Геймдев
#статьи

Отель в небе и труп с «сюрпризом»: как устроен ремейк Silent Hill 2 за кадром

Исследуем игру свободной камерой.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Внутриигровой мир Silent Hill всегда был предметом дотошного изучения со стороны поклонников серии. Игроки, заставшие оригинальную вторую часть от 2002 года, наверняка помнят, как пользователи находили подтверждения своим догадкам с помощью взлома внутриигровой камеры. И после выхода ремейка мы тоже решили взглянуть на обновлённый мир под другим углом.

Но прежде чем погрузиться в закулисье туманного городка, стоит прояснить несколько моментов.

  • Так как материал посвящён внутренней кухне игры, практически весь текст состоит из спойлеров. И если вы ещё не прошли Silent Hill 2 Remake, рекомендуем воздержаться от прочтения и вернуться позже.
  • В этой статье мы не рассматриваем многие пасхалки или секреты в привычном понимании, так как игрок может отыскать их своими силами или поискать информацию в Сети.
  • Цель материала — не разоблачить уловки разработчиков, а, скорее, наоборот, продемонстрировать решения, к которым можно прибегнуть при выполнении определённых задач. Автор убеждён, что обзор закадровых элементов игры не только интересен с точки зрения получения дополнительной информации для поклонников, но и поможет начинающим специалистам в области разработки игр в их дальнейших начинаниях.

Для взлома камеры использовалась утилита Unreal Engine Unlocker для пятой итерации движка. Более подробно об этой программе можно прочесть из тематического поста в нашем телеграм-канале «Чекпоинт».

Главное меню

За основу главного меню ремейка Silent Hill 2 взято окружение из стартовой кат-сцены игры, где Джеймс смотрит на своё отражение в зеркале. Тем не менее, если осмотреться по сторонам и заранее ознакомиться с первой кат-сценой, выяснится, что оно продублировано не полностью. Что вполне логично: заставка статичная, и в сцене присутствуют лишь те ассеты, что попадают в кадр.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

После активации камеры на кадрах выше можно заметить, что источник света слегка сдвинут в сторону от галогенной лампы, дабы направленный свет лучше охватывал раковину. А само отражение в зеркале нереалистично и настроено таким образом, чтобы отображать фиксированную картинку с определённого ракурса. Мы вернёмся к этому явлению чуть позже.

Если выйти из этого замкнутого пространства, можно обнаружить, что на уровне (а главное меню, по сути, тоже уровень) существует ещё одна «коробка».

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Внутри неё находится лаконичное подобие комнаты №312 из отеля «Лейквью» с пустым креслом, телевизором и видеомагнитофоном. Это локация второй заставки, которая отображается в главном меню после эпизода с просмотром кассеты.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Если посмотреть на оригинальную визуализацию второго варианта меню, становится понятно, почему так мало ассетов окружения: они просто не попадают в кадр.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

На самом деле такой подход к выбору локаций несёт и символический подтекст, разделяя повествование на «до» и «после». Если не углубляться в анализ, то уборная на стоянке — начало пути, а комната №312 — осознание заблуждений главного героя и точка невозврата.

Наблюдательная площадка и Саут-Вейл

Игра начинается с кат-сцены в туалете. Несмотря на то, что теперь эта сцена выполнена не в формате Full Motion Video, а на движке, реалистичное отражение в ней можно увидеть только в тот момент, когда Джеймс смотрит на себя в зеркало.

Пятно на зеркале, излучающее неоновый свет, — отражение невидимого динамического источника света, который медленно опускается вниз, чтобы сильнее затемнить глаза и создать эффект, схожий с FMV-заставкой из оригинальной игры

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Учитывая, что область глаз затемнена, можно предположить, что в этот момент аниматоры добавили какой-нибудь скрытый подтекст, например движение зрачков в сторону. Нечто похожее игроки усматривали в CG-заставке оригинальной игры, однако позднее этот миф опроверг Масахиро Ито, арт-директор оригинальной Silent Hill 2, участвовавший и в разработке ремейка. Если подсветить лицо Джеймса в ремейке, его взгляд направлен исключительно на отражение. Но есть и другая деталь, которая наводит жути не меньше, если знать о ней.

Когда зеркало не попадает в кадр, оно отображает статичное изображение Джеймса, зафиксированное в начале очередного этапа кат-сцены, а размер и положение этой картинки в «зазеркалье» зависят от перспективы камеры.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Можно сделать предположение, что в сцене в этот момент задействованы акторы Reflection Captures, которые менее ресурсозатратны, чем отражение в реальном времени. Но в любом случае со стороны подобное явление выглядит жутковато. Особенно если учесть, что в кат-сцене ремейка камера в этот момент направлена на самого Джеймса, который оглядывает своё отражение в последний раз и покидает помещение.

