно собирать (они просто валяются где попало) ради прокачки снаряжения, но без этого в современных играх, видимо, никуда.
Игра состоит из относительно небольших коридорных локаций, которые можно свободно исследовать. В них есть и боевые зоны, и торговцы, и многочисленные сайд-квесты, и места для исследования — с головоломками. Головоломки, правда, даже проще, чем в Genshin Impact, но всё равно неплохо разбавляют геймплей.
И, конечно же, на всех локациях полно секретов. Сундуки заманчиво рисуются на карте, но как до них добраться — вопрос. Надо пораскинуть мозгами. А иногда и кого-нибудь убить.
Перекрёсток тоже наполнен секретами и головоломками. Причём некоторые квесты в нём можно пройти, только убив мини-боссов в локациях, с которыми связана та или иная область Перекрёстка. Это открывает проход к супербоссу, который точно задаст вам трёпку.
Сайд-квесты преимущественно интересные. Они все очень разные: одни приходят на почту, другие находишь в записках, третьи подкидывают спутники, четвёртые обнаруживаешь просто на улицах городов и деревень. Качество, конечно, тоже разнится, но мне попадались преимущественно интересные. Взять тот же квест с эхом из колодца, которое свело с ума и захватило целую крестьянскую семью. Очень атмосферно.
Но бывают и глупости. Например, когда торговец на рынке пускает героев по ложному следу, а затем уходит и оставляет на прилавке записку, в которой сказано, куда на самом деле нужно идти. Да, это можно списать на игровые условности, но таких глуповатых условностей здесь очень уж много. Вере в этот мир это вредит.
Минус
У игры есть технические проблемы — как минимум на ПК
Я не уверен, что это общая проблема, но я столкнулся с полной поломкой игры после 25 часов на ПК. Причём до этого момента всё работало отлично, и я ничего не делал для того, чтобы The Veilguard сломалась.
В один момент у персонажа пропали волосы, затем перестали прогружаться текстуры. Потом та же участь постигла игровую геометрию. Загрузки увеличились на 50%, стало тормозить даже меню. В кат-сценах порой перестали прогружаться персонажи, а диалоги начинались с задержкой. Но и без этого игра отметилась просадками FPS на ровном месте, против чего помогал только перезапуск.
Был и ещё один странный случай: в меню персонажа моделька героя подменилась на другую, без волос. Судя по всему, дело в быстрых перемещениях между локациями через карту. Если перемещаться между ними через зеркало на базе, то проблема исчезает. Впрочем, багов в игре и так предостаточно.
Плюс
Спутники разношёрстные и каждый со своими проблемами — в лучших традициях BioWare
Взять с собой можно только двоих, но для всех пар заготовлено огромное количество диалогов, причём контекстно-зависимых. Даже страшно подумать, как эти диалоги планировались и сколько их. Причём это не пустой трёп — всё всегда по делу.
На базе же спутники сидят в своих отдельных помещениях, через которые прослеживаются хобби владельцев. Так, наёмный убийца Луканис тщательно следит за тем, кто какую еду готовит. Он у нас гурман, но вовсе не зазнавшийся — готов покупать продукты со всей заботой о сопартийцах.
Серый страж Даврин режет по дереву, гномка Хардинг разводит небольшой сад, а эльфийка Беллара чинит странные древние артефакты.
У каждого спутника, конечно же, своя история и свой большой квест. Причём в этот раз эти личные квесты длятся долго и по важности чуть ли не встают вровень с главными заданиями. Даже Солас говорит, что команда должна быть сплочённой, чтобы одержать победу над древними богами.
Впрочем, есть и минус: спутники соглашаются примкнуть к Руку без особых на то причин и вообще ведут себя так, будто давно его знают. Они не сомневаются в его истории о вернувшихся богах и следуют за ним безропотно. Некоторые делают это в обмен на гипотетическое выполнение личного квеста, который несоизмерим по масштабам с тем, с чем команде предстоит столкнуться.
* * *
На момент написания текста игру я ещё не прошёл. Говорят, на прохождение Dragon Age: The Veilguard на 100% может уйти больше 80 часов. А пройти её полностью очень хочется, учитывая тех же супербоссов на Перекрёстке. Да и интересных сайд-квестов в игре много.
Впрочем, выводы делать уже можно. BioWare действительно вернулась, но, к сожалению, не в лучшем своём виде. Тон игры понравится далеко не всем, и он не соответствует истокам Dragon Age. Как будто BioWare боится собственной вселенной и очень аккуратно обходит все острые углы. Политкорректность в тёмном фэнтези? Да какой это уже гримдарк.
Зато мы получили отличную игру именно в плане механик — исследовать её многочисленные локации и драться со злом безумно интересно.