В туалете также есть несколько надписей на стенах, но расшифровку их значений мы оставим на ваше усмотрение.

Выйдя из туалета, Джеймс направляется к своему автомобилю, чтобы забрать путеводитель и сразу же захлопнуть дверь. После этого игрок не может открыть машину, а из-за мутных стёкол рассмотреть салон более дотошно не получится.

Но, сняв ограничения с внутриигровой камеры и переместив её на заднее сиденье, можно увидеть главный спойлер игры.

Игроку, не знакомому с первоисточником, может показаться, что это просто одеяло, которое что-то укрывает. Но прошедшие оригинал сразу поймут, что в машине находится тело жены Джеймса. И эта теория подтверждается кат-сценой, сопровождающей концовку «В воде». Её мы затронем с точки зрения режиссуры чуть позже.

Долгое время поклонники Silent Hill активно продвигали теорию о том, что тело Мэри всё это время находилось в багажнике. Но спустя более 20 лет после выхода игры Масахиро Ито опроверг это утверждение, объяснив, что Джеймс слишком сильно любил свою жену, чтобы так пренебрежительно к ней отнестись. Ведь в противном случае у него не было бы причин искать её, и уж тем более — сводить счёты с жизнью.

На стоянке есть и другая машина —фургон, который присутствовал и в первоисточнике. Поклонники оригинальной игры высказывали предположения, что именно на этой машине в город приехал один из персонажей — Эдди Домбровски. Этот факт также упоминался в Lost Memories. И если заглянуть в салон автомобиля в ремейке, можно найти парочку пустых упаковок от гамбургеров «Счастливый Бургер» и пустой стакан из-под газировки. Учитывая пристрастия Эдди к фастфуду, можно сделать вывод, что теории поклонников оказались верны. Ну или Bloober Team решила их подтвердить.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Больше никаких интересных деталей в этой локации нет. По факту окружение просто выполняет роль декорации. За решёткой — наборы ассетов. Лес — скопление деревьев на одной тайловой текстуре, а за ним — бесконечная водная гладь, которая условно демонстрирует озеро Толука. К слову, рассмотреть карту в свободном полёте достаточно сложно, так как любой выход за пределы зоны Post Process Volume заканчивается отключением освещения и монохромной средой, что можно увидеть на видео выше во время осмотра сцен главного меню.

Пройдя по тропе, Джеймс попадает на кладбище, где встречает Анджелу. При детальном осмотре её модели можно обнаружить любопытную деталь, которую сложно заметить в кат-сценах.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Ногти девушки сильно изгрызены, что характерный признак невротического расстройства. Эта маленькая, но важная деталь отлично дополняет образ персонажа, а кадры кат-сцен с её участием в диагональных ракурсах ещё больше указывают на нестабильное состояние героини.

На кладбище также можно найти могилы, на которых ещё сохранились некоторые надписи. Очевидно, это пасхалки, так как некоторые имена игроки пытались загуглить ещё до релиза.

Если говорить о церкви, то, несмотря на красивый экстерьер и характерное завывание ветра в щелях деревянной двери, это здание — всего лишь полая конструкция, внутри которой ничего нет. А на дверях выцарапана цитата из Библии: «Все согрешили, все лишены славы Божией».

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Проходя мимо ранчо, сложно не удивиться, насколько детально проработаны локации, учитывая, что в них физически невозможно попасть. Практически все строения представлены в виде декоративных ассетов окружения, и лишь просвечивающиеся здания (теплица и пара амбаров) имеют некое подобие интерьера.

Кстати, в амбаре, расположенном рядом с пугалом, можно найти старую табличку из не очень удачного HD-ремастера — с надписью «Silent Hill Ranch», выполненной шрифтом Comic Sans Ms. Дизайн ассета из прошлой версии обусловлен тем, что Konami в своё время потеряла исходный код оригинальной Silent Hill 2 и Silent Hill 3 и разработчикам пришлось использовать контент из прототипов, где для оформления многих предметов задействовали тот самый шрифт. В дальнейшем подобное решение стало предметом насмешек фанатов. И своей пасхалкой Bloober Team решила напомнить игрокам о тех событиях.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Больше никаких интересных объектов в этой локации нет, за исключением того, что все ассеты наделены текстурами высокой детализации и их приятно рассматривать.

Улицы Сайлент Хилла (Восточная сторона Южной долины)

За счёт проработанного дизайна и внимания к деталям создаётся впечатление, что в этом мире можно исследовать каждый укромный уголок и днём, и в ночное время суток. В действительности же Silent Hill 2 Remake придерживается «коридорной» концепции, поэтому городская среда по большей части состоит из модульных ассетов зданий, внутри которых ничего нет. Проще говоря, это всего лишь «коробки», для большей убедительности обтянутые детализированными текстурами и украшенные дополнительными мешами.

Вот ещё один пример красивой декорации.

Тем не менее игроку всё равно кажется, что персонаж проходит не просто мимо полигональных коробок с красивыми фасадами, а мимо зданий, где когда-то теплилась жизнь. К примеру, если это магазин или лавка, за пределами оконной рамы формируется некое подобие витрины с товарами, а на заднем плане выставляется преграда, чтобы зонировать узкое пространство от пустоты.

Строение стандартной витрины в лавках Сайлент Хилла
Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Иногда объекты расставлены прямо внутри пустого здания, чтобы создать ощущение, что там действительно что-то есть. Например, со стороны кажется, что в китайский ресторан «Счастливый нефрит» наверняка можно попасть, ведь за стеклом просматривается интерьер. Но на самом деле ассеты столиков просто расставлены возле окон в пустоте, дабы создать иллюзию некогда живого окружения.

Таким образом, полноценный проработанный интерьер присутствует только в тех зданиях, в которые персонаж физически может зайти. И неважно, с какой целью — разжиться дополнительными ресурсами или продвинуться дальше по сюжету. Остальные же строения просто бутафория: у некоторых многоэтажных зданий и вовсе отсутствуют стены. Но благодаря мельчайшим деталям у игрока всё равно возникает ощущение, что, даже если двери закрыты, внутри наверняка может быть что-то интересное.

На протяжении игры в городе можно найти трупы с записками. Этот нарративный приём существовал и в оригинальной игре. В ремейке хоть все модели тел и обезображены до неузнаваемости, в них всё равно считывается образ Джеймса.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Учитывая, что теперь нахождение записок становится условием получения одной из концовок, ведущих к тотальному отрицанию совершённого поступка, эту деталь можно трактовать как сигналы подсознания Джеймса о неизбежном наказании за содеянное, а также как стремление к выживанию, исходя из содержания в этих посланиях.

Рано или поздно Джеймс окажется в апартаментах дома на Саул-стрит. В одной из ключевых комнат он попытается войти в помещение, откуда польётся чёрная субстанция, и, судя по анимации героя, он почувствует нестерпимую вонь. В итоге Джеймс не рискнёт туда зайти.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Но на самом деле внутри ничего нет, кроме ниши дыры из ванной комнаты. А вся интрига создана за счёт кромешной тьмы за дверью.

Загадочная комната при включении дополнительных источников освещения оказалась пустой. Слева можно увидеть чёрный меш овальной формы. Это та самая дыра из ванной комнаты. К слову, все остальные дыры в стенах смоделированы по принципу цилиндра с овальным концом
Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

При проигрыше пластинки в баре «Нили» Джеймс погружается в воспоминания о парке Роузвотер, где он проводил время с Мэри. И эти кадры-флешбэки транслируются с другой части карты, где представлен небольшой видоизменённый фрагмент парка со всеми ассетами, мелькающими в кадре, в том числе и с моделью Мэри.

Сопоставление оригинального кадра и модели Мэри в локации кат-сцены. За деревьями просматривается основная часть карты, где происходит текущее действие игры
Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Апартаменты «Вудсайд» и «Блю-Крик»

В этих местах встречается несколько запоминающихся эпизодов из оригинальной игры. И один из них — встреча Джеймса с Пирамидоголовым в коридоре. Монстр просто стоит за решёткой в кромешной темноте и смотрит на героя. Его силуэт, в частности шлем, подсвечивается красным цветом, что придаёт облику особую демоничность.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Формирует эту подсветку красная неоновая лампа продолговатой формы, установленная позади Пирамидоголового. Она расположена в сцене таким образом, чтобы её не заметил игрок.

Излучаемый свет достаточно мягкий, но в то же время плотный и частично охватывает модель монстра (по большей части шлем), формируя тот самый зловещий подтекст. Но когда Джеймс оказывается по ту сторону решётки, вместе с Пирамидоголовым исчезает и сама лампа.

Сцена с мертвецом у телевизора по-своему символична. В своё время поклонники взломали камеру в оригинальной игре, и их подозрения о том, что в кресле находилась модель Джеймса, подтвердились. И этот эпизод считается отсылкой к дальнейшим событиям в комнате №312.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Учитывая, что фиксированной камеры в ремейке нет, Bloober Team изящно постаралась сохранить тайну, накрыв модель пропитанной кровью тканью. Но если заглянуть под полигональную сетку этой ветоши, можно обнаружить модель головы безо всяких опознавательных признаков.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

И лишь по специфической форме носа можно догадаться, что дизайнеры всё же использовали голову Джеймса — правда, её низкополигональную версию без текстуры кожи и каких-либо других дополнительных мешей (волос, глаз и так далее).

По мере приближения к номеру, где находится Эдди, можно услышать характерные звуки, доносящиеся из ванной. Примечательно, что если в этот момент заглянуть туда с помощью свободной камеры, то можно обнаружить, что толстяка на самом деле там пока нет.

Чтобы сделать скриншот, здесь, как и в комнате дома Саул-стрит, пришлось сгенерировать дополнительный источник освещения
Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Модель Эдди появляется только при запуске кат-сцены и остаётся на месте после её завершения, при этом цикл анимации персонажа продолжает работать до определённого времени — точнее, пока Джеймс не выйдет из комнаты во двор к бассейну.

Эдди после кат-сцены. Заметно, что его скелетный риг сильно искривлён. Если выйти из этой комнаты на улицу к бассейну, а затем вернуться, анимация окончательно перестанет работать, и Эдди так и останется прикованным к унитазу
Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Стоит рассказать подробнее о событиях, происходящих в номере 201. Скорее всего, воображение Джеймса визуализировало его собственный дом, который частично представлен в концовке «Уход» (к ней мы вернёмся чуть позже). А в одной из комнат находится кровать, в которой, по всей видимости, лежала его жена после выписки из больницы.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Хоть фото в рамках, висящих над столом, и старательно замаскированы декалями, в одном из них улавливаются очертания Мэри. Чуть ниже в тексте этому есть подтверждения.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Кстати, на диване в гостиной можно обнаружить то самое одеяло, которое находилось на заднем сиденье Джеймса, но на этот раз в сложенном виде.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Когда Джеймс забирает платок, запускается кат-сцена. Срабатывает триггер, и за углом появляется манекен, а чуть дальше от него — Пирамидоголовый. Манекен падает, а Пирамидоголовый идёт на кухню, и в его руках спавнится вторая «жертва», с которой он «развлекается» несколько секунд. Затем модель манекена-монстра исчезает, и, пока Джеймс пробирается к шкафу, Пирамидоголовый продолжает имитировать действие в полном одиночестве, а затем направляется к герою.

Сравнение закадровых событий с оригинальной кат-сценой. Учитывая, что запись велась при замедленном игровом времени, возможен небольшой рассинхрон

Если сравнивать эту провокационную сцену с первоисточником, сразу бросается в глаза заметное сокращение экранного времени оргии монстров. Вместо этого в сцене больше уделяется внимание немому диалогу между главным героем и его воображаемым палачом.

На кадрах выше можно увидеть, что, когда Джеймс всё же решается выстрелить в монстра несколько раз, тот разворачивается, направляется к двери, хватает манекена за ногу и исчезает. В это время камера показывает Джеймса крупным планом, и у игрока создаётся ощущение, что Пирамидоголовый сам открывает дверь и покидает комнату.

Экстерьер кат-сцены с каноничным прыжком из «Вудсайда» в «Блю-Крик» представляет собой вырезанный кусок уровня, где размещены части фасадов обоих зданий, а для достоверности добавлено немного деталей, включая пару фасадов с цветочными горшками и бассейн во дворе.

Локация с накрытыми манекенами в одном из коридоров апартаментов «Блю-Крик» находится за решёткой, и проход с другой стороны к этой зоне заблокирован. Но фактически эта «экспозиция» несёт исключительно декоративный характер, и ничего интересного, кроме пяти уникальных фигур, наводящих жути, там нет.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Уже будучи в «Блю-Крик» Джеймс вынужден засунуть руку в унитаз, чтобы вытащить предмет из зловонной жижи. И так как большая часть руки остаётся за кадром, нет смысла сгибать её под форму сливного отверстия, поэтому при включении свободного режима камеры можно заметить, что пальцы героя вылезают из унитаза.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

В кат-сцене с большим зеркалом диалог между Анджелой и Джеймсом не задался, и девушка выбегает из комнаты в зал, в противоположную сторону от выхода. Остановившись у стены, она зависает в этом положении, и после завершения кат-сцены её модель исчезает.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Добравшись до нижнего зала с меткой S, Джеймс вступает в первый бой с Пирамидоголовым. Но после звука сирены монстр теряет интерес к главному герою и направляется к выходу. Дойдя до двери, его модель снова исчезает. Камера же в этот момент, как обычно, направлена на Джеймса.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Улицы Западной стороны Южной долины

Выбравшись в город, Джеймс направляется к парку Роузвотер и по пути встречает Лору. Девочка неохотно разговаривает с ним и, в конце концов, спрыгивает со стены на другую сторону. По звукам за кадром создаётся ощущение, будто она куда-то убегает. На самом деле её модель застывает сразу же, как только оказывается по ту сторону стены.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Встретив Марию, Джеймс отправляется вместе с ней на поиски «особого места». Окружение по-прежнему работает по тому же принципу, что и в восточной части города. Иными словами, игрок может заглянуть только в те места, которые доступны в рамках сюжета, а также для получения дополнительных ресурсов, записей или достижений (например, гараж или боулинг-клуб Пита).

Строения, засветившиеся в оригинальной кампании Марии «Рождённая желанием», — особняк Болдуинов и запасной выход из «Райской ночи» — также представлены в виде полых зданий. И хотя сама Мария акцентирует на них внимание игрока, такой ход просто отсылает к первоисточнику.

Когда пара заходит в «Райскую ночь», в какой-то момент Мария исчезает в одной из комнат. Джеймс зовёт её, но та не отзывается. Первое время она просто стоит за дверью и смотрит в сторону Джеймса.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Затем герой уходит дальше в техническое помещение, а модель Марии исчезает из локации насовсем и появляется лишь в кат-сцене.

Интересно, что на сцене «Райской ночи» с шестами есть три огороженные шторами комнаты, в которые невозможно попасть. Несложно догадаться, что это комнаты для приватных танцев. Центральная оснащена удобными диванами, а две по бокам представляют собой обычные кабинки без мебели.

Добравшись до кинотеатра, Джеймс забирается внутрь через нишу, а модель Марии в этот момент снова исчезает. Срабатывает триггер, и игрок слышит Эдди и Лору, за которыми можно понаблюдать через окошко. Издалека кажется, что они беседуют между собой, но на самом деле их модели просто находятся в анимации бездействия. Лицевая анимация при этом не задействована, так как герои находятся очень далеко и обращены к Джеймсу спиной.

Стоит Джеймсу сдвинуть шкаф, как Лора пропадает из сцены. После диалога с Эдди Джеймс обнаруживает, что девочка уже находится на втором этаже, но та убегает, и эта анимация работает лишь для создания видимости, как и во многих других сценах.

Больница Брукхейвен

В кабинете, где сквозняком сдуло стопку документов, интересно сымитирован эффект внешней среды. За окном выставлена жёлтая подсветка и плоскость, создающая эффект закатных лучей. В совокупности с ассетом колышущейся ветки создаётся ощущение, что там действительно разбушевалась природа.

По сюжету Джеймс оказывается на крыше и заходит в подсобку. Сразу же после прочтения записей за дверью появляется Пирамидоголовый и стоит в позе бездействия, пока герой не надумает вернуться назад.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Когда Джеймс открывает дверь, запускается кат-сцена. Сбросив героя вниз, палач ещё какое-то время остаётся на крыше. После затухания его модель исчезает.

Добравшись до отделения, где спряталась Лора, Джеймс слышит пение девочки. Но, как и в случае с Эдди в «Вудсайде», модель Лоры появляется только в кат-сцене.

После убийства Губ из плоти, Джеймса забирает другой аналогичный монстр и утаскивает в никуда. В следующем эпизоде с отсылкой на сцену из фильма «Лестница Иакова» 1990 года у игрока создаётся иллюзия, будто героя куда-то везут. На самом деле модели Джеймса в сцене нет, и направленная вверх камера с размытым фокусом лишь перемещается по специально изготовленному длинному коридору больницы, ведущему в альтернативный мир.

Момент преследования Пирамидоголовым — ещё один пример создания эффектного фрагмента. По видеоряду и звукам может сложиться впечатление, что монстр зашёл в комнату, но на самом деле его модель спавнится недалеко от решётки, за которой стоят Джеймс и Мария.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Сама погоня во многом схожа со сценой из оригинала: ассет Пирамидоголового привязан к Джеймсу и ускоряется, если герою удаётся немного увеличить дистанцию. В заскриптованном моменте с разрушением окружения монстр немного обгоняет персонажей и спавнится за стеной. Примечательно, что, когда герои наконец-то добегают до лифта и происходит та самая жестокая сцена убийства Марии, технически Пирамидоголовый не закалывает девушку копьём. Но зритель не замечает этого благодаря выверенным кадрам и звуковым эффектам.

В реальности Пирамидоголовый появляется за спиной Марии только в тех фрагментах, где необходимо создать эффектный кадр и присутствие монстра. Но в определённый момент палач просто отходит за стену и остаётся там в позе бездействия, лишь иногда почёсывая свой шлем. Меш копья появляется в теле Марии сам по себе и вскоре исчезает.

Когда лифт закрывается, модель Марии в буквальном смысле отлетает от двери, а Пирамидоголовый телепортируется на её место и остаётся там ровно до тех пор, пока не загрузится новый уровень с первым этажом больницы и ночным Сайлент Хиллом.

Возможно, такой ход со стороны режиссёра не подразумевал никакого подтекста, но он довольно символичен сам по себе, ведь последние несколько секунд ошарашенного героя и палача по сути разделяла лишь дверь лифта.

Историческое сообщество, тюрьма «Толука» и Лабиринт

Справа от главного входа за решёткой у витиеватой лестницы, ведущей, к слову в никуда, можно найти фото команды Bloober Team (нижняя фотография в рамке на скриншоте). В игре оно представлено в чёрно-белом варианте.

В одном из секторов тюрьмы «Толука» в туалете можно услышать крик. Но это всего лишь иллюзия, созданная звуковыми эффектами, и в заблокированных кабинках нет ничего интересного. А в мужском санузле за закрытыми дверями ассеты и вовсе отсутствуют.

Когда Джеймс попадает в морг, одно из тел внезапно дёргается и затихает. Если с помощью свободной камеры заглянуть в нишу, где находится этот мертвец, предварительно установив дополнительный источник света, можно невооружённым взглядом заметить у трупа эрекцию.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Скорее всего, таким образом дизайнеры окружения пошутили над особо дотошными исследователями, так как если выйти из этой комнаты в следующую, а затем зайти обратно — модель трупа станет обычной.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

В комнате с телевизором Анджела появляется после запуска кат-сцены. После боя с боссом и высказывания довольно неудобных фраз Джеймсу она удаляется из комнаты, но останавливается и поворачивается в сторону героя, когда он начинает разговаривать сам с собой и убеждать себя, что не мог плохо поступить с Мэри. Скорее всего, здесь тоже не стоит искать скрытого подтекста, так как действие больше похоже на завершение цикла анимации, как и в остальных случаях, когда персонажи оказываются за дверью.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Кат-сцену встречи Джеймса и Марии в комнате с решёткой можно условно поделить на два фрагмента секвенций, которые чередуются между собой. В первом внезапно воскресшая героиня разговаривает непосредственно с Джеймсом, во второй его модель и некоторые предметы интерьера исчезают, оставляя пространство свободным, чтобы подчеркнуть знаменитый монолог Марии, снятый по подобию первоисточника. Забавно, что, несмотря на наличие табуретки, Джеймс во время беседы с девушкой сидит в воздухе. Впрочем, стул Марии тоже исчезает в конце диалога.

Эту деталь сложно заметить в кадрах кат-сцены, но койка уже изначально забрызгана кровью. Возможно, художники просто не хотели создавать ещё одну текстуру ради момента, в котором игрок практически не обращает внимания на данный элемент окружения.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Интересно, что после диалога с Джеймсом и на протяжении прохождения всего лабиринта модель Марии остаётся в мире. Даже после того, как Джеймс немного «разомнётся» с Пирамидоголовым и палач уйдёт по длинному коридору в сторону комнаты, где находится девушка, та по-прежнему всё ещё жива и продолжает сидеть на стуле.

Но стоит только герою открыть дверь, как перед ним откроется совсем другая картина.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

В сцене с Эдди в морозильной камере можно заметить несколько моделей трупов — условных жертв толстяка в его собственном мире. Их ассеты одинаковы, но по-разному изувечены. И если абстрагироваться от белого напыления, имитирующего последствия пребывания тел в морозильной камере, и видоизменённых текстур, то можно сделать вывод, что эти модели — копии Джеймса, судя по мешу куртки, причёске и форме носа и ушей.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

На примере кат-сцены с Эдди, снятой со стороны, можно отследить порядок кадров, смену освещения и расположение ассетов. Для более удачных ракурсов модели обоих персонажей периодически появляются и исчезают. Забавно, что в один из моментов Эдди охает сразу после очередного спавна Джеймса.

Выйдя из морозильного цеха, герой попадает на пристань, садится в лодку и плывёт на свет огонька, отсылающий к легенде с зажжённой свечой, упомянутой ранее в игре. И та самая путеводная звезда, на свет которой по задумке плывёт Джеймс, создана в виде мощного точечного источника освещения.

Этот источник расположен в нескольких метрах от лодки и напрямую связан с её перемещением. В какой-то момент он затухает, и в другом месте появляется новый точечный источник, который работает по аналогичному принципу.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

За счёт окружающего тумана и постоянного отдаления от лодки у игрока возникает ощущение, что Джеймс плывёт к чему-то недосягаемому. После триггера происходит очередное затухание, и загружается новая локация, отель «Лейквью».

Отель «Лейквью»

В «Лейквью» многие закадровые секреты связаны непосредственно с финалом игры. Например, на третьем этаже находится знаменитая комната Великой Собаки Миры из оригинала, расположенная рядом с номером 312. Если заглянуть в неё, воспользовавшись свободной камерой, можно увидеть, что вся аппаратура внутри функционирует, даже если у игрока нет специального ключа, чтобы войти в помещение. Но вот самой Великой Собаки нет. Видимо, пока ушла на перерыв.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Кульминационная кат-сцена с просмотром плёнки в номере 312 интересна своим подходом к режиссуре. Стоит только Джеймсу использовать кассету, как его модель сразу исчезает, и одновременно происходит загрузка альтернативной версии отеля.

Интерьер и экстерьер комнаты №312 после использования кассеты
Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Куда же подевался Джеймс? Ведь в кат-сцене он в этот момент смотрит видеозапись. Всё дело в том, что всё это время над отелем «Лейквью» высоко в воздухе нависала копия здания с единственной проработанной локацией — дубликатом комнаты №312 и частью коридора. Игрок не может увидеть эту конструкцию из-за густого тумана. Лишь при активации свободной камеры на балконе номера улавливаются едва заметные очертания огромного объекта, по структуре схожего с планом третьего этажа.

И когда игрок активирует кассету, модель Джеймса переносится в комнату-клон. Там же происходит основная секвенция с просмотром плёнки и дальнейшим диалогом с Лорой. А после затухания модель героя появляется уже в комнате альтернативного отеля, то есть в нижней локации, которая заменила прежний вид здания.

Экстерьер здания, где Джеймс смотрит видеозапись

Само изображение, якобы транслируемое на экране, — просто плоскость с загруженным FMV-видео. Но так как она представлена крупным планом с большой фокусировкой и выставлена на уровне телевизора, игроку довольно сложно распознать эту иллюзию, если он не в курсе подобных техник.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Не менее любопытно срежиссирована кат-сцена с Анджелой. Согласитесь, странно, что Джеймс бродит по затопленному подвалу, открывает дверь, за которой якобы полыхает огонь, беседует в последний раз с Анджелой, уходит, а затем оказывается уже на лестничной клетке? Это ещё один трюк разработчиков.

Технически за «горящей» дверью находится та самая лестничная клетка, которая выводит Джеймса из подвала, а огонь — набор декоративных спецэффектов. Когда Джеймс открывает эту дверь, он переносится в другую часть уровня, представленного в виде отдельной конструкции. Там и находится та самая горящая лестница с сопутствующим декором в виде изуродованных фигур на стенах.

В первоисточнике после диалога с Анджелой игрок мог ещё долго смотреть, как девушка поднимается по горящей лестнице. Но в кат-сцене ремейка её модель исчезает очень быстро, и Джеймс сразу же покидает это место. После этого герой вновь телепортируется на предыдущую часть уровня, но уже сразу в настоящую комнату с лестничной клеткой.

Кстати, во время наших съёмок процесс телепорта прервался, и Джеймс застрял за дверью сцены этого мини-уровня. Оказалось, что там существует продублированный вариант лестничной клетки, но, по понятным причинам, в нём находятся лишь базовые конструкции без текстур.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

А вот по кат-сцене с Пирамидоголовыми близнецами заметно, что она срежиссирована так, чтобы свести к минимуму насилие. Большую часть экранного времени нам показывают кадры с лицом Марии, а палачи в этот момент практически неподвижны. Движения одного из них и вовсе забагованы. После казни за счёт звука создаётся иллюзия, будто монстры спускаются, но они просто топчутся немного наверху, а затем их модели телепортируются к Джеймсу для дальнейшего боя.

Что касается Марии — в отличие от оригинала, разглядеть на её лице отпечаток страданий довольно сложно, что во время кат-сцены, что после.

Лицо Марии в кат-сцене и после неё
Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Если говорить о финальном диалоге с Мэри, то здесь используются те же принципы режиссуры, о которых мы упоминали ранее. А трансформация в финального босса — всего лишь поочерёдная смена ассетов, положение которых иногда выходит за пределы клетки.

На кадрах расположение ассетов немного различается из-за того, что место перевоплощения Мэри зависит от концовок.

Эпилог

В заключительных фрагментах с помощью свободной камеры также можно найти несколько любопытных моментов. Рассмотрим пару концовок, которые во времена оригинала считались в сообществе наиболее каноничными, — «В воде» и «Уход».

При просмотре первой можно заметить, что в самом начале выбран очень крупный фокус камеры, а правая часть салона автомобиля (если смотреть со стороны Джеймса) словно затемнена. В этот момент в сцене задействовано два огромных чёрных меша прямоугольной формы. Они сведены крест-накрест и ограждают салон от попадания лишнего света, который исходит от внешней среды.

По мере проигрыша кат-сцены они слегка смещаются в сторону, тем самым открывая в кадре ключевые детали, в том числе и то самое одеяло, которое мы упоминали в самом начале. А ближе к завершению меши заменяются плоскостями

Следующий эпизод концовки представлен в виде дополнительного сегмента уровня, где меш письма медленно опускается вниз, на условное дно озера. Фактически эта сцена представлена в виде «коробки» с водой, обтянутой динамическими материалами, имитирующими водные глубины. Для того чтобы придать излучаемому свету от направленного источника более прямую форму, разработчики задействовали в сцене два куба, блокирующие «излишки» световых лучей.

Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

В «Уходе» мы можем убедиться, что интерьер больничной палаты соответствует обстановке одной из комнат в номере 201, а догадки относительно фото из архива, упомянутые ранее, полностью подтверждаются. Чуть ниже него, по всей видимости, висит фото «Лейквью».

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Но, помимо комнаты с кроватью, в сцене также присутствует кухня и прихожая, которые во многом схожи с тем, что мы видели в номере 201. Всё это подтверждает теорию о том, что в апартаментах «Вудсайд» воображение Джеймса визуализировало его собственный дом.

Через отверстие в стене можно увидеть отрезок локации из начала игры. Учитывая, что на протяжении всей кат-сцены «Ухода» показано много локаций, в которых побывал Джеймс, подобные мини-сцены разбросаны по всему уровню. Но проверять эту историю достаточно сложно из-за отсутствия освещения за пределами зон
Видео: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Подведём итоги

В обновлённом Сайлент Хилле можно встретить много интересных вещей, скрытых от посторонних глаз, включая забавные вещи вроде таблички ранчо, подсветки Пирамидоголового или пасхалки с трупом… Можно до бесконечности исследовать этот мир и находить всё новые секреты.

Но, с другой стороны, нельзя сказать, что в абсолютно каждой проработанной детали можно найти скрытый подтекст и особый символизм (а мы помним, что по канону окружение напрямую связано с внутренним миром главного героя). Помните, как в оригинальной игре коробка сока порвала один из пакетов, лежащих в мусорном баке, и в отверстии проглядывались очертания, которых испугался даже сам Джеймс? В ремейке подобные детали из первоисточника встречаются довольно редко. Хотя при наличии передовой графики и спецэффектов в них могли вдохнуть новую жизнь и познакомить с ними игроков, не знакомых с оригиналом.

Скриншот: игра Silent Hill 2 (2024) / Bloober Team

Что касается кат-сцен, то в ремейке они срежиссированы по стандартному принципу: ассеты, которые остаются за кадром, отключаются, ставятся на паузу или вовсе ведут себя так, как им заблагорассудится (как Пирамидоголовые близнецы на эшафоте). С одной стороны, это вполне типичный подход к скриптовым сценам в играх. С другой — у Silent Hill достаточно большой фандом, который крайне внимателен к деталям. И Bloober Team наверняка осознавала, что поклонники начнут разглядывать их игру буквально по пикселю. Подобный феномен и существовал в нулевых, когда игроки на форумах выкладывали текстуры из игр и проводили дополнительный анализ.

Конечно, с точки зрения производства многое зависит от бюджета, выделенного на кат-сцены. Но чтобы добавить закадровой динамики персонажам в секвенциях, порой не нужны часы мокап-сессий: достаточно оснастить модели парой дополнительных анимаций и порадовать сообщество уникальным действием вне поля зрения игрока, в котором можно уловить скрытый подтекст.

В любом случае этот экскурс по закадровым местам заставил взглянуть по-новому на мир туманного городка и дал пищу для размышлений. А это, пожалуй, самое важное для поклонников, которые находятся в поиске таких деталей.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована